Комментарий




Скачать 79.09 Kb.
НазваниеКомментарий
Дата публикации19.05.2013
Размер79.09 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
 

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012  313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Производители и поставщики товаров и тары, определенные Указом  313, должны собирать отходы потребления и зарегистрироваться в специальном реестре


Справочная информация

Вступающий в силу 1 августа текущего года Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313) принят для реализации природоохранных целей - сокращения объемов захоронения отходов потребления, повышения уровня вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов и др. В целом реализация положений Указа № 313 должна решить проблему отходов потребления, образующихся у населения при использовании отдельной группы товаров и тары.

Указ № 313 не является чем-то абсолютно новым в законодательстве Республики Беларусь. Анализ его текста позволяет сделать вывод, что он разработан исходя из практики применения ранее действовавших постановлений Правительства РБ от 27.02.2003 № 261 «О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс», № 269 «О совершенствовании системы сбора (заготовок) и использования некоторых видов вторичного сырья» и порядка взимания экологического налога за производство и импорт тары и отдельных товаров. В новом документе также учтены положения ст.20 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон).

^ Указом № 313 определен перечень лиц, которые обязаны обеспечить сбор некоторых отходов

Указ № 313 ввел на территории республики обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств (далее - обязанность):

• товаров, названных в приложении 1 к данному Указу;

• пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары.

Указанная обязанность введена для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (далее - обязанные лица), которые осуществляют:

а) производство товаров, названных в приложении 1;

б) ввоз товаров, названных в приложении 1;

в) ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона (далее - тара).

В перечень товаров согласно приложению 1 включены собственно тара как изделие (например, стеклянные бутылки, пластмассовые бутылки) и различные изделия длительного использования (например, холодильники, покрышки для легковых автомобилей). Товары и тара в приложении 1 указаны через коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

В Указе № 313 отсутствует для целей применения его норм определение термина «потребительский товар». Отметим, что однозначного определения этому понятию нет и в белорусском законодательстве. Отнесение товаров к группе потребительских, по-видимому, должно производиться исходя из их назначения (личное, семейное пользование и т.п.).

Из-за отсутствия четкого определения термина «потребительский товар» достаточно проблематично будет определить среди ввозимых товаров товар, относимый к категории потребительских, на использованную тару которого действует установленная Указом № 313 обязанность по уплате сбора.

 

c:\gbinfo_u\ooos_1\temp\info.png

Справочно

Термин «тара» должен применяться согласно ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения», введенному в действие с 1 января 2005 г. постановлением Госстандарта РБ от 28.06.2004 № 28.

 

Указ № 313 разъяснил понятие «ввоз товаров» - это действия, связанные с пересечением товарами Государственной границы РБ, в результате чего товары прибыли для постоянного размещения на территории Республики Беларусь любым способом. Поэтому ввоз товаров из Российской Федерации и других стран Таможенного союза будет являться основанием для возникновения обязанности согласно Указу № 313.

 

c:\gbinfo_u\ooos_1\temp\sample.png

Пример 1

К обязанным лицам, в частности, могут относиться организации:

а) импортирующие из-за пределов Беларуси (например, из Украины) стеклянную бутылку;

б) производящие в Республике Беларусь стеклянную бутылку в качестве товара и реализующие ее предприятиям на территории республики;

в) ввозящие на территорию Республики Беларусь товар, упакованный в стеклянную бутылку или банку (масло растительное, кетчуп, соки и т.д.);

г) производящие жидкое мыло (потребительский товар), которое упаковывается в тару из ПЭТФ, производимую этими организациями;

д) ввозящие из-за пределов Беларуси (например, из Германии, России и т.д.) холодильники для реализации их на территории Беларуси.

^ Не является обязанным лицом организация, которая приобрела на территории Республики Беларусь стеклянную бутылку и использовала ее для упаковки своих товаров.

 

Обратим внимание на такие товары, как бытовая техника, названные в приложении 1 к Указу № 313. Многие из товаров приложения 1 (например, холодильники) являются потребительскими товарами. Поэтому в отношении тары, в которую они упакованы, возникает обязанность ее сбора. То есть у поставщика появляется обязанность как в отношении холодильника (ввоз товара, названного в приложении 1), так и в отношении картонной коробки, полиэтиленового мешка, использованных для его упаковки (ввоз потребительских товаров, упакованных в тару).

Производители и поставщики освобождены от обязанности в части:

1) товаров, тара которых не является предметом выполнения обязанности производителей и поставщиков этих товаров. К «льготным» товарам относят хлебобулочные изделия, детское питание, медицинские изделия и др. (абзац 2 подп.1.3 п.1 Указа № 313).

 

c:\gbinfo_u\ooos_1\temp\sample.png

Пример 2

Организация производит кефир и упаковывает его в пластмассовую тару, которую также сама производит. Данная организация освобождается от обязанности по сбору пластмассовой тары, так как кефир - «льготируемый» товар;

 

2) товаров, названных в приложении 1, которые произведены на территории Беларуси и вывезены за ее пределы (например организация произвела на территории Беларуси масло машинное и реализовала его за ее пределы).

 

c:\gbinfo_u\ooos_1\temp\info.png

Справочно

Указанные 2 случая предоставления льгот производителям и поставщикам мало отличаются от случаев льготирования, которые были установлены в законодательстве при уплате экологического налога за производство и импорт тары (к товарам добавлены только крупы и крупяные изделия). Однако Указ № 313 не устанавливает порядок учета «льготных» товаров, требования к документам, подтверждающим «льготу». Ранее в налоговом законодательстве было определено требование «при условии раздельного учета». Видится, что, хотя в Указе № 313 нет подобного требования, фактически производителю и поставщику для льготирования нужно иметь раздельный учет товаров, подтвержденный соответствующими бухгалтерскими и иными документами.

 

^ Есть еще одна льгота, но она касается только производителей, причем закрытого перечня изделий. Установлено, что если при производстве масел, пластмассовой, стеклянной, бумажной, картонной тары было использовано не менее 30 % отходов масел, тары соответственно, то такой производитель освобождается от обязанности согласно Указу № 313 (абзац 4 подп.1.3 п.1 Указа № 313).

Обращаем внимание на следующее. В Указе № 313 названы «отходы масел», «отходы пластмассовой тары» без указания источников происхождения этих отходов (например, отходы производства или отходы потребления). Хотя Указ № 313 не устанавливает требования к документам, подтверждающим право на льготу по этому условию, организации должны сами позаботиться о документарном учете отходов, использованных в качестве сырья.

Производители и поставщики, которые планируют получить льготу по рассмотренным выше основаниям, должны понимать, что, если в ходе проверки будут установлены факты неправомерного освобождения от установленной Указом № 313 обязанности, они будут признаны обязанными лицами. А так как период выполнения обязанности для них будет просрочен, то к ним можно применять санкции, предусмотренные Указом № 313.

 

c:\gbinfo_u\ooos_1\temp\attent.png

Важно!

Ранее организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не уплачивали экологический налог за производство и импорт тары. Указ № 313 не предусматривает таких льгот.

^ О выполнении обязанности надо информировать оператора 2 раза в год

1. Как мы уже ранее упоминали, поставщики и производители обязаны обеспечить сбор, обезвреживание или использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров.

Для поставщиков потребительских товаров, упакованных в тару, предусмотрена обязанность обеспечить сбор, обезвреживание или использование тары пластмассовой, стеклянной, бумажной, картонной.

 

c:\gbinfo_u\ooos_1\temp\attent.png

Важно!

Сбору, обезвреживанию и использованию подлежат только отходы потребления, т.е. отходы товаров и тары, образующиеся у населения.

Отходы потребления - это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (ст.1 Закона).

 

Например, поставщику холодильников из Германии необходимо обеспечить сбор на территории Беларуси отработавших свой срок холодильников, а импортеру масла растительного, упакованного в стеклянную тару, следует обеспечить сбор использованной стеклянной тары. Все эти отходы должны собираться у населения.

Выполнение этой обязанности может осуществляться 2 путями. Обязанные лица самостоятельно осуществляют сбор отходов потребления и далее:

• или сами осуществляют их использование (обезвреживание);

• или передают их третьим лицам на использование (обезвреживание).

В качестве альтернативы первому пути обязанные лица должны перечислить плату на счет специальной организации, названной в Указе № 313 «оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами» (далее - оператор). После внесения платы производители и поставщики полностью освобождаются от своих обязанностей по сбору, обезвреживанию, использованию отходов потребления (подп.1.4 п.1 Указа № 313).

Указом № 313 установлены специальные требования к порядку сбора, обезвреживания, использования отходов потребления и требования к порядку расчета, оплаты и заключения договоров с оператором.

По мнению автора, если учесть многие аспекты, связанные с деятельностью по сбору отходов потребления, их использованию, обезвреживанию, получается, что обязанным лицам проще всего правильно рассчитать плату и перечислить ее на счет оператора.

2. Обязанные лица должны регистрироваться в специальном реестре производителей и поставщиков товаров. Для этого им необходимо подать оператору уведомление (в произвольной форме с указанием вида деятельности, в отношении которой возникает обязанность согласно Указу № 313) с приложением к нему копии документа о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

3. Обязанные лица должны 2 раза в год информировать оператора о выполнении обязанности, которая им установлена Указом № 313. Делать это необходимо по специальной форме, которая изложена в приложении 2 к данному Указу.

 

27.07.2012 г.

 

Александр Гнедов, эколог

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарий iconИлья Стогов Апокалипсис вчера: Комментарий на Книгу пророка Даниила
«Стогоff Илья Апокалипсис вчера: Комментарий на Книгу пророка Даниила»: аст, Астрель; Москва; 2010

Комментарий iconI. Организационные основы деятельности нотариата
Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1

Комментарий icon - регистрируемся, оставляем ссылку в профиле(вкладка веб-сайт),...
Регистрируемся, оставляем ссылку в профиле(вкладка веб-сайт), а также возможно оставить комментарий с ссылкой, тИЦ=170

Комментарий iconЗакона и комментарий часть первая
...

Комментарий icon-
...

Комментарий iconВигьяна бхайрава тантра книга тайн новый комментарий
Направь свою умственность в невыразимое совершенство выше, ниже и внутрь своего сердца

Комментарий iconПервый Commit
Далее помечаем ваш файл галочкой, пишем вразумительный комментарий и жмем кнопку “Commit”

Комментарий iconЗачет: точный ответ, подзорная труба не принимать
Комментарий: Ершов автор сказки о Коньке-горбунке; такие вот совпадения в вопросе сплошные рыбы

Комментарий iconКомментарий
Указу Президента Республики Беларусь от 11. 07. 2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Плата за организацию...

Комментарий icon3. За фотографию Лох-Несского чудовища
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница