Модель информационной образовательной среды школы




Скачать 196.98 Kb.
НазваниеМодель информационной образовательной среды школы
страница1/2
Дата публикации29.03.2013
Размер196.98 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
  1   2
Модель информационной образовательной среды школы

Л.Г. Захарова, директор МБОУ СОШ № 60

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса Советского района города Ростова-на-Дону (МБОУ СОШ № 60)
Мировая практика развития и использования ИКТ демонстрирует явную тенденцию к изменению традиционных форм организации образовательного процесса в условиях информационного общества. Вместе с этим меняются содержание образования, используемые в нем методики, дидактические подходы, технологии и стили.

Основные направления развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования направлены на информационно-ресурсное и методическое обеспечение достижения системного эффекта в области управления и развития образования, экономических механизмов в указанных сферах, а также повышения качества и доступности всех уровней образования на основе и с использованием ИКТ.

Сегодня уровень информатизации системы образования возрос настолько, что без продуманной стратегии ее развития дальнейшее движение вперед будет просто бессмысленным расходованием ресурсов. На первый план школы № 60 г. Ростова-на-Дону ставится задача проектирования единой информационной образовательной среды школы (ИОСШ), обеспечивающей совершенствование образования и воспитания обучающихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, повышение информационной культуры субъектов образовательного процесса.

ИОСШ рассматривается в качестве педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса (приложение 1).

ИОС образовательного учреждения - это среда, которая

  • включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

  • обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

  • предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

При этом ИОСШ обеспечивает:

  • планирование курсов с ИКТ-поддержкой и других фрагментов образовательного процесса (например, проектов);

  • удобную реализацию курсов с ИКТ-поддержкой (размещения материалов учителя, заданий обучающимся, рецензий и оценок учителя, соответствие реализации и плана и т. д.);

  • размещение цифровой фиксации (записи, регистрации) хода образовательного процесса, деятельности учителя и обучающихся, показателей здоровья школьников, в том числе формализованной информации о проведенных занятиях, используемой при ведении табеля учета рабочего времени работников, учет посещения занятий учениками;

  • прозрачность школы для родителей, структур управления учреждением, органов управления образованием, общественности, вузов и т. д. за счет доступа к школьной информации через Интернет, средства мобильной связи, информационные киоски в школах, а также ряд других функций с использованием возможностей ИКТ.

Для реализации общественного заказа, направленного на формирование современного, творчески одаренного молодого человека, способного к освоению и преобразованию мира, имеющего знания, умения, навыки, опыт практической деятельности и личной ответственности в школе создана информационная образовательная среда для развития творческого потенциала личности ребенка.

Основными пользователями ИОСШ являются:

  • директор;

  • зам. директора по информатизации;

  • зам. директора по учебно-воспитательной работе;

  • зам. директора по воспитательной работе;

  • социальный педагог;

  • психолог;

  • секретарь;

  • библиотекарь;

  • классный руководитель;

  • учитель-предметник;

  • ученик;

  • родитель.

В МБОУ СОШ № 60 структура информационной образовательной среды школы (ИОСШ) и ее подразделений определяется на Методическом совете школы и утверждается приказом директора (приложение 2).

Основу создания и функционирования ИОСШ составляют разработанные Методическим советом следующие локальные акты: Положения об информационно-аналитическом секторе, о диспетчерском центре, о сайте школы, об информационном центре, о мультимедиатеке, о кабинетах информатики и информационно-коммуникационных технологий и другие.

Предлагаемая модель информационной образовательной среды школы включает 4 сектора информационного обеспечения (приложение 3):

- маркетинговый сектор (административный центр, издательский центр, e-mail, студия школьного сайта, видеостудия, центр «Мультиплекс»);

- сектор научно-методического применения ИКТ (Творческая лаборатория, Лаборатория проблематики);

- информационно-аналитический сектор (электронная база данных, электронная библиотека, хранилище образовательных ресурсов);

- сектор технической поддержки (консультанты, лаборанты, техническая лаборатория).

Сектор научно-методического применения ИКТ подготавливает учителей к новым уровням педагогического взаимодействия. На протяжении последних 5 лет в МБОУ СОШ № 60 г. Ростова-на-Дону в рамках повышения квалификации учителей активно формируется базовая педагогическая ИКТ-компетентность. Для создания программы по внедрению ИКТ был проведен опрос и анкетирование учителей школы по степени информационной грамотности, на основании которых выделены основные проблемы: недостаточная компьютерная грамотность, отсутствие необходимого технического оснащения и научно-методического сопровождения.

Администрация школы стимулирует положительную мотивацию педагогов к использованию ИКТ в обучении, активно помогая оснащением учебных кабинетов ТСО, приобретением программных продуктов, поощряет учителей, участвующих в конференциях, конкурсах по ИКТ.

Одна из главных задач в повышении ИКТ-компетентности учителя – это подготовка педагога-тьютора и педагога-консультанта по ИКТ (для каждого методического объединения), которые сами овладеют способами создания, апробирования и анализа электронных учебных материалов, приемами организации сетевого взаимодействия и обучат использованию ИК-технологий своих коллег. В школе организованы обучающие семинары, как для своих учителей, так и для педагогов города и области в форме мастер-классов (ежегодно с 2006 года).

Методсовет школы изучает и обобщает опыт эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности и обеспечивает послекурсовую поддержку учителей. Учителя-новаторы личным примером (проведением открытых уроков, победой в конкурсах, участием в конференциях) мотивируют коллег на внедрение цифровых образовательных ресурсов, активное использование современных ТСО на уроке и во внеклассной деятельности, участие в сетевых педагогических сообществах.

Работа по внедрению информационных технологий и повышению ИКТ-компетентности организуется и координируется специально созданной структурой из состава администрации и педагогов-новаторов (приложение 4).

Творческая лаборатория объединяет учителей, активно применяющих ИК технологии, овладевших способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов. Творческая лаборатория изучает и обобщает опыт эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности, в том числе внедрения электронных образовательных ресурсов, проводит мастер-классы для коллег района, города, области. Главная задача творческой лаборатории - формирование предметно-углубленной ИКТ-компетентности учителя-предметника (учитель-консультант).

Лаборатория проблематики объединяет учителей, обладающих базовой ИКТ-компетентностью, использующих современные ТСО и цифровые ресурсы на уроке и во внеклассной деятельности, у которых сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ. Лаборатория позволяет им решать проблемы, связанные с овладением методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, подготовкой наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office и других программных продуктов.

Заседания творческой лаборатории и лаборатории проблематики осуществляются с периодичностью 1 раз в месяц. Среди рассматриваемых вопросов – подготовка к ежегодной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании», публикации статей в журнале «ИКТ в образовании», создание методических разработок на городские, областные и всероссийские конкурсы, апробация цифровых ресурсов, обучение работе с интерактивной доской, единой коллекцией ЦОР и т.п. Использование интерактивных систем обучения (ЦОР, ЭОР) влечет за собой необходимость пересмотра учителем используемых им методов и форм, встраивания нового средства в систему ранее имеющихся, в конечном счете появлению принципиально новых нетрадиционных для классно-урочной системы форм и методов. В позиции учителя происходят изменения:

  1. Учитель теперь не единственный источник информации.

  2. Учитель организует поиск обучающимися информации, ее отбор и переработку, определяет оптимальную для каждого школьника совокупность ЭУМ, определяет форму и содержание контроля.

  3. Учитель – инициатор новых форм взаимодействия.

  4. Учитель – организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.

Изменение процесса обучения, новые функции педагогов связаны с появлением и развитием новых позиций и ролей.

Творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок таким образом, что познавательная деятельность обучающихся будет носит технологический, развивающий эффект; т.о., деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить следующие проблемы:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса;

  • обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

^ Организация информационно-аналитического сектора в МБОУ СОШ №60

Информационно-аналитический сектор (ИАС) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение деятельности школы, формирование, использование и защиту ее информационных ресурсов. ИАС непосредственно подчиняется заместителю директора по информатизации школы.

Цели ИАС:

  • Информационно-аналитическое обеспечение образовательной, научной и управленческой деятельности школы.

  • Участие в подготовке и проведении конференций, педагогических советов, совещаний, семинаров, выставок и пр.

  • Подготовка к изданию информационных материалов, каталогов и проспектов о деятельности школы.

Направления деятельности ИАС:

  • Упорядочивание потока данных о функционировании школы.

  • Переработка и анализ поступающей информации.

  • Согласование планов работы различных служб школы и выработка на их основе единого перспективного и календарных планов школы.

  • Управление мониторинговыми исследованиями.

  • Выработка предложений оперативного и стратегического характера, направленных на улучшение учебно-воспитательного процесса.

  • Прогнозирование развития школы. Участие в создании схем развития профилей обучения и разработки модели обучающегося.

  • Архивация информации.

  • Создание и постоянное обновление компьютерного банка данных.

В состав информационно-аналитического сектора входит электронная библиотека, электронная база данных школы, хранилище ЭОР (приложение 5).

^ Электронная библиотека хранит более 400 лицензионных дисков с учебными программами, иллюстративными материалами, энциклопедиями, аудиозаписями. Диски систематизированы по классам, предметам и составляют основу медиатеки школы. Заведующий медиатекой осуществляет:

  • помощь учителям в подборе материалов;

  • помощь обучающимся в подборе материалов;

  • консультации по установке CD и работе с ними;

  • составление каталога программ, сайтов.

Электронная база данных школы позволяет организовать систему сбора данных и преобразования их в информацию в установленном порядке, обеспечивает функционирование системы образовательного мониторинга, оценки и прогноза развития школы, способствует информационному обмену с информационно-аналитическими службами муниципальных, областных и федеральных образовательных структур и ведомств. Основной программой для работы этого отдела ИАС является «1С:Хронограф», а также программы бухгалтерии, библиотеки.

^ Электронное хранилище ЭОР структурировано по образовательным областям: ЭОР и ЦОР размещены на компьютерах в предметных кабинетах и постоянно пополняются из Интернета. В школе организована совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) учителя. Педагоги и обучающиеся могут воспользоваться цифровыми ресурсами, как в классе, так и взять домой для изучения, выполнения заданий, подготовки к урокам. Кроме того, многие материалы установлены на компьютерах в кабинетах информатики и доступны участникам образовательного процесса во внеучебное время.

Для успешной работы с ЭОР педагоги из творческой лаборатории осуществляют:

  • подготовку к использованию ЦОР (установка, загрузка, апробация);

  • обучение учителей работе с ЦОР;

  • накопление и систематизация ЦОР, в том числе из ресурсов Интернета;

  • консультации по подготовке проектов для уроков;

  • консультации по подготовке проектов на конкурсы.

Активная работа с информационными ресурсами позволяет повысить у школьников мотивацию к обучению, совершенствовать профессионализм у учителей, положительно влиять на качество образования.

Информационно-аналитический сектор позволяет достичь многих преимуществ в организации и планировании деятельности школы:

  • повышение эффективности учебного процесса,

  • возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,

  • принятие более эффективных управленческих решений,

  • повышение объективности в оценке деятельности учителей и учеников,

  • более эффективное управление познавательной деятельностью школьников,

  • возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,

  • оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения,

  • экономия материальных и человеческих ресурсов,

  • высвобождение свободного времени,

  • сокращение объемов рутинной работы.

Маркетинговый центр школы (приложение 6) представляет собой один из четырёх секторов информационной образовательной среды, который включает административный центр, издательский центр, e-mail, студию школьного сайта, видеостудию, центр «Мультиплекс». Маркетинговый сектор определяет комплекс мероприятий, направленный на эффективное осуществление деятельности школы: удовлетворение нужд и запросов потребителей образовательных услуг (обучающихся, родителей и др.).

Для успешной организации образовательного процесса требуется базовая информационная инфраструктура с упрощенным доступом к информации различного вида. Важна и координация в создании различных информационных баз данных. Решению именно этих вопросов подчинено создание модели информационной среды школы.

Информационная среда образовательного учреждения должна быть единой, выполнять как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности школы, носит открытый характер.

Одной из приоритетных задач реформы системы образования России, как следует из Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды», является повышение эффективности и качества управления на основе внедрения современных информационных технологий, что позволяет:

  1. повысить эффективность процесса управления за счет оперативности в получении более достоверной информации о состоянии объектов управления и сокращения времени реакции управления (принятия решения, постановки задач, контроля исполнения);

  2. освободить органы управления всех уровней от малопродуктивного труда по сбору информации и составлению всевозможных отчетов, создав условия для творческого труда;

  3. резко сократить бумажные потоки документооборота и перейти на безбумажное делопроизводство;

  4. стандартизировать делопроизводство;

  5. использовать внешними пользователями (учреждениями МВД, здравоохранения, военными комиссариатами, налоговой инспекцией, всевозможными фондами и др.) информационный ресурс управления образования, для решения региональных социально-значимых задач.

В управлении школой внедрена и используется автоматизированная система управления школой «1С: Хронограф. Школа».

Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет возможности для:

  • систематизации данных о сотрудниках и обучающихся;

  • автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса, административно-финансовой и хозяйственной деятельности;

  • автоматизации библиотечной деятельности;

  • организации учета питания.

^ Издательский центр

Одной из эффективных форм образовательной деятельности обучающихся является создание школьной газеты. В школе № 60 в течение пяти лет существует Детская организация юных журналистов. Школьная газета создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности обучающихся и развития их личностных качеств.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель информационной образовательной среды школы iconПлан работы библиотеки школы № 123 на 2012/2013 уч год Основные цели...
Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы

Модель информационной образовательной среды школы iconВопросы к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Базовые модели стратегического менеджмента (Модель Гарвардской школы бизнеса, Модель И. Ансоффа, Модель Г. Стейнера)

Модель информационной образовательной среды школы icon368500, г. Избербаш, ул. М. Гаджиева 64, тел. 2-42-80 Программа информатизации мкоу «сош №8»
«Информатизация школы – новые возможности в условиях сформированной информационной среды»

Модель информационной образовательной среды школы iconКультурно-образовательной среды гимназии
Цель мбоу «Гимназия №11 им. С. П. Дягилева» г. Перми в рамках проекта цио пггпу «Развитие интеллектуального потенциала учащихся в...

Модель информационной образовательной среды школы iconСоздание сайта школьной библиотеки
Сайт школы, как инструмент организации внутришкольной информационно-образовательной среды помогает

Модель информационной образовательной среды школы iconПрограмма формирования информационно-образовательной среды школы
Интернет (работу с сайтами, на форумах оу, в блогах, ведение электронных дневников/журналов)

Модель информационной образовательной среды школы iconАкадемия науки и творчества как элемент инновационной образовательной среды
В основе инновационной образовательной среды заложены две взаимодействующие друг с другом подсистемы: дидактическая и воспитательная,...

Модель информационной образовательной среды школы iconПроект обновления образовательной программы образовательного учреждения...
Цель проекта целостное изменение инфраструктуры управленческой и образовательной деятельности, направленное на получение образования...

Модель информационной образовательной среды школы iconПрограмма информатизации муниципального общеобразовательного учреждения...
Основными направлениями развития информационной среды образования (в частности, выде­ляемыми в настоящей Программе) являются

Модель информационной образовательной среды школы iconПубличный доклад
«Реализация фгос начального общего и основного общего образования важная инновационная составляющая модернизации образовательной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница