Слайд




Скачать 137.34 Kb.
НазваниеСлайд
страница1/2
Дата публикации14.07.2013
Размер137.34 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Информатика > Документы
  1   2
Когнитивизм

Слайд

Когнитивизм (от лат. cognitio - знание, познание) - одно из направлений современной психологии, возникшее в 50-60-х гг. XX в. Согласно когнитивистам, человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах компьютерных систем. Внутренние состояния человека физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач.


Когнитивисты исследовали процессы преобразования информации от момента получения импульса индивидом до выдачи ответа; вначале они исходили из предположения о наличии прямой аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в т. ч. кратковременная и долговременная память. Эта линия исследования привела к пониманию когнитивизма как направления социальной психологии, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Согласно принципам когнитивизма, сознание (дух, психика) в целом и во всех своих проявлениях может быть сведено к знанию и познанию.

Предметом исследования являются: человеческая когниция (т.е. процедуры, связанные с приобретением, использованием, хранением, передачей и выработкой знаний) и ее «технологическое представление»1. При таком более широком подходе центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Когнитивизм характеризуется построением моделей познания и интеллекта, с перспективой воплощения их на компьютере.

Итак, можно сказать, что когнитивизм – это исследование разума (intelligence) и разумных систем, при котором разумное поведение рассматривается как что-то вроде вычисления, как аналог операций, осуществляемых компьютером.

Поиском причин того, что вызывает у нас те или иные конкретные мысли, занимались не только когнитивисты. Как мы уже видели, бихейвиоризм стремился характеризовать поведение в терминах навыков, стимулов и реакций. Однако ему не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало, таким образом, очевидным, что внутренние мыслительные процессы, косвенно связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение.
!!!Некоторые полагали, что эти внутренние процессы можно определить и включить их в общую теорию когнитивной психологии. Так, начиная с конца 50-х интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании образов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и других «когнитивных» темах, однажды сочтенных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи все более поворачивались лицом к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, и когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 30-х и 40-х годах.

Когнитивная психология продемонстрировала, как понятие обработки информации, заимствованное из теории информации, где оно применялось к физическим системам передачи сообщений, было приложено к человеку. Общая идея трансформировалась в следующее положение: организмы используют внутренние представления (репрезентации) и осуществляют «вычислительные» операции над этими представлениями. Когниция теперь – объект регулируемого (по правилам) манипулирования репрезентациями, в полной аналогии с современными компьютерами2.

Слайд

Модель переработки информации которой обычно пользуются когнитивисты, предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией.

Пример ::

Предполагается, что реакция на событие (например, ответ: «А, да, я знаю, где это место») является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, воспроизведение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания). На каждый этап поступает информация от предыдущего этапа, и затем над ней выполняются свойственные для данного этапа операции.

Поскольку все компоненты модели переработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что вся эта последовательность начинается с поступления внешних стимулов. Эти стимулы  не представлены непосредственно в голове человека, но они преобразуются в значимые символы, в то, что некоторые когнитологи называют «внутренними репрезентациями».

Например,

На самом нижнем уровне энергия света (или звука), исходящая от воспринимаемого стимула, преобразуется в нервную энергию, которая в свою очередь обрабатывается на вышеописанных гипотетических этапах с тем, чтобы сформировать «внутреннюю репрезентацию» воспринимаемого объекта. Человек понимает эту внутреннюю репрезентацию, которая в сочетании с другой контекстуальной информацией дает основу для интерпретации внешнего мира, для ответа на какой-то вопрос.

Слайд

^ До когнитивистов человечество стремилось открыть общие логические законы, действительные для всех биологических видов, материалов, веков и стадий знания, в отвлечении от содержания.
Теперь же главные принципы привязываются к человеческой когниции. «Революционерами» 1956-72 гг. были Джордж Миллер, Аллан Ньюэлл, Герберт Саймон и др. По степени теоретической и личностной солидарности когнитивизм вполне сопоставим с бихевиоризмом в психологии 1940-х – ранних 1950-х гг.

Слайд

Именно междисциплинарность названного периода предопределила аксиомы когнитивизма, а именно:

1. Исследуются не просто наблюдаемые действия (т.е. продукты), а их ментальные репрезентации, символы, стратегии и другие ненаблюдаемые процессы и способности человека (которые и порождают действия).

2. На протекании этих процессов сказывается конкретное содержание действий и процессов, а не всеядный «навык» бихевиористов.

3. Культура формирует человека: индивид всегда находится под влиянием своей культуры
От ранних концепций репрезентации знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные входные сигналы. Эта идея дошла к нам еще от греческих философов и через ученых эпохи ренессанса — к современным когнитивистам. Но идентичны ли внутренние репрезентации мира его физическим свойствам? Все больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности — это не то же самое, что сама внешняя реальность — т.е. они не изоморфны.

Пример:::
В 1975 году в одном из экспериментов когнитивисты Норман и Румельхарт попросили жителей общежития при колледже нарисовать план своего жилья сверху. Как и ожидалось, студенты смогли идентифицировать рельефные черты архитектурных деталей — расположение комнат, основных удобств и приспособлений. Но были также упущения и просто ошибки. Многие изобразили балкон вровень с наружной стороной здания, хотя на самом деле он выступал из нее. Из ошибок, обнаруженных в схеме здания, мы можем многое узнать о внутреннем представлении информации у человека. Норман и Румельхарт пришли к такому выводу:

«Репрезентация информации в памяти не является точным воспроизведением реальной жизни; на самом деле это сочетание информации, умозаключений и реконструкций на основе знаний о зданиях и мире вообще. Важно отметить, что когда студентам указывали на ошибку, они все очень удивлялись тому, что сами нарисовали»3.

На этих примерах мы познакомились с важным принципом когнитивной психологии. Наиболее очевидно то, что наши представления о мире не обязательно идентичны его действительной сущности. Конечно, репрезентация информации связана с теми стимулами, которые получает наш сенсорный аппарат, но она также подвергается значительным изменениям. Эти изменения, или модификации, очевидно связаны с нашим прошлым опытом, результатом которого явилась богатая и сложная сеть наших знаний. Таким образом, поступающая информация абстрагируется (и до некоторой степени искажается) и хранится затем в системе памяти человека.

Такой взгляд отнюдь не отрицает, что некоторые сенсорные события непосредственно аналогичны своим внутренним репрезентациям, но предполагает, что сенсорные стимулы могут при хранении подвергаться (и часто это так и есть) абстрагированию и модификации, являющихся функцией богатого и сложно переплетенного знания, структурированного ранее.

      
^

Между когнитивизмом и конструктивизмом. Теория Ж. Пиаже


По мнению американских исследователей, конструктивизм можно разделить на два основных направления — когнитивное и социальное4.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Слайд iconДоклад Кошумбаева М. Б. «Применение инноваций для повышения безопасности...

Слайд iconСлайд 4: Что такое уровни?
Процессорное время – время, которое процессор тратит на выполнение команд того или иного процесса

Слайд iconДата проведения
Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить об одном из великих событий в истории нашего Отечества – победе русского народа в войне с Наполеоном...

Слайд iconВопросы анкеты (слайд 6): Любите ли вы читать?
Данная работа посвящена исследованию потери интереса к чтению у учащихся второй ступени общеобразовательной школы – 6, 7, 8 классы...

Слайд iconСлайд 1 (заставка)
Свой доклад я хотела бы начать с одного разговора, состоявшегося во время общественных слушаний по обсуждению областного бюджета...

Слайд iconПрайс на изготовление видеороликов. Слайд-шоу с элементами графики
Предполагает компьютерный монтаж с использованием предоставленных заказчиком фотографий. Возможно наложение логотипа, титров. Выполняется...

Слайд icon-
Объявление цели урока. (Слайд 2). Ребята, цель нашего урока познакомиться с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения...

Слайд iconСлайд №1 (На слайде появляется картинка «Все будет здорово!»)
Цель: Познакомить участников мастер-класса с видом декоративно-прикладного искусства «Вытынанка», его историей и техникой работы,...

Слайд iconСлайд 1
Федеральное агентство по недропользованию работает в условиях финансово-экономического кризиса. Как отразилось это на результатах...

Слайд iconСправка о готовности Пермского края к весенне-летнему пожароопасному сезону 2013 года Слайд №1
Докладывает председатель аппарата кчс и опб пермского края Михайлов Юрий Николаевич

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница