Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение




Скачать 179.7 Kb.
НазваниеЗемельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение
страница1/2
Дата публикации27.04.2013
Размер179.7 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2
Введение

3 Введение
Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение эта система приобретает в периоды крупных земельных преобразований, когда осуществляется массовое перераспределение и приватизация земель, реорганизация существующих объектов земельных отношений.
Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны должна учитывать правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.
Экономические преобразования в России во многом определили роль и значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природное тело и др.), стала объектом правоотношений и объектом недвижимости.
Поэтому необходимо совершенствование теоретических и методических положений управления земельными ресурсами, позволяющие сформировать систему объектов и субъектов земельных отношений, увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвестиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов земельных отношений.
Управление земельными ресурсами включает такие функциональные действия, как землеустройство, государственный земельный кадастр и мониторинг земель, и другие мероприятия. В связи с этим система управления земельными ресурсами может носить государственный, муниципальный и внутрихозяйственный характер в зависимости от формы собственности на землю и органа, осуществляющего функции управления.
В любых социально-политических условиях необходима информация для управления земельными ресурсами, в т. ч. для перераспределения земель
4
. между землевладельцами и землепользователями. В настоящее время ввиду недостаточности правовой базы, осуществление такого управления только при помощи административных методов не решает необходимые задачи. Поэтому объективно неизбежным становится управление землями, основанное на экономической заинтересованности субъектов земельных отношений.
Одним из важнейших факторов управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра и мониторинга земель, которые служат информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра и мониторинга земель должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик установления границ объектов земельных отношений, массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном обеспечении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений.
В последнее время в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых все больше внимания стало уделяться решению проблем управления земельными ресурсами. Теоретическим и методическим аспектам управления земельными ресурсами на разных административно-территориальных уровнях посвящены работы многих видных ученых и специалистов: Д. Б. Аратского, А. А. Варламова, С. Н. Волкова, И. В. Дегтярева, Н. В. Комова, П. Ф. Лойко, Р. Т. Нагаева, А. П. Огаркова, В. Н. Хлыстуна и многих других. Вместе с тем такие вопросы управления земельными ресурсами, как экономическое обоснование управленческих действий (земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства), разработка и внедрение методики создания организационно и экономически эффективной земельной информационной системы остаются не разработанными и требуют более детального научного изучения. Все вышеизложенное и определяет
5 актуальность исследования.
Целью исследования является совершенствование теоретических и методических положений организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами региона.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Усовершенствовать теоретические и методические положения управления земельными ресурсами на региональном уровне.
2. Разработать методические положения создания и внедрения земельной информационной системы как основы управления земельными ресурсами региона.
3. Разработать методику анализа финансового состояния государственных землеустроительных предприятий.
4. Рассчитать эффективность отдельных землеустроительных действий при осуществлении земельных преобразований в Тверской области.
5. Определить экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами Тверской области.
Объектом исследования является система управления земельными ресурсами Тверской области.
Предметом исследования является процесс формирования эффективного организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами региона.
Исходные материалы. В процессе исследования использованы законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительств России и Тверской области, нормативные документы Росземкадастра, областных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству Центрального федерального округа, земельно-учетная, отчетная экономическая и статистическая информация, нормативно-справочные материалы, специальная научная литература.
6
Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основами исследования являются основополагающие законы развития природы и общества, труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, землеустроителей и юристов в области земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, правового и экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами регионов и муниципальных образований, их информационного обеспечения. В работе использованы экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, абстрактно-логический и экспериментальный методы исследования.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Уточнены и дополнительно сформулированы теоретические и методические положения организационно - экономического механизма системы управления земельными ресурсами на основе внедрения землеустройства, автоматизированных систем государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
2. Разработаны методические положения создания интегрированной земельной информационной системы.
3. Рассчитана технико-экономическая эффективность отдельных землеустроительных работ при осуществлении земельных преобразований в Тверской области.
4. Разработана методика анализа финансового состояния государственных землеустроительных предприятий.
5. Определена экономическая эффективность управления земельными ресурсами Тверской области.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:
1. Уточненные теоретические и методические положения
организационно-экономического механизма системы управления
земельными ресурсами на основе внедрения землеустройства,
автоматизированных систем государственного земельного кадастра и
7 мониторинга земель.
2. Методические положения создания интегрированной земельной информационной системы.
3. Результаты расчёта технико-экономической эффективности отдельных землеустроительных работ при осуществлении земельных преобразований в Тверской области.
4. Методика проведения анализа фактического состояния ГУЛ области.
5. Результаты расчёта экономической эффективности системы УЗР области.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные и внедренные в практику автором результаты исследования, а также сформулированные выводы и предложения позволят улучшить организационно-экономический механизм управления земельными ресурсами региона, повысить экономическую и организационную эффективность на основе достоверной, систематизированной и актуальной земельно-кадастровой информации и мониторинга земель.
Предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма управления земельными ресурсами Тверской области позволят решить государственные и региональные задачи, а также локальные задачи субъектов прав на землю, что обеспечит развитие экономики регионов, позволит обеспечить решение управленческих и экономических задач, стоящих перед региональными и муниципальными органами управления. Результаты исследования имеют большое значение для территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, ФГУ «Земельные кадастровые палаты», а также для подготовки специалистов по земельному кадастру и землеустройству.
Апробация результатов исследования была осуществлена в муниципальных образованиях Тверской области. Основные положения настоящей работы докладывались на Всероссийских, региональных и
областных семинарах и совещаниях по вопросам земельной реформы и земельного кадастра, на зональных семинарах и совещаниях с главами законодательных и исполнительных региональных органов, руководителями земельных служб регионов, научно-производственных конференциях и семинарах.
По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объёмом 6.7 печатных листа.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на 151 листах машинописного текста, включает 23 таблицы и 22 рисунка.
9
Глава 1. Совершенствование управления земельными ресурсами на региональном уровне
1.1. Совершенствование теоретических положений управления земельными ресурсами субъектов Российской Федерации
Управление земельными ресурсами регионов (федерального округа, республики, области) охватывает весь спектр общественных отношений - от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления. Поэтому управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. Это воздействие основано на познании объективных закономерностей решения проблемы обеспечения рационального и эффективного функционирования земельных ресурсов страны. Под рациональным использованием земли можно понимать наиболее эффективный (с точки зрения обеспечения потребностей государства и общества) способ ее использования с учетом конкретных природных, экономических социальных и политических условий в соответствии с объективно существующими принципами взаимодействия общества и природы.
Управление земельными ресурсами как сложноорганизованная система осуществляется многими методами и средствами. Поэтому она является предметом изучения многих наук и включает следующие аспекты:
- политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов и защите территориальной целостности страны;
- административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, разграничением их компетенций, организаций выполнения ими взаимосогласованных функций;
- правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель на основании правовых норм, закрепленных в законодательных актах;
- научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического
10 прогресса;
- экономический, определяющий условия эффективного использования земель;
- внедренческий, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных и иных рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.
Одновременно земля, как природное тело, развивается по своим законам, что также оказывает определенное влияние на формы и методы управления. Поэтому при выполнении функции управления необходимо учитывать основные свойства земли (пространство с его рельефом, образующим определенную форму поверхности земли; почву с ее плодородием; естественную растительность; гидрографические и гидрогеологические свойства земли, грунты с их характеристиками, техногенные факторы) в комплексе с экономическими условиями развития территории.
Управление земельными ресурсами (УЗР) имеет комплексный характер, так как затрагивает интересы многих субъектов земельных отношений. Это требует от органов УЗР субъекта Российской Федерации системного подхода к формированию процесса использования и охраны земельных ресурсов, увязки организационных и экономических решений с возможными эколого-социальными последствиями.
В основе управления земельными ресурсами лежат общие экономические, экологические и социальные законы, присущие любой социально-экономической формации, а также законы природы. Реализация социально-экономического и экологического аспектов является внутренней (глубинной) стороной содержания управления земельными ресурсами. Внешняя (видимая) сторона содержания управления представляется как совокупность организационно-хозяйственных, технических и правовых мероприятий государства по управлению землей.
Управление земельными ресурсами осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, которые регулируют земельные отношения и определяют общую стратегию землепользования, нормотворчества, правоохрани-
11
тельной деятельности и т.д. Содержание деятельности исполнительно-распорядительных органов по управлению земельными ресурсами заключается в прогнозировании и планировании использования земельных ресурсов, установлении норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, оперативно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.
Управление земельными ресурсами - это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов. В общем виде процесс управления земельными ресурсами представлен на рис. 1.1.
Субъект управления
в
I
и
I
Я
2
s
о * ij «
вя 3 g к
о О g га
м |^ Ц)
з « «
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconРешение задачи удвоения ввп невозможно без существенного повышения...
Ежегодный мировой объем добычи составляет около 280 млрд т руды, горючих ископаемых и строительных материалов, а также более 600...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconТехнологии в практике управления школой
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Перед системой образования стоит задача достижения...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconВеликая Октябрьская социалистическая революция имеет для нашей страны...
Великая Октябрьская социалистическая революция имеет для нашей страны особое значение, поскольку именно в России свершилось это великое...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconКонтрольная работа по предмету : «Компьютерные информационные системы бухгалтерского учета»
Особое значение имеет автоматизация управленческого учета, где циркулируют огромные потоки экономической информации, используемые...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение icon«Компьютерные информационные системы бухгалтерского учета»
Очень часто сведения нужны достоверные, точные и своевременные. Поэтому особое значение имеет автоматизация бухгалтерского учета,...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconРешение любых прикладных задач управления невозможно без выбора иерархически...
О контрольных параметрах макроэкономической системы и организации её самоуправления в общественно приемлемом режиме

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconВсеукраїнський студентський архів
Предметом курса являются системы управления базами данных (субд). Это очень важная тема, без основательного знакомства с которой...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconАктуальность темы исследования. Определяющее влияние для развития...
Это актуализирует проблемы повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения с учетом их экологического...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение icon2. Анализ финансового состояния бюджета рт
Республика Татарстан является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. Обеспечение устойчивого роста...

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение iconКонтрольная работа дисциплина «Финансы и кредит» На тему: Пенсионный...
Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница