Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста»




Скачать 113.14 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста»
Дата публикации15.09.2013
Размер113.14 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
vbibl.ru > История > Контрольные вопросы
Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине

«Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы

по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста»

1.Теоретические основы педагогики раннего детства, актуальные проблемы.

2. Концепция раннего детского возраста: цель и задачи, основные положения реализации.

3. Характеристика структурных компонентов Концепции раннего детского возраста (социальная направленность; ведущие линии реализации, средства, принципы, условия и стратегия реализации; предполагаемый результат).

4. Требования к современной модели содержания профессиональной подготовки специалистов для работы с детьми раннего возраста, структурные компоненты.

5. Характеристика профессиональных компетенций готовности к работе с детьми раннего возраста (социально-исторический блок, медико-валеологический, психологический, педагогический, технологический).

6. Исторические аспекты педагогики раннего детства, основные этапы развития.

7. Развитие взглядов на педагогику раннего детства зарубежных исследователей.

8. Вклад в теорию и практику педагогики раннего детства в истории России.

9. Тенденции в обновлении общественной системы воспитания детей раннего возраста в России 20 в.

10. Подходы к совершенствованию Программы воспитания детей раннего возраста.

11. Конструктивные направления в обновлении системы взаимодействия семейно-общественного воспитания детей раннего возраста (характеристика 3-х направлений).

12. Пренатальная педагогика. Особенности развития и воспитания ребенка до рождения.

13. Особенности высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста.

14. Основные правила воспитания детей раннего возраста.

15. Цель и задачи воспитания детей раннего возраста.

16. Значение среды в развитии ребенка раннего возраста. Характеристика общих условий (деятельность, среда, общение).

17. Принципы организации развивающей среды в группах раннего возраста.

18. Условия и требования к содержанию развивающей среды в группах раннего возраста (на основе характеристик детского сообщества и уровней обобщения информации).

19. Основные этапы и ведущие линии развития детей 1-го года жизни.

20. Особенности развития детей 2-го года жизни.

21. Современные формы взаимодействия семьи и общественного воспитания.

22. Значение научного подхода к воспитанию детей раннего возраста. Ошибки родителей, провоцирующие проблемы детей и типичные проявления задержки развития.

23. Особенности адаптации детей к ДОУ.

24. Подходы к диагностике развития детей раннего возраста.

25. Общая характеристика развития речи детей раннего возраста.

26. Периодизации речевого развития ребенка от рождения до трех лет (А. Н. Гвоздева, Е. Н. Винарской, Е. М. Мастюковой и др.)

27. Характеристика этапов доречевого и речевого развития ребенка раннего возраста.

28. Показатели нарушения развития речи ребенка раннего возраста.

29. Характеристика диагнозов детей, составляющих группу риска по речевым нарушениям.

30. Индивидуально-типологические особенности развития речи в раннем возрасте.

31. Анализ анамнестических данных ребенка раннего возраста.

32. Обследование актуального нервно-психического развития ребенка раннего возраста по сравнению с условной возрастной нормой.

33. Диагностика речевого развития ребенка раннего возраста.

34. Цели и задачи пропедевтической работы с детьми раннего возраста.

35. Принципы организации системы пропедевтической работы по предупреждению речевых нарушений.

36. Организация системы пропедевтической работы.
Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине

«Дошкольная педагогика»

  1. Дошкольная педагогика как наука, ее предмет, объект, методологические основы.

  2. Этапы становления и развития дошкольной педагогики как науки.

  3. Дошкольная педагогика в системе педагогических наук. Связь с другими науками.

  4. Своеобразие развития в период дошкольного детства. Возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

  5. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ: основные принципы и требования к ее организации и содержанию.

  6. Современные подходы к определению цели и задач воспитания дошкольников (на основании ФГТ). Характеристика задач воспитания детей дошкольного возраста.

  7. Сущность и структура содержания дошкольного образования. Базис личностной культуры: интегративные качества личности дошкольника.

  8. Программное обеспечение дошкольного образования. Структура, принципы построения, основные требования к основной общеобразовательной программе ДОУ.

  9. Характеристика вариативных программ дошкольного образования.

  10. Современные подходы к организации планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Комплексно-тематическое планирование педагогического процесса.

  11. Мониторинг в ДОУ: понятие, значение, содержание, методы мониторинга.

  12. Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста: сущность, задачи, содержание, формы и методы.

  13. Специфика организации обучения в ДОУ. Дидактические принципы дошкольного обучения. Характеристика методов обучения дошкольников.

  14. Занятие (НОД) как основная форма обучения в ДОУ. Классификация занятий. Психолого-педагогические требования к их организации и проведению. Современные подходы к содержанию и методике.

  15. Сущность, специфические особенности и формы организации учебно-познавательной деятельности дошкольника.

  16. Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи, содержание, средства и методы сенсорного воспитания.

  17. Сущность и психолого-педагогические основы социально-нравственного воспитания. Механизм нравственного воспитания. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

  18. Задачи, принципы, содержание, средства, формы и методы социально-нравственного воспитания дошкольников.

  19. Проблема воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.

  20. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Задачи, содержание, средства, формы и методы эстетического воспитания дошкольников.

  21. Организация художественной деятельности в ДОУ: специфика, содержание, формы и методы организации.

  22. Проблема преемственности ДОУ и школы: задачи, содержание и формы организации преемственности.

  23. Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: сущность, структура и содержание готовности.

  24. Проблема диагностики готовности детей к школьному обучению.

  25. Необходимость сотрудничества семьи, ДОУ и школы. Задачи, принципы, формы и методы организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

  26. Проблема адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОУ: понятие, особенности, факторы, этапы протекания.

  27. Организация работы ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ в семье.

  28. Основные направления реформирования системы дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания.



Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине

«Игровая деятельность дошкольника»

  1. Сущность игры как основного вида деятельности детей.

  2. Социальный характер детской игры, ее значение в развитии личности дошкольника. Игра как часть образовательной области «Социализация» и ее интеграция со всеми образовательными областями.

  3. Теории происхождения игры (научные подходы к появлению детской игры).

  4. Игра как средство воспитания и форма организации детской жизни.

  5. Концептуальные подходы к развитию игры дошкольников (Д.Б.Эльконин, С.Л.Новоселова, Е.Е.Кравцова).

  6. Виды детских игр, подходы к классификации игр дошкольников.

  7. Своеобразие творческих игр дошкольников, характеристика субъектных проявлений детей в игровой деятельности.

  8. Закономерности развития сюжетно-ролевой игры.

  9. Сущность и специфические особенности театрализованной игры дошкольника.

  10. Режиссерские игры, педагогические условия их развития. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей: этапы, алгоритм взаимодействия воспитателя и детей.

  11. Компьютерные игры дошкольников. Психолого-педагогические требования к организации компьютерно-игровых комплексов в дошкольном учреждении.

  12. Технологии руководства сюжетно-ролевыми играми детей раннего и дошкольного возраста. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевыми играми детей: этапы, алгоритм взаимодействия воспитателя и детей.

  13. Педагогические технологии организации игры-фантазирования (сюжетосложение).

  14. Дидактическая игра как средство воспитания и обучения детей. Народные дидактические игры как особенность отражения национального характера этноса.

  15. Игры со строительным материалом и методика обучения конструктивным умениям.

  16. Характеристика предметно-игровой среды, особенности ее организации в разных возрастных группах дошкольного учреждения.

  17. Значение игрушки в развитии личности дошкольника. Современная классификация игрушек. Психолого-педагогические требования к детской игрушке.

  18. Диагностика игры дошкольника. Система мониторинга достижения детьми освоения образовательной области «Социализация. Игра».



^ Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине

«Основы педагогического мастерства»

ЦИПС

  1. Педагогическая культура как характеристика профессиональной деятельности педагога. Сущность понятий «педагогическая культура», «педагогическое мастерство» и др.

  2. Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры: основные компоненты, уровни их развития и этапы становления. Составляющие элементы педагогического мастерства.

  3. Своеобразие функции открытия ребенка на общение, характеристика ее интегральных ключевых операций («установление личного контакта», « выбор пластической позы», «подача информации с позиции «Мы»).

  4. Педагогическое мастерство и педагогические способности. Требования к личности педагога. Качественные различия педагога-мастера и педагога - «не мастера» (по А.Л. Перевощиковой).

  5. Аксиологический компонент в структуре педагогического мастерства, его сущность. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя, многообразие педагогических ценностей в его деятельности.

  6. Характеристика гносеологического компонента в структуре педагогического мастерства. Составные части содержания профессионально-педагогических знаний.

  7. Педагогическое творчество, особенности творческой деятельности педагога. Факторы, уровни и этапы развития творческого процесса, структура и критерии педагогической импровизации.

  8. Педагогические способности в структуре профессиональной деятельности педагога.

  9. Особенность педагогической рефлексии, как компонента готовности педагога к профессиональной деятельности, содержание личностного уровня рефлексии.

  10. Педагогическая технология как показатель педагогического мастерства. Принципы педагогической технологии.

  11. Педагогическая техника как инструмент профессионального взаимодействия педагога с субъектами образовательного процесса.

  12. «Ключевые операции» педагогической технологии как основополагающие элементы научно-технологического арсенала учителя.

  13. Технология педагогического общения. Специфика педагогического общения: «открытие ребенка на общение», «соучастие», «возвышение» как функции профессионального общения.

  14. Характеристика стилей развивающего взаимодействия в системе «ребенок- взрослый» с позиции трансактного анализа ( по Э. Берну).

  15. Сущностная характеристика педагогической этики.

  16. Авторитет педагога: специфические особенности педагогического авторитета, его структура, виды, уровни и стадии становления

  17. Технология педагогической оценки, ее роль в воспитательном процессе. Характеристика приемов оценочной реакции: анализ собственных возможностей педагога; выбор оптимального варианта воздействия и его реализация; констатация эффективности воздействия.

  18. Технология разрешения педагогического конфликта. Природа и социальная роль конфликтов, причины их возникновения. Классификация конфликтов. Место педагога в конфликтной ситуации.

  19. Технология педагогического требования. Требование как проблема педагогического стимулирования. Условия предъявления педагогических требований.

  20. Технология аргументации и информативного речевого воздействия. Пластический образ и речевое воздействие как технологические средства педагогического взаимодействия.

Практические задания

  1. Составить схему «Пространство профессионализации личности педагога», определив его векторы и плоскости.

  2. Разработать схему «Этапы и уровни развития педагогической культуры»

  3. Раскрыть стили развивающего взаимодействия в системе «ребенок- взрослый» с позиции трансактного анализа ( по Э. Берну).

  4. Составить рекомендации для воспитателей по пониманию эмоциональных состояний детей

  5. Упражнения с детьми на выражение эмоций и восприятия эмоциональных состояний.

  6. Упражнения на развитие способности видеть положительное в других.

  7. Упражнения на установление контакта, инициативного общения.

  8. Упражнения на развитие умений выходить из конфликтных ситуаций.

  9. Проранжируйте качества личности педагога по степени их значимости для выполнения каждой из профессиональных функций (см. анкету - решетку).

  10. Задание: спрогнозируйте возможные варианты дальнейшего развития ситуации

Задание № 1)

Задание № 2

Задание № 3.

  1. Задание: привести примеры упражнений на развитие голоса.

  2. Задание: произнести приветствие педагога «Здравствуйте» с 10-ю различными оттенками (радости, достоинства, удовольствия, страха, дисциплинирования, удивления, упрека, неудовольствия, иронии, безразличия).

  3. Задание: привести примеры артикуляционной гимнастики.

  4. Задание:

- произнести скороговорку №1.

- произнести скороговорку №2.

- произнести скороговорку №3.

- произнести скороговорку №4.

  1. Задание по карточке: Определить по мимическому выражению эмоциональное состояние.

  2. Задание: показать жест и дать его трактовку:

жест-обман

жесты-барьеры.

жест-превосходства

жест–агрессия

жест открытости

признаки уверенности

признаки неуверенности

  1. Задание по технологии информативно-речевого взаимодействия.

  2. Задание по технологии педагогического требования.

  3. Задание по технологии педагогической оценки.

  4. Задание по технологии разрешения педагогического конфликта.



Контрольные вопросы по дисциплине

«Поликультурное образование»

1. Теоретические основы поликультурного образования. Актуальность проблемы поликультурного воспитания культуры.

2. Сущность поликультурного образования

3. Основные понятия поликультурного образования

4. Общие и частные цели поликультурного образования.

5. Задачи поликультурного образования.

6. Характеристика принципов поликультурного образования: полилингвальности; преемственности; дифференциации и разнообразия;

7. Сущность принципов поликультурного образования: креативности; культурной целостности; объемной (стереоскопической) картины мира; вариативности стратегии и технологии; этической актуальности.

8. Содержание системы поликультурного образования.

9. Характеристика уровней подсистем поликультурного образования: личностный, государственный.

10. Общие и специфические функции поликультурного образования.

11. Критериальные показатели сформированности поликультурного образования личности.

12. Принципы воспитания межкультурной толерантности, правила и условия их реализации (принципы субъектности; адекватности; индивидуализации; рефлексивной позиции).

13. Требования к организации поликультурной среды образовательного учреждения.

14. Модели создания поликультурной образовательной среды

15. Методы и приемы поликультурного воспитания.

16. Методы развития интеллектуальной сферы;

17. Методы развития эмоционально-волевой сферы.

18. Методы развития действенно-практической сферы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconТема: «память у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепить знания студентов по теме: «Развитие памяти у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста». Исследовать индивидуальные...

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconГодовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения для детей раннего возраста

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconОсобенности периода раннего детства и его значение
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое...

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconАнализ воспитательно образовательной работы за 2011 2012 учебный год
В 2011 – 2012 учебном году в дошкольном учреждении функционировало 7 групп с общим количеством 135 детей; одна группа – раннего возраста,...

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconВзаимодействие специалистов доу в сопровождении детей раннего возраста...

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconНа учебных и тренировочных занятиях
В физическом воспитании детей лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconД. Б. Эльконин Избранные психологические труды
Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconКонсультации для воспитателей
«Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста»

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconКонтрольные вопросы к экзамену для студентов ципс по курсу «Психология...
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Эволюция игровой деятельности...

Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика раннего возраста. Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста» iconСодержание работы с родителями по предупреждению нарушений речи у детей младенческого возраста
Речь играет важную роль в умственном развитии ребенка. Под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница