פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц




Названиеפרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц
страница1/3
Дата публикации11.09.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2   3


פרשת חיי שרה – Сара и Ривка. Два поколения праведниц
Недельная глава названа именем первой из наших четырех1 праматерей и посвящена урокам, которые преподнесли нам две женщины величайшей духовной силы, каких когда-либо видел мир: Сара и ее невестка Ривка. Каждую пятницу вечером мы поем за субботним столом песнь «Эшет хаиль»2, которая, согласно Танхума, является поминальной речью Авраама-авину в честь Сары (и которую царь Шломо впоследствии поместил в конец текста «Мишлей»)3. (И не случайно в другой интерпретации под «эшет хаиль» понимают Тору4.)

Сара – первая и самая выдающаяся из семи еврейских пророчиц5, более великая, чем сам Авраам-авину6. Все ее существо было пронизано руах а-кодеш7.

Не дни и годы составляли жизнь Сары, а ее жизнь составляла содержание дней – вносила в них смысл и полноту. О них сказано: שני חיי שרה – т.е. годы определены как то, что относится к חיי שרה (Зоар). Причина этому – постоянный духовный рост Сары, ее непрерывная работа над собой8. По сравнению с Сарой, говорят наши мудрецы, остальное человечество – как обезьяна по сравнению с человеком9.

Сара ушла в мир иной с душой, абсолютно целостной духовно, – בת ק' כבת כ'. Она достигла такого совершенства на своем жизненном пути, что ее физическое тело было точным отражением ее внутренней духовной полноты – בת עשרים כבת שבע ליופי 10. Величием отмечена не только ее жизнь, но и ее смерть: первой из праотцев и праматерей она была похоронена рядом с Адамом и Хавой в Меарат-а-махпела (буквально – Сдвоенной пещере, или Пещере патриархов), в месте, предназначенном для захоронения четырех супружеских пар1. Родоначальники человечества должны были соединиться здесь с прародителями еврейского народа, духовными прародителями человечества2. Это – не обычное место3.

Праматери (имаот) дали нам образцы духовности, которые питают и вдохновляют душу еврейской женщины4. Так, сто двадцать семь лет жизни Сары (временнóе измерение) трансформировались в правление Эстер над ста двадцатью семью государствами (пространственное измерение)5. Все последующие поколения еврейских женщин наследуют от Сары потенциал святости и потому призваны воспроизводить ее величие. Так же, как каждый мужчина-еврей обязан спрашивать себя: «Когда мои действия достигнут уровня поступков Авраама, Ицхака и Яакова?», так каждая женщина-еврейка должна проверять: «Когда мои действия достигнут уровня поступков праматерей?»6

Поскольку глава названа в честь жизни Сары, все эпизоды в ней: миссия Элиэзера, который должен привести Ривку в качестве жены для Ицхака, возвращение Агари (Кетуры) как жены Авраама, перечисление потомков Ишмаэля – каким-то образом должны быть связаны с ее жизнью (хотя и произошли после ее смерти). Тот факт, что Сара похоронена в Меарат-а-махпела, говорит нам о чем-то, ради чего Сара жила, и Ривка должна – так она и поступает – продолжить выполнение задачи, которой была посвящена жизнь Сары. Сложнее увязать с жизнью Сары возвращение Агари, ибо разве не Сара изгнала ее из дома Авраама? Так же неясно обстоит дело с перечислением потомков Ишмаэля: разве не Ишмаэля желала Сара исключить из состава еврейского народа?7 Как мы увидим, именно способность Сары определить границы еврейского народа привела к возникновению нового народа от Агари.

Выдающийся деятель – все геры и все Б-гобоязненные люди в мире произошли от тех, кто вскормлен молоком Сары, говорят наши мудрецы1 – Сара была не только соратником Авраама в оказании духовной и физической помощи людям2, но она также – первая и самая великая из еврейских женщин. Она была пионером женского служения Всевышнему, благодаря чему обнаружили себя и получили четкие очертания существенные различия в характере мужского и женского хеседа.

«Зоар» объясняет, что Сара обрела величие в ситуациях, когда она оказалась наедине с двумя крупнейшими правителями того времени, в первый раз – с Паро, потом – с Авимелехом, и в обоих случаях избежала близости3. В этом заключается большой вклад Сары в духовное наследие еврейского народа4. Авраам, мужчина, был сехель, голова. Сара была сердце. Сердце – источник тешука, страстного желания соединиться с чем-то5 (см. примечание). Это объясняет также, почему женщины достигают особых высот в Б гобоязненности, прежде всего там, где для решения задачи необходимо проявить доверие6. Ведь в моменты, когда ум блуждает в тумане, человеку, чтобы разобраться, необходимо опереться на какие-то более глубокие уровни восприятия.

Говоря словами Шем ми-Шмуэль, Авраам принес еврейскому народу в наследие прямое и ясное мышление… Сара подарила нам страстность, горячее стремление к святости. Поэтому ее испытанием было похищение Паро и Авимелехом, когда от нее потребовалось отвергнуть недостойных партнеров… Сара подобна сердцу еврейского народа… Как сказано в «Зоаре», Авраам и Сара подобны душе и телу, разуму и сердцу, форме и материалу, который форму принимает… Страстная тяга к духовности, которую испытывала Сара, была жизненно необходима для достижения высоких уровней духовности, и потому заслуги Авраама приписываются Саре7.

Рав Джозеф Б. Соловейчик в поминальной речи о Толне ребецин1 выразительно обрисовал роль тешука в торат имеха – материнских наставлениях:
Она научила меня, что у мицвот есть вкус, аромат и тепло. Я получил от нее главную в жизни вещь – способность чувствовать Присутствие Всевышнего и мягкий нажим Его руки, лежащей на моем хрупком плече. Без ее наставлений, которые нередко я улавливал в молчании, я бы вырос бездушным существом, сухим и бесчувственным.

Законы субботы, например, были переданы мне отцом, они – часть мусар авиха. Шабат как живое существо, суббота как королева открылась мне благодаря матери, это часть торат имеха. Отцы много знали о шабате, матери проживали субботу, ощущали ее присутствие и остро воспринимали ее красоту и великолепие.

^ Отцы учили поколения, как соблюдать шабат; матери учили поколения, как приветствовать субботу и двадцать четыре часа наслаждаться ее присутствием.
Однако в этом мире тешука – не простая вещь. После греха Первого человека добро и зло смешались2. Тешука легко может обратиться на дурные вещи. Для того чтобы обрести подобающую тешука, надо сначала разобраться и отделить хорошее от плохого. Авраам-авину в своей поминальной речи о Саре говорит:
דרשה צמר ופשתים3
Сара способна была отделить шерсть от льна, т.е. обнаружить смесь шаатнез. Она совершила такое разделение, говорит мидраш, удалив Ишмаэля из своего дома и оставив Ицхака, с тем, чтобы обеспечить должное происхождение еврейского народа4. Сара и Авраам разошлись во мнениях по фундаментальному, принципиально важному вопросу о том, какими должны быть границы и критерии еврейского народа, и Всевышний со всей определенностью принял сторону Сары5. Именно она была способна извлечь из Авраама-авину только хорошее и дать жизнь Ицхаку, оставляя примеси для Ишмаэля1. Само имя Сары происходит от слова «править»2 – устанавливать параметры.

Вот почему יחוס בתר האם (мать определяет происхождение)3. Именно она обеспечивает физическую среду (матка), в которой ребенок существует, и именно от нее зависит духовный контекст (т.е. она обусловливает, будет ребенок существовать в рамках еврейства или в рамках нееврейства).

Мужской вклад в процесс рождения эфемерен и в пространственном, и во временнóм отношении, но он содержит в себе зародыш жизни. Мужское участие не знает ни усилий, ни боли. У женщины все прямо наоборот. Она обладает способностью удержать в себе эту эфемерную крупицу и создать из нее полноценную жизнь. Ребенок физически формируется в чреве матери определенное время; его вынашивание и рождение стоят матери усилий и физических страданий. Наконец ребенок рождается. Столь различные энергии отца и матери гармонизировались в новом и уникальном существовании – в третьей составляющей, в ребенке. Так, пройдя через святость интимных отношений, рождается конечное и преобладающее чувство достигнутого и так שכינה становится частью жизни этой супружеской пары.

Отпор Сары Паро и Авимелеху развил у нее также способность противостоять всякому смешению добра и зла, способность извлекать в конечном счете только благо. Авраам и Сара были в состоянии исправить грех Адама и Хавы. Змеем для Сары был Паро, добирающийся до Авраама через Сару, как змей в Ган-Эдене добрался до Адама через Хаву4, а ее противостояние было тикун а-хет. Кроме того, дарами от Паро, которые получил за нее ее муж, – ולאברהם הטיב בעבורה, она выкупила у Египта искры святости, создав исторический прецедент для евреев Исхода, которые сделают то же самое (Рамбан)5.

Между тем как Сара очерчивала границы, Авраам делал что-то прямо противоположное. Он был Ав амон гоим – отец всех народов мира. Его духовная позиция – объять, а не исключить. Даже брит (брит-мила), исключительный союз с Всевышним, послужил тому, что он стал Ав амон гоим1. Сара, однако, знала, что для еврейского народа нехорошо, если Ишмаэль получит хесед от Авраама-авину, потому что он обратит его на себя, т.е. будет берущим, а не дающим2.

Так же, как стена защищает город, так женщина, дополняющая мужчину, защищает его. Поэтому [о сотворении Б гом женщины] сказано: ויבן – и Он построил. Вокруг каждого строения возводится защитная ограда и стена3.

Следующее, второе поколение оказалось противоположностью первому. Ицхак развивал в себе качество гвура (мужество), потому что видел: великое множество людей, которых принимал его отец, стремясь приблизить их к Всевышнему, приходили и уходили, исчезали. Ицхак культивировал гвура, но исключительно с целью довести до целостности отцовский хесед, сообщить ему недостающую составляющую4. Наличие у Ицхака качества гвура требовало, чтобы Элиэзер искал для него баалат-хесед, женщину, обладающую качеством милосердия, чтобы дополнить его гвура5. Это сочетание гарантировало, что хесед Авраама сохранится и будет передаваться из поколения в поколение6.

Авраам и Сара, Ицхак и Ривка находили в своих партнерах уникальные качества, которых недоставало им самим. Рассматривать Ицхака и Ривку по отдельности значит упустить из виду то чрезвычайно важное обстоятельство, что в единении они достигали полноты7 .

Ответ на молитвы Элиэзера пришел немедленно: характер Ривки подвергается проверке и она проходит ее с честью. Элиэзер просит глоток воды, она дает ему полностью утолить жажду; он сказал: «из твоего кувшина», другими словами – не утруждай себя, не ходи снова к колодцу, но она все равно идет и приносит воду не только ему, но и всем его верблюдам, пока они не напились досыта1. Так ведет себя человек цельный и совершенный – он не бросает дела, которое считает необходимым сделать, не доведя его до конца. Он делает все, на что способен, стремясь к совершенству в каждой детали2.

Но, возможно… возможно, то, что побудило ее дать напиться человеку, испытывающему жажду, лишь мгновенный порыв?3 Нет, заметить, что и верблюды томятся от жажды, мог бы только истинно милосердный человек4. И она не сообщает Элиэзеру заранее, что намерена взять на себя такие хлопоты5.

Элиэзер отмечает еще одну поразительную вещь. Глава на всем протяжении именует Элиэзера «раб», в смысле – слуга6. Ривка, однако, называет его 7אדני. К каждому человеку она относится так, что это возвышает его, пробуждает в нем новые силы, дарит ему не только приятное самочувствие, но и укрепляет чувство собственного достоинства8. Эта деликатность речи заставляет ее также провести четкую границу между Элиэзером, человеческим существом, и верблюдами9.

Вообразите, говорит рав Симха-Зисл (Алтер из Кельм), что было бы, предоставь Ривка напоить верблюдов кому-то из сопровождающих Элиэзера помощников. Представьте себе, что именно на этот раз она почувствовала себя слишком усталой, чтобы взяться поить еще и целый караван животных. Она бы упустила возможность стать женой Ицхака, и вся мировая история была бы совершенно иной1. Наши действия, даже самые малые из них, имеют космические последствия.

Ривка отправляется с Элиэзером в обратный путь и, по воле Провидения, видит Ицхака при обстоятельствах, когда его гвура и пахад должны произвести на нее неизгладимое впечатление2. Благодаря Ицхаку Ривке, женщине с качеством хесед, стало доступно качество ира (страх, трепет), а Ицхаку – благодаря Ривке – качество хесед3.

Ицхак приводит Ривку в шатер своей матери, дав этим понять, что он ищет преемственности, – и обретает утешение, которого искал:
בראשית כד סז: וַיְבִאֶהָ יִצְחָק, הָאֹהֱלָה שָׂרָה אִמּוֹ, וַיִּקַּח אֶת-רִבְקָה וַתְּהִי-לוֹ לְאִשָּׁה, וַיֶּאֱהָבֶהָ; וַיִּנָּחֵם יִצְחָק, אַחֲרֵי אִמּוֹ
Раши говорит, что три вещи были утрачены со смертью Сары и возвратились с приходом Ривки4: субботние свечи Сары горели от субботы до субботы, ее благословение нисходило на тесто (вместе с мицвой об отделении халы) и облако Шехины постоянно стояло над ее шатром благодаря безупречному соблюдению ею законов семейной чистоты5. (О четвертом моменте см. примечание6.)

הדלקת נרות дает свет, несущий שלום – объединяющую силу – шабата1. Субботние свечи зажигают именно женщины, потому что они исключительно соответствуют качеству שלום2. Суббота – душа недели. Сара и Ривка создавали выполнением этой мицвы такую степень святости, что она распространялась на всю неделю – зажженные ими свечи горели до следующей субботы.

Заповедь חלה – особая מצוה, которая помогает направлять и раскрывать духовную пищу, содержащуюся в хлебе. Материальный хлеб (как архетип пищи) способен «питать» נפש и обеспечивать ей «средства к существованию», поскольку хлеб, в конечном счете, создание Творца и содержит в себе огромный духовный потенциал3. Женщины обладают особой способностью вкладывать קדושה в выполнение этой מצוה. Кроме того, тесто делают, соединяя разрозненные ингредиенты (зерна, размолотые в муку) в новое целое, а затем отделяют от него חלה, создавая קדושה. Это напоминает нам о человеке, подобном חלה, который был сотворен из горсти праха, отделенного от земли, чтобы создать новую реальность, обладающую קדושה 4. Так же, как в заповеди зажигания свечей, Сара и Ривка умели создавать эту קדושה очень ощутимо.

Семейная чистота – таора – это состояние духовной и нравственной жизненной гармонии. טומאה означает утрату этого состояния. Абсолютная טהרה – высшая степень דעת5. Аналогично абсолютная טומאה означает максимально представимое отдаление от קדושה6, поскольку человеческие существа обладают достаточной чувствительностью к духовным реалиям. Сара и Ривка были способны проходить свой врожденный цикл: утрату потенциала7 и его восстановление – в таком акте святости, что сама Шехина нисходила к ним8.

Сара и ее преемница Ривка были столь совершенными людьми, что каждая из них представляла собой микрокосм всей духовной сферы авот1. Праотцы же, авот, в свою очередь были микрокосмом всего мира. Другим таким микрокосмом был Мишкан, и потому неудивительно, что те же элементы: менора, лехем а-паним, пребывание Шехины – мы находим и в Мишкане2.

Ривка пришла из Бавеля (Вавилонии), места, где добро и зло балуль – смешаны3, где исходные народы утратили общий язык во время строительства Вавилонской башни. В этой среде Ривка не получила никаких представлений о добре и зле, ее этому не учили. Ривка приобрела свои ценности интуитивно, живя рядом с ее братом Лаваном, имя которого означает «белый», т.е. тот, кто преподносит ложь «белой», похожей на правду. Только благодаря самой себе Ривка достигла высокой чувствительности, духовности и добросердечия, отвергнув зло и лживые уловки, примеры которых она видела вокруг. Такова была личность, которой предстояло занять место в шатре Сары.

К концу жизни она обрела также качество Сары דרשה צמר ופשתים. Разногласия, подобные разногласиям между Авраамом и Сарой по поводу Ишмаэля, имели место между Ицхаком и Ривкой по поводу Эсава. Ицхак полагал, что научный, промышленный и финансовый потенциал Эсава должен стать частью еврейского народа. Ривка не соглашалась с ним и приняла судьбоносное решение: Эсав должен быть выведен из состава еврейского народа и создать собственную цивилизацию. Яаков должен «украсть» его благословения. И снова женщина должна была определить границы еврейского народа. Ривка, опираясь на всю свою пророческую силу1, плача и умоляя, заставила Яакова вместе с ней прибегнуть к обману2 .

Эта проницательность, способность установить параметры, прояснить, что должно быть внутри и что должно быть вовне, формировать среду и окружать заботой имеет источником женскую силу, которой наделены все поколения.

Хотя Авраам-авину принял Агарь обратно, он дал всем ее детям подарки в той или иной форме и отослал их3, следуя границам, установленным Сарой. Это последний из эпизодов, записанных о жизни Авраама4. Он должен был умереть удовлетворенным, зная, что даже Ишмаэль сделал тшуву, признав тем самым Ицхака духовным наследником отца5. При похоронах Авраама Ишмаэль следует распоряжениям Ицхака6. Победа Сары была полной. Теперь Авраам, патриарх еврейского народа, может быть похоронен рядом с ней, праматерью народа. В конце главы Тора подводит итог, перечисляя потомков Ишмаэля7, – всякие дискуссии на эту тему закончены8. Следующая недельная глава называется תולדות – «Родословная» [Ицхака], начинается она утверждением: «Авраам родил Ицхака»9. Ицхак, ребенок, чудом родившийся у Сары, назван его единственным потомком. Теперь нам ясно, почему все эти события содержатся в главе, носящей название «Жизнь Сары», хоть они и произошли после ее смерти.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconНедельное чтение «Толдот» посвящено истории следующего поколения...
Ривка, жена его. И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И сказал Господь...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconО разделе «Хаей Сара», который мы будем читать в ближайший шабат,...
Торы, который в своём названии содержит слово «жизнь». Он начинается со смерти и заканчивается смертью. Интересно было бы понять,...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconБрайен Килкоммонс Сара Уилсон Ребенок и собака [Их добрые отношения. Советы опытного собаковода]
«Килкоммонс Брайен, Уилсон Сара. Ребенок и собака. Их добрые отношения: Советы опытного собаковода»: Аквариум; Москва; 1996

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconТеория асимметрии мозга – 09. 12. 03 (хр. 00: 42: 55) Участник
С возникновением жизни появилась дискретность во времени: поколения и другие фазы, и в пространстве масса разных форм: клетки, организмы,...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconВопрос 15 Модель кризиса «первого поколения», моделирование кризисов второго поколения
Валютный кризис – это резкое падение стоимости национальной денежной единицы в результате потери экономическими агентами доверия...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconПрограмма развития
Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как передачи социального опыта от одного поколения...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц icon-
Сегодня у нас, поколения молодых россиян, есть такой выбор. Мы — те, кто верит в будущее России и считает, что ее судьба в наших...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconВопрос 16 Модель третьего поколения Объясните логику моделей третьего поколения
Поэтому одновременно развивается индикаторный подход, в соответствии с которым рассматривается большой набор индикаторов, которые...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconТора описывала историю поколения пустыни. Оставшиеся же главы этой книги, начиная с
Бамидбар Тора описывала историю поколения пустыни. Оставшиеся же главы этой книги, начиная с Хукат (подробнее о значении этого слова...

פרשת חיי שרה Сара и Ривка. Два поколения праведниц iconФильбер Обработка Пинхаса Полонского Шатер Сары Авраам и Сара как равноценные партнеры
Поиск жены для Ицхака: не просто "сегодня подходит", но может разделить ответственность за будущее

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница