К курсовому экзамену по биохимии для студентов II курса Гомгму 2012/2013 уч год

НазваниеК курсовому экзамену по биохимии для студентов II курса Гомгму 2012/2013 уч год
Дата публикации30.08.2013
vbibl.ru > Химия > Документы
  1   2

26.04.2013

ПЕРЕЧЕНЬ вопросов

к курсовому экзамену по биохимии
для студентов II курса ГомГМУ 2012/2013 уч. год

1. Предмет и задачи биохимии. Объекты и методы биохимических исследований в клинике и эксперименте. Этапы истории биохимии. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии биохимии. Основные направления и проблемы биологической и медицинской химии. Значение биохимии для врача.

2. Строение белка. Уровни структурной организации белка. Характеристика связей. Видовая специфичность белков в норме и при патологии.

3. Конформационные изменения структуры при функционировании белка. Биологические функции и классификация белков. Олигомерные белки. Полиферментные комплексы. Фолдинг белка. Роль шаперонов.

4. Денатурация и ренатурация белка. Их механизмы и признаки. Использование денатурации в медицинской и лабораторной практике.

5. Методы качественного обнаружения и количественного определения белка. Методы выделения и очистки белка.

6. Типы природных лигандов (простетические группы, коферменты, субстраты, транспортируемые вещества, аллостерические эффекторы, антигены, гормоны, медиаторы) и механизмы их взаимодействия с белками.

7. Биологический катализ. Виды биологических катализаторов (энзимы, рибозимы, абзимы).

8. Строение ферментов. Простые и сложные ферменты. Кофакторы, коферменты. Роль витаминов в построении ферментов. Строение и механизм действия FAD, FMN, NAD(P)+, гема. Значение ферментов в процессах жизнедеятельности.

9. Структура ферментов. Активный центр фермента (каталитический, субстратный, аллостерический и др.). Специфичность действия ферментов.

10. Механизм действия ферментов. Теория промежуточных соединений. Основные понятия термодинамики ферментативного катализа (средняя энергия, энергия активации, энергетический барьер). Этапы и механизм взаимодействия субстрата и фермента (взгляды Э.Фишера, Д. Кошланда и современные представления).

11. Кинетика ферментативных реакций (факторы, влияющие на скорость ферментативных реакций).

12. Регуляция активности ферментов (роль гормонов, цАМФ, Са2+, ИТФ, метаболитов С20:4, NO). Химическая модификация ферментов (ограниченный протеолиз, цикл фосфорилирования-дефосфорилирования и др.).

13. Изостерическая и аллостерическая регуляция. Характеристика аллостерических ферментов.

14. Ингибирование ферментов. Виды, механизмы, примеры. Лекарственные препараты и метаболиты, как модуляторы активности ферментов.

15. Номенклатура и классификация ферментов. Изоферменты. Происхождение, биологическое значение. Изменение активности (изо)ферментов в онтогенезе.

16. Локализация активности ферментов в клетке. Выделение и очистка. Маркерные и органоспецифические ферменты. Принципы качественного обнаружения и количественного определения активности ферментов. Единицы измерения активности ферментов.

17. Основные направления медицинской энзимологии. Энзимодиагностика. Объекты, цели и задачи. Клиническое значение определения активности ферментов.

18. Энзимопатии. Причины, механизмы первичных и вторичных нарушений обмена, степень клинических проявлений, принципы диагностики и лечения.

19. Энзимотерапия. Пути введение и показания к применению. Понятие о липосомах и вирусных векторах.

20. Использование ферментов в лабораторной практике.

21. Обмен веществ как условие жизнедеятельности. Понятие об анаболизме, катаболизме и метаболизме. Основные пути метаболизма.

22. Преобразование и передача энергии в клетке. Окислительно-восстановительные реакции, ОВП. Сущность биологического окисления (БО). Субстраты БО, схема их образования. Основные этапы БО.

23. Строение и биологическая роль АТФ. Макроэргические фосфаты, природа макроэргичности. АТФ-цикл – пути образования и использования АТФ.

24. Общая характеристика митохондрий (Мх). ЦТК. Локализация, ферменты, коферменты, реакции, регуляция, биологическое значение.

25. Понятие о тканевом дыхании. Основные пути потребления кислорода.

26. Строение и характеристика компонентов дыхательной цепи (ДЦ). Локализация, основные принципы функционирования и структурной организации комплексов ДЦ Мх.

27. Окислительное фосфорилирование (ОФ). Пункты ОФ, коэффициент Р/О. Хемиосмотическая теория П. Митчелла. Сопряженное и разобщенное дыхание, механизмы сопряжения и разобщения. Разобщители ОФ.

28. Ионные градиенты как универсальная форма депонирования, передачи и использования энергии в биологических системах (понятие о «протонной» и «натриевой» биоэнергетике).

29. Значение БО для организма. Нарушение функций ДЦ. Низкоэнергетическое состояние.

30. Особенности строения ДНК Мх. Митохондриальные болезни.

31. Микросомальное окисление. Локализация, строение и характеристика компонентов ДЦ. Сравнительная характеристика митохондриальной и микросомальной ДЦ. Биологическое значение микросомального окисления.

32. Понятие о перекисных процессах. Электронное строение атома кислорода и его активных форм. Образование активных форм кислорода. Антиоксидантная защита (ферментная и неферментная). Роль перекисных процессов в норме и при патологии.

33. Строение, классификация, биологическая роль углеводов. Переваривание в ЖКТ. Ферменты, их характеристика, механизмы переваривания. Нарушение переваривания.

34. Механизмы транспорта углеводов через мембраны, роль транспортеров глюкозы и Nа/К АТФ-азы.

35. Пути обмена глюкозы в организме. Механизм и значение активации глюкозы. Роль АТФ и инсулина.

36. Метаболизм гликогена (синтез и распад). Роль гормонов, цАМФ и ионов Са2+.

37. Гликогенолиз и анаэробный гликолиз. Локализация, реакции. Классификация ферментов. Этапы гликолиза. Механизм гликолитической оксидоредукции. Киназные реакции гликолиза. Субстратное фосфорилирование. Регуляция гликолиза. Энергетический баланс молочнокислого брожения.

38. Спиртовое брожение. Сходство и отличие спиртового и молочнокислого брожения. Реакции и ферменты.

39. Метаболизм этанола в организме. Нарушение обмена при острой и хронической интоксикации этанолом.

40. Аэробный гликолиз. Строение пируватдегидрогеназного комплекса. Последовательность реакций. Энергетический баланс аэробного гликолиза. Регуляция аэробного гликолиза. Эффект Л. Пастера и Э. Кребтри. Их механизмы и значение.

41. Глюконеогенез (ГНГ). Локализация, субстраты, реакции, ферменты. Субстратная энергетическая и гормональная регуляция. Биологическое значение. Циклы Кори и Фелига, их механизмы и значение.

42. Пентозофосфатный путь. Локализация, реакции, характеристика ферментов. Биологическое значение.

43. Гипо- и гипергликемии. Причины, механизмы возникновения. Основные клинические проявления.

44. Роль гомеостаза глюкозы в жизнедеятельности организма. Механизмы регуляции уровня глюкозы в крови (срочный и постоянный), роль инсулина и контринсулярных гормонов.

45. Биохимические нарушения при инсулярной недостаточности (диабет I типа). Основные клинические проявления и их связь нарушениями метаболизма.

46. Диагностика сахарного диабета. Техника построения гликемической кривой.

47. Наследственные нарушения углеводного обмена. Нарушение переваривания и всасывания углеводов. Основные причины и клинические проявления.

48. Превращение галактозы и фруктозы в глюкозу. Галактоземия и фруктозурия. Основные причины и клинические проявления.

49. Гликогенозы. Классификация. Основные причины и клинические проявления.

50. Мукополисахаридозы. Основные причины и клинические проявления.

51. Строение, классификация, биологическая роль липидов и ненасыщенных жирных кислот (ЖК)

52. Роль ФЛ в построении мембран. Особенности строения мембраны эритроцита; внешней и внутренней мембраны Мх

53. Особенности переваривание и всасывание липидов у взрослых и детей. Ферменты. Строение, метаболизм и роль желчных кислот. Ресинтез липидов (триглицеридов, фосфолипидов) в энтероцитах. Строение, состав и классификация липопротеидов (ЛП).

54. Обмен ЛП. Характеристика и роль отдельных классов ЛП. Роль ферментов – ЛПЛ, ЛХАТ, АХАТ в метаболизме ЛП.

55. Нарушение метаболизма ЛП при патологии. Классификация дислипопротеидемий. Диагностическое значение определения в крови концентрации холестерина и триглицеридов.

56. Гормональная регуляция обмена липидов. Механизмы депонирования и мобилизации триглицеридов. Источники ЖК, их транспорт и утилизация. Роль гормонов, цАМФ и Са2+.

57. β-окисление ЖК. Локализация в клетке. Роль карнитина. Энергетический баланс. Связь системы β-окисления с ЦТК и ДЦ. Генетические дефекты системы β-окисления их клинические проявления.

58. Окисление ЖК с нечетным числом атомов углерода и ненасыщенных ЖК.

59. Пути обмена ацетил КоА (образование и утилизация). Кетоновые тела их метаболизм и роль. Кетонемия и кетонурия. Причины возникновения и диагностическое значение.

60. Биологическая роль холестерина. Биосинтез холестерина, реакции, ферменты, регуляция.

61. Биосинтез триглицеридов в печени и жировой ткани. Биосинтез фосфолипидов. Их дальнейшая судьба. Характеристика реакций и ферментов.

62. Биосинтез насыщенных ЖК. Локализация, реакции, ферменты, строение полиферментного комплекса. Связь с гликолизом, пентозофосфатным путем и ЦТК. Роль СО2, АТФ, NADPH, биотина.

63. Интеграция углеводного и липидного обмена. Пути образования и использования общих метаболитов.

64. Гормональная регуляция углеводного и липидного обмена. Жиро-углеводный цикл Рэндла, его биологическое значение.

65. Нарушение переваривания и всасывания липидов. Причины, механизм, последствия.

66. Роль печени в обмене липидов, Жировая инфильтрация и дегенерация печени. Причины, механизмы развития. Роль незаменимых факторов в профилактике.

67. Перекисное окисление липидов (ПОЛ). Механизм, реакции, метаболиты. Биологическое значение ПОЛ в норме и при патологии. Антиоксидантная защита.

68. Роль и норма белка в питании. Биологическая ценность белка. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

69. Состав желудочного сока. Механизм и регуляция желудочной секреции. Механизм секреции HCl. Ее биологическая роль. Изменение состава желудочного сока при патологии.

70. Состав панкреатического сока, его роль в переваривании белков, липидов и углеводов. Механизмы активации протеолитических ферментов ЖКТ. Переваривание белков в ЖКТ. Роль ферментов и градиента рН различных отделов ЖКТ.

71. Гниение белков в толстом кишечнике. Продукты гниения, их токсичность, механизмы обезвреживания.

72. Механизмы всасывания аминокислот (АК) в кишечнике. Эндогенный пул АК клетки, его формирование и утилизация.

73. Пути метаболизма АК в тканях.

74. Реакции трансаминирования. Ферменты, коферменты, тканевая локализация, биологическая роль.

75. Реакции прямого и непрямого окислительного дезаминирования. Роль ГДГ.

76. Образование NH3. Механизм его токсичности. Пути детоксикации.

77. Цикл синтеза мочевины (ЦСМ). Реакции, ферменты. Локализация, регуляция. Биологическое значение. Связь ЦСМ с ЦТК и обменом аминокислот. Энзимопатии ЦСМ, их клинические проявления.

78. Декарбоксилирование АК. Реакции, ферменты, коферменты. Биогенные амины, их роль.

79. Метаболизм СЕР, ГЛИ в норме и при патологии. Роль СЕР, ГЛИ и МЕТ в переносе одноуглеродных групп и реакциях трансметилирования. Роль ТГФК. Ее недостаточность.

80. Метаболизм МЕТ, ЦИС в норме и при патологии.

81. Метаболизм ФЕН, ТИР и ТРП в норме и при патологии.

82. Метаболизм АЛА, ГЛУ и АСП в норме и при патологии.

83. Схема биосинтеза пуринового кольца. Биосинтез АМФ и ГМФ. Их регуляция.

84. Катаболизм пуриновых нуклеотидов. Роль ксантина в инициации перекисных процессов. Наследственные нарушения обмена пуринов. Подагра, синдром Леша-Нихана. Диагностическое значение определения концентрации уратов в крови и моче.

85. Биосинтез и распад пиримидиновых нуклеотидов. Реакции, ферменты, их регуляция.

86. ДНК. Уровни организации. Формы и типы ДНК. ДНК-спейсеры, ТФ (факторы транскрипции), энхансеры, репрессоры, терминаторы. Роль белка р53

87. РНК. Особенности строения, виды, локализация в клетке и функции.

88. Геном человека. Размер, фракции последовательностей, организация генетического материала, значение мобильных элементов – транспозонов. Семейства генов. ОНП. (SNP). Особенности генома Мх.

89. Биосинтез белка. Общая схема и предпосылки. Информационный поток. Механизм транскрипции, процессинг и-РНК, экзоны и интроны.. Механизм передачи информации у ретровирусов (ревертаза)