Скачать 0.99 Mb.
|
Проект Ведомственная целевая программа «Развитие образования в Саратовской области» на 2012-2014 годы Паспорт ведомственной целевой программы «Развитие образования в Саратовской области» на 2012-2014 годы
Введение Нормативной основой разработки ведомственной целевой программы «Развитие образования» на 2012-2014 годы является приказ министерства образования Саратовской области от 06.05. 2011 года № 1327 «О подготовке программы «Развитие образования» на 2012-2014 годы и Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7.02.2011 г. № 613-р. Программа основывается на результатах, достигнутых в ходе выполнения областной целевой программы «Развитие образования» на 2009-2011 годы, реализации на территории Саратовской области комплексного проекта модернизации общего образования в 2008-2009 годах и задачах, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», федеральном проекте «Модернизация региональных систем общего образования» на 2011-2013 годы, проекте Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Саратовской области на период до 2025 года. ^ 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Результаты анализа развития учреждений дошкольного и общего образования свидетельствуют о том, что система образования Саратовской области, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие образования в Саратовской области, продолжает оставаться демографическая ситуация. В течение последних 4 года численность школьников сократилась на 4 % с 232224 чел. в 2007-2008 учебном году до 223087 чел в 2010/2011 учебном году. Уменьшение численности обучающихся стало одной из причин проведения оптимизации сети общеобразовательных учреждений. За последние два учебных года сеть общеобразовательных школ уменьшилась на 56 учреждений. Помимо этого в связи с сокращением контингента учащихся проведена реорганизация 39 общеобразовательных учреждений с понижением их статуса. По состоянию на май 2011 года сеть учреждений общего образования составляет 1020 дневных и вечерних государственных, муниципальных школ, 8 негосударственных школ, 118 филиалов школ. В ходе реализации областной целевой программы «Развитие образования» на 2009-2011 годы удалось решить следующие задачи: - сформирована и оснащена современным учебным оборудованием, школьной мебелью и методическими пособиями сеть из 146 базовых школ и 84 ресурсных центра. Их доля от общего числа средних школ возросла с 9,3% в 2007 г. до 33 %. Кроме того, функционирует 20 лицеев, 17 гимназий, 9 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Всего из федерального и областного бюджета за период 2009-2010 годы направлено в общеобразовательные учреждения области в рамках комплексного проекта модернизации образования учебного оборудования, методических пособий, школьной мебели, «школьных автобусов» на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Это создало оптимальные условия для полного охвата учащихся 9-х классов предпрофильным обучением. В старших классах профильным обучением охвачено 67 % учащихся (32% в 2008/2009 учебном году, 57 % в 2009/2010 учебном году); - с 10 (17 школ) до 70 (692 школы) процентов увеличена доля общеобразовательных учреждений имеющих доступ к высокоскоростному Интернету. Создан региональный центр внедрения дистанционных технологий обучения учащихся. В 11 муниципальных районах (городских округах) действуют муниципальных межшкольные ресурсные центры внедрения ИКТ. В каждой пятой школе осуществлен переход на автоматизированные системы внутреннего делопроизводства, 96 % общеобразовательных учреждений имеют собственные сайты, 95% учителей прошли обучение и переподготовку в области ИКТ, 52% учителей области являются пользователями сетевых профессиональных сообществ и активно используют в работе федеральные базы данных электронных образовательных ресурсов (35% в 2009 г.). Организована работа 3 региональных экспериментальных площадок по обучению школьников в дистанционной форме по профилям: информатика, русский язык, математика, обществознание, химия, биология, литература. Обеспечено участие 150 учащихся с ограниченными возможностями здоровья из г. Саратова, Марксовского, Лысогорского, Калининского, Пугачёвского, Балашовского, Советского, Петровского, Ершовского, Балаковского и Энгельсского районов федеральном проекте по дистанционному обучению детей- инвалидов. Созданы и укомплектованы необходимой техникой и учебно-методическими пособиями областной и 11 муниципальных центров по работе с детьми данной категории. - проведена в 2010/2011 учебном году апробация государственного федерального образовательного стандарта начального общего образования в 248 первых классах 124 школах области, в которых обучается 5636 учащихся и работает 341 педагог, в том числе 248 учителей начальных классов. В целях организации качественной работы по новому стандарту проведены 13 семинаров с руководителями муниципальных органов управления образованием, с методистами и педагогами образовательных учреждений, курирующими работу по данному направлению и 4 зональных родительских совета. Анализ результатов апробации федерального стандарта позволили создать необходимые условия для его введения в штатном режиме во всех школах области с сентября 2012 года; - внедрена независимая система оценки образовательных достижений обучающихся 9, 11 классов. На региональном уровне разработана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая вопросы, относящиеся к компетенции органов управления образованием региона (более 30 документов), проведена информационная работа со всеми категориями участников апробации. Сформирована на региональном уровне система привлечения институтов гражданского общества к общественному наблюдению за процедурами государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ. В результате по итогам 2010-2011 учебного года государственную (итоговую) аттестацию и ЕГЭ прошли более 13004 выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений области и полутора тысяч выпускников прошлых лет, ссузов и ПУ по и 23692 девятиклассника. - институциализирована деятельность региональной научно-консультационной службы «Педагогический поиск», созданной на базе СарИПКиПРО. В рамках деятельности службы создана сеть муниципальных научных лабораторий (МНЛ), которые организуют проведение исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях района. Число МНЛ увеличилось с 14 (201 участник) в 2009 году до 18 (253 участника) в 2010 году. Число участников открытого сетевого сообщества «Муниципальные научные лаборатории Саратовской области», созданного как площадка для общения, обмена информацией и распространения опыта работы муниципальных научных лабораторий, увеличилось с 159 в 2009 г. до 227 в 2011 г. Количество образовательных учреждений области, работающих в режиме региональных экспериментальных площадок по 11 направлениям, увеличилось с 59 в 2009 г. до 71 в 2010 г. Активизировалась деятельность общественных методических центров по диссеминации инновационного педагогического опыта (число мероприятий, проведённых на базе ММРЦ, увеличилось с 25 в 2009 г. до 56 в 2010г.). - создана система государственно-общественного управления образованием через деятельность муниципальных и школьных управляющих советов (100% школ и муниципальных районов (городских округов). В целях поддержки деятельности управляющих советов ежегодно проводятся научно-практические конференции, издаются сборники методических рекомендаций для общественных управляющих, членов управляющих советов и руководителей образовательных учреждений. С 2010 г. осуществляется апробация новой организационно-правовой формы деятельности образовательного учреждения – автономное образовательное учреждение. В 2010 г. проведено 8 семинаров для руководителей образовательных учреждений по переходу в автономный режим. Определен круг школ, наиболее подготовленных к функционированию в качестве автономных учреждений общего образования. - обеспечен приоритет семейных форм устройства детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения. На территории области проживает 441934 детского населения, на учете в органах опеки и попечительства состоит 10145 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей (в возрасте до 18 лет). На семейных формах воспитания находятся 7691 ребенок (76%), в интернатных учреждениях области — 1594 ребенка (16%). За 2010 г. выявлено детей, оставшихся без попечения родителей – 1934 чел., из них устроены на семейные формы воспитания 1585 детей (82%), в т.ч. под опеку - 883, усыновлено - 256, в приемные семьи – 134, вернули родителям - 312. Администрациями 23 учреждений интернатного типа заключены договоры с органами опеки и попечительства муниципальных районов области о взаимодействии и договоры о передаче полномочий по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах. Центром психолого-медико-социального сопровождения ГОУ для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3» разработана и апробирована программа подготовки замещающих родителей «Школа приемных родителей». На базе 5 пилотных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей («Детский дом № 1» г.Красноармейска, «Детский дом № 2 г.Вольска», «Детский дом № 2 г.Саратова», «Школа-интернат № 1 г.Саратова, «Детский дом г.Балашова») создается система служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей-сирот. В 2010 году из интернатных учреждений области устроены на семейные формы воспитания 94 ребенка, лишенного родительского попечения. Вместе с тем в системе общего образования Саратовской области существует целый ряд проблемных вопросов, требующих системных решений в рамках в рамках областной ведомственной программы. Остается нерешенным вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения области: доля учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 10% от общего количества работников образовательных учреждений области. Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования и качества подготовки выпускников. Несмотря на увеличение по сравнению с 2008-2009 учебным годом доли классов, где осуществляется профильная подготовка, с 45,8 до 53,7 процентов модель сетевой организации профильного обучения реализуют только 14,6 % школ области, предпрофильную подготовку по этому принципу проводят только 4 % школ. Возможности ресурсных центров, созданных в результате КПМО, используют в профильном обучении всего лишь 6,7 % школ. В целом необходимо отметить, что использование ресурсов сети Интернет в общеобразовательных учреждениях находится на стадии начального становления. В прошедшем 2009-2010 учебном году действовало только 54 сетевых учителя (2,2 % от общего количества педагогов), 113 педагогов (4,6 %) использую дистанционные формы повышения квалификации. Отсутствие доступности качественного образования для всех категорий обучающихся подтверждается результатами оценки учебных достижений выпускников 9, 11-х классов общеобразовательных учреждений. Самые низкие показатели по ЕГЭ по обязательным предметам в Озинском и Лысогорском районах. Аттестат о среднем (полном) общем образовании не получат 339 выпускников 11 (12) классов (2,6 %). Аттестаты об основном общем образовании не получили 150 девятиклассников (0,6%). Таким образом, различия в уровне развития муниципальных образовательных систем, а также отсутствие стандартизированных процедур оценки качества образования, автоматизированных систем организации работы с базами данных на муниципальном и региональном уровнях не позволяют обеспечить системный мониторинг деятельности образовательных учреждений, повысить эффективность работы органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также в целом решить проблему повышения качества образования. Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют, что из 56 процентов имеют хронические заболевания. Количество обучающихся, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне - 20 процентов. За последние 5 лет заболеваемость юношей-подростков увеличилась на 9 процентов. Кроме констатирующих медицинских диагнозов у обучающихся области отмечается большое количество факторов риска, которые не фиксируются статистикой. К таковым относятся поведенческие риски, опасные для здоровья: ранняя привычка к курению, как для мальчиков, так и для девочек; потребление спиртных напитков, психотропных и наркотических веществ; ранняя активная сексуальная жизнь. Важным фактором, способствующим сохранению здоровья детей, является здоровое питание. Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми составляет на сегодняшний день немногим меньше 30%. Во всех муниципалитетах ведется политика обеспечения учащихся горячим питанием. 96% учащихся общеобразовательных учреждений обеспечены школьным питанием, 86,6% учащихся - горячим питанием, в том числе: 2-х разовым горячим питанием - 42,5% учащихся, одноразовым горячим питанием - 44,1%. 9,4% учащихся получают буфетную продукцию. Низкие показатели по организации 2-х разового горячего питания в школах Ершовского, Татищевского, Краснопартизанского, Романовского районов. Не обеспечены поливитаминами более половины учащихся Алгайского, Перелюбского, Питерского и Энгельсского районов. Большая роль в системе мер по охране здоровья детей принадлежит созданию условий для ведения образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. В ряде муниципальных образований области не выполняются нормативы по освещенности общеобразовательных учреждений, наблюдается недостаточное обеспечение медицинских кабинетов необходимым набором помещений, оборудованием и лекарственными препаратами. Только 44 % школьных медицинских кабинетов прошли лицензирование (в 2009 году это показатель составлял 3,5 %). Общеобразовательные учреждения области испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить здоровьесберегающее обучение: не хватает школьных психологов, логопедов, преподавателей лечебной физкультуры. Это не позволяет в должной мере создать необходимые условия для развития детей, имеющих отклонения в здоровье. По-прежнему серьезной проблемой остается недостаточная информированность и правовая грамотность граждан в вопросах оформления правоотношений замещающих семей. Показатель устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) гражданам, не являющимся их родственниками, составляет лишь 31 % от общего числа детей указанной категории, состоящих на учете в органах опеки и попечительства. Не выстроена областная система контроля за жизнеобеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах воспитания. В связи с чем имеют место случаи ненадлежащего исполнения своих обязанностей усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. За 2010 год освобождено от обязанностей опекуна в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию детей 16 человек (2008 г. – 27 чел., 2009 г. – 24 чел.). Для предотвращения случаев отмены решений об опеке в области создаются службы подготовки и сопровождения замещающих семей, отрабатывается система подготовки кандидатов в приемные родители, усыновители, опекуны (попечители). Актуальной задачей является создание областной системы постинтернатного сопровождения воспитанников из числа детей, лишенных родительского попечения. Применение программно-целевого метода в решении вышеперечисленных проблем необходимо для установления единых региональных подходов к развитию системы дошкольного и общего образования воспитанников и обучающихся. Решение поставленного комплекса проблем в рамках областной целевой программы позволит: обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в областную систему дошкольного, общего образования воспитанников и обучающихся; выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования. Соответственно министерство образования области, реализуя Программу в роли адресного и системного инвестора, осуществит целенаправленное вложение средств в повышение доступного качественного дошкольного, общего образования и воспитания, развития семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения |
![]() | Ведомственная целевая программа Развитие малого и среднего предпринимательства в Октябрьском муниципальном районе на 2012-2014 годы... | ![]() | Ведомственная целевая программа комитета по делам молодежи Тверской области на 2008-2010 годы (далее – Программа) |
![]() | Управление общего образования администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области | ![]() | Начальник управления здравоохранения администрации мо го «Сыктывкар», приказ от 30 мая 2011 года №21-р |
![]() | Ведомственная целевая программа «совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города оренбурга... | ![]() | Муниципальная целевая программа Развитие сельского хозяйства мо"Чердаклинский район" на 2008 2012 годы (далее Программа) |
![]() | Образовательная программа моу-сош №8 города Аткарска Саратовской области разработана на основе | ![]() | Долгосрочная целевая программа Развитие физической культуры и спорта в городе Лыткарино |
![]() | Саратовской области утвержден план перехода дошкольных образовательных учреждений Саратовской области к введению Федеральных государственных... | ![]() | Целевая программа «Развитие институтов гражданского общества на территории области на 2008 – 2010 годы» |