Скачать 1.77 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» ![]() Т.И. Макрушина ХИМИЯ Модуль 2 РАСТВОРЫ. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск 2007 УДК 546 (075.5) Макрушина, Т.И. ХИМИЯ. Модуль 2. Растворы. Дисперсные системы: учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения / Т.И. Макрушина. Алт. гос. техн. ун-т БТИ. – Бийск. Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2007. – 154 с. В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Растворы. Дисперсные системы» курса «Химия», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают изучение разделов, рассмотренных в данном пособии. Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом УМО высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированных специалистов специальностей 151001, 160302, 190603, 080401, 170104, 230201, 080502, 260204, 240901, 240701, 240702, 240706, 260601, 200106 всех форм обучения. Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов технических и химико-технологических вузов. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры общей химии и экспертизы товаров. Протокол № 45 от 16 декабря 2006 г. Рецензент: В.М. Аксененко доктор химических наук © Макрушина Т. И., 2007 © БТИ Алт ГТУ, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Очень многие химические реакции, в том числе технические и жизненно важные, протекают в жидкой фазе. Природная вода является раствором, и многие вещества в ней находятся в коллоидном состоянии. Жизнь на Земле не могла бы возникнуть без растворов и различных дисперсных систем. Растворами и коллоидными системами являются физиологические жидкости: плазма крови, лимфа, желудочный сок и др. Растворы и дисперсные системы широко применяются в различных сферах деятельности человека. Многие медицинские препараты являются растворами различных химических веществ в воде или в спирте. В различных производственных и биологических процессах большую роль играют растворы электролитов. Свойства этих растворов объясняет теория электролитической диссоциации. Знание теории электролитической диссоциации и свойств коллоидных растворов является основой для изучения свойств неорганических и органических соединений и глубокого понимания механизмов химических реакций в различных дисперсных системах. Изучение второго модуля курса «Химия» строится на базе интеграции принципа процессного подхода и модульно-рейтинговой технологии обучения, основанной на образовательном стандарте высшего профессионального образования АлтГТУ им. И.И. Ползунова: «Положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов. СМК ОПД 01-19-2005» (рисунок 1). В качестве основного методического материала при изучении модуля «Растворы. Дисперсные системы» рекомендуется использовать приведенные далее структурно-логические схемы, отвечающие системному анализу раздела. Структурно-логические схемы курса, разделов отражают не только внешние и внутренние связи, но и дают четкое представление о последовательности работы с учебным материалом. Структурно-логические схемы также фиксируют внимание студентов на наиболее важных положениях и понятиях каждого раздела курса, то есть они помогают формированию стержневых идей курса и опорных знаний. ![]() Рисунок 1 – Структура второго модуля курса «Химия» Решающей стадией и итогом любого обучения является самообучение как самоосознание собственного умения делать или понимать (знать) что-либо. В настоящее время становится важным обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, определять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Индивидуальная творческая работа позволяет достичь стратегической цели системы образования в современном обществе: интеллектуальное и нравственное развитие человека. Изучение модуля завершается выполнением индивидуального расчетного задания (ИРЗ). Умение мобилизовать все накопленные знания и опыт для решения конкретной задачи, тщательно обосновывать любое решение, критически относиться к полученным результатам, постоянно искать оптимальное, «лучшее» решение – это то, что нужно и необходимо всегда, в любых ситуациях, это то, что в себе надо всегда и постоянно тренировать. И это то, что нужно и необходимо для успешного выполнения ИРЗ. План-график изучения модуля составлен исходя из того, что студент еженедельно 4−5 часов самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом. Содержательная и методическая сторона учебных заданий предполагает, что самостоятельная работа должна протекать по ряду параллельных направлений, отличных друг от друга по своим образовательным и формирующим целям: работа с учебной и научной литературой, выполнение лабораторных работ, тестовых заданий, решение типовых задач, выполнение индивидуальных заданий, написание докладов, сообщений, рефератов, подготовка к промежуточным экзаменам и т.д. Данное учебное пособие и предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих курс «Химия», ее целенаправленность, планомерность, многогранность, систематичность. Предлагаемая модульная технология обучения применяется более пяти лет на кафедре «Общей химии и экспертизы товаров» Бийского технологического института Алт ГТУ им. И. И. Ползунова и показала свою эффективность. Модуль 2 ^ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Изучение курса «Химия» ведется по единой схеме, включающей в себя два уровня:
Преследуя цель повышения качества подготовки специалистов, необходимо активно осуществлять управление процессом получения и усвоения знаний студентами, особенно при их самостоятельной работе. Применяемая в данном учебном пособии модульно-рейтинговая технология обучения имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной самостоятельной учебной работы в течение всего семестра, обеспечить «мягкое» управление педагогическим процессом, стимулировать процессы самоорганизации учебной деятельности студента. При изучении курса по учебникам, учебным пособиям и конспекту лекций необходимо пользоваться содержанием разделов и тем, предварительно ознакомившись с кратким содержание тем по рабочей программе дисциплины. При первом чтении не надо задерживаться на математических выводах, составлении уравнений реакций; нужно стараться получить общее представление об излагаемых вопросах, а также отметить трудные или неясные места. Необходимо внимательно читать текст, напечатанный особым шрифтом. При повторном изучении темы нужно стараться усвоить все теоретические положения, математические зависимости и их выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Вникайте в сущность того или иного вопроса, а не пытайтесь запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, надо обязательно иметь рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий химии, новые незнакомые термины и названия, формулы и уравнения реакций, математические зависимости и их выводы. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, составляйте графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объем конспектируемого материала. Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену. Изучение разделов модуля должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений и решением задач. ^ Изучение модуля «Растворы. Дисперсные системы» должно способствовать достижению следующих целей у студентов: – освоению основных понятий и классификации растворов; – усвоению общих законов растворов, теории электролитической диссоциации, кислот и оснований; – формированию представлений о сильных и слабых электролитах, о гидролизе солей, ионном обмене и буферных растворах, о строении и свойствах коллоидных систем, а также зависимости реакционной способности химических соединений от свойств растворов; – овладению умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. 1.2 ^ Тема 8. «Основные понятия» Химические системы: общие понятия о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем. Классификация растворов. Идеальные и реальные растворы. Способы выражения состава растворов и других дисперсных систем. Растворимость. Насыщенные и ненасыщенные растворы. ^ Общие свойства растворов. Законы Генри и Рауля. Следствия из законов Рауля. Осмос и осмотическое давление. Равновесие в растворах. Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований: теория С. Аррениуса, протонная теория Брёнстеда − Лаури, электронная теория Льюиса. ^ Слабые электролиты. Константа диссоциации. Степень диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Кислотно-основные индикаторы. Сильные электролиты. Теория сильных электролитов Э. Хюккеля и П. Дебая. Активность и коэффициент активности. Ионная сила растворов. ^ Произведение растворимости. Условия выпадения осадка. Гидролиз солей. Отсутствие гидролиза в растворах. Три случая гидролиза. Буферные растворы. Случай полного и необратимого гидролиза солей. Способы подавления гидролиза солей. Ионный обмен. Катиониты. Аниониты. Буферные растворы. ^ Избыточная поверхностная энергия гетерогенных систем. Сорбция и ее виды. Адсорбция на границе твёрдое тело – газ. Адсорбция твердым адсорбентом из раствора. Адсорбция из растворов электролитов. ^ Коллоидные растворы. Основные понятия. Строение мицеллы. Методы получения коллоидных растворов. Оптические свойства коллоидных растворов. Кинетические свойства коллоидных растворов. Электрические свойства коллоидных растворов. Кинетическая и агрегативная устойчивость коллоидных растворов. Коллоидные растворы в природе и технике. ^ Суспензии. Эмульсии. Пены. Повторить материал из школьного курса: Насыщенные и пересыщенные растворы. Растворимые и нерастворимые вещества. Качественная и количественная оценка растворимости. Таблица растворимости. Разбавленные и концентрированные растворы. Качественный и количественный состав раствора. Массовая доля и молярная концентрация растворенного вещества. Электролиты и неэлектролиты. Слабые и сильные электролиты. ^ Тематический план второго модуля «Растворы. Дисперсные системы» представлен в таблице 1.1. Таблица 1.1 − Тематический план модуля
^ программы модуля 1.4.1 Лабораторная установка: растворы. 1.4.2 Учебники [1, 2, 3, 4, 5]. 1.4.3 Методические указания [10]. 1.2.4 Электронные диски: учебно-методический комплекс «Химия». 1.2.5 Сетевой учебно-методический комплекс «Химия». ^ системы» План-график модуля, представленный в таблице 1.2, составлен исходя из того, что студент еженедельно 4−5 часов самостоятельно выполняет задания. Таблица 1.2 − План-график изучения модуля
1.6 Планы лабораторных занятий Планы лабораторных занятий представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3 − Планы лабораторных занятий
Лабораторные работы проводятся группой из 2 − 4 студентов. Выполнению работы предшествует устный опрос по теории работы и собеседование по методике ее проведения, принципу работы лабораторной установки и входящих в нее химической посуды и устройств, а также уяснение вопросов, связанных с техникой безопасности проведения работ. После выполнения работы преподаватель подписывает таблицу исходных данных, после чего студенты составляют отчет по лабораторной работе, содержащий: 1) титульный лист; 2) теоретическую часть; 3) зарисовку экспериментальной установки; 4) таблицу экспериментальных данных; 5) обработку результатов опыта; 6) выводы. Итогом работы является защита полученных в ней результатов, защита проводится устно или письменно, но обязательно индивидуально. Отчеты по лабораторным работам составляются каждым студентом и после защиты сдаются преподавателю. ^ Тема: Свойства растворов и дисперсные системы. Цель занятия: освоить теоретические основы темы «Растворы и дисперсные системы», научиться решать задачи. План занятия:
− приготовление растворов; − общие свойства растворов; − гидролиз солей.
|
![]() | Совершенствование качества образовательного процесса при формировании профессиональных компетенций конкурентоспособного выпускника... | ![]() | Пособие предназначено для самостоятельного изучения материала при дистанционном способе обучения в вузе |
![]() | Учебное пособие рекомендовано для студентов всех факультетов неязыковых вузов. Предназначено для самостоятельной работы на начальном... | ![]() | Учебное пособие "Налоги и налогообложение" предназначено для студентов заочной (дистанционной) формы обучения |
![]() | Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: тц «Сфера», 2000.... | ![]() | Отдельные разделы пособия могут быть использованы для самостоятельной работы студентов. Пособие предназначено для студентов специальности... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного технологического и торгового отделения спо. Пособие включает алгоритмизированный... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов социально-психологических и психологических факультетов университетов, готовящих себя... |
![]() | ... | ![]() | Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое... |