“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2)




Название“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2)
Дата публикации03.07.2013
Размер86.3 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Рав Зеев Мешков

Ноябрь 2001

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет - годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23:1-2).

Сара - “правительница, повелевающая”. Женщина, которой подчинялась природа. Или иными словами: женщина, ради которой Вс-вышний всегда был готов сделать чудо. “И было по приходе Авраама в Египет увидели египтяне эту женщину. И увидели ее вельможи Паро, и восхвалили ее Паро, и взята была эта женщина в дом Паро... И поразил Б-г Паро большими язвами за Сарай, жену Авраама...” (Берешит, 14:12-17). Авраам не молился за благополучие Сары, оказавшейся в опасном положении, он знал, что его молитва будет излишней - Сара постоянно окружена Б-жественной защитой. Как ни велико пророчество Авраама, пророческий дар Сары еще сильнее. Поэтому в момент сомнения Авраама, Вс-вышний обращается к нему и говорит: “..все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее” (Берешит, 21:12).

Но в тексте Торы не рассказывается о заслугах Сары. Мидраш, уделяющий большое внимание самоотверженности Авраама на пути поиска истины и распространения добра в мире, не говорит о каких-либо подвигах его жены, совершив которые, она заслужила постоянную защиту и помощь Небес. Авраам разбил статуи в доме отца, Авраам отстаивал истину перед лицом Нимрода и был брошен в огненную печь, Авраам исполнил повеление Вс-вышнего и, оставив дом отца, отправился в землю Кнаан, Авраам принимал гостей, Авраам накормил ангелов, Авраам поднял на жертвенник своего сына... А Сара? Она распространяла учение среди женщин, она накормила грудью всех младенцев, которых принесли на пир в день обрезания Ицхака. Но очевидно, что этого было недостаточно для того, чтобы подняться на столь высокий духовный уровень, и значит, причина ее достоинства и величия заключается в чем-то другом.

“Все достоинство царской дочери - внутри”. Женщина часто совершает духовный подвиг в своем внутреннем мире. В жизни Сары это проявилось ярче всего в самый последний момент - Сара умерла от переживаний, которые переполнили ее душу, когда она узнала, что Авраам положил единственного ее сына, рожденного ею в девяносто лет, на жертвенник. Но каков был характер этих переживаний - протест, непонимание произошедшего, ненависть, не дай Б-г, к Аврааму? Нет, ничего подобного - об этом свидетельствует мидраш, который приводит Раши: “И было жизни Сары сто лет и двадцать лет и семь лет...” Тора раскрывает, что в сто лет Сара была так же чиста от греха, как в двадцать лет. Ведь небеса не наказывают человека до двадцати лет (и он как ребенок перед ними). И в двадцать лет она была так же красива, как в семь”. Раши продолжает: “...годы жизни Сары” - все годы ее одинаковы в том смысле, что все всегда было только к лучшему”. До последнего дыхания Сара осталась праведницей. Как бы тяжело ей не было - она мысленно была с Авраамом и Ицхаком. И умерла она не в тот момент, когда узнала о том, что Ицхак положен на жертвенник, а когда ей открылось, что Авраам снял его с жертвенника и вместо него принес в жертву барана. И следовательно, причина смерти - не протест, а глубина переживаний.

Из этого мы можем понять, что всю жизнь Сара с любовью принимала все, что делал Авраам. А это подвиг не меньший, чем самоотверженность Авраама. Авраам, отличавшийся своей любовью к людям, вне всякого сомнения, любил свою жену как никто другой, и она отвечала ему тем же. О великом и, особенно, о великой любви Тора как правило не рассказывает напрямую (потому что она не умещается в слова), а говорит намеками. “И сказал он [ангел]: “Я возвращусь к тебе в то же время, и будет сын у Сары, жены твоей”. Сара внутренне рассмеялась, сказав: “После того, как я состарилась, будет у меня молодость? Да и господин мой стар”. И сказал Б-г Аврааму: “Отчего это смеялась Сара, сказав “Неужели действительно рожу - ведь я состарилась”. Нетрудно заметить, что Вс-вышний, пересказывая Аврааму слова Сары, исказил их и скрыл от него то, что могло бы быть обидным для нашего праотца - та часть предложения, в которой Сара сомневается в рождении ребенка из-за старости Авраама, опущена, а ее сомнения в своей способности родить представлены более сильными, чем это слышится из ее слов. Но ведь Вс-вышний пребывает в мире истины - Он неизменен и создает, а не искажает действительность. Раши разъясняет, что ради мира в доме Вс-вышний готов пожертвовать истиной. Но не для всякого дома и не для всякого мира в доме. Тв-рец отступил от истины единственный раз за всю историю. Какой же должна была быть любовь Авраама и Сары, чтобы Тв-рец сказал: “Эта любовь дороже не только всего мира, но и дороже глобальной и неизменной истины”. Любовь Авраама и Сары пережила их. Об этом рассказывает Рабби Бана (Йерушалми, Шабат 2:3), которому было позволено войти в пещеру Махпела и увидеть Авраама. Он узнал, что Авраам ни на мгновение не разлучается с Сарой в мире любви, в мире истины, в мире, где нет противоречия между любовью и истиной.
№73. 2003






Годы жизни Сары
Она осталась такой, какой была

"И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет - годы жизни Сары" (Берешит, 23:1).

Духовное влияние праведной женщины на окружающих часто бывает более глубоким, чем влияние ее праведного супруга. Ее влияние менее выражено в действии и потому остается скрытым, мало поддаваясь описанию. Если вся жизнь Авраама – это движение вперед на пути к совершенству, начиная с исполнения Б-жественного повеления "Иди к себе", то основное достоинство Сары заключается в том, что она всю жизнь оставалась такой же, какой и была с самого начала: "В сто лет она была так же красива, как в двадцать, а в двадцать так же лишена греха, как в семь", - говорит мидраш Берешит Раба.

"Вся слава царской дочери внутри"

Женщина рождается более завершенной, чем мужчина, и этим определяется ее склонность к стабильности, неизменности, сохранению домашнего очага и стремление к законченности и совершенству во всем, что она делает. Она не терпит неупорядоченности и старается сохранить сложившийся порядок вещей.

Скромность, немногословность и желание остаться незамеченной, присущие праведным женщинам, проистекают от осознания силы и величия своей души, которая не способна найти свое правильное выражение в материальном мире и может влиять лишь косвенно, а не напрямую, влиять, рожая и воспитывая детей, влиять, поддерживая своего мужа во всех благородных начинаниях, влиять твердостью духа, а не за счет физической силы или занимаемого положения в обществе. "Вся слава царской дочери внутри" (Тегилим 45:14) – во внутреннем мире, который остается нераскрытым для других. Труд женщины незаметен, и ее часто забывают похвалить. "Воздайте ей от плодов рук ее и восхвалите в воротах города дела ее" – напоминает всем нам царь Шломо в своих Притчах.

Способность быть сосудом, в котором новая жизнь зарождается, вызревает и появляется на свет как самое великое чудо, также свидетельствует о высокой степени совершенства, заложенной в природе женщины.

Мужчина обладает недостатком в большей степени, чем женщина, и находится в состоянии постоянного поиска пути к совершенству. Исправляя себя, он стремится исправить и окружающий мир. Ему быстро надоедает все неизменное, и порядок может вызывать дискомфорт. Поиск и стремление к новому - важнейшие составляющие его характера. Этим объясняется то, что на мужчину возложено исполнение многих заповедей, от которых женщина освобождена. Заповеди - инструменты исправления испорченности и достижения совершенства. Необходимым условием исполнения заповедей является привнесение элемента новизны, каждый день они должны быть новыми в глазах того, кто исполняет их. Для женщины заповеди часто оказываются лишними, так как в ее природе нет тех недостатков, которые они призваны искоренить. В основном круг обязанностей, возложенных на женщину (не считая всех запретов Торы), ограничивается соблюдением законов чистоты семейной жизни, отделением халы и зажиганием субботних свечей.

"Слушай ее голос..."

Образ мышления женщины свидетельствует о ее близости к духовному миру: женщина в большой степени опирается на интуицию - целостное восприятие ситуации или обстоятельств, которое дается ей с очень высокого духовного уровня. Настолько высокого, что он проявляется только как неосознанный до конца импульс или неизвестно откуда возникшая мысль. В силу своей природы женщина более склонна к пророчеству, чем мужчина. Поэтому Всевышний сказал Аврааму о Саре: "Слушай ее голос..." (Берешит, 21:12).

Сила души праведной женщины помогает мужчине раскрыть для себя и для других духовные миры, и поскольку человек - это тот, кто ведет диалог с Б-гом, наши мудрецы говорят, что неженатый человек не называется "человеком" ("адам"). В книге Мишлей царь Шломо отождествляет величайшую Б-жественную мудрость, постоянно обращающуюся к человеку и ведущую его к благу, с праведной женой. Но мощный потенциал, направленный в неправильное русло, становится разрушительным: пути идолопоклонства царь Шломо описывает как пути развратной женщины: "От ног ее исходит смерть, все, кто приходит к ней, никогда не вернутся". Погоня за развратной женщиной оставляет неизгладимый след в душе, наносит неизлечимую травму, так же, как идолопоклонство. "Нет лекарства, которое способно излечить травму, нанесенную душе как развратом, так и поклонением идолам", - предупреждает самый мудрый человек на свете.

Сарай и Сара

В момент заключения союза с Авраамом меняется также имя Сары: прежнее имя "Сарай" превращается в "Сара". Сарай - "моя повелительница", Сара - "повелительница". Человек призван стать выше материального мира. Когда он побеждает страсти плоти и уходит от представлений, навязанных ему окружающей действительностью, природа отступает перед ним. Все его желания исполняются, и он находит защиту и спасение даже в безвыходном положении. Всевышний совершил чудо для Сары, когда ее забрали во дворец фараона. И еще большее чудо – когда в девяносто лет к Саре вернулась молодость и она родила ребенка. Повелительница-природа отступает перед ней. "Сарай" - "моя повелительница" - называет ее Авраам, так как достижением своего духовного уровня он обязан ей. Но затем она становится Сара - повелительница всего мира: нет чуда, которое бы Всевышний не сделал бы ради нее.

Мать всего живого

Рассказ о приобретении пещеры, в которой была похоронена Сара, занимает больше места, чем все строки Торы, посвященные описанию событий ее жизни. Это объясняется тем, что ее духовный уровень нельзя было постичь, и никакое описание ее достоинств не смогло бы выразить его. Только когда Сара была похоронена там, где покоятся останки Адама и Хавы, стало понятным ее величие. Душа Сары связана с душой Хавы, и она пришла в мир исправить грех первой женщины, чтобы благодаря ее заслугам началось исправление всего мира и возвращение его в идеальное состояние. Мать всего живого, повелительница всего мира – та, которая победила безжизненность материи…
№123. 2004

Хеврон









Всевышний собрал крупицы почвы или, как говорят, «праха земного» со всей земли и создал тело человека. А затем вдохнул в него душу.

Название Хеврон образовано от слова «хибур» – «соединение». Отсюда был взят материал для головы первого человека, а сердце было создано из почвы Храмовой горы.

Итак, духовность впервые проникла в материальный мир через ноздри человека, когда Всевышний вдохнул в Адама душу. Несовместимое – дух и материя – соединились в тот момент, когда забилось сердце и возник человек.

Поскольку ноздри Адама не только наполняли легкие кислородом, но и все его существо – Б-жественным дыханием, оживляющим мир, его голова была важнее сердца и всех других частей тела. Поэтому он и похоронен там, откуда была взята земля для его головы, - в Хевроне. Соединение тела и души, Б-жественного дыхания, оживляющего мир, и воздуха в легких человека… Все это связано с этим географическим местом. Рядом с ним похоронена Хава.

Тора умалчивает, почему Авраам выбрал именно это место, но не трудно догадаться, что оно было известно, как место захоронения первого человека и Хавы, «матери всего живого». И в 2068 г. от сотворения мира, когда Авраам искал наиболее подходящее место для захоронения Сары, кто-то смог указать это место, впоследствии ставшее местом и его покоя.

Почему Авраам так добивался, чтобы Сара покоилась именно там, где лежат родители человечества?

Авраам искал Творца в мире, где Его присутствие почти полностью скрылось из-за преступлений людей, порожденных первым грехом человека. И он нашел Его: «Авраам похож на человека, который увидел горящий дворец, заглянул внутрь и нашел Хозяина» (Мидраш раба). И именно он, а не кто-то другой раскрыл для всех, кто только хочет услышать и понять, что Творец любит человека и желает ему только блага, и нет более высокого блага для самого же человека, как ответить любовью на любовь. Поэтому нашего праотца Всевышний называет «Авраам, любимый мой» (Йешаяу, 41:8). Авраам не закончил свою духовную работу, но без тех основных понятий любви к ближнему и к Творцу, которые он дал человечеству, мир бы просто не мог существовать.

Вместе с тем без духовного влияния Сары Авраам не смог бы пройти долгий путь, начинающийся с повеления «иди себе». Ее духовная работа - исправление греха Хавы. Женщине свойственно не логическое, а интуитивное восприятие мира, которое по своей природе близко к пророчеству. Это объясняется тем, что близость женщины к высокой духовности более непосредственная, чем у мужчины. Но такой мощный потенциал с трудом находит свое выражение в материальном мире и чаще всего, оставаясь неосознанным, занимает область подсознания и проявляется как интуиция. Верность интуиции, которая может подняться до пророческого уровня, зависит от чистоты устремлений сердца человека. Хава ошибается и дает Адаму плохой совет, а про Сару Всевышний говорит Аврааму: «Слушай ее голос» (Берешит, 29:12). Благодаря тому, что Сара полностью чиста от греха, ее интуиция совпадает с Б-жественным желанием.

Почему сказано: «И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет»? (Берешит, 23:1)

Потому что в сто лет она была так же красива как в двадцать, а в двадцать - так же чиста от греха, как в семь (Раши, там же). Живое восприятие Творца и стремление к Нему с любовью - заслуга не только Авраама, но и Сары.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconРевитализация и девитализация в медицине антистарения
Европы средняя продолжительность жизни была равна 42 годам, а во второй половине XX в она превысила 70 лет. Это было достигнуто за...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconЭлизабет Клер Профет Утерянные годы Иисуса
Евангелия хранят упоминание о двенадцатилетнем Иисусе и о его посещении храма. Далее он в возрасте около тридцати лет появляется...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconЭлизабет Клер Профет Утерянные годы Иисуса
Евангелия хранят упоминание о двенадцатилетнем Иисусе и о его посещении храма. Далее он в возрасте около тридцати лет появляется...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconДве истории сотворения мира
И поэтому следующие же слова после обрезания и изменения имени, говорят о рождении Ицхака у Сары. И мы читаем историю про то, как...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconЕсть такой поселок на берегу Баренцева моря Териберка. Его даже можно...
Есть такой поселок на берегу Баренцева моря – Териберка. Его даже можно найти на карте, если посмотреть на Кольский полуостров. По...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconМы обращаемся к тем, кому сегодня 20 или около того. Мы обращаемся...
России, будут уже пенсионерами, другие будут еще молоды. Двадцать лет это не так много, это ровно столько, сколько вы уже прожили....

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconФильбер Обработка Пинхаса Полонского Шатер Сары Авраам и Сара как равноценные партнеры
Поиск жены для Ицхака: не просто "сегодня подходит", но может разделить ответственность за будущее

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconПрестарелый бундесканцлер в 78 лет начинает совместную жизнь с женщиной — ровесницей его детей
Вошедшего в учебники истории еще до того, как он ушел с поста канцлера, постепенно угасала. Его карьера рухнула из-за скандала, связанного...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconВода основа жизни на земле
Прошла еще не одна сотня миллионов лет, и жизнь расселилась тю всей планете. Сегодня она в различных формах и видах существует практически...

“И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арбе, она же Хеврон, в Земле Кнаанской” (Берешит, 23: 1-2) iconЭварист галуа (1811-1832)
Он прожил двадцать лет, всего пять лет из них занимался математикой. Математические работы, обессмертившие его имя, занимают чуть...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница