Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения




НазваниеРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения
страница1/4
Дата публикации30.05.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
vbibl.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3   4
Нижне-Казанищенский многопрофильный лицей
Утверждено__________________/Мугутдинова П.А./
«____»_________________2010-11 уч.г.

Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ»

в 10 классе

информационно-технологического профиля обучения

Составили: учителя информатики и ИКТ Абдуллатипова З.А., Мужаидова З.А



Составлено по учебникам:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Фиошин М.Е. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. – Дрофа,2008.

В соответствии с программой базового курса

«Информатика и ИКТ» для профильной школы,

авторы – Н.Д. Угринович
( Количество часов всего: 170; в неделю – 5 ч.)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне для информационно-технологического профиля. В том числе в 10 классе – 140 учебных часов и 11 классе – 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Поскольку в учебном плане школы 34 учебные недели, с учетом свободного учебного времени планирование курса откорректировано на 340 учебных часов (10 класс – 170 учебных часов, 11 класс – 170 учебных часов, 5 часов в неделю).
^ Цели

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;

  • подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
^ Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика и информационные технологии – предмет, непосредственно востребуемый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

При раскрытии содержания линии «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» учащиеся осваивают базовые понятия информатики; продолжается развитие системного и алгоритмического мышления школьников в ходе решения задач из различных предметных областей. При этом эффективность обучения повышается, если оно осуществляется в ИКТ-насыщенной образовательной среде, где имеются соответствующие средства визуализации процессов, датчики, различные управляемые компьютером устройства. Содержание этого раздела обладает большой степенью инвариантности. Продолжается развитие системного и алгоритмического мышления на базе решения задач в среде языка программирования. Непосредственным продолжением этой деятельности является работа в практикумах.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т.д.

При изучении основ информационного управления осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию. Практикумы могут быть комплексными, в частности, выполнение одного проекта может включать себя выполнение одним учащимся нескольких практикумов, а также участие нескольких учащихся. Практикумы, где это возможно, синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

К результатам обучения по данному предмету на профильном уровне, относится умение квалифицированно и осознано использовать ИКТ, содействовать в их использовании другими; наличие научной основы для такого использования, формирование моделей информационной деятельности и соответствующих стереотипов поведения.

Важной особенностью освоения данной образовательной области является то, что она не дублирует начала высшего профессионального образования. Ее задачи иные: развитие алгоритмического мышления в математическом контексте; воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям; профессиональная ориентация.
^ Содержание дисциплины (170 часов)

  1. Архитектура компьютера и защита информации – 20 час. (9+11)

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память

Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система

Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы

Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.

^ Компьютерный практикум:

Практическое задание «Тестирование системной платы».

Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».

Практическое задание «Определение температуры процессора».

Практическое задание «Производительность процессора».

Практическое задание «Виртуальная память».

Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

Практическое задание «Форматирование из командной строки».

Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

Практическое задание «Архивация файлов».

Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

Практическое задание «Дефрагментация диска».

Практическое задание «Копирование файлов».

Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

Практическое задание «Защита от сетевых червей».

Практическое задание «Защита от троянских программ».

Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

Практическое задание «Защита от файлов cookies».

Практическое задание «Защита от спама».

Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

  • оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.



Основные термины по разделу:

BIOS. Blu-Ray. CD. CDFS. DDR. DDR2. DVD. ext3. FAT. HDDVD. HFS. ReiserFS. SFX. UDF. Кластер. Мультисессия. Полевой транзистор. Хакер.



  1. Информация. Системы счисления – 36 час. (16+20)

Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

^ Компьютерный практикум:

Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

Практическое задание «Определение количества информации».

Практическое задание «Римская система счисления».

Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

^ Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • кодирование текстовой, графической и звуковой информации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации.

Основные термины по разделу:

Бит. Глубина кодирования звука. Глубина цвета. Пиксель. Равновероятные события. Разрешающая способность. Растр. Синергетика. Система счисления. Частота дискретизации звука.

  1. ^ Основы логики и логические основы компьютера – 21 час. (10+11)

Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

^ Компьютерный практикум:

Практическое задание «Таблицы истинности».

Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

Практическое задание «Функция импликации».

Практическое задание «Функция эквивалентности».

В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.

В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.

Основные термины по разделу:

Высказывание. Логика. Понятие. Умозаключение.

  1. Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 77 час. (46+31)


Алгоритмы и программирование. Понятие алгоритма




Языки программирования

Алгоритмическая структура «ветвление»

Алгоритмическая структура «цикл»

Алгоритмическая структура «выбор»




Основные принципы структурного программирования

Программы, управляемые событиями

Основные понятия Object Pascal

Object Pascal и Delphi

Идентификаторы, зарезервированные слова и комментарии

Переменные и присваивание


Оператор присваивания

Понятие синтаксиса

Целые и вещественные типы

«Стандартные» арифметические функции Object Pascal

Ввод/вывод чисел







Интерфейс среды программирования Lazarus

Компоненты Label, Edit. Их свойства.

Компонента Button, ее свойства



Ветвление и циклы

Ветвление

Составной оператор







Цикл с предусловием. Как построить цикл?


Цикл с постусловием. Цикл с параметром.


Выбор вида цикла. Вложенные циклы.


Строки и массивы. Символьный тип. Строковый тип




Ввод последовательностей данных Через ListBox. Ввод последовательностей данных Через StringGrid




Массивы. Многомерные массивы




Пользовательские процедуры и функции

Понятие процедуры и функции. Описание процедур и функций на Object Pascal

Параметры процедур и функций. Параметры-значения и параметры-переменные. Локальные и глобальные переменные.




Исключения, записи и файлы. Понятие исключения. Записи.

Файлы в Object Pascal. Типизированные файлы




Основы построения и анализа алгоритмов

Оценка сложности алгоритма Поиск в массиве

Сортировка Динамические переменные

Понятие списка. Добавление элемента в список. Удаление элемента из списка.

Обход списка. Стек и очередь

Рекурсия

Деревья .Упорядоченные двоичные деревья

Основы разработки программного обеспечения

Жизненный цикл ПО. Системный анализ и постановка задачи. Проектирование.
^ Компьютерный практикум:

Практическое задание «Примеры построения блок-схемы алгоритмов»

Практическое задание. «Составление алгоритмов»

Практическое задание. «Примеры решения задач на присваивание»

Практическое задание. «Составление программ»

Практическое задание. «Создание проектов в среде программирования Lazarus»

Практическое задание. «Примеры решения задач на ветвление»

Практическое задание. «Создание проектов в среде программирования Lazarus»

Практическое задание. «Примеры решения задач на циклы с предусловием»

Практическое задание. «Примеры решения задач на циклы с постусловием»

Практическое задание. «Примеры решения задач на вложенные циклы»

Практическое задание. «Примеры решения задач на массивы»

Практическое задание. «Примеры решения задач на массивы»

Практическое задание. «Примеры решения задач на массивы»

Практическое задание. «Примеры решения задач на локальные и глобальные переменные»

Практическое задание. «Примеры решения задач на типизированные файлы»
Учащиеся должны знать/понимать:

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;

  • основные принципы объектно-ориентированного программирования;

  • понятия класса, объекта;

  • структуру модуля;

  • основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

  • определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

  • разрабатывать алгоритм и анализировать его;

  • использовать в программах процедуры и функции пользователя;

  • создавать несложные проекты;

  • производить отладку проекта.

Основные термины по разделу:

Алгоритм. Атрибут. Консольное приложение. Обработчик события. Процедура. Синтаксис. Форма. Функция. Элементы управления.

  1. ^ Повторение, подготовка к ЕГЭ – 8 час. (8)



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 11 классе...
Угринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний,...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учебного курса по информатике и икт для 10 класса...
Муниципальное образовательное учреждение Сатинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учебного курса права для 10 класса составлена учителем...
Программа предназначена для изучения курса права в 10 классе социально-экономического профиля на профильном уровне. Программа рассчитана...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа по предмету информатика и икт
Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10 класса разработана в рамках реализации концепции...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учебного предмета «Информатика и икт»
Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010г

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учебного курса права для 11 класса составлена учителем...
Программа предназначена для изучения курса права в 11 классе социально-экономического профиля на профильном уровне. Программа рассчитана...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconКонтрольные вопросы к зачету и экзамену по дисциплине «Информатика...
Предмет и задачи курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (икт) в профессиональной деятельности»

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа учителя по информатике 6 класс Автор: Орехов О....
М.: бином. Лаборатория знаний, 2005. Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 6 класса. Программа составлена...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт» в 10 классе информационно-технологического профиля обучения iconРабочая программа Дисциплина «Информатика и икт» (образовательная...
«Информатика и икт» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях среднего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница