Скачать 122.32 Kb.
|
Лекция № 6 Защита прав потребителей. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Изготовитель – организация, ИП, которые производят товары для реализации потребителям. Продавец – организация, ИП, которые реализуют товары потребителям по договору купли - продажи. Потребитель имеет право:
быть пригодным для использования в определенных целях, соответствовать требованиям стандарта (если они предусмотрены стандартом)
Товар надлежащего качества – это товар (работа, услуга) с недостатками. Недостатки бывают существенные и несущественными, обычными. ^ – это несоответствие: Обязательным требованиям, стандарту, условиям договора, целям, для которых товар или услуга такого рода обычно используется, образцу или описанию товара. Существенным недостатком товара является:
При обнаружении в товаре недостатков Вы по своему выбору вправе:
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), организация, ИП, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Срок устранения недостатков товара должен быть определен, но если не определен в претензии, эти недостатки должны быть устранены незамедлительно, то есть в минимальный срок. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом - в течение 12 дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. ^
^ Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня возврата указанного товара. Постановлениями Правительства РФ от 20.10.1998 №1222 и от 02.02.2002 №81 утвержден перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену. В перечень входят: 1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, лекарственные препараты. 2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, парики, шиньоны и другие аналогичные товары). 3. Парфюмерно-косметические товары. 4. Текстильные товары (ткани и товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция; строительные и отделочные материалы и другие товары, отпускаемые на метраж. 5. Швейные и трикотажные изделия (бельевые, чулочно-носочные). 6. Изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования. 7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты. 8. Мебель бытовая. 9. Изделия из драгоценных металлов с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни. 10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; плавсредства бытового назначения. 11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (бытовые металлорежущие и деревообрабатывающие станки; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; электронные игрушки, бытовое газовое оборудование и устройства). 12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему. 13. Животные и растения. 14. Непериодические издания (в том числе издания, воспроизведенные на технических носителях информации). Срок службы – период в течении которого изготовитель обязуется: п.1, ст.5.
установление срока службы – право, а не обязанность изготовителя. Исключение: товары в соответствии с Постановлением правительства № 720 от 16.06.1997 г., в соответствии с которым изготовитель обязан устанавливать срок службы. ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ (ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ, АГРЕГАТОВ), КОТОРЫЕ ПО ИСТЕЧЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПЕРИОДА МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ, ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ЕГО ИМУЩЕСТВУ ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И НА КОТОРЫЕ ИЗГОТОВИТЕЛЬ ОБЯЗАН УСТАНАВЛИВАТЬ СРОК СЛУЖБЫ: Товары для детей Игрушки; коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним; видеоигры; персональные бытовые компьютеры. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях Инструменты, приборы и аппараты медицинские; очки и линзы для коррекции зрения. Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника Аппараты (печи) отопительные; котлы отопительные; водоподогреватели и колонки водогрейные; оборудование санитарно - техническое из металлов и полимеров, из фаянса, полуфарфора и фарфора; арматура и гарнитура санитарно – технические. Предметы обстановки дома Диваны, кушетки, тахты, кресла - кровати, диваны - кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий. Хозяйственные товары Электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных); станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; оборудование бытовое для обеззараживания, очистки и доочистки питьевой воды, насосы и компрессоры бытовые; аппаратура газовая бытовая, в том числе работающая на жидком и твердом видах топлива; емкости для хранения и транспортирования продуктов. Культтовары Бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; музыкальные инструменты. Спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства Изделия спортивного назначения; прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и плавсредствам. Технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями Принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей; средства малой механизации. В течение срока службы вы имеете право на:
Если срок службы не установлен вы имеете право предъявлять требования:
Срок службы исчисляется: единицами времени, иными единицами измерения (км, м, кол-вом лет), н-р срок службы машины исчисляется кол-вом км и кол-вом лет. Срок годности – это период, по истечении которого товар считается непригодной для использования по назначению. Срок годности устанавливается на товары, которые:
Изготовитель обязан устанавливать срок годности на:
В течение срока годности вы имеете право:
Если срок годности не установлен, то потребитель вправе предъявить требование в отношении недостатков товара в пределах 2 лет со дня передачи товаров потребителю. Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товаров. Установление гарантийного срока – право, а на обязанность. Продавец вправе устанавливать на товар гарантийный срок, а также установит дополнительный гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок не установлен, то вы вправе предъявить свои требования относительно недостатков:
Пример из жизни В соседнем магазине сети "Пятерочка" на кассе стоит надпись о том, что товар, испорченный или разбитый покупателем, оплачивается на месте. Законно ли это? Если случайно, например, человек сбил тележкой бутылку спиртного, неудачно поставленную кем-то до него - он должен платить?! Внимание: Такая надпись незаконна. Все зависит от условий, при которых произошло повреждение товара. Если вы взяли товар в руки, и он у вас выпал из рук и разбился, - тогда вы обязаны заплатить. А если вы тележкой или рукавом случайно проходя мимо ряда разбили товар, то, скорее всего, товар был просто неправильно выложен, и виноват в этом мерчендайзер или администратор. Поэтому рассматривать такие конфликты нужно в отдельности, в каждом конкретном случае. Когда виноват покупатель Виновен покупатель: • если вы взяли в руки товар и по неосторожности выронили его и разбили; • если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.); • если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку и с размаху кинули ее об стену). В этих случаях вы причинили магазину ущерб и обязаны его возместить в полном объеме. После оплаты этот товар становится вашей собственностью, и вы теоретически можете собрать остатки огурцов из разбившейся банки и забрать их. Стоит отметить, что в данном случае статья 18 ("Последствия продажи товара ненадлежащего качества") Закона о защите прав потребителей не применяется, и вы не сможете потребовать от продавца заменить товар ненадлежащего качества на аналогичный. Ведь в данном случае вы являетесь не покупателем, а ответчиком. Многие считают, что в цену товара заложен риск порчи. Да, в некоторых магазинах это так. И магазин может пойти вам навстречу, не потребовав оплатить товар. Когда виноват магазин Виновен магазин: • если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара; • если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и, взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»; • если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись; • если товар разбился, упав с ленты на кассе. В этих случаях никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба. Как пожаловаться на магазин Если же администрация магазина будет требовать от вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по вашей вине, требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней запись о случившемся. При этом потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в котором обязательно напишите свои соображения по этому поводу, например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Также сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация желает, она может потребовать возмещения ущерба через суд. Вы имеете на это полное право. В 99% случаях инцидент будет исчерпан, и никто судиться с вами не будет – ни один директор не захочет подвергать магазин дополнительным проверкам, при которых вскроется, что расстояние между рядами действительно меньше, чем установлено законодательством. Штраф в этом случае будет намного больше, чем стоимость испорченного товара. Для составления акта потребуются ваши паспортные данные. Ни в коем случае не давайте свой паспорт в руки представителям магазина, ведь они могут забрать его в залог, это недопустимо. Вы можете просто продиктовать данные паспорта, не показывая его никому. Требовать документы могут только сотрудники милиции, но никак не продавцы или охранники. В случае, если охранник магазина не выпускает вас до тех пор, пока вы не оплатите стоимость испорченного товара (а он имеет на это право – вы посягнули на чужую собственность), напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Сотрудник охраны должен остановить вас вежливо и аккуратно. Если он действует грубо - то статья 203 УК РФ – это как раз про него. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того, как ваша вина будет доказана судом. Таким образом, отправляясь в магазин, будьте внимательны и осторожны. |
![]() | Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18 | ![]() | «Психология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути решения тех психологических проблем,... |
![]() | Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу " Информационные системы в экономике" | ![]() | Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще... |
![]() | Валентин Дикулин, Ирменов из Украины – специалисты по лечение травмы позвоночника | ![]() | Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций" для студентов... |
![]() | Лекция для слушателей повышения квалификации на кафедре «ат на железных дорогах» пгупс, 27. 04. 06 г | ![]() | Лекция специальная, в рамках программы проекта/ мастер-класс ( 10 групп по 500 чел, 10 лекторов) |
![]() | ![]() | Лекция : Проверка случайности, независимости, однородности – случай произвольного распределения |