Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления




Скачать 176.55 Kb.
НазваниеСегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления
страница1/4
Дата публикации20.03.2013
Размер176.55 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2   3   4
Серкин Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории Московского городского педагогического университета, учитель истории ЦО № 1419, г. Москва

Элективные курсы в профильной школе: возможности, проблемы, перспективы

Среди новаций, входящих в жизнь массовой школы с введением профильного обучения на старшей ступени, важная роль отведена элективным курсам. Однако, на сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления выглядят неоднозначно.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. К ним примыкают также курсы по выбору в 9 классе, за счет которых осуществляется предпрофильная подготовка. Обязательность выбора определенного набора элективных курсов, а также аттестации, принципиально отличают этот «новый жанр» от привычного формата факультативов. Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», элективные курсы должны составлять около 20% учебной нагрузки старшеклассника.

Какое место суждено занять этому новому явлению в реальной практике массовой школы? Даже поверхностный анализ позволяет выявить значительный разброс оценок и прогнозов.

На одном полюсе - мнение специалистов, полагающих становление элективных курсов одним из ключевых условий успеха всего процесса модернизации образования. К примеру, О.Е. Лебедев называет начало преподавания элективных курсов «моментом истины» в процессе модернизации, который позволит «определить реальную направленность изменений в школьном образовании, степень ее соответствия первоначальным целям». На уровне же конкретного образовательного учреждения выбор курсов «станет своеобразным показателем уровня профессионализма педагогического коллектива, его целевых ориентаций»1. О правомерности таких оценок говорят сотни программ, разработанных и реализованных в ходе эксперимента, активное включение этой тематики в планы подготовки и переподготовки кадров, стремительно растущий объем публикаций как в научно-методической литературе, так и в интернете. (Между прочим, более 10% директоров московских школ, участвовавших в экспертном опросе 2003 г., предлагали увеличить долю элективных курсов в учебном плане до 30% и выше (вплоть до 50%)2).

На другом полюсе - мнение, неоднократно слышанное мной от практиков школьного образования (в том числе и весьма «реформистски» настроенных): элективные курсы останутся скорее декорацией, чем реальностью. (Кстати, такую опасность признают и активные сторонники нового жанра3.) Сюда же можно отнести и оценку элективов как заведомо «вспомогательной» составляющей учебного процесса (например, недавно в одной из электронных конференций учителя-практики определяли их как «нечто, затыкающее дыры между стандартами и программами»), или как просто «переименованных» факультативов. Также отмечается, что именно элективные курсы хуже всего обеспечены методически4.

Проще всего было бы на этом месте сказать сакраментальное «истина лежит посередине»; но, на мой взгляд, это означало бы лишь отказ от продуктивного анализа реальных противоречий. Думается, для адекватной оценки перспектив развития правильнее попытаться понять - какие возможности открывает появление элективных курсов в практике массовой школы, какие проблемы встают на пути их реализации, и какие имеются средства для решения этих проблем.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconВ. К. Корепанов Альметьевский государственный институт муниципальной службы (агимс)
...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconО бюджетной системе страны на сегодняшний день весьма
Финансы оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления icon«Благословенная земля» Групповой тур На сегодняшний день группа составляет 5 человек
В шри Ланке на сегодняшний день существует уже 7 объектов, включенные юнеско в список всемирного наследия

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconВопросы к экзамену
Педагогическая психология как наука, ее структура. Этапы становления педагогической психологии. Предмет, задачи и основные проблемы...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления icon«Психология педагогической деятельности»
Деятельность учителя слагается из отдельных, но взаимосвязанных компонентов. Выделяют три компонента педагогической деятельности:...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconПояснительная записка к образовательной программе школы Муниципальное...
«разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconПояснительная записка к образовательной программе школы Муниципальное...
«разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconПочти все жители планеты Земля хранят в своем сознании образ желтой,...
Если бы не пронизывающий ледяной ветер, хотелось бы упасть в снег и провалиться в вечность. Остаться навсегда в искрящемся, причудливо...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconПодробно о рубероиде: разновидности, обозначения, стандарты
Р убероид – это один из самых известных и до сих пор самых популярных кровельных материалов. Несмотря на то, что на сегодняшний день...

Сегодняшний день образ этого компонента учебных планов остается в сознании педагогической общественности весьма «размытым», и перспективы его становления iconПоложение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной...
Целью аттестации является: установление фактического уровня теоретических знаний и понимания учащихся по предметам обязательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница