Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики




Скачать 38.79 Kb.
НазваниеПедагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики
Дата публикации18.08.2013
Размер38.79 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
http://sv-sidorov.ucoz.com/index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75


Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.




Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы воспитания и обучения человека.

Объект педагогики – целенаправленная деятельность по развитию и формированию личности человека. Иначе говоря, объектом педагогики является педагогическая деятельность. Педагогика способствует осмыслению педагогической деятельности, её упорядочению и повышению её эффективности. Предметом педагогики является образование как реально протекающий педагогический процесс, целенаправленно осуществляемый в социальных институтах: в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Педагогика как наука выполняет две основных функции: теоретическую и технологическую. Теоретическая функция связана с описанием и объяснением педагогического опыта, выявлением состояния и оцениванием педагогических явлений, прогнозом дальнейшего развития и совершенствования этих явлений. Технологическая функция предполагает проектирование (планирование педагогической деятельности), преобразование педагогической действительности (например, вооружение ученика новыми знаниями и умениями, формирование у него новых отношений), анализ и оценку эффективности проведённых преобразований.

^ Задачи педагогической науки:

  • вскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, образования, управления образовательными системами;

  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

  • прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

  • внедрение результатов исследования в практику.

^ Основные категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Среди категорий педагогики важнейшими считаются воспитание, обучение, образование, формирование личности. Эти категории очень сложны, вследствие чего их толкование в педагогической науке неоднозначно. Наиболее признанными сегодня являются следующие определения:

  • воспитание – передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению;

  • обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого ученик приобретает знания и опыт, развивается как личность;

  • образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества;

  • формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека; в педагогической науке широко распространено мнение, что образование как процесс служит формированию личности; таким образом, формирование личности является очень широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека.


Педагогика не может развиваться изолированно от других наук о человеке. Она органически связана с философией, психологией, физиологией, социологией, историей, экономикой и др.

Педагогика использует философские знания как методологическую основу для педагогических исследований, для разработки теорий обучения, воспитания и развития личности. Например, прагматическое и экзистенциалистское направления в педагогической науке и практике возникли на основе соответствующих философских теорий.

Благодаря психологическим знаниям о формировании характера, о протекании познавательных процессов, о закономерностях психического развития в педагогике возможно управление учебно-познавательной деятельностью детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Физиология обогащает педагогическую науку знанием о физическом развитии человеческого организма, о факторах его полноценного функционирования. Это необходимо для создания благоприятных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса, для оптимальной организации учебного времени, для здоровьесбережения учащихся.

Социология и экономика необходимы для проектирования развития системы образования в стране, регионе.

История позволяет проследить развитие педагогических идей в их взаимосвязи с развитием общества.

Педагогики и сама оказывает влияние на развитие наук и научно-технический прогресс в обществе, способствуя развитию образования, разрабатывая системы воспитания полезных обществу граждан, подготовки специалистов для разных сфер человеческой деятельности.
Педагогическая наука развивается в тесной взаимосвязи с педагогической практикой. Влияние педагогической науки и практики взаимно, по отдельности они не должны существовать.

Педагогическая наука разрабатывает теоретические основы обучения и воспитания, проектирует новые методики, определяет основные подходы к содержанию образования и воспитания, к организации педагогической деятельности. Кроме того, педагогика изучает, обобщает, систематизирует передовой педагогический опыт, способствуя его широкому распространению, делая его достоянием многих педагогов.

Педагогическая практика использует достижения педагогической науки, обогащая педагогику новым опытом, методическими находками, эмпирически установленными фактами.


Вернуться на Госэкзамен. Факультет Истории и права (специалитет)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»
Понятие общей и профессиональной педагогики. Объект, предмет функции общей и профессиональной педагогики. Отрасли педагогики

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconКонтрольные вопросы к зачету по дисциплине «Дефектология»
Специальная педагогика как наука. Предмет, объект, цели и задачи специальной педагогики

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconЦитология как наука и ее взаимосвязь с другими науками
Микроскопические исследования накопить данные по тонкому строению организма. В истории учения о тканях и микроскопическом строении...

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconВопросы к экзамену по курсу история педагогики и образования для...
История педагогики и образования как наука: предмет, задачи, принципы, методы изучения. Характеристика основных категорий науки

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconСоциальная педагогика
Семинар «Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Структура и основные категории социальной педагогики»

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconРабочая программа по дисциплине Педагогическая рефлексия для аспирантуры...
Цель: формировать знания о процессе педагогической рефлексии, умения продуктивной рефлексивной деятельности

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconМетодологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методология педагогики
Методология педагогики – это совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности: принципов...

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconЕ. В. Титова Строение педагогической науки
Причем для понимания строя науки важно осмыслить прежде всего состав и соотношение самих структурных подразделений (единиц), в рамках...

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconГуманной педагогики, – руководителей организаций гуманной педагогики...
«Демократизация личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления» (Москва, 1988 год), «Войдем в новую...

Педагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Социальная психология»
Социальная психология как наука. Объект, предмет и задачи социальной психологии. Связь социальной психологии с другими науками

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница