К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии




Скачать 235.65 Kb.
НазваниеК вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии
страница1/3
Дата публикации20.07.2013
Размер235.65 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2   3
ГЛАВА I

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ РЕФОРМАТОРСКИХ, ИЛИ „КШАТРИЙСКИХ", ВЕРОУЧЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ



Перед исследователем, который пытается проникнуть взором в истоки истории джайнизма, встает сразу ряд вопросов, на большую часть которых пока можно дать только предположительные ответы. Когда и где возникла эта религия? В какой этнической среде она зародилась? Каковы были исторические причины, породившие ее и способствовавшие ее распространению в древней Индии? Является ли она сектантским ответвлением брахманизма или сектантским ответвлением буддизма? Что древнее — буддизм или джайнизм? Что древнее — брахманизм или джайнизм? И наконец, почему джайнизм дожил в Индии до наших дней, тогда как буддизм к концу I тысячелетия н. э. практически перестал быть в этой стране исторически значимой религией?

Многие исследователи считают (или соглашаются с тем), что джайнизм явился реформаторским движением в брахманизме и что он органически связан с ним, как бывает связана секта с породившей ее религией. Так, индийский ученый Б. Н. Луния пишет, что VI в. до н. э. был временем «великого брожения умов во всем мире» и что в Индии в это время «индусы, разочаровавшись в старых, философских догмах, выступили за простоту богослужения...», но что джайнизм и буддизм все же «не были новой верой...»1.

Трудно принять «разочарование индусов» за историческую причину возникновения новых религий в I тысячелетии до н. э. И есть ли необходимость связывать появление новых (или, вернее, расцветших в эту эпоху) вероучений с арийским, т. е. брахманским, обществом?

Для того чтобы согласиться или не согласиться с

____________________

1 Б. Н. Луния, История индийской культуры, стр. 94—95.

7
утверждением, что джайнизм был порожден брахманизмом (или ведической религией), следует попытаться представить себе этническую карту древней Индии, пути расселения древних арьев и взаимоотношения арийских и неарийских народов.

В науке широко распространена точка зрения, что веды (первые известные нам литературные памятники индоарийских племен) складывались в Индии, главным образом на территории современного Панджаба (во всяком случае "Ригведа", которую считают древнейшей из вед). Обычно также признается, что арьи — создатели вед — и были самой первой волной переселенцев, за которыми следовали другие волны. Эпоха создания вед датируется очень широко — временем между III и I тысячелетиями до н. э., хотя, например, индийский общественный деятель и историк Бал Гангадхар Тилак отодвигал дату складывания древнейших ведических гимнов еще на 10-15 веков в глубь истории2, другие же (более поздние) историки считают, что веды создавались в самом конце II - первой половине I тысячелетия до н.э. По вопросу датировки переселения арьев и создания вед существует так много точек зрения, что перечислить их здесь не представляется возможным, да в этом нет и необходимости. Важен общий вывод, к которому приходят историки, а именно: процесс накопления гимнов вед был постепенным и протекал в течение многих веков до прихода арьев в Индию3, когда они кочевали по землям, лежащим к северо-западу от нее.

Материал вед дает возможность проследить процесс классово-сословного расслоения древнеарийского общества, происходивший уже на индийской земле, и выделения сословия жрецов (брахманов), которые стали «хозяевами» ритуала и монополизировали знание ведических мантр (гимнов). Именно с этого момента началось развитие той религии и того культово-ритуального комплекса, которые известны под названием брахманизма. Понятие «брахманизм» включает в себя прежде всего диктат брахманов в области идеологии. Если в древневедических гимнах еще отражены такие общественные отношения, при которых глава каждой семейной группы

_________________________

2 В. G. Тilak. The Arctic Home in the Vedas.

3 L. Renоu, Vedic India, стр. 5.

8
был облечен правом совершать жертвоприношения и обращаться к богам со своими мольбами, то в период брахманизма все религиозные функции постепенно сосредоточились в руках брахманов.

Если, как считает, например, С. А. Данге, слово «брахман» означало саму общину арьев в период коллективного способа производства4, то позднее, когда возник брахманизм, который по праву может быть назван первой религией классового общества арьев, слово «брахман» стало означать жреца — брахмана, мировую душу, молитву, а затем и книги — брахманы, комментирующие веды, т.e. все, что связано только с религиозным мышлением и ритуальными отправлениями, производимыми членами брахманского сословия. Все письменные источники и устная традиция хранят свидетельства вражды брахманов с кшатриями, а зарождение реформаторских вероучений обычно связывается с кшатриями (в частности, джайнизм постоянно именуется «кшатрийской религией»). Под кшатриями при этом понимается воинское сословие индийского классового общества.

Здесь уместно поставить вопрос: всегда ли слово «кшатрий» имело только такое значение?

Выяснение истории этого слова поможет внести большую определенность в картину враждебных отношений между кшатриями и брахманами, а отсюда – и в картину сложения реформаторских религий, и в том числе джайнизма.

Из многих исторических источников и исследований известно, что в Индии в первой половине I тысячелетия до н. э. существовали так называемые республики - джанапады, или ганы, в которых правление находилось в руках группы лиц, называемых кшатриями. Число таких кшатриев могло доходить до нескольких тысяч, а это указывает на вероятность того факта, что все главы кшатрийских семей по сути дела являлись коллективным главой такой республики. Принято считать, что это были представители воинской аристократии.

На какой предшествующей исторической ступени складывалась эта группа кшатриев-воинов, кшатриев-правителей? Все ли лица, именуемые кшатриями, были

________________________

4 С. А. Данге, Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя, стр. 58.

9

членами воинского сословия? И обязательно ли во всех джанападах имелись четко выраженные классово-сословные группы, одна из которых могла быть названа сословием кшатриев?

Для того чтобы попробовать ответить на эти вопросы, следует обратиться к этимологии слова «кшатрий», или, правильнее, «кшатрийа» (kshatriya).

Ответом могут послужить два предположения, вытекающих одно из другого, а именно: слово «кшаттри» (kshattri), от которого позже было образовано слово «кшатрийа», означает в санскрите «убивающий», «нарезающий», «распределяющий» от корня «кшад» (kshad) — убивать», «нарезать мясо», «делить», «распределять пищу», а также иногда — «давать кров (прибежище»). «Кшаттри» значит и «колесничий», «погонщик упряжки». Слово «кшатра» означает «сила», «могущество», «власть», «главенство»5.

Не следует ли сделать отсюда вывод, что каждый глава общинно-семейной группы некогда был известен под названием «кшаттри»? Возможно, это название существовало уже на стадии охотничьего хозяйства; у скотоводческих патриархальных племен древнейших арьев, по всей видимости, именно так назывались те мужчины племени, которые возглавляли семейно-родовые группы (в состав этих групп входили и домашние рабы в период семейно-патриархального рабства).

Возможно, что не только главы таких групп, но вообще все мужчины племени, каждый из которых потенциально мог возглавить семейно-родовую группу, назывались кшаттри.

Значит, это название могло существовать (и, наверное, существовало) в досословном, доклассовом обществе арьев задолго до их появления в Индии.

Эти кшаттри, вероятно, не всегда и не обязательно все превращались в членов сословия кшатриев-воинов в процессе дальнейшего исторического развития арийского общества.

Рост оседлости, развитие земледелия и торговли, выделение ремесла — все это требовало специализации хозяйственной деятельности, и на этом этапе из доведиче-

_______________________

5 М. Monier-Williams, Sanskrit-English Dictionary, стр. 325; V. S. Apte, The Students' Sanskrit-English Dictionary, стр. 170.

10
ских кшаттри сложилось не только сословие воинов, но и те группы населения, из которых позже, в развитом классовом обществе, образовались касты кшатриев-торговцев, кшатриев-земледельцев, кшатриев-ремесленников и пр. Эти касты принято считать «деградировавшими» воинами и «опустившимися» высокими кастами, но это, очевидно, неверное объяснение.

Если правильна имеющая хождение в науке точка зрения, что народ хетты получил свое название от слова «кшаттри» — «кхатти»6, от одной из ветвей арийских пленен, проникших в Малую Азию, то это может послужить косвенным подтверждением изложенного выше предположения, что этим словом назывались мужчины у арийских племен еще до появления последних в Индии. Слово «кшаттри» в те времена должно было выстукать синонимом названия «арья», или «арьян», так как кшатрийского воинского сословия еще не было в период кочевий арийских племен в Прикаспийских областях и «Средней Азии.

Автору могут возразить, что в древнеиндийской литературе не сохранилось следов такого названия глав семейно-родовых групп, а встречаются другие названия: «адхвара» (adhvara), «грихапати» (grihapati), «хотван» (hotvan) и др. Это можно объяснить тем, что слово «кшаттри» в приведенном выше смысле было собирательным понятием. Термины же, подобные «грихапати», «хотван» и пр., возникли, очевидно, позже, так как они относятся уже к определенным общественно-хозяйственным функциям мужчин.

Слово «кшаттри», или «кшатрийа», известно нам и из истории республик —джанапад — именно как собирательное название, относящееся к главам семей. Функция воинов была функцией, естественно присущей всем мужчинам племени, поэтому само собой разумелось, что кшаттри был и воином.

Бесклассовое общество арьев превращалось в классовое в сложнейших исторических условиях. Они завоевывали и осваивали новую страну и осуществляли не только воинские, но и административные и торгово-обменные отношения с местным населением. Медленно

________________________

6Д. Косамби, Культура и цивилизация древней Индии,

11
продвигаясь вдоль рек Северной Индии, подчиняя и ассимилируя население этих областей, кшаттри вынуждены были также искать пути к дальнейшему совместному с ним существованию. Это и явилось основным залогом взаимной ассимиляции (о чем более подробно будет сказано ниже).

Кшаттри были той социальной средой, из которой в процессе этих сложных отношений выросла воинская верхушка — будущая воинская аристократия, то кшатрийское сословие, которое так широко известно в истории Индии.

Процесс сложения этой верхушки был более или менее сходным в разных районах арийской колонизации. В одних джанападах правящая группа состояла из кшаттри — глав семей первых колонизаторов, захвативших данные области, в других — из кшаттри — глав всех семей вообще, включая и тех арьев, которые появились здесь позже. Индийский исследователь А. С. Альтекар пишет о существовании особых терминов для этих двух категорий правителей: первые назывались «раджа» (raja), а их потомки (и, вероятно, дружинники из складывавшейся воинской знати) — «раджанья», или «раджаньяка» (rajanya, или rajanyaka),a вторые — раджан (rajan)7.

Возможно, понятие «раджан» охватывало собою и вождей, или глав, родо-племенных или семейно-родовых групп местных доарийских народов, с которыми арийские кшаттри поддерживали тесные хозяйственно-культурные связи.

Многие историки, изучавшие ведический период, подчеркивали, что воинское сословие в те времена было известно под приведенными названиями (это определение широко известно, оно вошло и в санскритские словари)8.

Можно полагать, что именно на этом этапе слова «кшатрийа» и «раджа» (и их производные, упоминавшиеся выше) приобрели значение синонимов и что с тех пор под словом «кшатрийа» стало пониматься только воинское сословие.

________________________

7 A. S. А1tekar, State and Government in Ancient India, стр.113.

8 M. Monier-Williams, Sanskrit-English Dictionary, стр.325 (kshatra),874 — 875 (rajan).

12

Существовал еще один термин, который нельзя обойти молчанием, — «виш» (vis): народ, племя, поселение. Так, судя по всему, назывался народ в целом — люди арийских племен. Этим словом определялось вне зависимости от пола, возраста и рода занятий арийское население каждой данной области. (Русский исследователь Вс. Миллер делает остроумную и, на наш взгляд, правильную попытку провести аналогию между этим словом и древнерусским «вьсь» — «грады и вьси»9. Кстати, русское местоимение «весь», имеющее значение объединения, охвата, тоже, по всей видимости, может быть сопоставлено с этим же словом «виш».)

От этого термина позже произошло название другого сословия в классовом обществе арьев — «вайшья» (vaisya), сословия земледельцев, торговцев, ремесленников, которыми становились в эпоху дальнейшего разделения труда мужчины-кшаттри доклассового общества.

С. А. Данге в своей книге ссылается на предание, содержащееся в «Шатапатха-брахмане» — хорошо известном и изученном памятнике, в котором говорится, что творец Праджапати породил группы (или понятия? или занятия?) «брахма», «кшатра» и «виша» вслед за сотворением земли, неба и воздуха и что «брахман» был прежде единым и неделимым10. Последнее, по мнению Данге, подтверждает его мысль о том, что «брахман» означало первобытную общину, которая позже, в процессе классового расслоения, разделилась на сословные группы. Мы хотели здесь обратить внимание на слова «кшатра» и «виша», явно примененные в том смысле, которому выше мы пытались дать толкование.

В доклассовом обществе кшаттри — главы семей — наравне со всеми другими членами племени должны были входить в состав «виш», т.e. «народа вообще».

С выделением из их числа кшатрийско-воинского. сословия большая часть кшаттри продолжала свои мирные занятия и их название «кшаттри» растворилось в общем названии «виш», сохранившись в таких названиях каст, как «кхатри», или «кхетри», которые относятся к

_______________________

9 В. Миллер, Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, стр. 50.

10 С. А. Данге, Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя, стр. 123—124.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconВедическая астрология супружества
Эта книга посвящена одной из самых сокровенных и важнейших тем индийской астрологии пакшатрам. Джйо- тиша или «наука о звездах»,...

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconДолжен ли мусульманин следовать какому-либо из четырех мазхабов (толков)?
Токио и Осаки спрашивают его о сущности ислама, о том, что такое толк в исламе, и необходимо ли тому, кто обратится в ислам, принадлежать...

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconЧанакья Афоризмы «Афоризмы»
Чанакья Пандит был видным политическим деятелем древней Индии. В сборник вошли его высказывания по различным жизненным вопросам

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconБхагавад гита «гита» всего лишь небольшая часть самого крупного Эпического...
Кембриджского Университета, считается самым точным по достоверности воспроизведения бесценной информации

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconРассмотрены такие вопросы как : почвенные комбинации
Практически все пространство данной курсовой работы я уделю вопросу географии почв, т е вопросу размещения тех или иных

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconЛитература баларамамурти Й., Краткая история народа андхра, М, 1956....
Воробьев-Десятовский В. С., К вопросу о роли субстрата в развитии индоарийских языков, — «Советское востоковедение», 1956 №1

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconФилософия древней индии
Сансара – учение о переселении душ и есть у него механизм – бхавачкара. Всё находится в вечном круговороте, всё живое имеет и тело...

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconИнструкция о порядке действий персонала маоу лицей №82 при угрозе...
Настоящая инструкция разработана для маоу лицей №82 и определяет порядок действий работников при угрозе и возникновении чрезвычайных...

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconА. Ф. Черняев Золото Древней Руси
Золото Древней Руси. Русская матрица основа золотых пропорций. М.: Белые альвы, 1998. 144 с., ил

К вопросу о возникновении реформаторских, или „кшатрийских, вероучений в древней индии iconСпециальный тур в индию
О в Список всемирного наследия. Комплекс включает в себя Кутаб Минар – самый высокий минарет Индии, нержавеющую железную колонну...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница