Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании




Скачать 68.34 Kb.
НазваниеРодины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании
Дата публикации26.03.2013
Размер68.34 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Образ Родины в творчестве Есенина
Россия! Я тебе обязан.

Ты вся, как церковь, на виду.

Твоей рукой, как сноп, я связан,

Поставлен в общую скирду!

Тема Родины, крестьянской России - главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании поэта с Богородицей, с маленьким Христом на ее руках. Безмятежен мир ранней лирики Есенина. Лирический герой – плоть от плоти родной земли, ее частица. Удивительный мир открывается читателю в ранних стихах Есенина: «зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка. Что загляделась в пруд?» Красота родного пейзажа трансформируется в стихах поэта в христианское, православное восприятие Родины как духовного отечества. Это выразилось в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная…», «Запели тесаные дроги…» и других. Христианин по мировоззрению, Есенин воспринимал мир как единое целое и верил, что «все люди – одна душа», что он, поэт, может, как Христос, пойти на крест для блага ближнего.

Ранней лирике Есенина вообще свойствен патриотический мотив, представленный, как у Пушкина, в камерной, интимной, чувственной трактовке. Сочными красками рисуется Россия. «О Русь, малиновое поле…» В есенинских стихах присутствует религиозная, иконописная точность, они как иконы Рублева, наполнены божественным сиянием золотого, синего, малинового цвета. Религиозное чувство поэта выражено в стихотворении «Запели тесаные дроги…» От часовен, крестов взгляд переходит на степи, звенящие «молитвословным ковылем», Россия в этом стихотворении приобретает храмовое, гармоничное начало:
И на известку колоколен

Невольно крестится рука.
В настроение лирического героя переплелись грусть и радость: «Опять я теплой грустью болен…»

Синтез радости и тоски раскрывает гармоничный мир полевой, деревенской России. Бесконечными по значению синью, малиновым полем сочетаются образы кустов, крестов, часовен. В стихотворении важную роль играет образ дороги – мотив, знакомый по поэзии Пушкина, Лермонтова, Блока. Именно мотив дороги является объединяющим началом в развитии темы России. Необыкновенно динамичен русский мир, в котором все в постоянном движении: поющие дроги, бегущие кусты и равнины, звенящие степи, опрокинувшаяся синь. В пейзажных картинах стихотворений Есенина постоянно присутствует мотив вселенной, синтез двух миров – космического и земного. Тропы в эстетических воззрениях Есенина становятся художественной формой выражения этих миров. У Есенина нет романтического сознания несоединимости двух миров, родственных душ, идеалов и реальности. У Есенина, по его собственному определению, мистическое изографство, по-другому – двойное зрение, соединяющее метафизическое мышление и подобие описанного реальному миру.

В поэтике есенинского творчества сравнения, эпитеты, метафоры, параллелизмы отражают в одних стихах зоологическое претворение мира: «Ягненочек кудрявый – месяц / Гуляет в голубой траве», «Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани», Младенцем завернула Заря луну в подол», «Отелившееся небо / Лижет красного телка»; в других – литургическое отношение к миру, и тогда русский пейзаж становится храмом, а крестьянский быт – богослужением в нем: «Земля молитвенником красным / Пророчит благостную весть», «Когда звенят родные степи / Молитвословным ковылем», «У лесного аналоя / Воробей псалтырь читает».

В ранних и поздних стихах Есенина выразился панпсихизм – вера во всеобщую одушевленность природы. О своей связи с Русью, с русской природой Есенин заявил в самом начале творчества. Родина звенела в стихах голосами птиц, говором ручья, шепотом деревьев, сияла радугой. Родная природа изображается в движении, во взаимосвязи с человеком. Каждое явление природы наделено собственным голосом: «Поет зима – аукает / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка» - и собственными красками: «У плетня заросшая крапива / Обрядилась ярким перламутром».

Необычной образности стихов Есенина послужила народная мифология. Есенинские метафоры делают зримыми и осязаемыми явления природы, уподобляя их осязаемы, понятным, близким вещам. Одной большой метафорой построено стихотворение:
Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленоночек маленький матке

Зеленое вымя сосет.
Пейзаж изображаемый эмоционален, национален, социален:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
На раннем этапе творчества Есенина раскрытие темы Родины происходит через пейзажные и бытовые зарисовки, описание обычае, отдельных эпизодов истории и религиозных традиций. Это в стихотворениях «Пороша», «В хате», «По селу тропинкой кривенькой…», «Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», «Егорий», «Калики», «По дороге идут богомолки…» В лирических произведениях сложился образ России, «страны березового ситца». Неслучайно Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». Предмет творчества поэта – природа рязанской земли с ее далями, реками, тихой печалью полей, поэтическими деталями деревенского пейзажа. У Есенина метели плачут, трава собирает «медь с обветренных ракит», ивы «трясут подолом». А русская критика первой волны эмиграции писала даже о некоторой эротичности есенинского пейзажа. Писатель-прозаик, критик Р.Гуль обнаружил сходство поэзии Есенина с языческими песнями. Он ввел в есениноведение понятие пантеистического эротизма. В пейзажной лирике, действительно, есть эти мотивы»: «Так и хочется к телу прижать / Обнаженные груди берез», «Отрок-ветер по самые плечи / Заголил на березке подол», «Так и хочется руки сомкнуть / Над древесными бедрами ив», «И, утратив скромность, одуревши в доску, / Как жену чужую, обнимал березку» и т.д.

Есенинский пейзаж, картины родной русской природы идентичны красоте, совершенству: метели, ветер «чахленькая» местность, «неприглядная дорогая» созвучны высокому душевному состоянию лирического героя.

У Есенина была своя концепция крестьянской России, крестьянского сознания. Есенин был уверен, что только в крестьянской культуре сохранилось отношение к вечности, к космосу как к родному очагу. Есенин явился поэтическим наследником М.Ю.Лермонтова: странная любовь к родине воплощается в его художественном мире в поэтизации «кочующего обоза», сливается с бесконечной любовью к Руси. Есенин видит свое предназначение в служении родной земле. В стихотворении «Поэт» это подтверждается и названием, и содержанием.

ЦИТАТА
Образ России в лирике Есенина отличается многоликостью, разноголосием. Русь «задумчивая и нежная», «нищая и веселая».

Важнейший принцип художественного мышления Есенина – стремление к гармонии, к единству всего сущего. В стихах Есенина мы видим одухотворенную природу России и неразрывно связанного с ней человека. Но, с одной стороны, стремление к всеобщей гармонии, с другой – пониманием невозможности достижения искомого идеала приводят поэта к трагическому пониманию мира, к разладу с самим собой и окружающей действительностью:
Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помысли розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.
Начинается империалистическая война. Чувство родины сильнее овладевает поэтом. Уже не о чертогах, как о символическом прибежище для усталой души, мечтает Есенин. В это время он воспринимает себя «последним поэтом деревни». Он говорит о крестьянах: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод». В любви поэта к русской деревне звучат искренние сыновьи чувства. Любовь к матери неотделима от любви к родным местам. Но у лирического героя Есенина в 1915-1916 гг. появляется мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала не только страной кроткого Спаса, но и мятежников.

Февральскую и Октябрьскую революции поэт принял не по-марксистски, а по-скифски. Россия представилась ему новым Назаретом, откуда в мир должны были придти идеи духовного обновления, преображения, христианского социализма. Этому взгляду сопутствовали нигилистические крайности. В «Инонии» (1918) Есенин отрицал каноническое православие, китежские идеалы, православные символы, сам религиозный путь страдания как духовного возрождения. В новой России, названной «Инонией», «живет божество живых». В это время Есенин приходит к мысли о новой поэзии. Он становится создателем школы имаженизма. В стихах появляются образы, основанные на ассоциациях: «Взбрезжи, полночь, луны кувшин / Зачерпнуть молока берез», «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде…» В теоретической статье «Ключи Марии» Есенин изложил свою философию искусства, по которой поэтический образ, в частности образ России, есть синтез неба и земли, мистического и прозаического, тайного и очевидного. Эта концепция не была принята коллегами-имаженистами. Есенин возвращается к простоте как принципу поэтики, он понимает, что революция не превратила Россию в земной рай. Стихотворение «Я последний поэт деревни…» (1920) – прощальная панихида по России-храму, уходящей Руси. Тема гибели старого мира и победы новой «железной» культуры развивается трагически: неизбежна гибель лирического героя. Глубокой болью пронизаны строки: «И луны часы деревянные / Прохрипят пой двенадцатый час». Невозможен компромисс деревенского и пролетарского миров. «Железный гость», его «не живые, чужие ладони» несут гибель деревенской России, ветер справляет панихидный пляс…

В 1924 году Есенин пишет «Русь уходящую». В этом стихотворении он признал новую жизнь родины, сделал попытку стать настоящим, а не сводным сыном в «великих штатах СССР». Но в следующем стихотворении «Русь советская» Есенин декларирует мысль о том, что ураган революции осиротил деревню. На смену есенинскому поколению пришли люди с некрестьянским мышлением, а лирический герой – иностранец в своей стране и «пилигрим угрюмый» в родном селе: «Ни в чьих глазах не нахожу приют…»

Лирический герой отгораживается от большевистской реальности: он ей не отдаст «лиры милой». Воспевать он будет «шестую часть земли с названьем кратким «Русь», но образ Руси ушедшей он воспринимает как сон.

Русская деревня уже не земной рай, потускнели краски родного пейзажа, в описании природы появились мотивы ущербности: «Жидкой позолотой / закат обрызгал серые поля», «Клены морщатся ушами длинных веток».

З.Н.Гиппиус писала в статье «Судьба Есенина»: «В стихах о родине, где от его дома не осталось и следа, где и родных частушек даже не осталось, замененных творениями Демьяна Бедного, он вдруг говорит об ощущении своей “ненужности”. Вероятно, это было ощущение более страшное: своего…. уже “несуществования”».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  icon«Россия! Сердцу милый край»
С. А. Есенина, подготовленный 9 «А» классом прошел в городской библиотеке им. С. Есенина. Стихи поэта, песни на слова его поэтических...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconУрок литературного чтения в 3 классе на тему «Творчество С. А. Есенина»
С. Есенина и любовь к родине; обогащать речь учащихся, внимание; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconС лёгкой руки американского педагога и адвоката Нэнси Энн Тейп в...
Цвета фиолетовый, синий и голубой имеют самую короткую длину волны, а у красного цвета длина волны самая большая. Энергоинформационное...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconГ армония цвета
Давайте нарисуем равносторонний треугольник, каждую вершину которого последовательно обозначим основными цветами Известно, что и...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconСтихотворения издательство «звёздный ковчег» 2008 от составителя...
И мог лиризм этот появиться, пожалуй, в стихах только русско-го поэта. К нему Есенина располагала широта и бесприютность просторов...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconВниманию читателей книга о воздействии цвета на все стороны нашего...
Одна из глав показывает как работают энергии сопротивления когда человек принимает решение что-либо в себе изменить. Также читатель...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconПринципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета «Принципы света и цвета»...
Человеческой природе свойственно верить в эффективность и целительное воздействие света и цвета, и Бэббитт, более чем кто-либо другой,...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  icon«головы моей куст…»
Например, в творчестве С. Есенина встречаем: «зерна глаз моих», «души сиреневая цветь». Дайте собственное определение этому средству...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconКузнецов В. И. к 89 Тайна гибели Есенина: По следам одной версии
...

Родины, крестьянской России главная в творчестве Есенина. Эта тема обрела в лирике поэта библейский смысл. Деревенский мир олицетворял для Есенина благодать, гармонию, земной рай, в котором преобладают небесные цвета: синий, голубой, золотой, малиновый. Эти цвета ассоциируются в творческом сознании  iconТема любви и дружбы в лирике пушкина
Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим видам...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница