Урок: математика- информатика




Скачать 59.47 Kb.
НазваниеУрок: математика- информатика
Дата публикации30.09.2013
Размер59.47 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Информатика > Урок




Интегрированный урок: математика- информатика

Учитель: Тарасова Т.И. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 п. Известковый»

Урок в 11 классе «Исследование математических моделей» по теме «Моделирование и формализация»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Цель урока: повторить этапы решения задач на компьютере и показать два пути построения компьютерной модели: построение алгоритма решения задачи и его кодировка на языке программирования QBASIC и построение компьютерной модели с использованием программы «Advanced Grapher».

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, презентация «Площадь криволинейной трапеции», компьютерный тест по теме «Моделирование и формализация», программа QBASIC, графическая программа «Advanced Grapher».

Ход урока:

I этап (5 мин.)

  1. Поставить цель урока.

  2. Вопросы к классу:

    1. Что такое моделирование? (Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей).

    2. Что такое модель? (Это объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса).

    3. Какие бывают модели? (Материальные и информационные).

    4. Приведите примеры материальных моделей (Глобус, муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий, сооружений).

    5. Приведите примеры информационных моделей (инф-е мод. представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные (рисунки, фотографии и др. на бумаге, фото- и кинопленке и др.)

^ Знаковые инф-е мод. в форме текста ( программа на языке программирования), формулы, таблицы (периодическая таблица элементов Менделеева), географические карты, графики, диаграммы)

    1. ^ Что такое формализация? (Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков).

    2. Какие языки называются формальными? (Математические, логические)

Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул называются математическими моделями.

Сегодня мы займемся исследованием математических моделей на примере вычисления интегралов. Для этого повторим этапы решения задач на компьютере. Давайте повторение проведем в форме теста, в котором вам встретятся вопросы на типы информационных моделей, какие информационные модели называются статическими, динамическими и т.д.

^ Учащиеся выполняют тест на компьютере. (Тест прилагается) 7-10 мин.
II этап ( Учащиеся садятся за столы в центре класса) 15 мин.

Итак, какие же этапы решения задач на компьютере?

(1. Описательная информационная модель. 2. Формализованная модель. 3. Компьютерная модель. Два пути: а) построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования; б) построение компьютерной модели с использованием одного из приложений – электронных таблиц, СУБД и пр. 4. Компьютерный эксперимент. 5. Анализ полученных результатов).
^ Сегодня наша задача: показать, как вычисляются интегралы на компьютере, т. к. на уроках алгебры мы изучили формулу Ньютона-Лейбница и научились вычислять интегралы точно, когда первообразная функции известна. Но, в тех случаях, когда не удается найти первообразную функции f(x), используют компьютеры, составляя специальные программы и тогда интегралы вычисляются приближенно. При этом применяются интегральные суммы (метод прямоугольников, метод трапеций и т.п.). С методом прямоугольников вы познакомились на уроках алгебры, а сегодня рассмотрим метод трапеций.

Рассмотрим площадь криволинейной трапеции, ограниченной функцией f(x). (Учитель показывает презентацию «Площадь криволинейной трапеции. Метод трапеций».)

Беседа по презентации. (Презентация прилагается)

Составление программы на языке QBASIC.

Программа:

^ 10 REM METOD TRAPEZI

20 INPUT “Ввести B, A, N”; B,A,N

30 DEF FNS(X) = 3*X^2+2*X в этой строке заменяем ф-цию после отладки по карточке

40 Z=0 обнуление суммы y1+…+yn-1

50 FOR I=1 TO N-1 счетчик для значений ф-ций y1+…+yn-1

60 Y=A+I/N*(B-A) вычисление значения функции в точке yi=f(a+i(b-a)/n)

70 Z=Z+FNS(Y) вычисление суммы y1+…+yn-1

80 NEXT I

90 S=(B-A)/N*(Z+FNA(A)/2+FNS(B)/2) вычисление площади по формуле трапеций

100 ? “B=”;B,”A=”;A,”N=”;N

110 ? “S=”;S

120 END

Работаем по плану:

  1. Набор программы.

  2. Отладка программы по примеру с точным ответом.

Отладка: =1+1=2 кв.ед.

  1. Вычисление интеграла, сравнивая приближенный расчет с точным решением. (N=100, 200, 300)

  2. Вычисление интегралов, когда первообразная функции неизвестна. (Задания на карточках).

  3. Оформить результаты вычислений в виде таблицы. (Таблица прилагается).

Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют программу.

Карточки-задания:

1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .

После отладки программы учащиеся должны перевести данную функцию на язык QBASIC, вставить ее в 30-ую строку программы и провести несколько запусков программы для разных значений N.

Вычисления оформляются примерно так:

  1. N=100 S=35,94888

  2. N=200 S=35,94618, значит S=35,95

Вывод: чем больше количество разбиений отрезка от a до b, тем точнее результат.

III этап (10-12 мин)

Переходим к построению компьютерной модели с использованием графической программы «Advanced Grapher».

Запускаем программу, устанавливаем систему координат (сетка, оси).

Добавляем функцию (значок +F), рисуем криволинейную трапецию (значок ydx) и вычисляем ее площадь. Результаты заносим во 2-ую таблицу. Проводим исследования с различными пределами интегрирования и делаем вывод.

Дополнительное задание для сильных уч.( на обратной стороне таблицы):

1)
2)
3)
4)

Вывод: в программе «Advanced Grapher» удобный графический интерфейс, который позволяет хорошо видеть модель, а также реализовать диалог человека с компьютером на этапе исследования модели.
^ Подведение итогов.(3 мин.)

Приложение1

Фамилия, имя __________________________ Результат теста __________________

№ п/п



B

A

N

S

1



1

0

100

2 кв. ед.

2















3















4















5















6















7















Приложение2

Памятка

Функции в программе «Advanced Grapher»
sin(x) – sinx abs(x) – x

cos(x) – cosx sqrt(x) – x

tan(x) – tgx ln(x) – lnx

cot(x) – ctgx lg(x) – lgx

atan(x) – arctgx exp(x) – ex

asin(x) – arcsinx

acos(x) – arccosx
приложение3

Дополнительно:
1)
2)
3)
4)
Выводы:

1)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: математика- информатика iconКонкурсы математика, информатика
Математика, информатика – Бажанов Аркадий 1 кл. – 3 и 2 место районного тура олимпиад соответственно

Урок: математика- информатика iconРабочая программа по дисциплине «Графические средства в эис» принята...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная...

Урок: математика- информатика iconРабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии...
Для группы специальностей: 050201 – «Математика», 050709 – «Преподавание в начальных классах», 050720 – «Физическая культура», 050704...

Урок: математика- информатика iconУрок математики в 1 классе
Оборудование: «Моя математика» 1 класс (Т. Е. Демидова, С. А. Козлова …), рабочая тетрадь к учебнику математика, раздаточный материал(мерки...

Урок: математика- информатика iconУрок (информатика + английский язык) по теме "Итоговый урок-игра в 3-м классе"
Бинарный урок (информатика + английский язык) по теме "Итоговый урок-игра в 3-м классе"

Урок: математика- информатика iconПроекта
Предметная область: физика, химия, математика, биология, информатика (нужное подчеркнуть)

Урок: математика- информатика iconКонтрольная работа по дисциплине «Математика и информатика» состоит...
...

Урок: математика- информатика iconПрограмма государственного экзамена по математике для студентов специальности...
Предел и непрерывность функций. Свойства непрерывных функций на компактном множестве

Урок: математика- информатика iconУрок-игра по темам: "Информация", "Компьютер", "Алгоритм", "Путешествие...
Урок-игра по темам: "Информация", "Компьютер", "Алгоритм", "Путешествие в страну Информатика". 5–6-е классы

Урок: математика- информатика iconУрок ( физика + математика )
Цель: Продолжить формирование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница