Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект




Скачать 43.11 Kb.
НазваниеОпубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект
Дата публикации24.08.2013
Размер43.11 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330.

Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект.
К началу XXI века человечеством накоплен значительный опыт хранения и использования информации. Современные культурные процессы сопряжены с крупномасштабным движением и разноплановым потреблением различных видов информации. Активное участие в них принимает и музей как социокультурный институт, хранящий и распространяющий информацию особого свойства. Музей существует с того времени, когда человек начинает осознавать необходимость сохранения накопленного опыта. Специфика музейного хранения информации заключается в том, что музей хранит овеществленную информацию, то есть ее основным носителем является вещь.

Вещь, попавшая в музей, приобретая статус музейного предмета, оказывается «маркированной» в определенной системе ценностей, поскольку музей производит отбор событий, явлений и фактов на основе познания действительности и специфического (музейного) отношения к ней. Это отношение является по сути гносеологическим и аксиологическим, ибо отбираются ценности высшего порядка, необходимые для сохранения в общественной «системе памяти». По мере концентрации в музее культурных ценностей на основе определения логико-ассоциативных связей выявляются новые или дополнительные значения музейных предметов.

Таким образом, в музее аккумулируются разнообразные национальные, социокультурные реалии, которые прошли ценностно-познавательный отбор.

По нашему мнению, это позволяет рассматривать музейный предмет как подлинное и убедительное доказательство исторического прошлого и настоящего национальной, инонациональной или мировой культуры. Долгое время он изучался преимущественно как исторический источник и первооснова существования музея. На наш взгляд, правомерно изменить традиционный угол зрения и рассмотреть информационный потенциал музейного предмета в этно-культурном аспекте.

Следует отметить, что вещь, ставшая музейным предметом, – это фрагмент реальности, пронизанный во всех измерениях и направлениях лучами всевозможных отношений. Наиболее важными из них являются пространственно-временные и причинные. Для того чтобы изучить предмет как субстрат реальности, ее материальный носитель, необходимо выявить его устройство, генезис, смысл и место в иерархии бытия. При этом в равной степени важны чувственная и логическая ступени познавательного процесса. В процессе тщательного и всестороннего исследования предмета, включения его в музейное собрание, а также в результате использования в музейной экспозиции происходит раскрытие его информационного потенциала и выяснение его значения как факта в том числе и традиционной культуры. Значимость музейного предмета определяется его основными свойствами (информативность, репрезентативность, экспрессивность) и степенью реализации его функций (научно-информативная, моделирования действительности, коммуникативная).1

Информационные свойства музейного предмета обусловлены, прежде всего, его морфологическим строением. Любой музейный предмет, имеет определенную совокупность внешних признаков: материал, форму, устройство, размер, цвет, вес и пр. Морфология предмета напрямую связана с его физическими свойствами, которые, в свою очередь, зависят от уровня и способа изготовления (технологии производства), этнической принадлежности, господства художественного стиля и т. д. Таким образом, музейный предмет ценен сам по себе, как «творение рук человеческих». В этом аспекте он может рассматриваться как артефакт, или предметная форма культуры определенного народа или этноса.

Однако с течением времени вещь может претерпевать изменения не только физическую, но и ценностную. Предмет может сохранять свои утилитарные качества, но приобрести другую культурную нагрузку, иной духовный смысл, то есть может произойти внутренняя трансформация вещи. Ее форма, ранее неразрывно связанная с назначением, начинает восприниматься как самостоятельная ценность. Такое переосмысление зависит как от исторических, эстетических запросов времени, так и от социально-политических факторов. Так, морфология предмета демонстрирует историческую "родословную" вещи, художественный вкус, личные качества ее владельца и т.д. Это проявляется и в такой категории как «этнографический предмет», которые, по нашему мнению, могут быть отнесены к ментифактам, или личностным формам культуры.

В человеческом обществе вещи, как правило, подвергаются социологизации и тем самым приобретают статус особых знаков общественного смысла. Способом ориентации в мире вещей становится символотворчество культуры. Информация, присущая музейному предмету, относится к разряду социальной информации, поскольку предмет является результатом причинно-следственных процессов, обусловивших его появление в ту или иную эпоху, в той или иной культуре, или у той или иной личности. Музейный предмет, являясь объектом информации, фиксирует определенный опыт человечества и аккумулирует в себе все сведения о явлениях, предопределивших его появление и бытование. Социальная информация является самым сложным и качественным видом информации. Она образует информационные поля предмета, и рассматривать ее можно как по вертикали, от поколения к поколению, так и по горизонтали, в одном временном срезе. В этнографическом музее мы сталкиваемся с опосредованной информацией, переданной диахронным способом, поскольку передача осуществляется не самим лицом или поколением, производившим информацию, а другим лицом, другим поколением, выступающим в роли трансляторов. В этом акте музейной коммуникации передача информации производится именно посредством музейного предмета, а визуальный способ восприятия информации, заложенной в материальном предмете, является наиболее эффективным и традиционным. Таким образом, музейные предметы, выступающие в роли экспонатов, являются универсальными объектами, позволяющими не только хранить, но и передавать социально значимую информацию. В силу этого они могут быть соотнесены с социофактами как проявлениями деятельностной формы культуры.

Предложенный подход к изучению музейного предмета не является бесспорным, однако, представляется достаточно перспективным в плане теоретической разработки заявленной проблемы и продуктивным по отношению к практической музейной работе.


1 Об. этом см.: Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности.// Памятниковедение: Теория, методология , практика. Сб. науч. Тр. М.,1986. С. 27-34.

Кнабе Г.С. Вещи как феномен культуры.// Музееведение. Музеи мира. М., 1991. С. 111 – 143.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconОпубликовано: Культура и образование: традиции и новаторство. Материалы...
Опубликовано: Культура и образование: традиции и новаторство. Материалы научной конференции, посвященной 80-летию Академии культуры....

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconСписок опубликованых работ
Бегоян А. Н. Понятие концепта // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология...

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconОпубликовано: Образовательная деятельность художественного музея....

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconЕ. Н. Мастеница Эколого-гуманитарные основы и социальное значение экологического туризма
Опубликовано: Состояние и перспективы развития туризма в снг: Материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции...

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconОпубликовано: Материалы международной научно-практической конференции...
Опубликовано: Материалы международной научно-практической конференции «Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий:...

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconСписок публикаций О. Л. Новиковой 1995 К. Ф. Калайдович и описание...
К. Ф. Калайдович и описание Супрасльского сборника // Петербургские чтения – 95. Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 г....

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconИтоговая резолюция
Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Университетский спорт: Здоровье и процветание нации», посвященной 20-летию...

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconПсихология человека в современном мире том 6
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconПсихология человека в современном мире том 5 Личность и
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Опубликовано: Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвящ. 100-летию Российского Этнографического музея. – Спб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. – C. 328- 330. Информационный потенциал музейного предмета: этнокультурный аспект iconПсихология человека в современном мире том 4 Субъектный подход в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница