1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а)




Название1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а)
страница1/17
Дата публикации19.03.2013
Размер1.58 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1.

Мировоззрение – наиболее общая совокупность представлений чела о мире.

М отвечает на 3 основных вопроса: 1) что такое мир? 2) что такое чел? 3) каково место чела в мире?

Важнейшая ф-ция М – целостная ориентация чела в житейской практике.

В состав М входят разнородные компоненты: * знания; * чувственное восприятие; * эмоциональные переживания; * верования; * убеждения.

Несмотря на эту разнородность, М всегда целостно и составляет ядро любой личности. Без М чела не бывает. М – это индивидуальная особенность, отличающая одного чела от другого. У каждого свои цели, ценности.

^ СТРУКТУРА М:

1) Мироощущение – разрозненные, смутные образы, которые являются рез-том непосредственных контактов чела с миром (один чел обжегся, а 2-й – нет, => разница между людьми).

^ 2) Мировосприятие – систематизированные ощущения по принципу симпатии – антипатии (обжегся => не понравилось, обжегся => понравилось).

3) Миропонимание – целостная система взглядов, являющаяся рез-том размышлений над мат-лом чувственного опыта (обжегся => почему? в рез-те чего? выводы из случившегося…).

УРОВНИ М:

1) Житейское ≈ обыденно-практическое – хар-на малая степень самостоятельности мышления. Она ограничивается выбором уже имеющихся решений, которые заимствуются из к-ры. Ядро этого М – житейская мудрость. Народная мудрость предлагает 2 ↔ ответа на любой вопрос (НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ, А НЕ ХОЧЕТСЯ: Терпение и труд всё перетрут. ↔ Работа – не волк, в лес не убежит).

2) Теоретическое – предполагает самостоятельный поиск новых решений. Ядро этого М – философия.

ТИПЫ М:

1) ПО СПОСОБНОСТЯМ (разновидностям) СОЗНАНИЯ И САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛА:

а) философское б) правовое в) этическое г) эстетическое д) историческое

2)^ В ЗАВ-ТИ ОТ РАЗЛИЧИЙ ВРЕМЕННОГО, НАЦ-ГО И РЕЛИГИОЗНОГО ХАР-РА

2.

Историч. типы – разновидности М, которые являлись господствующими в определенную историч. эпоху: * древность – мифологическое М; * средневековье – религиозное М; * эпоха нового времени (к. 16 в. – наст. время) связана с развитием научных знаний. Но наука, несмотря на многочисл. попытки построить научное М, чаще всего опирается на философию, а собственного М не имеет. Современная система М включает в себя эл-ты и мифа, и религии, и науки, и философии. Но при этом философия является наиболее элитарной (малопонятной) частью М. Т.о. основные типы – миф и религия.
Мифология – форма обществ. сознания, М древнего об-ва, которое совмещает в себе фантастич. и реалистич. восприятие окружающей действит-ти. Мифы пытаются дать ответ на вопросы: * происхождение Вселенной, Земли и чела; * объяснение природных явлений; *жизнь, судьба, смерть чела; деятельность чела и его достижения; * вопросы чести, долга, этики и нравственности. Черты мифа: * очеловечивание природы; * наличие фантастич. богов, их общение, взаимодействие с челом; * отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); * практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии); * однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Особ-ти мифологич. М:

1) Миф прост, понятен каждому в силу его опоры не на разум, а на чувства. Миф – образное мышление, которое основано на творческом воображении. А религия основана на вере, наука – на знании, философия – на мышлении. Мифы живы и сейчас (политика: превосходство арийской расы; архитектура: атланты в архитектуре зданий; экономика: вся реклама – миф). 2) Миф динамичен и способен быстро приспосабливаться к новым условиям благодаря устной передаче от чела к челу. С появлением гос-ва и письменности (4 в. до н.э.) мифы начали записывать, => они начинают уступать место религии. Записанный миф теряет свою динамичность и вскоре перестает успевать за развитием знаний о мире. Религия же пытается закрепить некоторые из мифов с помощью безграничной веры. Не всякий миф религиозен. Мифология шире религии. 3) Плюрализм – миф позволяет существовать множ-ву мнений в рамках единых мифологич. представлений (не хочешь верить в одного Бога – верь в другого). 4) Антропоморфность – миф объясняет природные явления, уподобляя их челу. 5) Социоморфность – на отношения в природе переносятся соц. образцы (Боги-правители ≈ земные цари; Боги – покровители земного труда, войны…). 6) Миф делает естественное сверхъестественным: сама природа наделяется сверхъестественной силой => Боги становятся повседневным явлением (а в мифах мы встречаемся с богами – солнце, река, лес). 7) Синкретичность – в мифе в неразделенном виде существуют эл-ты науки, философии, религии, иск-ва, которые смешались с самим мифом.
^ РЕЛИГИЯ – форма М, основанная на вере в наличие фантастич., сверхъестеств. сил, влияющих на жизнь чела и окружающий мир. Для чела хар-на чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Основные мировые религии: * христианство, * ислам, * буддизм. Крупнейшие нац-е религии: * синтоизм, * индуизм, * иудаизм.

Религия исследует те же вопросы, что и миф. Помимо мировоззренч. религия имеет др. ф-ции: * объединительную (консолидирует об-во вокруг идей, ради идей); * культурологич. (способствует распространению определенной к-ры, влияет на к-ру); * нравственно-воспитательную (культивирует в об-ве идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Особ-ти религиозного М:

1) Догматизм – религия опирается на неизменные установки, догмы и не приемлет никакого свободомыслия, называя его ересью (Отступление от религии карается). 2) Религия – это соц. институт. Она имеет организацию в виде церкви, свою культовую практику, обряды. 3) Религия объединяет людей одной веры, но разъединяет представителей разных верований (отношения м-ду исламом и христианством, православными и католиками). 4) Религия дает челу надежду => многие мыслители определяют ее как своего рода духовный наркотик (К.Маркс: «Религия – это опиум для народа»). «Опиум» нужен: страх смерти – 1 из самых сильных страхов, а религия предлагает надежду, что после смерти будет что-то еще. 5) Религия делает сверхъестественное естественным: небесный мир наделен св-вами сверхъестественного. Он становится более реальным, чем сама природа. Природу часто расценивают, как как обман или иллюзию, т.е. вокруг нас нет никакой природы – всё это иллюзия.
^ ФИЛОСОФИЯ – особый, научно-теоретический тип М. Философское М отличается от религиозного и мифологического: * основано на знании (а не на вере либо вымысле); * рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); * логично (имеет внутреннее единство и систему); * опирается на четкие понятия и категории. Т.о. Ф – высший уровень и вид М, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии эволюции: * Космоцентризм – филос. М, в основе кот. лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (эта философия свойственна Древней Индии, Др. Китаю, Др. Греции). * Теоцентризм – филос. М, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестеств. силы – Бога (средневековая Европа). * Антропоцентризм – филос. М, в центре которого стоит проблема чела (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

3.

Философия – в переводе «любовь к мудрости». Такое понятие приписывают Пифагору.

В западной философии в кач-ве синонима слова «Ф» часто употребляется понятие «метафизика», хотя в отечественной философской мысли не склоняются к этому.

Главное отличие Ф от др. наук – Ф является теоретич. М, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Ф обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание, не стоит над ним.

^ Особенности философского знания:

* имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику...); * носит предельно общий, теоретич. хар-р; * содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе др. наук; * во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и М отдельных философов; * является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; * изучает не только предмет, но и механизм познания; * имеет кач-во рефлексии – обращенности мысли на саму себя (знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); * испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; * динамично – постоянно развивается и обновляется; * опирается на категории – предельно общие понятия; * неисчерпаемо по своей сути; * ограничено познавательными способностями чела (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие / отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не м.б. достоверно разрешены логическим путем.
^ ГЛАВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Ф:

1) Ф, как наука – наука всех наук. Ее часто называют матерью всех наук, т.к. науки отделились от Ф. Но связь между Ф и наукой продолжает существовать. Ф вооружает науки общими мировоззренческими представлениями и методами познания мира. Хар-но использование четкой методологии.

Главный объект исследования – категории – наиболее абстрактные из всех понятий языка. Ведущая категория – бытие. => Ф-ю иногда определяют как науку о бытии. Бытие – означает всё существующее. Категории, поясняющие категорию бытия: * пространство, * время, * движение, * развитие, * жизнь, * чел.

Ф не только исследует развитие старых категорий, но и предполагает введение новых: * Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности, * Ноосфера – сфера взаимодействия об-ва и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития, * Информационная цивилизация – складывающаяся в настоящее время на Земле структура об-ва, обусловленная высокой производительностью труда, причем в сферах, не связанных с обработкой информации, перенаселением планеты и ограниченностью жизненных сценариев (профессий и потребностей в них), * Постмодерн – социально-культурная ситуация, хар-ся принципиальной сменой ряда ключевых параметров, хар-ных для модерна: * фальсификация и ниспровержении любых обобщающих значений, рез-том чего является прогрессирующий распад культурного целого; * многозначность символов и реалий «жизненного мира», плюрализм их интерпретаций; * нарастание эзотеризма - т.н. «новые потемки»; * «массовизация» сознания, приводящая к подмене личности индивидуальностью и к растворению индивидуальности в безличном «коллективном».

^ 2) Ф, как иск-во – предполагает иск-во правильного мышления о мире. Основное орудие этого иск-ва – логика и риторика (красноречие).

Иск-во Ф-ии предполагает диалогическое мышление, т.к. лишь взглянув на мир с разных сторон, можно увидеть целое. => в Ф практикуются разные виды диалога, включая и внутренний диалог м-ду двумя частицами себя. Диалог Ф охватывает людей разных профессий, религ. верований, стран и народов. Для него нет даже временных границ, т.к. можно общаться и даже спорить с людьми прошлого посредством книги.
Встречаются и др. понятия Ф, которые сходятся на том, что Ф – одна из ведущих форм М. Ф – это М, которое не только обсуждает мировоззренческие проблемы (цели и ценности жизни, смысл жизни, добро и зло), но и возвышается над другими формами М (миф, религия).
Ф составляет теоретич. основу М (ядро), вокруг которого образуется духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень М. Но М имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, иск-ва, основные принципы религиозных взглядов и опыта, сферу нравственной жизни об-ва.

В зав-ти от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, М называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Идеализм философское М, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Материализм философское М, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Мир – движущаяся материя. Духовное начало, сознание – св-во высокоорганизованной материи – мозга. НО материальное и духовное – едины. В рамках только материализма нельзя ответить на вопрос: кто так мудро всё создал и осуществляет регулятивную функцию.

Соотношение Ф и М можно охарактеризовать так: понятие «М» шире понятия «Ф». Ф – форма обществ. и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто М. В М находит свое завершение целостность духовности чела. Ф как цельное М – дело каждого мыслящего чела, всего челов-ва, которое никогда не сможет жить одними логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь. М существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни чела и об-ва.

4.

Проблема – вопрос или ряд вопросов, которые не имеют решения в данный момент времени при данном уровне знаний.

^ Особенность филос. проблем – их вечный хар-р. Эти проблемы встают перед каждым челом, но каждый решает их по-своему, и единственно верного решения нет.

Филос. проблемы группируются по разделам филос. знания. В отечественной Ф выделяют 4 таких раздела: 1) онтология, 2) гносеология, 3) филос. антропология (проблема сознания и чела), 4) соц. Ф. А в западной Ф выделяют 3 таких раздела: 1) онтология, 2) гносеология, 3) аксиология (в отеч. Ф это – часть филос. антропологии, а на Западе филос. антропология + соц. Ф = аксиология).

^ ОНТОЛОГИЯ – наиболее древняя область филос. знаний. Это учение о бытии (всё ↔ ничего).

О начинается с основного вопроса Ф, который состоит из 2 частей: 1) открывает О 2) открывает гносеологию. Вопрос был выделен в кач-ве основного К.Марксом, но в предыдущей и последующей после марксизма Ф этот вопрос – не основной. НО он позволяет классифицировать основные подходы к решению филос. проблем.

1) Соотношение бытия и сознания: этот вопрос решает первичность и производность либо материального мира от сознания, либо сознания от материального мира. 3 основных ответа определили 3 направления в Ф: а) Материализм – первичность материального бытия по отношению к сознанию. В марксизме такое соотношение рассматривается как «Бытие определяет сознание» (т.е. мир определяет наши мысли). б) Идеализм – первичность сознания, определяющего бытие: а) субъективный – наше индивидуальное сознание либо целиком, либо частично определяет окружающий мир. Крайняя степень субъект. идеализма – солипсизм – вообще отрицает существование внешнего мира. Представители полагают, что мир находится внутри нас, вместе с нами он рождается и с нами умирает; б) объективный – предполагает первичность каких-либо сверхсознаний, творчески порождающих бытие. Это сверхсознание называют по-разному: Перводвигатель, Мировой Разум, Абсолютная Идея. Все эти понятия родственны понятию Бога. В) Дуализм – существование 2 самостоятельных начал, которые равнозначны и лишь совместно создают бытие. Эти начала – материальное и идеальное. Позиция дуализма пытается примирить крайности материализма и идеализма, но критикуется с обеих сторон.

2) Проблема субстанции: Субстанция – внутреннее содержание либо самостоятельная часть к.-л. объекта. В данном случае – это субстанция бытия.

Этот вопрос открывает важную проблему единства или множественности мира: А) Монизм – предполагает единство мира на основе одной субстанции: а) материалистический, б) идеалистический. Б) Дуализм – предполагает двойственность мира, в который включается материальное и идеальное. В) Плюрализм – предполагает множественность мира: а) материалистический, б) идеалистический, в) дуалистический.

Важные проблемы О представляют понятия:

Материя – субстанция бытия, определение которой дал Ленин: чувственно воспринимаемая объективная реальность, которая копируется, фотографируется и передается посредством органов чувств. Пространство + время + движение – атрибуты (ср-ва, которые составляют сущность объекта, без которой объект невозможно представить) материального бытия.

Движение – любое изменение. В отношении движения действует формула: «Движение абсолютно, покой относителен». В Ф выделяют 5 основных форм движения, которые определены Энгельсом: 1) Механическое – перемещение в пространстве (чел идет). 2) Физическое – движение физич. тел (движение частиц, планет). 3) Химическое – хим. реакции (переход из одного состояния в другое). 4) Биологическое – движение живых организмов, развитие, рост. 5) Социальное – прогресс / регресс. В современной Ф к этим формам добавляют: 6) Астрономическое, 7) Ядерное, 8) Мысленное.

Пространство – измеряется с помощью декартовой системы координат (длина, ширина, высота). Хар-но: * местоположение, * протяженность, * форма предметов.

Время – определяет длительность к.-л. событий. Действует правило «Стрела времени»: однонаправленность времени из прошлого через настоящее в будущее.
^ ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания и философия науки.

Истина – абсолютно верные знания. Бывает: А) Абсолютная – знания, получившие проверку и использующиеся долгое время, приносящие плоды (теорема Пифагора). Б) Относительная – знания, кот. считаются верными в данный момент (т.е. в следующий момент они могут оказаться неистинными) (теория относительности Эйнштейна).

Г открывает 2-ю часть основного вопроса Ф:

3) Познаваем ли мир? 3 позиции в решении этого вопроса: А) Гносеологический оптимизм – утверждение о возможности либо полного, либо частичного познания мира. Б) Скептицизм – выражение сомнения в возможности познания мира. В) Агностицизм – отрицание не только познавательной возможности, но и часто даже существования истины.

4) Проблема источника истины и достоверного метода познания: Наиболее актуальна проблема была для философов нового времени. В 17 в. оформились 3 основных направления в решении вопроса об источнике истины: А) Рационализм («рацио» = разум) – главным источником знаний считали сам разум. Направление делает ставку на логические методы познания (дедукцию). Б) Эмпиризм («эмпирио» = опыт) – главным источником знаний считали опыт, прежде всего – чувственный. Разуму отводится роль систематизатора опыта. Образец науки – экспериментальная наука. Главный метод – индукция. В) Сенсуализм («сенса» = чувства) – главным источником знаний считали чувственное восприятие. Разум рассматривается как рез-т воздействия на чела чувственных восприятий или рез-т влияния среды.

В вопросе о методе познания Ф решает общенаучные задачи, т.к. философские методологии распространяются на все науки. ^ 1) Наиболее известная их таких методологий – диалектика – учение и метод познания мира, как развивающейся системы, главным принципом которой являются единство и борьба противоположностей. Эта методология общепринята и в наст. время. 2) Метафизика – учение о мире как о вечном и неизменном. В кач-ве метода метафизика применяется в познании чела, сознания, духовного мира. В современной Ф понятие «метафизика» заменяется понятием «догматизм». 3) Эклектика – предполагает соединение эл-тов разнородных учений. Методология считается неверной, хотя и распространенной. 4) Софистика – ее цель победить в споре любой ценой, включая заведомый обман. => считается неверной. В 20 в. наиболее популярными методологиями стали: 5) Синергетика – изучает мир, как взаимопереход порядка и хаоса, где из хаоса в рез-те случайности образуются организованные системы, включая чела и об-во. Но такая же случайность может привести и к разрушению системы (т.е. ничего стабильного не бывает). 6) Герменевтика – изучает человеческую к-ру, как текст, который надо объяснить. 7) Структурный анализ – изучает всё в соотв. со структурными эл-тами. 8) Феноменология – изучает любое явление как феномен, т.е. выделяет его из к.-л. связей или изучает его в чистом виде.
^ ФИЛОС. АНТРОПОЛОГИЯ – изучает проблемы чела и сознания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconИсследование проблем этнического самосознания в научной литературе
«Этнокультурная идентичность как стратегический ресурс самосознания общества в условиях глобализации»

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconПроблема идентичности и национального самосознания стала активно...
В главе, посвященной национальной идентичности в России, из книги, выходящей в издательстве «нло», Лев Гудков предпринимает попытку...

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconОрганизационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников
Теоретические основы формирования этнического самосознания старших школьников

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconПроблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского Сознание является...
В связи с этим особую актуальность в настоящий момент приобретает обращение к классике оте­чественной психологической мысли — трудам...

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconКонтрольная работа По философии На тему: Возникновение и сущность...
Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconУрок по обществознанию на тему «Политическое сознание»
Цель: рассмотреть сущность и структуру политического сознания, взаимосвязь политического сознания и средств массовой информации

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconАхмедов тариэл Ильясович жидко максим Евгеньевич психотерапия в особых...
Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconКак добиться этого?
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям...

1) по способностям (разновидностям) сознания и самосознания чела: а) iconТрансформация массового исторического сознания на Дону в период «перестройки»
На примере Ростовской области я хочу выявить специфику изменений локального исторического сознания, основанную на культурно-исторических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница