Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов




НазваниеКаландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов
страница1/9
Дата публикации18.04.2013
Размер0.97 Mb.
ТипИсследование
vbibl.ru > Информатика > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

К. Х. Каландаров.

Управление общественным сознанием.

Роль коммуникативных процессов.

Оглавление


Каландаров К. Х.

Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. — М.: Гуманитарный центр «Монолит». — 1998. — 80 с.

Научный редактор доктор философских наук, профессор Н.М. МАМЕДОВ

Профессору факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Элеоноре Анатольевне ЛАЗАРЕВИЧ посвящаю.

Введение.


Термин “средства массовой коммуникации” (СМК) встречается в отечественных работах по психологии, социологии, лингвистике. Но большинство исследователей традиционно редко обращаются к нему, предпочитая более привычный аналог — СМИП (средства массовой информации и пропаганды). Последний широко используется и в журналистике, и в общественно-политической литературе. Но аналог этот не всегда точен, так как в термине СМИП не отражены все информационные отношения людей, которые входят в широкий процесс социальной коммуникации. Реакция аудитории на полученную информацию предполагает диалог, коммуникацию, и в последнее время этому механизму обратной связи уделяют все большее внимание.

По определению И.А. Федякина1, “массовая коммуникация — целостное явление, представляющее часть человеческих взаимоотношений в современном мире... Массовая коммуникация связана с общественным бытием и общественным сознанием. Она пронизывает такие сферы общественного сознания, как идеология, общественная психология и наука, и во многом определяет его формы — политические, правовые, этические, эстетические, религиозные и прочие”.

Современный мир в избытке предоставляет новые возможности расширения диалога, сотрудничества и взаимопонимания по ряду важнейших вопросов. И среди них, безусловно, экологический. Без массовой коммуникации этот диалог представить невозможно. Именно в области СМК происходит завоевание умов и чувств людей. Процесс взаимодействия МК с массовым сознанием выглядит таким образом, что, с одной стороны, массовое сознание отражается в процессах коммуникации, с другой же стороны, оно подвергается постоянному воздействию средств коммуникации, в большей степени ими формируется.

Таким образом, термин СМК признается более точным, чем СМИП, так как лучше отражает производство всей информации: не только массовой и пропагандирующей, но и специализированной, обучающей.

Исследование массовой коммуникации, ее средств, способов, методов, форм и целей началось сравнительно недавно: с 40 — 60-х гг. XX века, когда быстро стала развиваться социальная психология, вынужденная в критическом плане осваивать зарубежные разработки по данной проблеме. Интерес к массовым коммуникациям носил скорее отвлеченно-теоретический характер, никак не связанный с практическими политико-идеологическими задачами управления большими массами людей с целью достижения заранее определенных результатов.

Ситуация стала резко меняться после 1991 г. На первый план вышла потребность сугубо политическая: обеспечить наиболее эффективное манипулирование общественным мнением при смене общественного строя. Затем к данной задаче добавилась еще одна проблема: достижение определенных результатов выборных кампаний различного уровня.2

Для решения этих задач было необходимо исследовать средства массовой коммуникации прежде всего с точки зрения их манипулятивной применимости. При этом большинство теоретиков и практиков, занимавшихся данными вопросами у нас в стране, почти без изменения восприняли как идеологические установки, так и методологические подходы, обоснованные и неоднократно апробированные американскими специалистами в этой области. Однако, как и следовало ожидать, применение коммуникативных технологий без учета национальной специфики часто приводило отнюдь не к ожидаемым и спрогнозированным результатам. “Универсальные” методики было необходимо скорректировать, учитывая ментальные установки россиян и национально-культурные традиции нашего народа.

Это обусловило более пристальный разносторонний интерес к исследованию феномена массовых коммуникаций в отечественной науке (прежде всего в социологии и политологии).3 Можно говорить о том, что сегодня сложилось несколько направлений анализа данного феномена. Во-первых, политико-идеологический, традиционно связанный с манипулятивными практиками и коренящийся в давней традиции, связанный с “психологией народов”. Акцент здесь делается на достижение оптимальных результатов при формировании у масс при помощи коммуникативных технологий нужных мотивационных и поведенческих установок. Это направление представлено в научной литературе лучше всего и существует в основном в форме экспертных разработок, а не в виде научных публикаций академического характера.

Во-вторых, массовые коммуникации исследуются в социологическом аспекте. Здесь соблюдается большая “научность” и объективность. В рамках этого направления стали появляться работы, связанные с различными сферами коммуникационных связей, с анализом их специфики при учете статусно-ролевых и ценностных иерархий в обществе.

В-третьих, массовые коммуникации исследуются в контексте социально-психологических наук. В этом плане особый интерес в последнее время стали вызывать работы психологов “русской школы”, активно разрабатывающих вопросы коммуникаций в дореволюционный период (В. Бехтерев, Н. Укач-Огорович, Н. Кареев и др.).4

Таким образом, можно сказать, что сегодня формируется межпредметное поле изучения массовых коммуникаций и их воздействия на общественное сознание. Стали складываться национальные научные школы, хорошо заявившие о себе не столько в прикладном, сколько в академическом плане. Можно ожидать поэтому, что эффективность использования средств массовой коммуникации при решении конкретных задач устойчивого развития российского общества, государственно-политической и политико-идеологической систем резко возрастет.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Манипуляция сознанием
В книге выявляется устройство всей машины манипуляции общественным сознанием — как технологии господства

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconМеждународная Программа сми стратегии в социальном развитии
Сми стал сильным инструментом, взяв на себя широкую социальную роль, присуждая статус общественным проблемам, людям, организациям...

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconПо прогнозам ученых на XXI в., деструктивные манипуляции человеком,...
Именно этим фактором обусловлена особая актуальность формирования системы информационно-психологической безопасности

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconВ первой главе «Методологические основы анализа коммуникативных процессов Public Relations»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10. 01. 10 – Журналистика

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconЦентр Коммуникативных Технологий Дегтярева М. Г.® (495) 920 41 70 (926) 232 59 84 e mail
Министерством образования РФ для преподавателей и студентов вузов различных специальностей. Бизнес-тренер, директор Центра коммуникативных...

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconПрограмма Центра Обучения gss тема: «Логистика, складирование и хранение товаров»
Освоить практические подходы к формированию логистических систем различного уровня. Изучение складской логистики на предприятии,...

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconАвтореферат диссертации А. В. Боговиз «Развитие воспроизводственных...
Апк, представленную на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08. 00. 05 – экономика и управление народным...

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов icon1 Общая характеристика хозяйственного учета и его виды Для управления...
Хозяйственный учет это деятельность обеспечива­ющая количественное отражение и качественную характерис­тику процессов материального...

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconМанипуляция сознанием 2 Манипуляция подчиняет и омертвляет душу, это антихристиан
Не будем возноситься так высоко, рациональный подход и даже просто здравый смысл ведут к выводу, что для России переход к манипуляции...

Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов iconКраткий курс манипуляции сознанием Кара-Мурза с г краткий курс манипуляции сознанием
Но вирус остался в ее организме, болезнь нашла новые уязвимые точки, кризис оказался гораздо тяжелее. Зашаталась и стала рассыпаться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница