Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.»




Скачать 96.41 Kb.
НазваниеКонспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.»
Дата публикации21.03.2013
Размер96.41 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > История > Урок
МОУ «Елошанская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по истории России в 9 классе

Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.»

Разработала: учитель истории и обществознания

Фомина Татьяна Александровна

Елошное 2010

Цели урока:

  • показать политическое развитие СССР в 30-е гг.;

  • сформировать у учащихся представления о масштабах массовых репрессиях в СССР;

  • продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями;

  • продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать обобщение и выводы;

  • продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником, таблицами;

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.

Оборудование урока:

  • учебник «История России 9 класс» авторы: А. А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт;

  • таблица «Осужденные по делам органов ВЧК-ОГПУ-НКВД за 1921-1940 гг.»;

  • поэма А.Ахматовой «Реквием»;

  • выставка художественной и периодической литературы;

  • ИКТ;

  • карточки для закрепления нового материала

  • исторические документы для работы в группах;

Опережающие задания к уроку:

  1. Работа со словарем.

Определить значение понятий:

а) репрессия;

б) террор государственный;

в) жертва политическая;

г) «спецконтингент»;

д) тоталитарное государство

  1. Сообщения «Жители Курганской области в годы «большого террора».

Оформление классной доски

Термины

Тема урока

Проблема урока

  1. Репрессии политические;

  2. террор государственный;

  3. жертва террора;

  4. «спецконтингент»

  5. тоталитарное государство


Д/З п. 25, в.1,4,з. 2

Подготовить небольшое сообщение о лицах, пострадавших во время массовых политических репрессий в СССР.

Опережающее задание: подготовить сообщения о деятелях культуры 30-х гг.


Политическая система СССР в 30-е гг.

(слайд №1)

Некоторые историки считают, что в 30-е гг. Сталин фактически возродил порядки существовавшие в дореволюционной России. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали и облегчали манипулирование массовым сознанием советского общества в 30-е гг.? Возможно ли повторение подобного в современных условиях? Почему?

Ход урока

1.Организационный момент:

1. Приветствие

2. Сообщение темы урока (слайд №1)

3. Постановка проблемной задачи (доска)

^ 2. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы (слайд №2)

Вопросы непростые, требующие серьезного осмысления. И один из главных основных вопросов- почему это произошло?

Ваша задача в ходе урока:

  1. Определить причину массовых репрессий в СССР.

  2. Роль партии в жизни государства.

  3. Ответить на проблемный вопрос (доска).

  4. Поработать с историческими документами.

Вводное слово учителя:

Эта тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.

Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, которая до сих пор тормозит развитие нашей страны, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьезны те деформации, которые претерпело все наше общество от сталинизма.

Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии.

^ Рассмотрим первый пункт нашего плана:

Роль партии в жизни государства, а также роль идеологии. (слайд №3, №4,№5)

Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов, только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Палитбюро.

К концу 30-х гг. ВКП (б) окончательно утратила остатки былого демократизма.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией.

Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.

Работа с понятием тоталитарное государство (доска).

Выполнение задания №1 рабочая тетрадь стр.93-94.

^ Поговорим о «культе личности» Сталина:

Работа с понятием «культ личности» (доска).

Сталину газета «Правда» посвятила статьи, приветствия, письма, телеграммы, поток столичных до районных, журналы, газеты, радио, кино. Сталина называли мудрым, великим, гениальным организатором Октября, создателем Красной Армии, выдающимся полководцем, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки «отцом народов» и «лучшим другом советских детей» (слайд №6)

Работа в группах с историческим источником (Приложение №1)

Всем,

кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,

кто и во сне окружен было собаками, лютым конвоем,

кто по суду, без суда, совещаньем особым

был обречен на тюремную робу до гроба,

кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

им

наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Система репрессий служила экономическим и политическим целям партии большевиков, которую Сталин называл «орденом меченосцев внутри советского государства…»

Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить.

Когда началась «сплошная коллективизация» (декабрь 1929 год) её сопровождала политика «ликвидация кулачества как класса», т.е. раскулачивание. Бедняков, которые отказались вступить в колхоз, называли подкулачникам и. Им тоже была объявлена война.

Раскулачивание - это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылки, физическое уничтожение).

В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы.

Сколько же за эти годы советских граждан подверглось репрессиям, и сколько их было растеряно. (слайд №7,8,9).

^ Заслушаем сообщение «Курганская область в годы «Большого Террора».

Репрессии коснулись и жителей нашего села Елошное (слайд №9).

Работа с понятиями : репрессия, террор государственный, жертва политическая, спецконтингент. (доска).

Самостоятельная работа (решение теста (приложение №2)

III. Физкультминутка для глаз (слайд №10)

^ IV. Закрепление

Решение уровневых заданий (приложение №4).

V. Итог урока

Узнала я, как опадают лица,

Как из – под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною, ослепшею стеною.

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий - это дата 30 октября.

Мы начали серьезный разговор и затронули важную тему истории нашей страны, думаю, что вы не остались равнодушными к данной информации. Но мы не закончили данную тему на одном уроке, этот разговор мы продолжим. К теме «Репрессии в СССР» мы вернемся при изучении послевоенных лет.

А теперь, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

^ VI. Рефлексия

Сегодня мы с вами прошли 3 важных этапа, изучив очень важную и серьезную тему. На магнитной доске вы видите изображение горы и 3 точки отсчета: подножие горы(если тема вам не понятна), середина горы (если что – то осталось непонятым), вершина горы ( материал был понят полностью). Возьмите магнитные флажочки и разместите их на одном из уровне горы.

Большое спасибо всем. Урок окончен.

^ Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: Беседа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с тестами, изучение исторических документов.

Методы: ИКТ, проблемное обучение, опережающее задание, работа в группах, исследовательских разноуровневое обучение

^ 4-й урок в теме СССР на путях строительства нового общества.

Приложение №2

Выберите правильный ответ.

  1. Сталинские репрессии в огромных масштабах обрушились на Красную Армию, потому что:

А) в армии были очень сильны троцкистские организации;

Б) армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны.

В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.

  1. Репрессия 30 – х гг. были направлены против старых партийных кадров ( ленинской гвардии), так как они:

А) отрицательно относились к личности Сталина и его методам строительства социализма;

Б) поняли, что строительство социализма – неосуществимая мечта;

В) пытались осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности Генерального секретаря.

Приложение №3

^ Первый уровень. Что такое тоталитарный режим? Что такое тоталитарное государство? Какую роль в советской тоталитарной системе играла ВКП(б)? Какие процессы происходили внутри самой партии? Приведите примеры, свидетельствующие о присвоении государственных функций высшими партийными органами. Какие факты свидетельствуют об идеологизации общественной жизни в стране? Объясните, в чем заключалось политика «железного занавеса». С какой целью она вводилась? Какова цель создания массовых общественных организаций? Как вы думаете, зачем Сталину нужна была система массовых репрессий?

^ Второй уровень. Какие факторы способствовали установлению в СССР тоталитарного режима? Какую черту тоталитарной системы вы считаете главной и почему? Каковы причины усиления политических репрессий в 30 – е гг.? Какое место занимала система массового террора в тоталитарном сталинском государстве? Какая роль отводилась открытым показательным процессам? Как вы думаете, что толкало подследственных на признание несуществующей вины? В чем, по – вашему, социально – политический смысл установления культа личности Сталина? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?

^ Третий уровень. Каковы социально – психологические последствия царившей в стране репрессной системы? Можно ли согласиться с мнением, что эти последствия не изжиты в обществе до сих пор? Аргументируйте свой ответ. Почему в стране не сложилось мощное народное антисталинское движение? В чем вы видите принципиальное различие между «красным террором» времен Гражданской войны и «большим террором» 30 – х гг.?

Литература

  1. Дмитрий Волкогонов «Триумф и трагедия» книга 1,2. Москва издательство «Агентство печати и новости» 1989 г.

  2. Хрестоматия по истории Курганской области (1917 – 1945 гг.) издательство «Зауралье» 1997 г. Курган

  3. История земли Курганской издательство «Зауралье» 2001 г. Курган

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconКонспект урока по истории Отечества в 9 классе по теме Политический...

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconКонспект урока по английскому языку в 7 классе тема “Means of communication”
Оборудования: учебник “Enjoy English-7”, доска, тетради, аудиозаписи, раздаточный материал (задания тестового характера)

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconТема №2. Политическая система общества и ее основные
Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики: состоит из многих частей, части посредством функциональных...

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconКонспект урока по ангийскому языку в 5 классе Тема " Учимся брать интервью"
Биболетова М. З, Трубанева Н. Н., жетончики с ключиком, конверт с посланием злого колдуна, раздаточный материал, аудиозапись диалога,...

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconКонспект открытого урока в 8 классе. Учитель химии моу гимназия №41 Сорочихиной Т. М
Цели урока: сформировать понятие кристаллические решетки, показать зависимость свойств веществ с типом кристаллической решетки

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconКонспект урока биологии в 6 классе Тема: «Лист. Внешнее строение листа. Форма листьев»
Образовательные: сформировать у учащихся знания о листе как вегетативном органе зеленого растения, об особенностях его внешнего строения,...

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconУрока Тема урока Требования к уровню
Планирование занятий по русскому языку в 6 классе на I полугодие (экстернат 20 часов)

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconУрока Тема урока Практические
Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Конспект урока по истории России в 9 классе Тема: «Политическая система СССР в 30-е гг.» iconПлан-конспект урока литературы в 11 классе б состоятельна ли человеческая...
Тема: «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница