Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан




НазваниеНациональный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан
страница1/4
Дата публикации27.03.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2   3   4


Утвержден
                                        постановлением Правительства 
                                            Республики Казахстан
                                             от ______ 2011 года № ____

Национальный план 
по предупреждению нефтяных разливов 
и реагированию на них в море и внутренних водоемах 
Республики Казахстан


1. Общие положения
1. Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее - Национальный план) разработан в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2010 года № 1072 «Об утверждении Программы по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы».

2. Национальным планом определяется порядок взаимодействия и интеграции усилий сторон, осуществляемых с участием государственных органов и других организаций (независимо от формы собственности), для обеспечения готовности, своевременного реагирования и эффективного устранения последствий нефтяных разливов, вызванных аварийными ситуациями и другими причинами.

3. Национальный план вводится в действие при нефтяных разливах и загрязнениях моря, внутренних водоемов и прибрежных зон территории Республики Казахстан (далее - разлив), возникающих в результате осуществляемой или прошлой производственной деятельности, в том числе и случаях, когда виновник разлива не установлен.

Требования Национального плана распространяются на центральные государственные и местные исполнительные органы Республики Казахстан, а также на все физические и юридические лица, осуществляющие нефтяные операции или иную деятельность (геологоразведку, бурение, строительство и эксплуатацию морских установок и сооружений, переработку нефти, а также транспортировку нефти по трубопроводам, транспортировку нефти по железнодорожным, морским, сухопутным и воздушным путям и др.) на море, внутренних водоемах и прибрежных зонах Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан или международными договорами.

4. Национальный план действует в водах Каспийского и Аральского морей в пределах границ, определенных международными соглашениями Республики Казахстан, внутренних водоемах и прибрежных зонах Республики Казахстан.

5. Законсервированные нефтяные скважины, оказавшиеся в акватории моря и внутренних водоемах вследствие подъема их уровня, считаются потенциальными источниками разлива. Такие скважины при неустановленных собственниках (бесхозные скважины), подлежат государственной регистрации в качестве объектов недвижимости. В последующем бесхозные скважины, принимаются во владение, пользование и распоряжение согласно действующему законодательству Республики Казахстан.

По скважинам, находящимся в коммунальной собственности, ответственными лицами являются местные исполнительные органы областей.

6. Национальный план реализуется в рамках постановления Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В ликвидации последствий нефтяных разливов и загрязнений моря и прибрежных зон могут принимать участие на добровольной основе любые обученные физические и юридические лица.

7. Обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов в целях недопущения аварийных разливов нефти, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защита населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с Законами Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. № 19 «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», от 3 апреля 2002 года № 314 «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», от 7 мая 1997 г. № 100-1 «О Гражданской обороне».

^ 2. Цели и задача Национального плана
8. Целями Национального плана являются:

- обеспечение своевременных, комплексных и эффективных мер реагирования на случаи разливов;

- охрана окружающей среды от угрожающих последствий нефтяных разливов путем обеспечения скоординированного механизма реагирования для борьбы с разливами;

- создание системы координации действий для минимизации воздействия нефтяных разливов на здоровье человека, окружающую среду, производственную деятельность (например, на деятельность рыболовных промыслов, работу водозаборных сооружений, транспортные и портовые операции и т.д.), а также на оздоровительную и хозяйственную деятельность.

9. Задачей Национального плана является:

создание национальной системы для оперативного и эффективного реагирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью;

При создании ресурсной базы в рамках настоящего Национального плана, Правительство Республики Казахстан будет работать на основании двустороннего и многостороннего сотрудничества, а также, по обстоятельствам, в сотрудничестве с нефтяными и транспортными компаниями, администрациями портов и другими соответствующими предприятиями.

^ 3. Термины и определения
10. В настоящем Национальном плане используются следующие термины и понятия:

Вмешательство - любые действия, осуществляемые от имени государства по активному включению в ликвидацию нефтяных разливов или загрязнений в прибрежных зонах по просьбе ответственной стороны, либо в случае, когда ее действия являются недостаточными или несоответствующими возникшей угрозе.

Инцидент - чрезвычайная ситуация, связанная со сбросом нефти в море, водоемы, либо загрязнение в прибрежной зоне.

Морские сооружения - искусственно созданные сооружения, находящиеся в море, включая искусственные острова, дамбы, установки, неподвижное и плавучее оборудование для проведения нефтяных операций на море.

Национальный руководитель - руководитель работ по реагированию на инцидент на национальном уровне.

Особо чувствительный экологически район - район, который в определенные периоды является местом концентрации объектов животного мира (перелет или гнездование птиц, лежки морских млекопитающих, нерест и нагул молодняка рыб) и растительных сообществ. 

Ответственная сторона - любое физическое или юридическое лицо, допустившее нефтяной разлив или загрязнение в прибрежной зоне.

Ответственное лицо - любое физическое или юридическое лицо, владеющее объектом, представляющим потенциальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации от нефтяного разлива или загрязнения в прибрежной зоне.

План реагирования ответственного лица - план мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к ликвидации последствий инцидента, разрабатываемый ответственным лицом.

Разлив первого уровня - незначительные разливы (не превышающие 10 тонн нефти), ликвидируемые с помощью материалов и веществ, имеющихся на морском сооружении при производстве работ, и персонала сооружения. 

Разлив второго уровня - умеренные (средние) разливы (от 10 тонн нефти до 250 тонн), для ликвидации которых необходимы ресурсы, как имеющиеся на морском сооружении, на месте производства работ, так и дополнительные материалы, вещества и персонал местных береговых служб. 

Разлив третьего уровня - крупные разливы нефти (от 250 тонн), для ликвидации которых требуются материалы, вещества и персонал различных организаций по ликвидации разливов нефти, включая международные. 

Реагирование - комплекс мер, принимаемых физическими и/или юридическими лицами, а также органами государственной власти, по локализации и ликвидации нефтяных разливов, исключению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье и безопасность населения.

Руководитель работ на месте нефтяного разлива - ответственное лицо, назначаемое для руководства работ по локализации и ликвидации нефтяных разливов.

Руководитель работ в прибрежной зоне - ответственное лицо, назначаемое для руководства деятельностью по ликвидации последствий инцидента, а также по оздоровлению окружающей среды в прибрежной зоне.

Другие используемые в Национальном плане термины соответствуют терминам, применяемым в законодательстве Республики Казахстан в сфере недропользования, чрезвычайных ситуации и водном кодексе.

^ 4. Классификация нефтяных разливов по уровням и причинам происхождения
11. Национальный план создает систему на основании признанного на международном уровне подхода к готовности и планированию в зависимости от уровня разлива. Благодаря этой системе можно быстро мобилизовать и постепенно наращивать соответствующие ресурсы для обеспечения эффективного реагирования на любой инцидент, связанный с нефтяным разливом.

12. Согласно Казахстанскому законодательству в области недр и недропользования, нефтяные разливы подразделяются на разливы первого, второго и третьего уровней.

13. Разлив первого уровня возникает из-за нарушений в регламентных операциях, которые обычно приводят к разливу небольшого количества нефти, в границах объекта и имеющего относительно небольшое воздействие. Поэтому для реагирования на такой инцидент достаточно ресурсов недропользователя, имеющихся на контрактной территории.

В случае разлива первого уровня инцидент незамедлительно ликвидируется ответственной стороной без привлечения помощи извне. В данном случае Республиканский кризисный центр и территориальный орган по ЧС осуществляет мониторинг действий, предпринимаемых ответственной стороной в отношении разлива, и находится в постоянной готовности для вмешательства.

14. Под аварийные ситуации второго уровня подпадают утечки:

из резервуара хранения топлива или системы распределения;

из топливного резервуара или баржи;

из автоцистерны для перевозки топлива;

из ликвидированных и законсервированных скважин;

из железнодорожного транспорта;

при временной или частичной потере контроля во время бурения или испытания скважины на морском сооружении.

При ликвидации последствий разливов нефти второго уровня, обязательно привлечение дополнительных ресурсов (материалов, веществ) с береговых объектов недропользователя для локализации разлива и сбора нефти.

Ресурсы для реагирования на разлив второго уровня можно обеспечить различными средствами, включая меры взаимопомощи или сотрудничества операторов или привлекая ресурсы частных организаций или компаний, оказывающих услуги по реагированию на контрактной основе.

Реагирование на разливы второго уровня, не представляющие угрозы заповедной зоне Каспийского моря осуществляется ответственной стороной без вмешательства государственных органов. При этом Республиканский кризисный центр и территориальный орган по ЧС осуществляет мониторинг и находится в состоянии готовности к вмешательству, если, по его мнению, ответственная сторона не принимает достаточных мер для ликвидации инцидента.

При разливах второго уровня, представляющих угрозу заповедной зоне Каспийского моря, либо когда, по мнению территориального органа по чрезвычайным ситуациям, ответственная сторона не принимает достаточных мер для реагирования, Национальным руководителем созывается Национальная комиссия. Национальный руководитель также решает вопрос о необходимости информирования и прибытия представителей организаций, не являющихся членами Национальной комиссии, но участвующих в мероприятиях по реагированию.

15. К случаям аварийной ситуации уровня 3 подпадают утечки:

продолжительной потери контроля над скважиной;

из плавающего топливного резервуара или баржи;

из ликвидированных и законсервированных скважин;

из резервуара хранения топлива или системы распределения.

Ликвидация разливов нефти третьего уровня требует незамедлительной мобилизации материалов и веществ из любых точек, располагающих отечественными и международными ресурсами.

16. Фактически реагирование при помощи ресурсов третьего уровня может также потребоваться для более скромных объемов, когда меры для реагирования на разливы второго уровня могут оказаться неэффективными или недостаточными или когда возникает угроза для особо чувствительных экологических районов, или при необходимости использования узкоспециализированных стратегий.

17. При разливах третьего уровня, в дополнение к ресурсам виновника разлива и ресурсам прямого управления или руководства со стороны уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, могут быть привлечены и государственные ресурсы.

18. При всех уровнях разлива правительство сохраняет за собой право контролировать готовность к инциденту и реагирование на него.

19. Ответственные лица, осуществляющие нефтяные операции на контрактных территориях, владельцы судов и нефтепроводов, иных транспортных средств действующие в казахстанских секторах Каспийского и Аральского морей, внутренних водоемах и прибрежных зонах Республики Казахстан, несут ответственность за охрану жизни и здоровья сотрудников и окружающей среды, а также за оповещение Акима области (или, лицо, заменяющего его) и территориальный орган уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – территориальный орган по ЧС) о событиях связанных с инцидентом и мерами реагирования на него.

20. Уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет право вмешаться в управление ресурсами или потребовать предпринять дополнительные меры реагирования.

^ 5. Согласованность с международными документами
21. Республика Казахстан является Стороной Рамочной конвенции 2003 года об охране среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 97. Данная Конвенция ратифицирована всеми государствами Каспийского моря и вступила в силу 12 августа 2006 года. Конвенция обязывает государства к сотрудничеству в вопросах охраны среды Каспийского моря и конкретно призывает к совместным действиям в случаях крупного загрязнения моря нефтью.

22. Прибрежные государства составили проект Протокола к Тегеранской конвенции о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение моря нефтью.

Также существует проект Регионального плана о сотрудничестве в соответствии с этим Протоколом, который содержит подробные процедуры действий в случае крупных инцидентов в Каспийском море.

23. Национальный план включает в себя процедуры сотрудничества, разработанные в проекте Регионального плана, ожидающего подписания и исполнения Протокола, а также все планы и процедуры, которые будут разработаны в будущем.

24. Несмотря на то, что Республика Казахстан не является участницей Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (Лондонская конвенция 1990 г.), в Национальном плане учтены требования этой конвенции, чтобы обеспечить соответствие национальной системы международным нормам.

25. Национальный план признает Резолюцию A.983(24) Международной морской организации, принятую 1 декабря 2005, Руководство по содействию борьбе с инцидентом, вызывающим загрязнение. Эта Резолюция рекомендует государствам внедрять эффективные процедуры для обеспечения быстрого перемещения оборудования и персонала в случае крупных инцидентов, связанных с загрязнением нефтью, требующих оказания или получения международной помощи. Резолюция приведена в Приложении 1.

^ 6. Сотрудничество с приграничными государствами по предупреждению и ликвидации инцидента
26. Уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на регулярной основе подготавливается информация об имеющихся потенциальных источниках загрязнения Каспийского и Аральского морей, внутренних водоемов и прибрежных зон для уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

27. Информация об имеющихся потенциальных источниках загрязнения Каспийского моря в последующем предоставляется прикаспийским государствам в порядке, установленном Тегеранской Конвенцией.

28. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия разливов, согласовываются с Министерством иностранных дел Республики Казахстан и осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, в том числе с Тегеранской Конвенцией.

29. В случаях, когда инцидент или меры реагирования на него могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду других государств, этим государствам направляется уведомление на соответствующем уровне с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области защиты государственных секретов.

30. При действиях совместно с зарубежными государствами, при необходимости, уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера привлекается переводчик, официально подтверждающий содержание команд и оповещений.

^ 7. Стратегия ликвидации разлива
7.1. Общий подход и задачи
31. Все меры реагирования на случаи разлива нефти должны быть основаны на минимизации экологического, социально-экономического и рекреационного ущерба, а также должны стремиться к тому, чтобы принести суммарную экологическую выгоду. Меры следует всегда сравнивать с «автономным» методом (мониторинг и оценка).

32. Основной целью готовности к нефтяному разливу и реагированию на него является предотвращение и смягчение ущерба, наносимого разливом, и, по возможности, ликвидация его последствий. Каждый инцидент, который может привести к загрязнению моря нефтью, является уникальным по месту расположения, типу, количеству разлитой нефти, времени года, преобладающих погодных условий и эксплуатационных или логистических ограничений.

33. Национальный план не содержит конкретных действий по реагированию на какой-либо инцидент. План направлен на необходимость быстрого реагирования на основании стандартных процедур отчетности, которые способствуют эффективному обмену и передачи информации об оценке инцидента между полевым персоналом и группой управления.


^ 7.2. Системы оповещения
34. Информационное обеспечение функционирования Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС ЧС).

35. О случаях нефтяных разливов, ответственная сторона оповещает территориальный орган по ЧС (в том числе РГКП "Центральный штаб проффесиональных военизированных аварийно-спасательных служб) и Акима области (в случае его отсутствия – заместителя Акима) по постоянно действующему каналу телефонной связи в течение 30 (тридцати) минут с момента разлива, с последующей передачей факса, а также объединение недропользователей.

При этом лицо, получившее оповещение в течение 15 минут с момента получения уведомления (письменного или устного), должно направить ответственной стороне ответное письменное (по факсу) и/или устное подтверждение получения.

36. Аким области (или лицо, его заменяющее) в течение 15 минут с момента получения оповещения о разливе от ответственной стороны направляет полученное оповещение (письменное или устное) Акимам приграничных областей (или лицам, их заменяющих).

С момента получения оповещения о разливе и до момента созыва Национальной комиссии Аким области (или лицо, его заменяющее) является Руководителем работ на месте реагирования.

37. Территориальный орган по ЧС в течение 15 минут с момента получения оповещения о разливе от ответственной стороны направляет полученное оповещение (письменное или устное) в Республиканский кризисный центр Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – Республиканский кризисный центр) и уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по бесперебойному каналу связи.

С момента получения оповещения о разливе и до момента созыва Национальной комиссии территориальный орган по ЧС находится в непосредственном подчинении Руководителя работ на месте.

38. Республиканский кризисный центр в течение 15 минут с момента получения оповещения уведомляет уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

39. Уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в течение 30 минут с момента получения оповещения уведомляет соответствующих уполномоченных органов действующих в рамках национального плана, а также Национального руководителя и членов Национальной комиссии.

После получения сообщения об инциденте уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

подтверждает факт наличия нефтяного разлива, оценивает его значительность и угрозу для заповедной зоны Каспийского моря;

определяет ответственную сторону и сопоставляет его потенциальные возможности по реагированию на инцидент с уровнем загрязнения на основе сообщений ответственной стороны и аналитической оценки Республиканского кризисного центра;

оценивает трудности, которые могут возникнуть при реагировании на инцидент.

40. Республиканский кризисный центр и территориальный орган по чрезвычайным ситуациям обеспечивают эффективную работу системы круглосуточной связи в целях:

получения оповещений об инцидентах, вызывающих загрязнения, и передачу оповещений в соответствии с требованиями настоящего Национального плана;

введения в действие планов реагирования, запроса об оказании помощи и обмена оперативными сообщениями во время операций реагирования.

41. Все участники операции реагирования на инцидент обеспечиваются спутниковой связью. Все решения, информация о ситуации на месте операций, запросы о помощи и ответы на такие запросы подтверждаются телексом либо факсом.

42. Формы оповещений и отчетов, используемых для обмена информацией об инцидентах, разрабатываются в соответствии с международной системой оповещений о загрязнении, и состоит из трех частей:

Часть I - предварительное оповещение (первая информация или оповещение) об инциденте, вызывающем загрязнение;

Часть II - детальный дополнительный отчет к Части I;

Часть III - запрос об оказании помощи от других Сторон согласно Тегеранской Конвенции и изложение оперативных мероприятий, по которым требуется помощь.

Форма оповещения о нефтяном разливе приведена в Приложении 2.

43. Уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрабатывает и утверждает формы оповещений об инцидентах и отчетов, а также других сообщений используемых для обмена информацией между всеми субъектами, участвующими в национальном плане.

44. Вся информация с места разлива поступает через территориальный орган по чрезвычайным ситуациям в Республиканский кризисный центр. В случае возникновения инцидента в прибрежной зоне, для передачи информации организуется полевой узел на суше.

45. Руководитель работ на месте нефтяного разлива и/или руководитель работ в прибрежной зоне следят за достоверностью информации, передаваемой в центры реагирования.

46. Указания по организации связи разрабатываются и периодически обновляются уполномоченным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по согласованию с уполномоченным органом в области информации и связи.

47. При первом и втором уровнях разлива Национальным руководителем является руководитель уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Республики Казахстан, а его первый заместитель по должности является заместителем Национального руководителя.

48. При разливе третьего уровня руководителем работ по реагированию на национальном уровне (далее - Национальный руководитель) является Премьер-Министр Республики Казахстан или его заместитель, а руководитель уполномоченного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Республики Казахстан является заместителем Национального руководителя.
^ 7.3. Функции Национальной Комиссии
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconНациональный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию...
Целью Национального плана является создание национальной системы обеспечения оперативного, эффективного и квалифицированного реагирования...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconПравила проведения нефтяных операций на море, внутренних водоемах,...
Настоящий Порядок регламентирует действия юридических и физических лиц, центральных и местных исполнительных органов и иных организаций...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconПостановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 июня 1993 года №552
В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 13 января 1993 г. №1873-xii «О порядке введения в действие...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconРешением Конференции Объединения
«Ассоциация» создана в соответствии с требованиями Конституции Республики Казахстан, Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconО порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации...
В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconЗакон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года №126-ii о страховой деятельности
Законодательство о страховании и страховой деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconРазработка и сопровождение согласования Плана по предупреждению и...
Оказание услуг по разработке «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при бурении (строительстве) разведочной...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconПостановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных...
В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconК приказу Министра финансов Республики Казахстан
Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету, приказов Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита...

Национальный план  по предупреждению нефтяных разливов  и реагированию на них в море и внутренних водоемах  Республики Казахстан iconВведени е
Единые правила по рациональному и комплексному использованию недр при разведке и добыче нефтяных, газовых и нефтегазоконденсатных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница