2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр




Скачать 248.66 Kb.
Название2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр
страница1/4
Дата публикации22.05.2013
Размер248.66 Kb.
ТипРеферат
vbibl.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4


Содержание
Введение……………………………………………………………………..2 стр.

  1. Методы сбора социологической информации

    1. Опрос………………………………………………………………….3 стр.

    2. Разновидности опроса………………………………………………..6 стр.

2. Качественные методы: case study, фокус-групп………..……….11 стр.

2.1. Документы в социологии…………………………………………..13 стр.

2.2. Классификация документов……………………………………….14 стр.

2.3. Метод анализа документов………………………………………...15 стр.

2.4. Контент-анализ……………………………………………………..18 стр.

2.5 Методы социологических наблюдений…………………………..21 стр.

2.6. Виды и этапы методов наблюдения……………………………….22 стр.

3. Практическое задание……………………………………………...25 стр.

Заключение………………………………………………………………….26стр.

Используемая литература…………………………………………………..27 стр.

Введение
    Трудно представить себе современное социологическое исследование, в котором не использовались бы информационные источники и необходимая документация. Даже в простейших видах опросов социолог, как минимум, использует статистические документы для обоснования выборочных процедур. Методы анализа документов уступают в популярности только методам опроса, а в некоторых направлениях социологических исследований именно анализ документальных источников является преобладающим. .
В данной работе раскрываются сущность социологической информации, требования, предъявляемые к ней, а так же методы сбора эмпирической информации такие как: опрос и его разновидности: анкетирование, интервьюирование и т.п., качественные методы case study, фокус-групп. Методы социологических наблюдений их виды и этапы. Изучена классификация документов, методы их анализа, подробно раскрыт контент-анализ.


  1. Методы сбора социологической информации


1.1. Опрос

Одним из основных и наиболее популярных в социологии является метод опроса. Анализ отечественных и зарубежных публикаций, содержащих социологические исследования, показывает, что 60-70 % из них получены методом опроса. Опросы проводятся социологами на столько часто, что их начинают оценивать как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии.
^ Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Опрос – это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки можно получить обширную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов.

Значение метода опроса чем больше, тем меньше по изучаемой проблеме статистических данных, документальной информации, возможности проведение наблюдения, эксперимента. Причем этим методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы опрос как метод исследования был эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий опроса отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных результатов. Опросный метод имеет не только достоинства, но и ограничения. Главное из них состоит в том, что данные полученные с помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно нужно проверить информацией объективного характера, добытой иными методами.

^ Социальная и социологическая роль опросов.

Задача опросов в обществе – обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, представить данные необходимые для принятия решений. Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий. Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования.
^ Требования и правила проведения опроса.

Респондент должен: знать, кто и зачем его спрашивает; быть заинтересованным в опросе; быть не заинтересованным в выдаче ложной информации; однозначно понимать содержание вопросов. Исследователь должен: предлогать систему опросов оптимальную для решения исследовательских задач; в процессе опроса вести себя нейтрально, не демонстрировать свое отнашение ни к вопросам, ни к ответам на них.

Метод опроса отличается большим разнообразием видов, в частности: анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, Интернет-опрос, прессовый опрос, экспертный опрос, телевизионный экспресс-опрос.
^ Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе – обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, представить данные необходимые для принятия решений. Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий. Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования.

^ 1.2. Разновидности опроса

Среди множества опросов основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Анкетирование. Анкетирование – это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при необходимом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей. При этом подготовка – анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail). Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов. Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы. Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).1 Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

Интервьюирование. Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях: а) вопросов без ответов при нем практически не бывает. б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены. в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций. г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой. Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. Особенности интервью по-разному проявляются в различных его организационных формах. Рассмотрим их: а) Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами. б) Интервью по месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опроса касается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. 1.Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. 2.Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. 3.Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconПрограмма по старению перевод на русский язык Миннигалеевой Г. А
Таблицы анализа Фокус групп с пожилыми людьми и людьми, оказывающими неформальную поддержку пожилым людям. 27

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр icon«Безопасность жизнедеятельности»
Методы и средства контроля среды обитания: контактные, дистанционные и биологические методы оценки качества воздуха, воды и почвы...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр icon1. Жизненный цикл товара
Целью данной работы является описать жизненный цикл товара, фазы жизненного цикла товара, методы маркетинговых исследований, метод...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр icon54. Программные продукты для моделирования и построения баз данных
...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconСодержание содержание 2
Целью курсовой работы является разработка case-системы Для достижения цели необходимо рассмотреть ряд задач Изучить case-системы

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconКачественные и количественные методы в политических науках
...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconОтчет результаты качественного исследования методом фокус-групп отношение...
Информационная кампания по профилактике вич/спид/иппп среди осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях Тверской области...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconСхема функциональной структуры
Для изображения функциональной структуры использовалась Use Case диаграмма. На рис. 1 изображена Use Case диаграмма, на которой актёрами...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconКонтрольная работа по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности...
Методы и средства контроля среды обитания: контактные, дистанционные и биологические методы оценки качества воздуха, воды и почвы...

2. Качественные методы: case study, фокус-групп стр iconМ. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Тамань»)
Упр. 27, Стр. 110, упр. 29, Стр. 111, упр. 32-34, Стр. 112, упр. 36, 38, Стр. 113, упр. 39, Стр. 114, упр. 42, Стр. 115

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница