Скачать 236.04 Kb.
|
Содержание. 1.Понятие и принципы построения организационных структур............................2 2.Формы организационных структур........................................................................4 3.Нововведения в построении организационных структур.....................................9 4.Организационная структура ООО «Надежда и К».............................................16 Список используемой литературы...........................................................................17 1.Понятие и принципы построения организационных структур. Организационная структура управления (ОСУ) - единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмы, осуществляющей производственно-хозяйственную и социально-экономическую деятельность. В структуре управления организацией выделяются следующие элементы:
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления, либо часть их. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям. Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее построении соблюдались принципы построения:
^ В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие формы организационных структур управления. 1. Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Плюсы:
Минусы:
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями. 2. Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи. Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности. Плюсы:
Минусы:
3. Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Эти штабы могут: . Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства); . Находиться в нескольких уровнях управления; . Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления. Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации иучаствовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями. Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимущества: . Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников . Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров) . Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса. Недостатки: . Затрудняет горизонтальное согласование . С трудом реагирует на изменение 4. Линейная организационная структура с перекрёстными функциями. При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но определённые функции, относящиеся ко всему предприятию, например, кадровая политика, подготовка производства, учёт и отчётность, планирование сроков и контроль за их выполнением и т.д. выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела предприятия. Например, право по найму рабочей силы для цехов принадлежит совместно начальнику отдела кадров и начальнику технического отдела. Если они не приходят к соглашению, то должна вмешаться вышестоящая инстанция. 5. Дивизионная структура управления. В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное единство (региональная структура управления). Основной принцип, лежащий в основе любой дивизионной структуры управления заключается в разделении всей структуры фирмы на дивизионы. Дивизион - это крупное структурное подразделение предприятия, обладающее большой самостоятельностью за счет включения в себя всех необходимых служб. Необходимо заметить, что иногда дивизионы принимают форму дочерних предприятий фирмы, даже юридически оформляются, как отдельные юридические лица, на деле же являясь составными частями одного целого. Плюсы:
Минусы:
6. Матричные организационные структуры управления. При матричном подходе важное значение приобретает интеграция комплекса работ, направленных на достижение поставленных целей. Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Плюсы:
Минусы:
7. Проектные организационные структуры управления. Проектные структуры мобильны и сконцентрированы на определенном виде деятельности. Выделяются коллективы работников, каждый из которых занимается решением проблем (проектов), возникающих перед предприятием имеющих различную целевую направленность. Преимущества:
Недостатки:
Различают два типа организационных структур управления: механистический и органический. Механистическая модель - организационное проектирование, цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ (линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизионная структуры). Органическая модель направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации (матричная, проектная структуры). |
![]() | Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих... | ![]() | Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих... |
![]() | Овладеть главным инструментом системного анализа: алгоритмом системного проектирования организационных структур управления сложными... | ![]() | В качестве базовых структур для построения системы персонализации выберем компонент и слой (уровень). Компонент – это объект, который... |
![]() | В качестве базовых структур для построения системы персонализации выберем компонент и слой (уровень). Компонент – это объект, который... | ![]() | Целью контрольной работы является исследовать специфику организационных структур и принципов статической организации |
![]() | Среди основных функций управления (по Анри Файолю) выделено создание организационных структур. Продолжим обсуждение этой функции... | ![]() | Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос – краеугольный... |
![]() | Динамизация процессов, в свою очередь, во многом обусловлена изменениями в мировоззрении, ориентации, ценностях, стратегии и тактике... | ![]() | Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления,... |