Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды»




Скачать 90.14 Kb.
НазваниеПрограмма экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды»
Дата публикации09.07.2013
Размер90.14 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > География > Программа

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

__________ /Шагина Н.А/

«_____» от ______________

«Утверждаю»

Директор МОУ МеждуреченскаяСОШ

__________/Л.В Ильина/

Приказ №____ от_____________



П Р О Г Р А М М А
экологического воспитания учащихся «Воспитание экологической культуры

сельских школьников»

муниципального общеобразовательного учреждения

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2016 годы



Рассмотрено на заседании ШМО классных руководителей

Протокол № ___ от _____________


^ I Введение.


Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Программа экологического воспитания в МОУ Междуреченская СОШ разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74).

^ II Основные положения экологического воспитания.
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.

ЗАДАЧИ:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

- формирование понятия о взаимосвязях в природе;

- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

- чувства эстетические и нравственные;

- позитивная деятельность и поведение в природе;

- мотивы деятельности в природе /гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др./.

^ III Принципы организации экологического воспитания.

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

^ IV Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают как:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Программа предназначается всем организаторам внеурочной работы по экологическому воспитанию школьников. Она содержит перечень возможных форм работы с детьми в указанном направлении.

V Мероприятия по реализации программы.

Мероприятия экологического воспитания младших школьников

^ 1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Экологические беседы /возможная тематика/:

1. Мы - друзья природы.

2. Жалеть надо уметь.

3. Удивительное рядом.

4. Наш друг - лес.

5. Тайны бионики.

6. Звери и птицы зимой.

7. Зеленая аптека.

8. Где живут наши меньшие братья?

9. Как мы помогаем природе?!

10. Растения под нашей защитой.

11. О тех, кого мы не любим.

12. О культуре поведения в природе.

13. Природа - наш дом.

14. Учитесь доброте.

15. Птицы - наши друзья.

16. Природа и искусство.

Турнир-викторина "Охраняемые растения Калининградской области".

Конкурс загадок о природе.

КТД "Мой маленький друг" /о животных, содержащихся дома и в живых уголках/.

Круглый стол "Наш помощник - книга" /знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами/.

Проигрывание экологических ситуаций.

Музей природы на столе.

"Зоопарк" на столе.

Экологические игры: "Тайны лесной тропинки", "Робинзоны", "Птичья столовая", "Сбор грибов", "По тропе Берендея".

Комплексное мероприятие "Человек - природа - искусство".

Фестиваль рисованных фильмов "Экомульт".

Экологический КВН.

Экскурсии: "Музей природы", "Тропинки, тайны, голоса".

Эстафета любимых занятий /уход за растениями, животными, выращивание растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т.п./.

Устный журнал "В мире природы".

Составление и отгадывание ребусов о природе. Игра-путешествие "По заповедным уголкам мира". Кружки: "Юные друзья природы", "Флорист", "Юный зоолог", "Орнитолог", "Юные мичуринцы".

^ 2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Участие в выставках "Природа и фантазия". Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и сочинения о природе. Выставка "Зимний букет". Участие в районных мероприятиях по экологии.

^ 3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.

КТД "Мастерская Самоделкина" /изготовление кормушек, домиков для птиц/. Операция "Первоцвет". Очистка парка или участка леса от сушняка. Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных. Операция "Муравейник". Операция "Мой двор - моя забота". Озеленение класса, школы, улицы, двора. Участие в охране памятников природы /изготовление и установка плакатов, табличек, призывов/.

^ 4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/. Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Кольцовка песен о природе. Праздник цветов. Праздник птиц. Кукольный экологический театр. Экологический "Театр на столе". Вечер экологической сказки. Утренник "Природа и искусство". Лесной карнавал.

Мероприятия экологического воспитания школьников-подростков

  1. ^ БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Экологический сбор - "огонек". Разведка экологических бед.
Организация экоцентра. Организация экологического общества.

  1. ^ БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Игра-путешествие "Эколог". Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?". "Живая газета" - "Экологический вестник". Встречи со специалистами: охотниками, лесниками, егерями, инспекторами СЭС. Экологическая викторина /темы или разделы: "Охраняемые растения Саратовского края, Красноармейского района", "Заповедные территории", "Редкие и исчезающие животные края", "Предприятия - загрязнители Саратовского края". Турнир знатоков житейских премудростей /народных примет, лекарственных растений и др./. "Музей природы" на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике / в жанре детектива, приключения, сказки, романа/. Игры: "Робинзоны", "Лесная аптека", "Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли". Пресс-бой на темы: "Охрана природы в нашей и зарубежных странах", "Острые экологические проблемы в мире", "Экология и АЭС", "Искусство и природа","Молодежь и борьба за чистую Землю". Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические экскурсии. Экологическая тропа /оборудование и проведение экскурсий/. Устный экологический журнал. ЭКТД "Экоград" / после посещения: ботанического сада, заповедника, зоопарка, картинной галереи, музея природы/.

Конкурсы фанпроекта: "Город будущего", "Транспорт будущего", "Человек в подводном мире".
Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии: "Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные?".

  1. ^ БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические "Природа и фантазия". Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД "Полиграфический комбинат" /изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания/. Выставки "Зимний букет", "Новогодний букет".

  1. ^ БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Рейды "голубых" и "зеленых" патрулей.

Экопосты. Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Учет и закрепление оврагов.
Составление карты муравейников леса или парка, их охрана. Выявление и нанесение на карту участков земли, подверженных эрозии.
Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг /слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных/. Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: "Подснежник", "Первоцвет", "Новый год", "Малые реки", "Муравейник", "Родничок", "Птицеград", "Красная тетрадка", "Тропинка", "Зеленый наряд Земли", "Зеленая аптека", "Мой двор - моя забота", "Живое серебро".

  1. ^ БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер,
Кольцовка песен о природе. Вечер "Человек и природа". Лесной
карнавал. Конкурс "Природа и фантазия". Кукольный театр. Конкурсы
стихов о природе.
^ VI Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Детское объединение «Природа и молодёжь». В состав ДО входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию. Детское объединение «Природа и молодёжь» определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, педагоги.


^ VII Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе.
Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconПрограмма охраны окружающей природной среды в г. Феодосии
Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», руководствуясь пунктом 22 частью 1 статьи 26 Закона Украины «О местном самоуправлении...

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconЗакон рсфср от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной...
Там же закреплены две формы проведения экологического страхования: обязательное и добровольное

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Данная программа разработана коллективом педагогов начальной ступени образования моу сош №256, рассмотрена и принята Общешкольной...

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconВопросы по курсу «Экологическое право»
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: место и роль в системе экологического законодательства

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconПрограмма развития мбоу междуреченская сош на 2011-2015 гг. Принята
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Образовательная программа является составной  частью Программы развития моу междуреченская сош

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Ития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта...

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconРоссийской Федерации «Об охране окружающей среды»
Актуальность темы. В федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10. 01. 2002 г определены основы государственной...

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программа экологического воспитания в моу междуреченская сош разработана на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» iconПрограмма коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Моу сош №72 с углубленным изучением английского языка программа коррекционной работы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница