Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения




Скачать 76.58 Kb.
НазваниеГосударственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения
Дата публикации26.05.2013
Размер76.58 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Государственный стандарт Российской Федерации
ГОСТ Р 22.1.01-95
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Основные положения

Safety in emergencies.

Monitoring and forecasting.

Basic principles

Принят постановлением Госстандарта России№560 от 2 ноября 1995 года

Дата введения: 01-01-1997 г.

Введен впервые

Содержание
1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Определения и сокращения

4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС

5. Требования к нормативному обеспечению

6. Требования к метрологическому обеспечению
^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее – мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.

Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.

^ 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий

ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
^ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:

3.1.1. мониторинг окружающей среды – по ГОСТ Р 22.1.02.

3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС – по ГОСТ Р 22.1.02.

3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
^ 4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС
4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

организационной структуры;

общей модели системы, включая объекты мониторинга;

комплекса технических средств;

моделей ситуации (моделей развития ситуаций);

методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

информационной системы.

4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:

природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;

биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;

техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;

чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.

4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя:

– орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);

службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;

службу технического обеспечения деятельности системы.

4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:

обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;

обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).

4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:

общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;

комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;

критерии принятия решений.
Примечание – При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать:

описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

режим наблюдений- непрерывный или периодический;

точность измерений наблюдаемых параметров;

правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.

4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают:

описание прогнозируемых процессов, явлений;

перечень исходных данных для прогнозирования;

правила оценки репрезентативности исходных данных;

алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;

перечень выходных данных.

4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.

Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.

Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.

Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.

4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:

глобальный;

национальный;

региональный;

местный;

локальный.

Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
^ 5. ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:

законодательные акты;

нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;

нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.

5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы сис­те­мы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.

5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.
^ 6. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.

6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнози­рования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.

6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).

6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconГосударственный стандарт российской федерации гост р 22 06-95 Безопасность...
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России №308 от 20 июня 1995 года

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconГосударственный стандарт российской федерации гост р 22 08-96 Безопасность...
Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России №333 от 29 мая 1996 года

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование термины и определения
Ан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (внии гочс) мчс россии,...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование термины и определения
Ан всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (внии гочс) мчс россии,...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях предупреждение природных чрезвычайных...
Стандарт разработан в обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconМониторинг и прогнозирование основные положения гост р 22 01-95
Разработан всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (вниистандарт) Госстандарта России, доработан с участием...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconБезопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг состояния водоподпорных...
Гу состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (гтс) (плотин) и их оснований как потенциальных источников техногенной чрезвычайной...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53778
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconНациональный стандарт российской федерации гост р ен 779- 2007
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Государственный стандарт Российской Федерации гост р 22 01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях мониторинг и прогнозирование основные положения iconНациональный стандарт российской федерации гост р 52368-2005
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница