Введение Введение «Сетевое искусство»




Скачать 174.35 Kb.
НазваниеВведение Введение «Сетевое искусство»
страница1/2
Дата публикации03.09.2013
Размер174.35 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
  1   2
Введение

Введение
«Сетевое искусство» - постановка проблемы и трактовка термина.
За небольшой промежуток времени с 1994 по 2005 годы феномен сетевого искусства из творческой деятельности интернационального, но достаточно локализованного круга художников, перерос в заметное и очень динамичное явление современной художественной культуры.
В сегодняшней музейной, выставочной, кураторской практике сетевое искусство активно экспонируется и изучается; поддержку сетевых проектов осуществляют благотворительные институты, фестивали, специальные экспертные группы. Но, несмотря на это, с точки зрения искусствоведческой аналитики и фундаментальных исследований по теории и истории культуры -сетевое искусство представляет собой сравнительно новую и мало изученную область проявления художественной практики.
Существующие публикации преимущественно касаются анализа отдельных сетевых произведений или менталитета, стратегий и позиционирования себя в сети арт-групп и не затрагивают проблемы встраивания сетевого искусства в мейнстрим самосознания современности. Нет отчетливо выстроенной типологии Интернет-арта, нет последовательно обоснованной методологии анализа его жанровых форм и стилевых направлений, которые во многом определяются совершенствованием компьютерных технологий. Естественное местонахождение такого искусства — Всемирная компьютерная сеть Интернет, соединяющая вместе миллионы компьютеров и потребителей. Сетевое искусство по праву рождения находится в открытой зоне — киберпространстве, демонстрируя себя на компьютерных экранах в любой точке земного шара. Оно принципиально демократично и всегда доступно для восприятия в отличие от классического искусства, которое мы привыкли воспринимать в пространстве музеев, выставок и художественных галерей.
«Нет-арт» (сетевое искусство), обособляясь от привычных 2 и 3D1 живописи, графики, скульптуры или инсталляции, пользуется постоянно обновляемыми преимуществами высоких технологий и Интернета, идущих в обход всех устоявшихся систем медиа-распространения. Любой художник, имея доступ к сети, может поместить свою работу в Интернете без какой-либо предварительной цензуры, одобрения или отбора со стороны художественных институтов (общественных или коммерческих). Соответственно, любой зритель, имея доступ к Интернету, способен увидеть это произведение. Кроме того, возможность просмотра работы сетевого художника достаточно велика — компьютер, являющийся основой постижения изображения, может быть как каналом передачи данных, непосредственным «носителем» произведения, так и средством его воплощения. Его формы разнообразны: небольшой портативный ноутбук, сотовый телефон, стационарный офисный компьютер -каждый со своим собственным экраном, программным обеспечением, скоростью и техническими возможностями, в зависимости от которых меняется впечатление от увиденного, формат и масштаб воспроизводимой художественной реальности.
На характер восприятия произведения «нет-арта» влияют и свойства Интернета, процессы его обеспечения, позволяющие мгновенно «войти» в сетевой образ или долго и медитативно погружаться в его структуру. Глобальные просторы Всемирной сети могут быть поистине необозримыми при прекрасной компьютерной оснащенности или достаточно «кадрированными» при более скромных технических параметрах. В любом случае зрителю предстает произведение, буквально открывающееся именно в заданных компьютерных рамках, что может существенно менять первоначальный замысел работы и влиять на концепцию его восприятия.
1 2 D - обозначения плоскости, двумерности; 3D- объема, пространственности в медиа-культуре
Произведение сетевого искусства - это каждый раз другое произведение, очень похожее на первоисточник, но, в зависимости от ситуации, с модифицированным интонированием и контекстом прочтения. Это всегда -заданный образ с изменчивой и текучей природой, зачастую полностью раскрывающийся только во всем многообразии возможных экспозиционных рядов. «Нет-арт» возвращает нас к истокам модернизма, который наделяет сложные образные структуры новым и непредсказуемым содержанием. Скрытый смысл той или иной работы становится прозрачным, внятным и доступным в процессе синхронного восприятия как самого произведения, так и зрительского внимания к его окружению, времени и месту показа. Искомой диалогизм творения, реальности и зрителя - первооснова сетевого творчества.
В 1972 году британский критик Лоуренс Эллоуэй в футурологическом исследовании «Художественный мир как система» предвосхитил появление Интернета, указывая на важную роль масс-медиа и коммуникативных стратегий. Он описал различные виды социальных, профессиональных и аналитических сетей, в которых действуют художники и циркулируют их произведения. «Все мы, - писал Эллоуэй, - объединены тревожащей нас связью новых сетевых узлов» 2. Эллоуэй прогнозировал появления сложных механизмов маркетинга, быстрого производства/воспроизводства продукции, мгновенного распространения информации, критических комментариев, идей искусства и документации. Если модернизм ассоциировался с открытиями и изобретениями для массового производства, революционно изменившими повседневную жизнь: электрическим освещением, автомобилями, самолетами, океанскими лайнерами; а постмодернизм - с новыми технологиями воспроизводства, трансформировавшими домашний быт: звукозаписывающие устройства, телевидение; то новая Интернет-эра стала их синтезом3. Любое действие в виртуальном пространстве может иметь немедленные последствия
2 Циг. по кн.: Greene R. Internet Art. - London, New York: Thames&Hudson, 2004. - P. 11.
3 Anderson P. The Origins of Postmodernity. - London, 1998. - P. 87
в физическом мире. В 1998 году в работе «Позади времени» Эрик Хобсбаум высказал мысль о способности Интернет-искусства изменить пространство антропологического и художественного опыта, полагая, что изобразительное искусство сможет расширить практику и методы воздействия на сознание современности, если воспользуется новыми разнообразными возможностями своего воспроизведения4. На службу должен быть призван именно Интернет.
Искусство сети имеет обширный диапазон жанров, начиная с шуток, ироничных мистификаций и заканчивая серьезными многоуровневыми проектами, основанными на традициях классического концептуализма5. Сетевое искусство аккумулировало традиции таких авангардных жанров и направлений, как «редимейд» и инсталляции, ленд-арт, практика группы «Флюксус», перформансы и хэппининги, экспериментальный театр, видео, телематическое искусство, минимализм, графический дизайн и компьютерная графика. «Тесный союз Интернета с репродуционными и коммуникационными технологиями, - пишет Р. Адриан, - формирует туннель, через который проходят несоизмеримые формы индустриальной культуры. В нем они сжимаются и объединяются. В результате чего образуется коллаж, но не просто изображений и звуков, а культурного материала, памяти, истории и медиа»6. Синтез контента, медиа и трансмиссии в Интернет-искусстве приводит к тому, что многие его явления сложно поддаются традиционной жанровой формулировке.
4 Hobsbawm E. Behind the Times: The Decline and Fall of the Twentieth-Century Avant-Gardes. - London, 1998. - P. 18.
5 В диссертации произведение сетевого искусства признается принципиально процессуальным, не законченным, выстроенным как бесконечная возможность коммуникации. Художественное произведение «нет-арта» всегда «спроектировано», поэтому слово «проект» и словосочетание «произведение искусства» мыслятся взаимозаменяемыми и равнозначными в данном тексте.
6 Adrian R. NetArt on nettime. Электронная версия, режим доступа: [http://amsterdam.nettime.org/Lists-Archives/ nettime-l-9705/msgO0053 .html 01.11.2000].
Одна из существующих тенденций в определении «нет-арта» объединяет его с более широким понятием «медиа-искусства» . Но нужно принять во внимание тот факт, что медиа-искусство рассматривает компьютерные технологии не как средство, а как предмет своей дискуссии. Подобное совмещение понятий, на наш взгляд имеет существенный недостаток. Следуя такой логике, сетевые проекты, отражающие структуру Интернета, будут включены в круг сетевого искусства, тогда как большинство работ с политическим и социальным содержанием не найдут своей экспозиционной и аналитической базы. Термин «сетевое искусство» подразумевает гораздо более содержательные возможности создания и интерпретации художественного образа, не довольствуясь сугубо прикладными целями.
Другое распространенное определение «нет-арта» основывается на убеждении, что сетевые проекты ограничены конкретными свойствами программного обеспечения и формирование новой эстетической среды
Q
немыслимо без медиума - Интернета . В результате, оказывается, что в сетевое искусство не включены концептуальные работы, которые используют сеть как свой персональный сюжет. Преимуществом данного определения является последовательное разграничение Интернет-искусства и предшествующих художнических практик, использующих коммуникационные сети: телефоны, факсы и т.д. Но и здесь трудно избежать односторонности в трактовке «нет-арта», т.к. компьютер не является единственным способом регулирования творческих процессов в сети.
Подобные определения неполно отражают суть сетевого искусства. При адресации «нет-арта» к Интернету как предмету сугубо концептуальной дискуссии или только к его технической субстрате, от дефиниций ускользает
7 Stacker G., Schopf С. Ars Electronica: A Survey of Two Decades. - Cambridge, MA: The MIT Press, - 2001. - P. 14.
8 Broeckmann A. Netart, machines and parasites. Электронная версия, режим доступа: [http://amsterdam.nettirne.org/Lists-Archives/nettime-l-9703/msg0003 8.html01.ll.2000].
художественные качества произведений сети. Первая формулировка следует интенциям формальных экспериментов 1910 - 1920-х годов, когда предметом живописи должна была стать сама живопись; вторая вторит убеждению, возникшему в 1960-е годыо о том, что формальные проблемы ограничивают искусство, и от художника требуются не только знания и умение пользоваться технологическими составляющими творческого процесса, но и экзотический духовный опыт для преодоления автоматизма в восприятии мира и создании настоящего произведения искусства. Эти два определения не исчерпывают проблематику «нет-арта».
Существует другая трактовка сетевого искусства, в которой основаной акцент ставится на его специфике ярко сетевой коммуникации - прямого взаимодействия зрителя и творца сетевого произведения. Художник лишь организовывает процесс их общения, дает ему нужный эмоциональный или интеллектуальный толчок, будучи не в силах предвидеть конечный результат. Такое понимание «нет-арта» имеет свои преимущества, но только в том, что фокусируется на сугубо коммуникативных качествах сети. В таком контексте сетевое искусство ничем не отличается от мейл-арта или телематического искусства, которые используют сетевые компьютерные связи.
Таким образом, существующие на сегодняшний день формулировки сетевого искусства не достаточно точны. Во многом, это связано с тем, что сетевое искусство существует в пределах всех воспроизводимых медиа, затрудняя процесс экстраполяции его феномена. Интернет интегрирует в ткань сетевого произведения перечисленные составляющие «нет-арта» так, что интерфейс, навигация и средства распространения имиджа произведения по сети объединяются в системе сложного взаимодействия. Объект сетевого искусства включает в себя все мыслимые ресурсы Интернета, но может и фокусироваться на одном или нескольких сетевых параметрах, выделяя, например, скорость соединения, характер поиска баз данных и их доступность, гипертекстовой нарратив или конкретный тип коммуникации между
участниками сетевого диалога. Поэтому постановка проблемы в настоящем диссертационном исследовании опирается на представление о сетевом искусстве как обобщающем термине, охватывающем и синтезирующем все возможные способы нового художественного творчества, для которого Интернет-технологии являются «необходимым и достаточным условием»9.
«Нет-арт» нацелен на бесконечную игру в пространстве сетевого произведения и требует фиксации потока зрительских реакций, их
10 тт
нескончаемых вариации на предложенные сетью темы . При этом сетевое искусство не утрачивает своих внутренних связей с картиной мира рубежа веков, с традициями разнообразных творческих практик XX столетия, безмерно расширяя возможности их сочетаний. Часть здесь уподоблена целому - и всегда есть предпосылки воспринять Интернет как глобальное произведение искусства современности.
Проблемы изучения и интерпретации сетевого искусства определяются еще несколькими факторами его существования: явление «нет-арта» по-прежнему относительно новое; его дематериализованный и эфемерный характер и повсеместная распространенность не исключают банальности при демонстрации произведения с Интернет-ярлыками и коммерческими инструментальными средствами; с операционной неизбежностью сети -необходимостью подготовить компьютер к просмотру. Для многих пользователей искусство на экране монитора считывается проявлением компьютерных технологий; за пределами аналитики остаются эстетические и этические аспекты создаваемых образов.
9 Dietz S. Электронная версия, режим
доступа: [http://www.ieor,berkeley.edu/~goldberg/courses/S99/sfai/dietz,html].
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение Введение «Сетевое искусство» iconР. М. Энтов. Экономическая теория Дж. Р. Хикса Предисловие
Введение, имеющее два аспекта: 1 введение в теорию стоимости, предполагающую изучение взаимосвязей между рынками и их взаимозависимость;...

Введение Введение «Сетевое искусство» iconПлан реферата: Введение. История танца. История танца как вида искусства...
Бореев Ю. Б. Эстетика. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. с. 263-265. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М.: Искусство,1987....

Введение Введение «Сетевое искусство» iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса лекций, в...

Введение Введение «Сетевое искусство» iconСодержание введение 3 библиографический список 9 приложение 15 введение
Управление развитием агропромышленного комплекса субъектов РФ на современном этапе (на примере Самарской области)

Введение Введение «Сетевое искусство» iconТема: «я зритель, Художник, Мастер» (введение в образовательную программу)
Цель: Ознакомить воспитанников с предметом «Изобразительное искусство» и побудить интерес к изобразительному творчеству

Введение Введение «Сетевое искусство» iconТретья профессионализм закон пропорций
Хосе Сильва, Э. Берндт. Искусство торговли по методу Сильва введение

Введение Введение «Сетевое искусство» iconПрограмма по курсу основы информатики (Введение в программирование)
Введение в теорию алгоритмов. Интуитивное понятие алгоритма. Способы описания алгоритмов. Псевдокод

Введение Введение «Сетевое искусство» iconУрок I введение Добро пожаловать! Перед вами не просто очередное введение в «магию»
Перед вами – не просто очередное введение в «магию», равно как и не наспех напечатанная книга для широкого круга читателей, где вы...

Введение Введение «Сетевое искусство» iconВведение Во «Введение…»
Вам войти в этот мир — такой, каким мы его видим, прикоснуться к необычной профессии, которую Вы, быть может, для себя избрали или,...

Введение Введение «Сетевое искусство» iconПредисловие введение искусство быть здоровым
Полвека назад в издательстве Академии наук усср вышла книга «Продление жизни», к которой сохраняется читательский интерес на протяжения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница