Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века»




Скачать 215.38 Kb.
НазваниеУрок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века»
страница1/3
Дата публикации20.03.2013
Размер215.38 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > История > Урок
  1   2   3
ГБОУ гимназия г.Сызрани Самарской области


Интегрированный урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века»

Выполнили

Учитель истории:

Казаченко И.А.

Учитель литературы

Лимановская Т.Г.

2011 год

Глоток свободы

(Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60-х – 70-х годов двадцатого века).

( Урок- панорама)

Цели урока:

- информирование учащихся о причинах возникновения диссидентского движения в СССР, о его основных участниках, их роли в пробуждении гражданского и правового сознания в обществе;

- формирование у них через критическое осмысление отечественной истории чувства исторической памяти, уважения к людям, боровшимся за права человека;

- воспитание уважения к ценностям демократического общества – торжеству права,справедливости, гуманизма;

- формирование коммуникативной, речеведческой, литературоведческой компетенции.

Методика: форма урока – урок-панорама; тип урока – интегрированный урок истории, обществознания и литературы; групповой метод работы.

Адресат: учащиеся 11-х классов гуманитарного профиля гимназии.

^ Количество часов: 2 часа.

Оборудование: мультимедийный проектор, фотографии участников диссидентского движения, фонограмма песни Игоря Талькова «Я вернусь», «Адажио» Альбиони, выставка книг писателей, поэтов, публицистов.

^ Эпиграфы к уроку:

«Все люди имеют право на жизнь, свободу и счастье. Целью и обязанностью граждан и государства является обеспечение социальных, экономических и гражданских прав личности.»

А. Сахаров. Из проекта новой Конституции, 1989 год.

«Правозащитники сделали гениально простую вещь – в несвободной стране стали вести себя как свободные люди и тем самым менять моральную атмосферу и управляющую страной традицию…»

А. Амальрик, участник диссидентского движения.
^ Ход урока
Звучит музыкальный эпиграф к уроку – песня Игоря Талькова «Я вернусь».

… Я точно знаю, что вернусь,

Быть может, через сто веков

В страну не дураков, а гениев.

И истерзанный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения

Страны,

Вернувшейся с войны.
^ Вступительное слово учителя истории: объявляет тему, цели и задачи урока, его структуру. Обращает внимание учащихся на словарь урока, разъясняя значения слов «диссидентство», «нонконформизм». На экране – календарь диссидентского движения.

Уважаемые старшеклассники!

Урок на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» проходит в рамках окружного тура Девятого конкурса учителей истории, обществознания и литературы «Лучший урок по теме: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» в 2010-2011 учебном году.

Сегодня урок проводят два учителя: историк и словесник. На уроке представят свою работу группы учащихся гуманитарного профиля - историки и литературоведы. Нам хотелось дать знания о том, в каких исторических условиях формировалось диссидентское движение, какими событиями недавней истории представлено диссидентство, чьи имена стали символами инакомыслия. Мы вместе постараемся ответить на вопрос, какова роль диссидентского движения 60х-70х гг. XX века в общественной и культурной жизни страны.
Тема урока принципиально новая для школьных курсов истории и литературы. В школьные учебники информация по этой теме пробивалась постепенно, по строчкам, по страницам. В учебниках нового поколения диссидентство представлено именами и событиями более полно.

В 60е годы ХХ столетия очень многие представители интеллектуальной элиты общества, деятели науки и культуры сохраняли веру в преимущества социализма как строя, но были убеждены, что их полному выявлению препятствует верхушка партийно-бюрократического аппарата. Идея ограничения её власти, особенно в духовной сфере, создания правовых гарантий, дабы не допустить повторения массовых репрессий, пользовалась большой популярностью.

Особое влияние на изменение духовного климата общества оказала правозащитная деятельность. Властям уже не удавалось обеспечить единодушного одобрения обществом силовых мер против инакомыслящих. Наоборот, эти меры вызывали осуждение.

Начинаем работу в тетради со словаря, где записываем основной термин урока:

Диссиденты-люди, не разделяющие господствующую в обществе коммунистическую идеологию.

К середине 60х годов ХХ века возникло диссидентское движение, в которое входили движения и организации:

  • национально-освободительные,

  • правозащитные,

  • религиозные.

Нам необходимо зафиксировать в тетради календарь основных событий диссидентского движения:

28 июля 1958 года на Триумфальной площади (бывшая площадь Маяковского) в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому работы скульптора Александра Кибальникова. После окончания официальной части торжеств, включавшая в себя «литературный концерт» с участием известных советских поэтов и чтения стихов Маяковского, «в неофициальном порядке» его продолжила собравшаяся на площади молодежь.

1965г. Арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А.Синявский и Ю.Даниэль за публикацию произведений за границей.

1966г. В их защиту и защиту прав автора на свободу творчества с письмом в адрес 23 съезда КПСС выступили деятели культуры К.Чуковский, В.Шкловский, П.Антокольский, В.Каверин

1967г. Арестованы поэт Ю.Галансков и публицист А.Гинзбург.

1968г. 95 человек-учёных, артистов, писателей - обратились с письмом в Верховный Совет СССР, в защиту студентов –организаторов демонстрации на Красной площади в Москве в знак протеста против ввода войск в Чехословакию

1969г. Создана первая Инициативная группа защиты прав человека в СССР(Н.Горбаневская, С.Ковалёв, Л.Плющ, П.Якир и др.)

1970г.Создан Комитет защиты прав человека

1973г. Возникла русская секция организации «Международная амнистия»

1976г. В Москве создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР во главе с Ю.Орловым (арестован в 1977г.)

1969г. Разгромлен созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права».

1975г. Произошло восстание на корабле «Сторожевой» во главе с замполитом В.Саблиным. Команда обратилась к народу с призывом «Граждане! Отечество в опасности…»Корабль был атакован с воздуха, организаторы расстреляны.

15 сентября 1974 г. - Бульдозерная выставка в Москве

«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами. Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название.
^ Учитель литературы: Как начиналось диссидентское движение? Давайте мысленно перенесемся в сентябрьский вечер 1960 года. Москва, площадь Маяковского. С подножия памятника великому поэту доносятся странные слова (ученик читает стихотворение):

Это – я,

Призывающий к правде и бунту,

Не желающий больше служить,

Рву ваши черные путы,

Сотканные из лжи.

Видишь, как вечера тьма

Жует окровавленный стяг.

И жизнь страшна, как тюрьма,

Построенная на костях…

Не нужно мне вашего хлеба,

Замешанного на слезах.

И падаю, и взлетаю

В полубреду, в полусне.

И чувствую. Как расцветает

Человеческое во мне.

Это читал свой «Человеческий манифест» молодой поэт Юрий Галансков.

Вообразите себе, что все это произносится в центре Москвы, под открытым небом, где еще семь – восемь лет назад за такие слова, сказанные шепотом, влепили бы 10 лет без всяких разговоров. Ни литераторы, сменявшие друг друга на ступеньках постамента, ни люди, пришедшие их послушать, еще не подозревали, что они стоят у истоков нового общественного движения, которое вскоре назовут диссидентским.

^ Учитель истории: Чтения у памятника В. Маяковскому становятся важной вехой в истории диссидентского движения.

Группа историков: Первые ростки сопротивления были непосредственно связаны с литературой. 29 июня 1958 года в Москве открылся памятник Маяковскому. Вспоминает известный диссидент Владимир Константинович Буковский: «Это было время, когда свобода творчества, проблемы искусства и литературы стали центральными в жизни общества и самыми большими революционерами оказались художники- нонконформисты, поэты-«формалисты» и т.д. Произошло это по вине властей, не желавших признавать за людьми свободу творчества и всем пытавшихся навязать свой соцреализм…Народ подбирался у нас самый разношерстный. Были и такие, кого интересовало только чистое искусство, и они отчаянно боролись за право искусства быть чистым… Были и такие, как я, для которых право искусства на независимость являлось лишь поводом, одним из пунктов несогласия, и мы были здесь именно потому, что это оказалось центром политических страстей…

6 октября 1961 года , за три дня до открытия двадцать второго съезда КПСС, Владимира Буковского и двух его товарищей арестовали за антисоветскую деятельность, а за два месяца перед этим – поэта Илью Бакштейна.

В своей книге воспоминаний « И возвращается ветер…» Буковский так прокомментировал разгон «Маяка»: «Кончался поэтический этап в медленном пробуждении нашего общества. Поэтов и чтецов всерьез увозили за их стихи в самый настоящий концлагерь».
^ Группа литературоведов: Следующим важным этапом в развитии диссидентского движения стал процесс над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским в феврале 1966 года. Все преступление литераторов состояло в том, что они опубликовали свои произведения на Западе под псевдонимами соответственно Николай Аржак и Абрам Терц. Это был первый после «процесса эсеров» в 1922 году публичный политический процесс, на котором обвиняемые отказались признать свою вину и покаяться.

5 декабря 1965 года , в преддверии суда, на Пушкинской площади состоялась демонстрация молодежи под лозунгами «Соблюдайте советскую Конституцию!» и «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!». Находившиеся на площади сотрудники КГБ стали вырывать лозунги из рук демонстрантов.

«Митинги гласности» было решено проводить ежегодно в День Конституции – 5 декабря. С этого времени 5 декабря считается днем рождения правозащитного движения. В 1977 году, в связи с принятием новой Конституции, дату митинга перенесли на 10 декабря – Международный день прав человека.

Андрей Синявский получил семь лет лагерей, Юлий Даниэль – пять.

^ Учитель литературы: Хочу добавить, что в 1968 году подвергся серьезным нападкам в советской печати поэт и драматург Александр Аркадьевич Галич. В 60-е годы он приобрел огромную популярность в кругах интеллигенции благодаря выступлениям с собственными песнями, исполнявшимися под гитару. Магнитофонные записи с его балладами быстро распространялись по рукам – так появился «магнитиздат» - внецензурные популярные песни.

В 1971 году Галича исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов, а в 1974 году он вынужден был эмигрировать из СССР. Глубоко переживая предстоящую эмиграцию, Галич послал в редакцию «Литературной России» «Открытое письмо», в котором были такие строки: «Я писал свои песни не из злопыхательства, не из желания выдать белое за черное, не из стремления угодить кому-то на Западе. Я говорил о том, что болит у всех и у каждого здесь, в нашей стране… Я жив. У меня отняты мои литературные права, но остались обязанности – сочинять свои песни и петь их».

Осталась и магнитофонная запись текста «Я вернусь», сделанная накануне его прощания с Родиной (29 июня 1974 года): «Понимаете, добровольность этого отъезда … - фиктивная добровольность, по существу вынужденная. Но все равно это земля, на которой я родился. Это мир, который я люблю больше всего на свете… Единственная моя мечта, надежда, вера, счастье, удовлетворение в том, что я все время буду возвращаться на эту землю. А уж мертвый-то я вернусь в нее наверняка…» В 1977 году Галич умер в Париже от сердечного приступа. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев- де- Буа. На памятнике – белым по черному мрамору – выбиты слова из Библии: «Блаженны изгнанни правды ради». Нам остались его стихи.
Послушайте одно из самых знаменитых – «Когда я вернусь». (Ученик читает стихотворение).

Когда я вернусь – ты не смейся, -

Когда я вернусь,

Когда пробегу, не касаясь земли,

По февральскому снегу,

По еле заметному следу к теплу и ночлегу

И, вздрогнув от счастья,

На птичий твой зов оглянусь,

Когда я вернусь, о, когда я вернусь…

Послушай, послушай, - не смейся,-

Когда я вернусь

И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней,

И прямо с вокзала в кромешный, ничтожный, раешный

Ворвусь в этот город,

Которым казнюсь и клянусь,

Когда я вернусь, о. когда я вернусь…

Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом,

Где с куполом синим не властно соперничать небо,

И ладана запах, как запах приютского хлеба,

Ударит меня и заплещется в сердце моем…

Когда я вернусь.

А когда я вернусь?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconЧто такое совокупность, единица совокупности?
Почему статистика изучает явление общественной жизни в движении, изменении и развитии?

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconАнна Гавальда Глоток свободы Издательства: Астрель, аст, 2010 г....
О встрече брата с любимыми сестрами, об их веселом побеге с семейного торжества, о поездке в замок в гости к младшему брату Венсану,...

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconД. А. Леонтьев психология свободы
Дается краткий обзор основных подходов к проблеме в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрен ряд узловых аспектов проблемы...

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconТема урока Содержание темы
...

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconКонтрольная работа по философии на тему: «Природные основы общественной жизни»
Охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество как нечто...

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconКонтрольная работа по философии на тему: «Психологическое направление в социальной философии»
Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли. 10

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconНовогодний праздник в Лиссабоне
Россио XIX век с изразцами, подьём на финикулёре Глория XIX века – панорама Байру Альту, Байши, Карму, Шиаду. Прогулка на старинном...

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconЭволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии
Охватывает достаточно большой исторический период, ставший объектом серьезного и всестороннего изучения. Три века развития разместились...

Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60х-70х гг. ХХ века» iconПортугалия от «А» до «Я» от 680 евро c чел 8 дней/7 ночей День 1
Площади Росио, вокзал Россио XIX века с изразцами, подъем на фуникулере Глория XIX в. Панорама Байру Альту, Байши, Карму, Шиаду....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница