Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект




Скачать 96.84 Kb.
НазваниеОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект
Дата публикации26.03.2013
Размер96.84 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > География > Урок
М.А. Бахир, студент 4 курса

учитель географии ГОУ СОШ №38

Н.О. Верещагина, канд. пед. наук, доцент

РГПУ им. А.И. Герцена

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект
В связи с модернизацией современного образовательного пространства, становится очевидным, что умения и навыки ведения исследовательской деятельности требуются не только тем, чья жизнь уже связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Обучение школьников основам ведения исследовательской деятельности, - одна из основных практических задач современного российского образования.

Приобщение школьников к исследовательской деятельности не только повышает познавательную активность, но и способствует адаптации в современном, динамично развивающемся образовательном пространстве страны, города, микрорайона, образовательного учреждения. Занятие исследовательской деятельностью, способствует раскрытию личностных качеств учащихся и развитию их социально-культурной сферы.

Выполнение исследовательских работ учащимися прочно вошло в практику работы общеобразовательных и профильных школ России. К сожалению, исследовательское движение сталкивается с рядом проблем. Во-первых, после реорганизации Министерства образования Российской Федерации внимание к проблемам организации исследовательской деятельности школьников было практически исключено из сферы государственных интересов.

Во-вторых, система российского школьного образования не была ориентирована на развитие исследовательской деятельности учащихся (отсутствовала система научных мероприятий для школьников на различных уровнях). В-третьих, отсутствовала система методической и педагогической подготовки руководителей исследовательских работ учащихся, отсутствовала материально-техническая база для успешного проведения учебных исследований и т.д.

При этом надо отметить, что научное сообщество и учителя-практики обращали особое внимание к данной проблеме и обсуждали результаты своих исследований на научных мероприятиях различного уровня, организуются научные конференций школьников всероссийского уровня, которые проводятся в инициативном порядке.

Вопросы ведения и организации исследовательской деятельности российских школьников освещены в работах Н.Ф. Винокуровой, Т.В. Вилейто, Г.С. Камериловой, А.В. Леонтовича, В.В. Николиной, А.С. Обухова, Н.Н. Петровой, М.В. Рыжакова, А.И. Савенкова, В.П. Соломина, М.В. Степановой, А.П. Тряпицыной и др.

Ряд ученых (А.В. Леонтович, А.И. Савенков и др.) говорят о том, что исследовательская деятельность это особая, выделенная от других деятельность [1]. Главная цель исследования - установление истины, «наблюдение» за объектом, по возможности, без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Источник исследования кроется в свойственном человеческой природе стремлении к познанию.

По мнению А.И. Савенкова, исследовательская деятельность – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы и виды деятельности в любой сфере человеческой культуры [2].

Ряд ученых (Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.И. Савенков) занимающихся проблемами ведения исследовательской деятельности придерживаются единой точки зрения, согласно которой исследование, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель - установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь.

Анализ научной, педагогической и методической литературы с позиции ее состояния на современном этапе и результатов многолетних исследований по данному вопросу позволяет нам сформулировать следующее: под исследовательской деятельностью понимают деятельность учащихся под руководством «учителя-руководителя-наставника», связанную с решением учащимися творческой или исследовательской задачи с ранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для полноценного научного исследования, включающего в себя: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; овладение методикой проведения исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; собственные выводы и их сравнение с литературными данными; получение результата исследования.

Исследовательская деятельность служит достижению одной из важнейших целей образовательного процесса – развития у учащихся процесса самостоятельного мышления, умения ставить и решать проблемы, используя знания из различных областей академической науки.

Основой ведения исследовательской деятельности является формирование исследовательских умений:

  • составление плана исследования;

  • утверждение темы работы;

  • установка предмета и объекта исследования;

  • постановка целей и задач исследования;

  • работа с научной литературой;

  • поиск и обработка материала;

  • подготовка и проведение научного эксперимента;

  • корректировка собственных действий;

  • обоснование своей точки зрения;

  • получение результатов и их апробация;

  • составление итогового отчета;

  • рефлексирование и т.д.

В результате использования исследовательского подхода в обучении естественнонаучных дисциплин, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • работать с различными источниками информации;

  • назвать основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;

  • устанавливать роль и значение естественнонаучных знаний в решении хозяйственных и социальных проблем общества;

  • характеризовать отдельные компоненты природы, хозяйства, а так же прослеживать основные тенденции развития социально-экономических связей;

  • применять простейшие приемы анализа статистических данных;

  • грамотно пользоваться картографическим материалом и т.д. [3]

Для их развития необходима такая организация учебного процесса, при которой, обучающиеся вовлекаются в процесс самообразования и самостоятельного поиска, но не без участия «учителя-руководителя-наставника».

На начальном этапе организации исследовательской деятельности в школе, учитель должен обеспечить следующие направления работы по организации исследовательского процесса:

  • подбор наиболее целесообразных тем исследовательских работ;

  • помощь формирование целей и задач исследовательских работ учащихся;

  • формирование включенности учащихся в процесс поиска решения в исследовании;

  • обучение работе с научной литературой, а также выделение доминанты из текста, по теме исследования;

  • организация творческого сотрудничества учителя и учащихся;

  • культивирование рефлексии;

  • обучение эвристическим приемам;

  • обучение проведению общеинтеллектуальных операций;

  • ориентирование в поиске решения;

  • консультации по преподаваемой учебной дисциплине в рамках выполнения исследовательской работы и т.д.

Приоритетной целью учителя в организации исследовательской работы школьников, является обеспечение условий для развития в учащемся творческой личности и ее самореализации в образовательном процессе, а также обучение навыкам ведения исследовательской деятельности. Для успешного осуществления поставленных целей решаются следующие задачи:

  • формирование интереса учащихся к исследовательской деятельности, а так же обучение навыком ведения исследовательской работы;

  • сопровождение учащихся на всех стадиях выполнения исследовательской работы;

  • разработка собственных методик ведения исследовательской работы школьников;

  • развитие самостоятельного творческого мышления и их реализация на практике;

  • формирование у учащихся интереса к самообразованию и саморазвитию;

  • ведение активной профориентационной работы со школьниками и т.д.

Пути реализации целей:

  • знакомство учащихся с методикой научного познания;

  • организация коллективной и индивидуально-групповой работы в условиях урочной и внеурочной деятельности школьников;

  • использование на уроках и в домашних заданиях, работ исследовательского и творческого характера;

  • активное занятие организацией досуга учащихся и т.д.

Учитывая обширность научных знаний и разносторонность интересов учащихся, необходимо практиковать исследование в рамках блока естественнонаучных дисциплин. В этом направлении учащиеся выполняют исследовательские работы, например «География международного терроризма», «Сезонные наблюдения в природе», «Глобальные проблемы Мирового океана», «Изменение лика Земли», «Политическая анатомия мира», «Здоровье и долголетие человека» и т.п.

Рассмотрим примерную последовательность ведения исследовательской деятельности учащегося и «учителя-руководителя-наставника» соответственно этапам выполнения исследовательской работы:

Табл. 1. Организация исследовательской деятельности учащихся

^ Этапы проведения исследовательской работы

Совместная деятельность учителя и учащегося

Мотивация

  • Создание условий для внутренней мотивации учащихся

Корректировка и конкретизация темы исследования

  • Определение поля исследования

  • Уточнение темы исследования

  • Определение цели и задач исследования

Определение круга изучаемых источников

  • Знакомство с методами исследования

  • Помощь в определение круга изучаемых источников

Сбор материалов по теме исследования и его систематизация

  • Помощь в организации работы по сбору информации

  • Помощь в составлении вопросов для анкет и опросников

  • Помощь в систематизации собранного материала

Оформление исследовательской работы

  • Знакомство с требованиями к оформлению исследовательской работы

  • Корректировка написанного текста

  • Решение спорных вопросов при написании текста

Публичное выступление

  • Объяснение принципа публичного выступления

  • Заслушивание и корректировка выступления

  • Выступление на конференции

Анализ исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы

  • Проведение анализа работы

  • Определение направления дальнейших исследований

  • Составление плана дальнейшей работы

  • Рефлексия

По результатам завершения выполнения исследовательского задания осуществляется коррекционная деятельность, которая состоит из двух взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности учащегося и коррекция собственной деятельности, а также техническое оформление полученных результатов исследовательской работы и их представление на итоговой научной конференции или семинаре исследовательских работ учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние инновационных достижений педагогической науки на творческое развитие личности учащегося, - создает в школе новую образовательную среду. Происходит формирование нового вида педагогического общения – творческого сотрудничества учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

В настоящее время в Российской Федерации идет становление системы современного естественнонаучного образования. Важную роль здесь играет исследовательская работа школьников, а также методика ее организации, которая способствует расширению знаний учащихся, стимуляции познавательной деятельности, развитию коммуникативных навыков, стремлению к достижению успеха, совершенствованию гражданских и человеческих качеств.

Литература

  1. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / А.В. Леонтович. - М., 2003.-20 с.

  2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. – 2004. №4. – С. 83-84.

  3. Угаркина А.А. Исследовательская деятельность учащихся в обучении географии // Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 1: Теория и методика. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – С. 569-574.

Бахир М.А, Верещагина Н.О. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект // Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества; Сборник материалов Х Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 12 апреля 2011 года, Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – С. 98-103

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconСлайд Организация исследовательской деятельности младших школьников
Творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconК вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности...
Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconУроках математики
Система организации исследовательской деятельности на уроках математики во втором классе 10

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconК вопросу организации исследовательской деятельности учащихся при обучении географии
Аннотация. В статье рассматривается процесс организации исследовательской деятельности учащихся при обучении естественнонаучным

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconМ. А. Бахир ргпу им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, maxim
К вопросу о формах оценки географической компетентности учащихся: теоретический аспект

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconН. В. Несвежева Теория и практика исследовательской краеведческой...
Теория и практика исследовательской краеведческой и проектной деятельности учащихся

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconСамостоятельные работы учащихся на уроках биологии
В этом заключается оценочная (ценностно-ориентационная) деятельность учащихся на уроках биологии

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconКонкурсе «Юный краевед» цели и задачи
Приобщение учащихся к отечественной культуре и истории, активизация научно исследовательской и краеведческой работы, выявление и...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект iconО проведении муниципального этапа конкурса «Юный краевед»
С целью приобщения учащихся к отечественной культуре и истории, активизации научно-исследовательской и краеведческой работы, выявления...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект icon«Организация самостоятельной работы на уроках истории обществознания...
Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания как средство развития ключевых компетентностей учащихся

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница