Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области




Скачать 132.61 Kb.
НазваниеЦентр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области
Дата публикации22.05.2013
Размер132.61 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > География > Программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 октября 2002 г. N 219
ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 октября 2002 г. N 319 п/с
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ НА ТЕРРИТОРИИ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения о глобальной ликвидации кори в Европейском регионе к 2010 году, во исполнение приказа МЗ РФ от 19.08.2002 N 270 "Об утверждении Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году" приказываем:

1. Утвердить Программу ликвидации кори на территории Московской области к 2010 году (приложение).

2. Заведующему отделом медицинских проблем материнства и детства МЗ МО (Кандабарова Е.А.), консультанту управления медицинской помощи взрослому населению МЗ МО (Косятникова Л.Ф.), заведующему отделом надзора за инфекционной заболеваемостью ЦГСЭН в Московской области (Каира А.Н.) в срок до 20.12.2002 разработать план мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в Московской области и представить его на утверждение в установленном порядке.

3. Руководителям муниципальных органов управления здравоохранением, главным врачам центров госсанэпиднадзора в городах и районах области разработать муниципальные программы ликвидации кори к 2010 году в срок до 01.12.2002.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Правительства Московской области Тамазян Г.В., заместителя Главного государственного санитарного врача по Московской области Гавриленко О.Л.
Министр здравоохранения

Правительства Московской области

В.Ю. Семенов
Главный государственный

санитарный врач

по Московской области

Э.Б. Коваленко
Приложение

к приказу Министерства

здравоохранения Московской области

и ЦГСЭН в Московской области
ПРОГРАММА

^ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
История борьбы с корью насчитывает более 200 лет, однако реальная возможность снижения заболеваемости этой инфекцией появилась только в 1954 году, когда возникли предпосылки для создания высокоэффективных вакцин, применение которых привело к существенному снижению заболеваемости корью, смертности и летальности от этой инфекции во многих странах мира.

Широкое применение коревых вакцин позволило Всемирной организации здравоохранения (1990 г.) определить две глобальные задачи: добиться к 1995 году снижения смертности от кори на 95% и снижения заболеваемости корью на 90%.

В рамках расширенной программы иммунизации были выдвинуты дополнительные задачи: достижение охвата вакцинацией на первом году жизни не менее 90% на уровне стран, регионов, районов и снижение летальности от кори до уровня менее 1% во всех странах.

Хотя ни одна из этих целей в глобальном масштабе достигнута не была, тем не менее к концу 1995 года примерно в 2/3 стран - членов ВОЗ заболеваемость корью снизилась на 90% и примерно в 1/2 стран мира смертность от кори уменьшилась на 95% и более.

Успехи вакцинопрофилактики, интенсивное развитие эпидемиологии, вирусологии и иммунологии позволили сформулировать задачу ликвидации кори (снижение показателя заболеваемости до нуля) на отдельных географических территориях. Возможность элиминации кори базируется на следующих научных предпосылках:

- во всем мире имеется единый антигенный вариант вируса кори;

- после заболевания корью остается стойкий, практически пожизненный иммунитет;

- вирус кори не имеет других экологических ниш, кроме человека;

- отсутствует носительство вируса кори в открытой форме;

- вирус кори характеризуется определенной пластичностью, что позволяет создать высокоиммуногенную аттенуированную вакцину.

В 1994 году Американский регион первым провозгласил свою цель - ликвидация кори к 2000 году. В 1998 году еще два региона поставили задачу ликвидации кори: Европейский регион - к 2007 году, Восточно - Средиземноморский - к 2010 году. Глобальную ликвидацию кори планируется осуществить к 2010-2020 гг. как задачу XXI века в рамках программы ВОЗ "Здоровье для всех".

Специфическая профилактика кори в России, осуществляемая в стране более 30 лет, а также проведение эпидемиологического надзора за инфекцией привели к резкому снижению заболеваемости корью (в 620 раз по сравнению с довакцинальным периодом), практически полной ликвидации смертности и летальности.

При анализе динамики заболеваемости корью на территории Российской Федерации за период с 1986 по 2000 год, охватывающий два последних эпидемических цикла, выявляется четкая тенденция к ее неуклонному снижению. Каждый последующий периодический подъем заболеваемости ниже предыдущего в 1,7 раза. Последние 6 лет регистрируются чрезвычайно низкие показатели заболеваемости (2,0-5,4), в среднем не превышая 4,1 на 100 тысяч населения. Сглаживаются сезонность, выравниваются показатели заболеваемости городского и сельского населения, а также заболеваемость разных возрастных групп населения.

Эти же закономерности в развитии эпидемического процесса кори прослеживаются и в Московской области. Показатель заболеваемости корью в течение последних 5 лет колебался от 1,39 (1997 г.) до 1,26 (2001 г.) на 100 тыс. населения. Самая низкая заболеваемость зарегистрирована в 2000 году и составляла 0,98 на 100 тысяч населения.

Вместе с тем в настоящее время в области, как и в целом по России, сохраняются значительные колебания показателей заболеваемости по отдельным территориям: от 20,19 в Луховицком районе до 1,22 в Балашихинском районе. Наблюдается активное включение в эпидемический процесс кори подростков (15-17 лет) и лиц старшего возраста, обусловленное недостаточным уровнем коллективного противокоревого иммунитета. Кроме того, участились случаи кори у ревакцинированных и вакцинированных. Нередко возникают определенные трудности при раннем распознавании кори и дифференциальной диагностике с другими экзантемными заболеваниями, т.к. у 50% привитых детей наблюдается легкая и атипичная форма кори. Приведенные данные говорят о необходимости усиления мероприятий по борьбе с корью.

Тем не менее регистрация только спорадической заболеваемости и стабилизация показателей заболеваемости корью в области, повсеместное и неуклонное повышение охвата вакцинацией (от 89,6 в 1996 году до 96,9 в 2001 году) и ревакцинацией в 6 лет (от 27,5 в 1996 г. до 73,1 в 2001 г.) живой коревой вакциной (ЖКВ) детей в декретированные сроки, наличие в России высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16 явилось основанием для разработки Программы ликвидации кори в Московской области и позволило включиться в Национальную программу ликвидации данной инфекции в России и программу ЕРБ ВОЗ по глобальной ликвидации кори.

Разработанная в Российской Федерации Программа ликвидации кори, утвержденная приказом МЗ РФ от 19.08.2002 N 270 "Об утверждении Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году", была использована при разработке областной Программы ликвидации кори.

Целью Программы является ликвидация кори в Московской области к 2007 году и сертификация территории, свободной от этой инфекции, к 2010 году.

Мероприятия, предусмотренные областной Программой ликвидации кори, планируется осуществить в три этапа:

Первый этап (2002-2004 гг.) - достижение стабилизации показателей заболеваемости корью на спорадическом уровне во всех муниципальных образованиях Московской области.

Второй этап (2005-2007 гг.) - создание условий для предупреждения возникновения случаев кори и полного искоренения коревой инфекции в Московской области.

Третий этап (2008-2010 гг.) - сертификация территории Московской области как зоны, свободной от кори.

Основными принципами ликвидации кори являются:

- достижение высокого (не менее 95-98%) уровня охвата населения прививками иммуногенной ареактогенной ЖКВ;

- эффективный эпидемиологический надзор за корью, предусматривающий полное и активное выявление всех случаев кори и их лабораторное подтверждение, а также своевременное принятие управленческих решений и контроль их выполнения.

Исходя из основных принципов для достижения ликвидации кори в Московской области необходимо решение следующих основных задач:

- достижение высокого уровня охвата детей вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ в декретированные сроки (не менее 95-98%) в разрезе каждого педиатрического участка и по области в целом;

- совершенствование системы эпиднадзора за корью и другими экзантемными заболеваниями с активным выявлением всех случаев кори и их обязательным лабораторным подтверждением;

- повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори, развитие информационной системы по вопросам выполнения Программы ликвидации кори;

- обеспечение условий транспортировки, хранения и применения живой коревой вакцины.

1. Достижение и поддержание высокого уровня (не менее 95-98%) охвата вакцинацией и ревакцинацией ЖКВ населения Московской области.

Ликвидация кори может быть достигнута только при условии создания у населения надежного коллективного иммунитета против этой инфекции. Основой предупреждения распространения кори является успешное применение доступной, высокоэффективной ЖКВ из штамма Л-16, индуцирующей напряженный иммунитет, сохраняющийся в течение длительного времени. Высокий охват прививками детского населения на каждом педиатрическом участке позволит не только уменьшить число случаев кори, но и будет препятствовать распространению возбудителя среди населения. Охват прививками ЖКВ не должен снижаться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии регистрируемых случаев заболеваний корью на территории.

На разных этапах реализации Программы ликвидации кори возможно потребуются разработка и внедрение дополнительных стратегий, основой которых является постоянное поддержание высокого уровня коллективного иммунитета.

Основными направлениями реализации задачи являются:

- проведение плановой вакцинации и ревакцинации детей в декретированные сроки с охватом не менее 95-98% в разрезе каждого педиатрического участка;

- проведение ревакцинирующих прививок учащимся старших классов, ПТУ, техникумов, колледжей и студентам 1-х курсов вузов, не болевшим корью и не получавшим ранее второй дозы коревой вакцины;

- своевременное проведение прививок в очагах кори неиммунным детям, подросткам и взрослым, ранее не болевшим корью, не имеющим сведений о прививках или получившим только одну прививку;

- определение дополнительных мероприятий по борьбе с корью на территориях с различным уровнем заболеваемости.

Обязательными мероприятиями, направленными на повышение невосприимчивости населения к вирусу кори, являются:

- совмещение прививок коревой вакциной с другими прививками Национального календаря прививок;

- сокращение необоснованных медицинских отводов от прививок против кори за счет подготовки детей из "групп риска" для иммунизации в консультативно - диагностических кабинетах специфической иммунопрофилактики;

- совершенствование системы учета и отчетности о профилактических прививках населению;

- учет и анализ поствакцинальных осложнений;

- внедрение в практику здравоохранения прививочного сертификата;

- проведение ежегодного расчета потребности каждого муниципального образования области в живой коревой вакцине и обеспечение в полном объеме лечебно - профилактических учреждений указанным препаратом.

2. Совершенствование системы эпидемиологического надзора за корью.

Для достижения поставленной цели необходим эффективный эпидемиологический надзор за корью, в ходе которого разрабатывается прогноз заболеваемости и планируются оперативные мероприятия по предупреждению распространения инфекции с последующей ее ликвидацией.

В условиях низкой заболеваемости корью существенно возрастает значимость серологического мониторинга, позволяющего своевременно определить "группы риска" и выяснить причины увеличения числа серонегативных к вирусу кори лиц.

Для объективной оценки сложившейся на территории области эпидемической ситуации в отношении кори чрезвычайную актуальность приобретает активное выявление всех случаев заболевания корью и их обязательное лабораторное подтверждение. Учитывая трудности, возникающие при постановке диагноза кори у ранее привитых против этой инфекции, которые нередко (50%) переболевают корью в легкой, трудно диагностируемой форме, важно проводить лабораторное обследование всех случаев заболеваний корью или подозрительных на эту инфекцию.

При решении задач ликвидации кори необходимо также проводить изучение биологической и молекулярно - генетической характеристики циркулирующих среди населения коревых штаммов, что позволит контролировать их географическое распространение с учетом местных и завозных случаев кори и пополнить глобальную генетическую карту вируса кори.

Основными направлениями реализации задачи являются:

- обеспечение лабораторного обследования всех случаев кори и подозрительных на эту инфекцию с целью подтверждения диагноза "корь";

- проведение многофакторного эпидемиологического анализа заболеваемости корью, привитости, состояния специфического иммунитета населения в Московской области в целом и в разрезе муниципальных образований, составление прогноза заболеваемости, разработка и реализация дополнительных мероприятий по предупреждению вспышек кори;

- изучение молекулярно - генетической характеристики штаммов вируса кори с целью слежения за циркуляцией их среди населения.

Обязательными мероприятиями при проведении эпидемиологического надзора за корью являются:

- внедрение стандартного определения "случая кори" с целью повышения оперативности противоэпидемических мероприятий;

- разработка и внедрение дополнительных форм и схем эпидемиологического анализа, обеспечивающих полноту и высокую достоверность информации о развитии эпидемического процесса;

- анализ клинических проявлений коревой инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболеваний, частоты возникновения осложнений);

- проведение выборочных серологических обследований с целью оценки коллективного иммунитета и принятие оперативных решений по его коррекции;

- внедрение критериев оценки эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

- разработка и реализация программ ликвидации кори на муниципальном уровне.

3. Обеспечение условий транспортировки и хранения вакцин.

Программой предусматриваются:

- обеспечение контроля за выполнением действующих Санитарных правил СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения на всех этапах - от производителя вакцины до прививочных кабинетов лечебно - профилактических учреждений";

- обеспечение лечебно - профилактических и аптечных учреждений, а также складов хранения вакцины термоконтейнерами многоразового и одноразового применения, термоиндикаторами, стационарным холодильным оборудованием (холодильные камеры, холодильники).

4. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори.

Высокая квалификация врачей (педиатров, инфекционистов, эпидемиологов, вирусологов, иммунологов) и средних медицинских работников является гарантией успешного выполнения Программы ликвидации кори в Московской области.

Приоритетными в обучении должны быть вопросы организации и проведения эпидемического надзора, стратегии и тактики вакцинопрофилактики, современной лабораторной диагностики и санитарного просвещения населения.

Программой предусматриваются:

- организация и проведение семинаров и совещаний для специалистов госсанэпидслужбы и здравоохранения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори;

- проведение учебных занятий по "холодовой цепи" с медицинским персоналом лечебно - профилактических учреждений;

- участие в совещаниях, конференциях и др., проводимых ВОЗ, для эпидемиологов и вирусологов по Программе ликвидации кори;

- проведение системы тестового контроля знаний врачей по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики кори;

- участие специалистов практических учреждений здравоохранения и санэпидслужбы в республиканских и международных конференциях, совещаниях по проблеме ликвидации кори;

- подготовка публикаций в медицинских изданиях по вопросам эпидемиологического надзора за корью и ее вакцинопрофилактики;

- проведение рабочих совещаний с руководящим составом органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы по вопросам реализации областного плана действий по ликвидации кори.

5. Развитие информационной системы.

Для реализации Программы ликвидации кори необходимо повышение уровня знаний населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и диагностики кори с использованием для этих целей всех средств массовой информации.

Программой предусматриваются:

- подготовка различных санитарно - просветительных материалов по вопросам профилактики кори (памятки, листовки);

- подготовка материалов по вопросам ликвидации кори для трансляции по телевидению и радиовещанию;

- публикация в средствах массовой информации статей и интервью практических работников здравоохранения и санэпидслужбы на тему ликвидации кори в Московской области.

6. Организация и внедрение системы сертификации ликвидации кори в Московской области.

Будет проводиться в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области icon4 мая 2008 г. Дата введения
Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconКомитет здравоохранения центр государственного санитарно-эпидемиологического
В целях совершенствования деятельности учреждений службы крови по обеспечению безопасности изготавливаемой продукции приказываем

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconГенеральная схема
Очистка территории городского округа Краснознаменск Московской области (далее по тексту – городской округ) – одно из важнейших мероприятий,...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconСписок телефонов и адресов главного управления государственного архитектурно-строительного...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconЦентр государственного санитарно-эпидемиологического
Москве за последние пять лет имеет четкую тенденцию к снижению. В 2002 году в городе было зарегистрировано наименьшее число случаев...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconЗакон московской области о рассмотрении обращений граждан
Московской области, осуществляющие отдельные функции государственного управления Московской области, (далее государственные органы)...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconЗакон московской области
Московской области должность в органах государственной власти Московской области и иных органах, образуемых в соответствии с Уставом...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconПостановление Правительства Московской области
В соответствии с Законом Московской области n 186/2007-оз "О бюджете Московской области на 2008 год" Правительство Московской области...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconОб утверждении долгосрочной целевой программы
Правительства Московской области от 21. 07. 2008 n 593/26 "О разработке долгосрочных целевых программ Московской области в сфере...

Центр государственного санитарно эпидемиологического надзора в московской области iconПамятка гражданину российской федерации, выезжающему за рубеж
Ательных профилактических мер. Поэтому Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации настоятельно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница