«Эффективные образовательные технологии»




Скачать 138.95 Kb.
Название«Эффективные образовательные технологии»
страница1/2
Дата публикации03.04.2013
Размер138.95 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
  1   2
Методическое совещание

«Эффективные образовательные технологии»

Кафедра математики и информатики

21 марта 2011 года

руководитель кафедры: Смогоржевская С.Ю.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.

Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики.

Определим образовательную технологию  в узком смысле как систему, включающую некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий. Здесь модель обучения - система, состоящая из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном периоде. Дидактическая основа модели обучения состоит из метода обучения и организованной формы, в которой он реализован, педагогическая техника объединяет средства и приемы, непосредственно используемые в учебном процессе.

    «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей». (Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения.)

Для эффективных образовательных технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

^ Анализ современных образовательных технологий

Название

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

^ Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

^ Модульное обучение

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

^ Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

^ Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

^ Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

^ Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

^ Обучение развитию критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

На совещании хотим рассмотреть подробно некоторые из них:

^ Технология модульного обучения

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

  1. целевой план действий;

  2. банк информации;

  3. методическое руководство по достижению дидактических целей.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

Технология модульного обучения открывает широкие возможности для индивидуализации обучения. В дидактике принцип индивидуального подхода предполагает учёт таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. К таким особенностям в первую очередь можно отнести обучаемость, учебные умения, обученность и познавательный интерес.

Одним из требований к модульному обучению с точки зрения его индивидуализации является разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении.

Наиболее эффективно применение модульного обучения при изучении тем, связанных с информационными технологиями: Технология обработки текста, Технология обработки числовой информации и т.д.

Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

  1. определение места модульного урока в теме;

  2. формулировка темы урока;

  3. определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

  4. подбор необходимого фактического материала;

  5. отбор методов и форм преподавания и контроля;

  6. определение способов учебной деятельности учащихся;

  7. разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

  1. составление модуля данного урока;

  2. подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

^ Проблемно-диалогическое обучение

Это - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

По  наиболее  предпочтительной  версии, основоположником диалогической технологии обучения следует считать Сократа. Уже древние, начиная с Платона, осознавали:  когда учитель читает, а ученик записывает, то обучение проходит в атмосфере господства авторитета учителя.  Это чуждо сократовскому пониманию отношений ученика и учителя.  

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Это два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.

Опираясь на положения психологии о том, что мышление теснейшим образом связано с действием и речью, считаю наиболее предпочтительным организацию образовательного процесса на основе диалога между его субъектами. Ниже хочу привести некоторые приемы, стимулирующие и активизирующие мыслительную деятельность учащихся, в рамках методов показательного решения проблем:

  • Интонационное выделение преподавателем логически важных моментов изложения;

  • Повторное, более краткое предъявление учащимся материала;

  • Подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • Сопровождение обобщающих выводов преподавателя приведением конкретных примеров;

  • Инструктаж учащихся по составлению таблиц, схем и т.д.

  • Намек-подсказка, содержащая готовую информацию;

  • Задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задачи;

  • Задание учащимся на проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задачи;

  • Задание учащимся на заполнение вслед за преподавателем схем, таблиц и пр.;

  • Организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;

  • Задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;

  • Задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.п.;

  • Наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия;

  • Предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения решения и анализ учителем полученных при этом результатов;

  • Обсуждение возможных следствий из неверных предположений;

  • Интригующее описание учителем изучаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

  • Наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

  • Задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях;

  • Задание учащимся на обобщение фактов, изложенных преподавателем в специальной последовательности;

  • Показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей учащимся;

  • Задание учащимся на выдвижение очередного шага в рассуждениях в логике, заданной преподавателем;

  • Задание учащимся с не сформулированным вопросом;

  • Задание с избыточными данными;

  • Задание учащимся на определение границ применимости той или иной компьютерной технологии и др.

Но, если учебный материал нуждается в запоминании и не может быть преподнесен в форме проблемы, требующей решения, то его, естественно, так и следует изучать традиционно, через сообщение и показ.

Об использовании этой технологии на уроках математики расскажет Солдатова Н.Н.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Эффективные образовательные технологии» iconHuman Resources «success»
Эффективные технологии управленческой деятельности. Структура управленческой деятельности (планирование, организация, мотивирование,...

«Эффективные образовательные технологии» iconОбразовательные технологии
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах

«Эффективные образовательные технологии» iconПрезентация в бизнесе Текст предоставлен правообладателем «Имидж и самопрезентация в бизнесе.»
Практическое пособие по имиджелогии. В книге представлены современные знания и эффективные технологии, необходимые менеджерам любого...

«Эффективные образовательные технологии» iconПлан организации и проведения студенческих научных мероприятий в...
Компьютерный класс «Информационные и образовательные технологии в химии» в течение года

«Эффективные образовательные технологии» icon«Образовательные технологии осознанный выбор» ( в форме «Мастер-класс») Повестка дня
«Эффективность использования инновационных технологий в образовательном процессе» зам директора по оэр бубенцова Т. Е

«Эффективные образовательные технологии» iconУрока: Образовательные
Образовательные: повторить и закрепить использование изученных лексических единиц по теме «Игрушки»

«Эффективные образовательные технологии» iconА. А. Альтшуллер Практическая психология для менеджера
Учебное пособие по психологической культуре деловой деятельности. В книге представлены современные знания и эффективные человековедческие...

«Эффективные образовательные технологии» iconБнту нич ниицсм современные модифицирующие добавки для бетонов на рынке республики беларусь
Быстрый и оптимальный выбор подходящего типа добавки или комбинации добавок позволяет успешно внедрять эффективные технологии бетонных...

«Эффективные образовательные технологии» iconСовременные образовательные технологии и/или методики
Подготовительный. Включает разработку сценария, в который входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование задачи,...

«Эффективные образовательные технологии» iconI. Дистанционные образовательные технологии (дот) реализуются в рамках...
Дополнительные требования к студенту, обучающемуся по заочной форме с применением дот

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница