Скачать 69.43 Kb.
|
Понятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию с загрязнением окружающей природной среды и попыткам справится с этими негативными явлениями. В последнее время стали появляться новые понятия: выражения "экология человека", "экология общества", "экология образования" и "экология воспитания". Экологически чистое образование рассматривает такие проблемы: теория и практика тестирования и оценки знаний, навыков и умений - современные подходы к диагностике целей и результатов обучения; психопедагогика и технология правополушарного и левополушарного обучения и воспитания; социально-психологические аспекты, проблемы "ученик- учитель"; проблемы параллельного обучения и др. Экологически чистыми образовательными технологиями можно назвать те, которые не причиняют вреда физическому, психическому и нравственному здоровью учащихся. При поиске литературы на заданную тему я столкнулась с рассмотрением вопроса образования в свете изменения взаимоотношений в этом процессе – смещения акцента с субъекта (человек-человек) на среду (человек–среда), в которой выпускник будет находиться по выходе из стен ВУЗа. Не так давно у нас стало популярно гуманистическое направление образования, когда студент становится не объектом, а субъектом образовательного процесса, все внимание уделяется в этом подходе личности учащегося, максимальной реализации ее потенциальных возможностей, и помощи ей в духовном и физическом развитии. В основе гуманистически ориентированного образования лежат особого типа отношения сотворчества, сотрудничества, уважения, внимания, искренности, подлинности. Это субъект-субъектные отношения. Другой подход, тоже появившийся в России недавно (пишу в России, потому что данных о том, как обстоит дело в других странах, у меня нет), рассматривает образование как подготовку студента к будущей профессиональной деятельности. Все знания, которые ему даются в стенах ВУЗа, можно будет без труда использовать на практике. Попытки дать «образование на всю жизнь», основанные на представлении о стабильности условий будущей деятельности подрастающего поколения, перестают соответствовать требованиям момента. Сейчас главное - это не ориентировать образование на решение типовых задач, в которых уже заранее есть ответы на все вопросы. Образование должно помочь человеку жить в мире неопределенности. Очень часто преподаватель задает контекст (условия), в котором знания только и могут быть применимы. За пределами этого контекста они теряют смысл, а реальная социальная ситуация как раз обнаруживает себя для субъекта в своей противоречивости лишь за этими пределами. В таком случае подготовка студента, какой бы сильной теоретически она ни являлась, не соответствует требованиям среды. Такая ситуация сильно снижает уровень адаптации выпускников к новому аспекту жизни в качестве профессионала. Существуют обучающие свойства среды - ее интегральные эффекты, возникающие в системе "среда - субъект". Они выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической системе человека, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах и результативнее решать старые. На эти качества влияют такие показатели образовательной среды, как ее «обогащенность», развивающий характер, обеспеченность возможностей для активности субъектов образования. Важным направлением является гуманитаризация содержания образования. Это выражается в возрастании роли дисциплин, формирующих духовную культуру личности, и в обогащении научных дисциплин экологически и социально значимыми аспектами. Научно-технический прогресс, обогащая деятельность и жизнь человека, одновременно усложняет его мировосприятие. Расширение числа связей и контактов человека с миром может обернуться потерей их глубины и прочности. Возрастание роли искусственной среды, знаков и символов в жизни общества, усиление опосредованности во взаимоотношениях между людьми сужают сферу непосредственного личного общения, затрудняют приобретение живого эмоционального опыта, создают возможности для распространения практицизма и бездуховности. ^ · применения в нем достижений информатики и преодоления негативного воздействия информационной технологии на человека · компенсацию негативных сторон информационной эры путем гуманитаризации педагогической среды. Поэтому и нужна разработка гибкого средового подхода, ориентированного не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах; на предметное и коммуникационное обеспечение развивающей и организующей среды. Кроме рассмотренного средового аспекта обучения есть еще одна экологическая проблема в образовании. Она заключается в том, что учебные предметы перекрывают друг друга настолько, что разница между ними порой едва различима. Это может быть свидетельством несогласованности действий преподавателей при определении содержания и объемов теоретических и практических курсов и заданий. Следствием этой несогласованности, кроме уже указанных недостатков, является превышение учебной нагрузки студентов, которая в совокупности с отсутствием навыков и критериев избирательности при подходе к самостоятельному изучению предложенных литературных источников приводит к трагической ситуации. Видя невозможность освоения предложенного для самостоятельного изучения количества информации, не всегда адекватной задачам курса, студент зачастую опускает руки, происходит потеря интереса к учебе, потеря веры в возможность обретения объективных знаний — основы дальнейшей профессиональной деятельности, безразличие к своей профессии. ^ Как было уже сказано, экология образования складывается из трех параметров – физического, психического и нравственного здоровья, сохранности и поддержания этих параметров. В плане обеспечения физического здоровья у нас на факультете психологии можно сказать следующее. Во-первых, от первого к пятому курсу моего обучения на ф-те ведется ремонт. С одной стороны, происходит постепенное улучшение качества условий обучения: появилось больше хорошо освещенных аудиторий, цвет стен перестал поражать своей расцветкой, информация хорошо видна на темно-зеленом фоне доски. Столы и стулья тоже претерпели качественные изменения в лучшую сторону. В недавно отремонтированное кафе приятно приходить пообедать. С другой стороны, из-за того, что ремонт ведется постоянно, аудиторий часто не хватает, приходится заниматься там, где есть место, а не там, где лучше условия. В последнее время Интернет-технологии занимают все большее место в обучении студентов. Поэтому, на мой взгляд, большее внимание надо было бы уделять нашему компьютерному классу. Не все студенты имеют сейчас возможность заниматься дома на ПК, следовательно, определенное время должно выделяться на СРС (самостоятельную работу студента). Его нам выделяют, но очень мало, т.к. во время занятий в классе заниматься не разрешают (даже если есть свободные машины), а время работы нашего сис.администратора настолько ограничено, что очень сложно застать ее на месте в свободное от занятий время, чтобы позаниматься. Система не продумана и неудобна. То, что таких классов у нас целых два – не спасает ситуации. В плане психического и нравственного здоровья наш факультет стал для меня настоящей качественной школой. На мой взгляд, информация давалась нам довольно чисто и без предвзятости. Если преподаватель давал свой взгляд на какую-либо теорию, то не требовал от нас, чтобы мы придерживались его точки зрения. Если курсы и пересекались по своей тематике, то подавался материал с разных сторон, что очень помогает адаптироваться во внешнем мире профессий и применять одни и те же знания в разных областях, по разному. Мне очень понравилось, что любой материал дается объемно, с разных ракурсов и достаточно полно. В области тестирования и оценки знаний, умений и навыков экологичность образования и с физической и с психологической точки зрения нельзя назвать однозначно позитивной. Наверное, все зависит от самого преподавателя и от кафедры, на которой идет процесс обучения предмету и проверки по нему. К примеру, систему тестирования я считаю для себя неэффективной. Когда нам на втором курсе дали экзаменационный тест по курсу психологии личности, с ним не справился весь курс. Хотя материал наверняка многие знали хорошо, так как тема интересная и чтобы хорошо в ней разбираться, не достаточно тех беглых знаний, которые проверяют с помощью тестов. Тесты больше натаскивают на мгновенное извлечение из памяти информации, это тоже полезно и нужно, но не могу сказать, что эффективно в предмете, где необходимо вдумчивое знание и ориентировка в материале. Психология личности предполагает знание теорий и общие их характеристики, особенно на втором курсе, а не знание на даты и конкретные частные факты, которые обычно проверяет тест. Конечно, тест хорошая методика проверки ЗУН там, где она уместна. И такая ситуация, когда для проверки усвоенного выбирается не тот метод, − характерная черта нашего обучения. Физическая экология проверки усвоенного грешит тем, что время и место проверки часто бывают утомляющими. Если сдается устный экзамен, то он может длиться достаточно долго – до нескольких часов. Это выматывает и физически, и эмоционально. Конечно, устный экзамен хорош тем, что именно здесь студент может показать преподавателю свои наработки и знание предмета. Реферативный или письменный контроль был бы удобен, если бы улучшили систему функционирования компьютерного класса, т.к. набирать текст бывает просто негде, от этого теряется драгоценное время. Ну и, наконец, о гуманизации образования. Использование практики обучения студентов типа субъект-субъектных отношений, на мой взгляд, широко у нас применяется и довольно эффективно. От первого к последнему курсу увеличилась индивидуализация процесса обучения, увеличение контактов между преподавателями и студентами. Этому способствует все та же компьютеризация и развитая система консультаций. СРС студента все больше сводится к работе над диссертацией и взаимодействием с научным руководителем. Так как на последних курсах делают акцент в основном на практическую сторону обучения, то, несомненно, способ своеобразного коучинга (тренерства) здесь наиболее экологичен и эффективен. В целом, я считаю свое образование достаточно экологичным на данном этапе нашего уровня образования и по сравнению с системами других ВУЗов и факультетов. К тому же, узнав критерии и факторы экологизации обучения, я смогу использовать самоэкологизацию своего образования, решая, что конкретно в данный момент я буду углубленно изучать, а чем лучше заняться позже. |
![]() | Зия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий... | ![]() | Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», руководствуясь пунктом 22 частью 1 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении... |
![]() | Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид. Следовательно,... | ![]() | Там же закреплены две формы проведения экологического страхования: обязательное и добровольное |
![]() | Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека,... | ![]() | Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека,... |
![]() | Снижение антропогенного воздействия становится важнейшим приоритетом всей производственной деятельности. В первую очередь, это касается... | ![]() | При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию... |
![]() | Наряду с загрязнением окружающей среды (атмосфера, вода, почва) следует выделить один из самых важных факторов, влияющих на состояние... | ![]() | Понятие окружающей маркетинговой среды (омс) является одним из ключевых понятий маркетинга. Омс представляет собой совокупность субъектов... |