ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Советом школы Директор школы
Протокол № 4
от «11» мая 2010 года _______________ Ивонцина Г.Л
приказ №313 от 01.09.2010 года
Педагогическим советом
школы №1
Протокол № 6
от «31» мая 2010 года
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года. ^
1.1. Паспорт образовательной программы начального общего образования
| Основная образовательная программа начального общего образования ^ разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации.
Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом школы и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
| Цель создания программы:
| ^
| Формирование программы связано с учётом особенностей в жизни ребёнка:
| с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, сформированности социальной мобильности, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
| Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования
| Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальных классов школы и целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
| Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:
| личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
| Основные задачи основной образовательной программы:
| обеспечить адаптацию начальных классов школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования (сформировать у обучающихся социальную мобильность, научить адаптироваться к последующей ступени образования),
определить оптимальное содержания образования обучающихся с учётом требований современного общества к выпускнику школы (обеспечить овладение каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с их потребностями и возможностями),
повысить профессионализм педагогов и воспитателей через их вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса школы
• укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения её эффективного развития.
| Разделы основной образовательной программы:
| пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
базисный учебный план школы
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
| Этапы реализации основной образовательной программы
| ^
2. Основной этап (2011-2014 учебные года) – переход школы в новое качественное состояние.
^
| Управление основной образовательной программой
| ^
Школа обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:
с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закреплены в заключённом между ними и школой договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
| ^
| Средняя общеобразовательная школа №1 была открыта в 1972 году. По состоянию на 01.01.2010 года в начальных классах обучаются 310 учеников (12 общеобразовательных классов, 1 специальный (коррекционный) класс для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида).
Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Обучение проводится в одну смену. Режим работы – шестидневная учебная неделя во 2-3 классах, пятидневная учебная неделя в 1-х классах.
| Организация образовательного процесса
| Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.
Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.
| Внешние связи
| ^
| Кадровые ресурсы
| Начальные классы школы укомплектованы кадрами полностью. 6 педагогов высшей, 8 - первой и 1 педагог II квалификационной категории.
| Материально-техническая база
| Школа функционирует в одном здании. Располагает 2 спортивными и 1 тренажёрным залами, библиотекой, учебными кабинетами, кабинетами английского языка, актовым залом, столовой, медицинским кабинетом.
| ^
| Для начальных классов характерно высокое качество образовательного процесса. Степень обученности стабильно сохраняется на допустимом уровне от 100% до 94%. Количество отличников составляет 11 % от общего числа обучающихся, на «4»и «5» - 62 %. Ученики показывают свои знания на предметных неделях, в школьных олимпиадах, городских творческих конкурсах, в проектно-исследовательской деятельности, в школьной научно-практической конференции «Эврика», интеллектуально-развлекательных играх, всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», Международном игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое руно» и др.
| Основные способы достижения результатов образовательного процесса.
| В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в школе;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
| Основные принципы жизнедеятельности начальной школы
| - повышение качества образования младших школьников на основе формирования ключевых компетенций
- развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с окружающими людьми,
- обеспечение механизма развития критического мышления ребёнка, умения искать путь поставленной задачи,
- усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность,
- развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся.
В настоящее время начальная школа работает над проблемой: «Начальная школа в условиях перехода на новые образовательные стандарты второго поколения»
| Конкурентные преимущества школы
| ^
Значительный авторитет школы в окружающем социуме. За время своего существования получила признание у населения города. Многие её выпускники приводят в школу своих детей, образуя «династии». 6 педагогов школы – выпускники разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении обучающихся к своему образовательному учреждению.
Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по обновлению содержания образования Достаточный уровень общеучебных умений и навыков обучающихся
Использование в учебном процессе современных образовательных и информационных технологий.
1 место в рейтинге начальных школ города
| ^
Представления о выпускнике начальной школы
| Выпускник должен обладать универсальной школьной подготовкой. Выпускник школы представляется личностью, гармонично взаимодействующей с окружающей средой, социально-ориентированной, способной к самореализации. При этом для него значимы общечеловеческие ценности: гуманизм, доброта, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем образовательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
| Основные положения концепции
школы по развитию творческих возможностей и активной познавательной потребности:
| Сохранение здоровья обучающихся: полноценное функционирование нервной системы ребёнка, обеспечивающее способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдения режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей.
^
- развитие у детей самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
- самопознание и саморазвитие обучающихся;
- развитие у обучающихся волевых качеств, путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.
Это предполагает использование диалоговых форм общения педагогов с учениками и обучающихся между собой, повышения уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности, использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и школьное сообщество.
В результате этого будут созданы условия для:
обогащения жизненного опыта обучающихся;
самопознания обучающихся;
овладения школьниками опыта совместной деятельности.
Развитие школы немыслимо, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных достижений. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует психолого-педагогической и предметной компетенции работников.
| ^
| - ориентация на использование передовых педагогических технологий в обучении и воспитании,
- открытость образовательного процесса,
- уважение к личности ученика и педагога,
- создание условий для развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных возможностей.
| Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху:
| анализ особенностей мотивационной сферы обучающихся школы и выработка рекомендаций по индивидуальной, групповой работе с ними,
совершенствование методов оценивания достижений обучающихся,
выявление индивидуальных особенностей учащихся; развивающие занятия,
| Профессиональное развитие педагогического коллектива:
| диагностика потребностей педагогических кадров в повышении квалификации,
проведение обучения учителей по совершенствованию навыков компьютерной грамотности, участие в инновационной деятельности.
| Содержание методической работы
| Особое значение в организации методической работы приобретает инновационная деятельность. Поэтому важными критериями оптимальности конечных результатов методической работы выступят: результативность (по итогам работы), рациональность (экономичность затрат времени на оптимизацию обучения и воспитания учеников), рост удовлетворённости учителей своим трудом (создание творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы педагога).
| ^
| Разработанная основная образовательная программа предусматривает:
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
развитие способности оперировать информацией, владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды г.Мончегорска для приобретения опыта реального управления и действия.
^
| |