Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть»




Скачать 172.48 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть»
страница1/2
Дата публикации23.03.2013
Размер172.48 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Информатика > Урок
  1   2
Всероссийский конкурс для учителей «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ»

Автор: Кочеткова Наталья Александровна, учитель информатики МОУ «Мордвесская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Романова»

motion.jpg
Методическое пособие для проведения урока медиа – безопасности «ТВОЯ БЕЗОПАСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ»




ТЕМА УРОКА: «ТВОЯ БЕЗОПАСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ»

ЦЕЛЬ УРОКА: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования социальных сетей Интернета.

^ ЗАДАЧИ УРОКА:

1) Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования социальных сетей

Интернета:

  • получение интересной и полезной информации;

  • общение и коммуникация;

  • возможности для обучения;

  • игровая деятельность;

2) Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании социальных сетей Интернета:

  • проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;

  • агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;

  • встреча с людьми, с которыми дети познакомились в Интернете;

  • предоставление личной информации в Интернете;

  • обман и мошенничество.

3) Усвоение детьми правил безопасного использования социальных сетей Интернета.

4) Повышение уровня осведомленности о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих при общении в социальных сетях.

5) Формирование системы действий при возникновении зависимости от социальных сетей.

Урок спроектирован таким образом, чтобы дать школьникам наиболее полное представление о разных сторонах использования социальных сетей Интернета – как положительных, так и отрицательных.

ФОРМАТ ПРОВЕДЕНИЯ: классный час, общешкольное мероприятие

ФОРМА УРОКА: смешанное (интегрированное занятие)

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 12-18 лет

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютер

  • проектор

  • файлы с демонстрационным материалом, видеоролик «Безопасный Интернет детям»

  • анкета для учащихся

  • буклет «Безопасный Интернет», памятка «Признаки зависимости от социальных сетей и как с ней справится»

^ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

  1. Актуализация знаний и представлений об Интернете у детей

    1. вступительное слово учителя

    2. просмотр видеоролика «Безопасный Интернет детям»

  2. Классификация социальных сетей по специфике и направленности. Общие черты

  3. Возможности и положительные стороны социальных сетей

    1. популярные социальные сети Рунета и не только

    2. обсуждение возможностей и положительных сторон социальных сетей

    3. социальная сеть как образовательная среда

  4. Риски и угрозы социальных сетей: правила безопасности

    1. обсуждение вопросов анкеты

    2. возможные риски и опасности социальных сетей

    3. признаки зависимости от социальных сетей

    4. как справится с зависимостью от социальных сетей

  5. Заключение

^ ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя:

(слайд №2)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Твоя безопасная социальная сеть». Если бы вы буквально несколько лет тому назад спросили у меня, что представляют собой социальные сети, то развернуто и углубленно ответить на данный вопрос я бы просто не смогла. В наше время различные социальные сети так крепко захватили умы и сознания юзеров глобальной паутины, что стало довольно трудно найти человека, который хотя бы не слышал о существовании таких интернет ресурсов, как «Одноклассники» или же «В контакте». Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик «Безопасный Интернет детям».

(демонстрируется видеоролик)

  1. Учитель:

Социальные сети в настоящее время стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей во всем мире: мы спешим поделиться с друзьями последними новостями через статусы, выложить новые фотографии или просто пообщаться. Быть пользователем крупной и массовой социальной сети на сегодняшний день является уже обыденным, но слегка поднадоевшим явлением. Поэтому стали появляться все активнее и активнее такие социальные сети, которые объединяют людей, к примеру, по интересам, образу жизни или же просто по сфере деятельности.

В зависимости от своей направленности и своей специфики социальные сети могут занимать разнообразные ниши, а также быть как открытыми, так и закрытыми сообществами людей.

(слайд №3)

На сегодняшний день сети уже можно разбить на:

  • универсальные - где круг интересов не ограничен (MySpace, Facebook, Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru, и т.д.)

  • профессиональные – сообщества по общей сфере деятельности, к примеру, социальная сеть научных работников, политиков, журналистов, юристов, педагогов и пр. (Science-community.org, http://2berega.spb.ru, www.dnevnik.ru и т.д.)

  • тематические — сообщества, объединенные узким кругом интересов - хобби и способу жизни, например, социальная сеть для родителей, для любителей рыбалки, спорта, разнообразных развлечений (http://www.ribalochka.net, http://rusfan.ru, fanrating.ru, http://facekid.ru, rybalka.com и т.д.)

  • бизнес-сети — построенные по принципу универсальных сетей, но которые позиционируют себя как проекты для нахождения деловых контактов (LinkedIn, Profeo, Xing и т.д.)

  • Также создаются и корпоративные онлайн - сообщества, которые позволяют сотрудникам свободно обмениваться идеями и знаниями, и что самое главное, «не выносить» их за пределы компании (LG Electronics, Евросеть и т.д.).

(слайд №4)

Социальным сетям, которые есть в Интернете, присущи некоторые общие черты:

  • Нужна регистрация нового участника (на каждого нового пользователя заводиться своя учетная запись). Чтобы зарегистрироваться в социальной сети пользователь указывает какую-то информацию о себе – часто для этого используется обычная электронная почта, на которую и приходит письмо с кодом активации на сайте. На некоторых социальных сетях, для лучшей работы с ними, требуется иногда указать номер телефона. При регистрации человек в основном указывает помимо своей электронной почты, еще свой логин и пароль.

  • Пользователи указывают на своей страничке в социальной сети дополнительные сведения о себе – о том, чем занимаются, свои контактные данные, увлечения. Публикуют на социальном ресурсе свои фотографии и видео.

  • Социальные сети обладают большой посещаемостью, благодаря тому, что пользователи заинтересованы посещать их каждый день.

  1. Учитель:

(слайд №5)

В Рунете существует большое количество социальных сетей.

  • Вконтакте (http://vk.com) – самая посещаемая социальная сеть в России и на Украине. Помогает искать сокурсников, одноклассников. Вконтакте создан Павлом Дуровым в 2006 году. «ВКонтакте» популярен больше среди детей и молодежи, но в последнее время активно развивается и среди других возрастных групп.

  • Одноклассники (http://odnoklassniki.ru/) – можно найти одноклассников, друзей из детства, и всегда оставаться на связи. Чтобы зарегистрироваться нужно ввести номер своего мобильного телефона. «Одноклассники», когда-то лидировавшие среди взрослой аудитории, заметно сдают свои позиции.

  • Мой мир (http://my.mail.ru/) – этот социальный ресурс принадлежит тем же компаниям, что и «Одноклассники». Особенности «моего мира» в том, что регистрируя почту на mail.ru, вы автоматически можете создать себе страничку в «Моем Мире», а также есть специальное приложение «Майл Агент» через который можно обмениваться сообщениями.

  • Мой круг (http://moikrug.ru/) – через нее ищут профессиональные кадры и работу. В Рунете появилась в 2005 году. Над ее созданием трудились некоторые выпускники МГУ, МФТИ и Российской экономической школы. Вначале сеть «Мой круг» создавалась для поиска одноклассников, однокурсников, знакомых, но потом направление ее было изменено. 27 марта 2007 года компания Яндекс купила данный ресурс, и теперь «Мой круг» развивается под опекой Яндекса.

(слайд №6)

К популярным социальным сетям международного значения относятся:

  • Facebook (http://ru-ru.facebook.com) - первая по посещаемости социальная сеть мира и вторая по посещаемости среди всех сайтов. Основана в начале 2004 года Марком Цукербергом. Имеет русскоязычную версию. Facebook позволяет создать профиль с фотографией и информацией о себе, приглашать друзей, обмениваться с ними сообщениями, изменять свой статус, оставлять сообщения на своей и чужой «стенах», загружать фотографии и видеозаписи, создавать группы (сообщества по интересам).

  • Twitter - сервис ведения микроблогов. Твиттер – это интернет-сервис, позволяющий зарегистрированным пользователям общаться между собой, узнавать последние новости и знакомиться друг с другом. Здесь нет ничего лишнего – вам дано всего 140 символов на сообщение. Основной вопрос в твиттере – «Что ты сейчас делаешь?». Месячная аудитория составляет более 190 млн. человек.

  • MySpace - международная социальная сеть (сайт сетевых сообществ, блог-платформа), в которой представлена возможность создания сообществ по интересам, персональных профилей, ведение блогов, размещение фото и видеоконтента, а также возможность прослушивания аудиотреков популярных исполнителей. Долгое время MySpace оставалась самой популярной социальной сетью в США и во всём мире. Но уже несколько лет подряд её посещаемость неуклонно снижается. Высказывались мнения, что «убийцей» MySpace стала конкурирующая социальная сеть Facebook

(слайд №7)

Чем же можно объяснить все нарастающую популярность социальных сетей? Конечно, социальные сети дают большие преимущества тем, кто зарегистрирован в них:

  • Прежде всего, конечно, это безграничное общение. Разговаривать с друзьями со всего земного шара можно, не выходя из дома, ограничивает только стоимость интернет - трафика. Уже сложно представить, как поддерживать контакты со многими знакомыми без помощи социальных сетей, а хорошо выстроенные взаимоотношения с людьми всегда помогают и в жизни, и в работе. Конечно, подобное общение никогда не сможет заменить всем нам живого эмоционального и настоящего словесного диалога, но поможет хорошо отдохнуть, поднять свое грустное настроение или просто убить ненужное время.

  • Все эти сервисы позволяют людям объединяться в группы с теми, кто разделяет их интересы. Благодаря социальным сетям человек чувствует себя частью общественной группы, не обязанным при этом прилагать для этого какие-то усилия. Конечно, зачастую это всего лишь видимость, а пользователь с несколькими сотнями виртуальных друзей может быть в реальной жизни совершенно одиноким и ничего, кроме компьютера, не видеть… Но этого уже никто наверняка не знает.

  • Кроме того, с их помощью удобно искать бывших одноклассников, сослуживцев, друзей и знакомых из других городов, восстановить потерянные связи. Мне кажется, важно в современное время поддерживать связь друг с другом, потому что в привычном потоке событий, дел и забот очень легко потерять различные контакты со знакомыми и своими близкими людьми.

  • Сеть остается эффективным инструментом, чтобы сообщить своим друзьям новости о себе, добавить фото-, видео- и аудиоматериалы, оповестить о дне рождении

  • Социальные сети имеют потенциал для поиска новых друзей. В первую очередь имеется возможность найти своих единомышленников, людей с теми же интересами и хобби. Нужно только вступить в необходимую группу, которая способна привлечь ваше внимание, а все остальное – дело времени. Также можно просто пообщаться в сети, но кто сможет узнать, что виртуальное общение способно плавно перейти в реальное?

Нужно отметить, что в последнее время стали появляться образовательные и научные социальные сети. Социальная сеть Facebook уже давно признается одним из наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Американской социальной сетью Facebook пользуются около 800 миллионов людей. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы для студентов, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook.

Также замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства Интернета. На данный момент в Интернете существуют несколько социальный сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ, обучая его своему родному языку.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако вы ученики можете использовать социальные сети для решения самых различных задач: в социальных сетях вы можете эффективно организовать коллективную работу своей учебной группы, долгосрочную проектную деятельность.

(слайд №8)

Можно выделить следующие преимущества использования именно социальной сети в качестве учебной площадки:

1. Для вас это привычная среда.

2. В социальной сети вы выступает под своим именем-фамилией.

3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент.

4. Возможность совместной работы.

5. Наличие форума, стены, чата.

6. Каждый ученик – участник может создать свой блог, как электронную тетрадь.

7. Активность участников прослеживается через ленту друзей.

8. Удобно использовать для проведения проекта.

9. Подойдет в качестве портфолио для ученика.

(слайд №9)

Примером такой социальной сети является Letopisi.Ru, общенациональный образовательный проект с международным участием, в котором может принять участие любой желающий. Его участниками являются школьники, студенты и учителя. Сайт построен на социальном сервисе Веб 2.0 вики, его содержание полностью (на 99,9 %) контролируется пользователями, он свободен от авторского права и действует в рамках закона и здравого смысла. Здесь при помощи блоггов и вики, вы можете делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные письменные сетевые проекты.

(слайд №10)

С введением электронных журналов появилось большое количество различных образовательных социальных сетей для учащихся. Примером служит телекоммуникационная образовательная сеть «Образование web 2.0». На этом портале вы сможете не только узнать свои оценки, посмотреть расписание уроков, домашнее задание и темы пройденных уроков, но и познакомиться и подружиться с вашими сверстниками из других регионов России. Простые в использовании социальные сервисы позволят вам вести личный блог, создавать сообщества по интересам, добавлять файлы и фотографии, участвовать в разнообразных интересных конкурсах, обмениваться мгновенными сообщениями. Портал сообщит о важных событиях и изменениях в жизни класса, школы, территории и региона.

(слайд №11)

Другим примером образовательной сети является достаточно популярная единая образовательная сеть России - Дневник.ру - которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Одним из модулей этого проекта является как раз социальная сеть. Каждый пользователь Дневника имеет личную страницу, на которой может рассказать о себе, опубликовать фотографии, музыку, видео, документы, вести свой блог. Пользователи могут находить новых друзей и предоставлять им доступ к содержимому своих страниц. Личные сообщения позволяют общаться прямо в Дневнике. Архив всей переписки сохраняется. Для общения по интересам в Дневнике можно создавать тематические группы и события.

Я привела только несколько причин, по которым огромное количество людей проводит массу времени на сайтах социальных сетей, общаясь со старыми друзьями и находя новых приятелей. Вряд ли при этом они задумываются об их недостатках. Каковы же они на самом деле?

  1. Прежде чем обсудить их минусы, мне хотелось бы, чтобы вы ответили на несколько моих вопросов.

Учитель проводит дискуссию с учащимися по вопросам анкеты

(слайд №12)

Вопросы анкеты:

• Назовите причины, по которым вы заходите в Интернет?

• Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему физическому здоровью?

• Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоей морали?

• Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему психическому здоровью?

• Как ты считаешь, вредит ли Интернет твоему культурному уровню?

• В каких сетях вы зарегистрированы?

• Общаетесь ли вы с незнакомцами?

• Был ли у вас какой-либо неприятный случай в школе или произошедший с вами лично, связанный с социальной сетью?

• Считаете ли вы, что социальная сеть — это свободное пространство, в котором по своему усмотрению можно делать все, что пожелаешь?

Учитель:

Если посмотреть с одной стороны, то общение в социальных сетях это очень хорошо и полезно. Но с другой… За привлекательностью социальных сетей скрываются некоторые опасности, о которых надо знать. Как это ни удивительно, недостатки данных сервисов являются не чем иным, как обратной стороной их достоинств.

(слайд №13)

  • Важнейший недостаток социальных сетей – публикация в свободном доступе личной информации о человеке. Большинство сетей собирают гораздо больше данных, чем фактически требуется для регистрации. Пользователю кажется, что он сам решает, что о себе рассказывать, а что нет… Но не оставишь же пустыми фотоальбомы. А как не заполнить интересы? К тому же пользователь не может отследить, не выложил ли фотографию с ним еще кто-то… Так, если постараться, через социальные сети можно узнать о человеке практически все. Сведения о том, когда, с кем и сколько он общается, могут быть важнее, чем содержание этих разговоров. С помощью программ, узнающих человека по фотографии и позволяющих найти в Глобальной сети все материалы, с ним связанные, мы можем узнать о человеке гораздо больше, чем он хочет о себе рассказывать. Для примера скажу, что в США социальные сети регулярно используются полицией для поиска информации. Абсолютно все, что мы выкладываем в социальные сети, остается там навсегда. Наши комментарии и отметки на фотографиях остаются даже после удаления аккаунта, а зачастую даже и этот самый аккаунт удалить нельзя! Поисковые машины также сохраняют всю информацию в кэше при индексации, так что быть уверенным в том, что все нежелательные материалы удалены, нельзя.

  • Реклама – отдельный фактор, говорящий против социальных сетей. Дело даже не в том, что баннеры и спам раздражают: появились новые способы продвигать товар. Специальные люди регистрируются в группах и сообществах, завоевывают там авторитет и понемногу продвигают свои идеи среди членов этих групп. Именно от этих людей зависит, станет ли новая марка популярна среди масс. По тому же принципу социальные сети используются для пропаганды среди молодежи, к примеру, правоэкстремистских идей.

  • И, конечно же, представляют опасность попытки взлома профилей в социальных сетях. Существует несколько типов взломов, но самыми распространенными являются так называемые Backstabbing и Speer-Phishing. В первом случае компрометирующая информация о человеке, к примеру фотографии или видео, выкладываются в свободный доступ, что может привести к тяжелым последствиям. К примеру, в 2007 году в США тринадцатилетняя девочка после такого взлома покончила с собой. А при Speer-Phishing пользователя завлекают на специальные сайты (с похожими на адрес социальной сети адресами или предлагающие какие-то услуги), чтобы с их помощью получить пароли этого пользователя.

  • Но самая главная проблема этих сервисов заключается в том, что люди становятся полностью зависимы от социальной сети и не могут прожить без нее и дня. Так, мы уже с вами говорили о том, что социальные сети являются удобными платформами для разностороннего общения. Однако многие настолько погружаются в это общение, что не замечают ничего вокруг. Компьютерное общение вытесняет собой постепенно реальное между людьми. В первую очередь подобная проблема касается именно детей и подростков, находясь в социальных сетях, они перестают умственно расти развиваться. В Интернете всё достаточно просто и безлико, написал сообщение другу, отправил его, получил ответное сообщение. Тут отсутствуют обыденная мимика, движения, контакт глаза в глаза, нет реальных и настоящих эмоций. Сам человек, который долгое время находится в социальных паутинах, общается виртуально, отвыкает от обычного людского общения. Целыми днями они просиживают на любимых сайтах, постоянно просматривая страницы друзей и обмениваясь сообщениями с ними. Учеба при этом нередко уходят на второй план, ведь они гораздо менее интересны, чем возможность неотрывно следить за жизнью друзей. Человек начинает терять навыки реального контакта с людьми в жизни, которые очень важны в современном мире. Это верный путь к развитию аутизма. Некоторые люди даже иногда становятся фанатиками социальных сетей и тратят там свои денежные средства на покупку платных ресурсов, зачастую не осознавая своего поступка.

Люди добровольно становятся зависимыми. Есть такая проблема, которая была выявлена психологами, как «одиночество в толпе». Люди живут друг с другом, постоянно контактируют, но чувствуют себя одинокими. Почувствовать себя важной личностью и выделиться помогают социальные сети. Людям, которые ведут скучный образ жизни, социальные сети помогают повысить самооценку. Такие люди придумывают информацию о себе, как об идеальной личности, и представляют ее на своей страничке. Заставляют людей поверить в их новую личность. И чтобы не разрушить миф о своей личности стремятся снизить реальные контакты с людьми к минимуму.

(слайд №14)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconОтчёт по прессе 21 сентября
Ранее в этом году Социальная сеть "ВКонтакте" подписала меморандум о сотрудничестве с Лигой безопасного Интернета, по которому обязуется...

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconМетодическое пособие для проведения занятия по бдд «минутка»
«минутка» это кратковременное занятие напоминание по тематике безопасности движения, которое проводится учителями начальной школы,...

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2003 Печатается по решению...
Содержатся методические советы по изучению тем курса «Социальная философия», указываются основные проблемы каждой из тем, литература,...

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconРазвитие
Социальная сеть (от англ social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения...

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconУрока Тема урока Практические
Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconУрока Дата проведения Тема раздела, урока
Объект и форма контроля (контрольные, самостоятельные работы, контроль ключевых компетенций)

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconУрока Дата проведения Тема раздела, урока
Объект и форма контроля (контрольные, самостоятельные работы, контроль ключевых компетенций)

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconУрока Тема урока № урока в разделе
Экспериментальный и теоретический методы изучения природы Измерение физической величины

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconУрока: «29» ноября 2011 г. Тема урока
Тема урока: «Состав и структура капитала предприятия. Понятие кредитоспособности предприятия»

Методическое пособие для проведения урока медиа безопасности «твоя безопасная социальная сеть» тема урока: «твоя безопасная социальная сеть» iconСоциальная сеть
Сети. Facebook, который первоначально создавался как средство для поддержки связей и дружбы, развился в громадную социальную поисковую...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница