Анализ текста «Географическое название»




Скачать 47.75 Kb.
НазваниеАнализ текста «Географическое название»
Дата публикации29.05.2013
Размер47.75 Kb.
ТипАнализ
vbibl.ru > География > Анализ
Приложения

Анализ текста «Географическое название»

- Познакомимся с текстом, проанализируем его.

Текст.

Географические названия.

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.
2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.
3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.

4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста.

Закончите план этого текста.

1) Названия рек - _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________
5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор использует информативную насыщенность, применяя слова высокого стиля («____________» из предложения №6). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.
^ Практическая работа на уроке

(выполняется коллективно)
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы.


^ Отрывок из исходного текста

«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения».

«На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки».

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

^ Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

Прочитайте текст.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)

^ Сократите текст Д. С. Лихачёва.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

^ Исключите второстепенную информацию предложения.


Тренировочные упражнения

Исключение

^ Отрывок из исходного текста

Пример №1

«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.

Пример №2

Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?


Обобщение

^ Отрывок из исходного текста

Почему так часто он менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?


Работа по написанию сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;

  2. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;

  3. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

  4. опустите предложения, которые представляются вам избыточными;

  5. переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций и др.)

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

_____________________________________________________________________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)___________________________________________ место для ______ ____ , (что делали?) ____________________________________________ .

3. Пришельцы, захватывая ________________ , меняли названия почти всех____________ , но всегда сохраняли (что?) __________________________ .

4.Мы не знаем, почему ____________________ . 5.Может быть, они ___________________ _________________________ . 6. Может быть, реку трудно _____________, потому что она протекает через _______________________ . 7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ текста «Географическое название» iconРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как...
Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность

Анализ текста «Географическое название» iconЛитература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989

Анализ текста «Географическое название» iconЗадание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав: 1 стиль...
Семимильный шаг в реформировании банковской системы страны сделало в минувший четверг правительство, одобрив законопроекты о страховании...

Анализ текста «Географическое название» iconРеферат по истории и философии науки Социокультурные проблемы интерпретации текста
Тип текста и его субъективность как факторы, затрудняющие интерпретацию иноязычного текста

Анализ текста «Географическое название» iconФорматирование и редактирование текста
Однако дополнительно вы можете выполнять сложное оформление текста и создавать оригинальные рисунки из символов. Дополнительные возможности...

Анализ текста «Географическое название» icon3. Форматирование текста Цель подготовить слушателей к редактированию...
Форматирование текста придание тексту необходимого внешнего вида, изменение его свойств. Например, полужирный синий шрифт является...

Анализ текста «Географическое название» iconУрок литературы. Анализ поэтического текста. Обучение интерпретации...
Обучение интерпретации лирического текста на примере стихотворения К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени»

Анализ текста «Географическое название» iconУрок географии в 7 классе. "Антарктида. Географическое положение...
Цель: определить географическое положение материка и ознакомить учащихся с именами путешественников, внесших вклад в открытие и изучение...

Анализ текста «Географическое название» iconТип, вид и индивидуальность текста Принятие решений при переводе
Межъязыковой перевод это двуязычный процесс коммуникации, который обычно нацелен на воспроизведение текста целевого языка являющийся...

Анализ текста «Географическое название» icon[1]анализ методов обработки текста 3
Генерация детерминированного конечного автомата на основании недетерминированного 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница