А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены




Скачать 242.35 Kb.
НазваниеА. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены
Дата публикации27.04.2013
Размер242.35 Kb.
ТипЗакон
vbibl.ru > География > Закон
Разработано Заместителем председателя Совета

НП «Национальная Гильдия Градостроителей»

А.Н. Береговских
Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Законопроект направлен на реализацию Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утверждённого распоряжением Правительства РФ от 15.06.2010 № 982-р и предусматривает отмену деления земель на категории как института, дублирующего институт градостроительного зонирования.

Законопроект в целом положительно повлияет на создание комплексной системы управления территориями и недвижимостью в стране, так как предусматривает единые правила территориального зонирования и установления регламентов использования земельных участков на основе функционального зонирования установленного документацией по территориальному планированию.

Положительно оцениваем нормы, уточняющие требования к формированию территориальных зон и регламентов использования территорий, что, несомненно, обеспечит лучшее понимание со стороны всех заинтересованных лиц о возможностях развития территорий и недвижимости. Законопроект способствует последовательному разрешению особенно остро стоящих в настоящее время проблем использования земель сельскохозяйственного назначения и ограничений этого использования. Учитывая тот факт, что большинство утверждённых на настоящий момент правил землепользования и застройки не позволяют принимать верные градостроительные решения, не учитывают существующих земельно-имущественных правоотношений и не обеспечивают реализацию генеральных планов, так как преимущественно закрепляют сложившийся характер застройки, а не планируемые градостроительные преобразования территорий, соответствующие стратегическим социально-экономическим и территориальным параметрам развития, вывод, следующий из анализа норм законопроекта о необходимости переработки действующих правил землепользования и застройки, считаем правильным.
В тоже время, предлагаем внести отдельные изменения и дополнения в законопроект в целях устранения отдельных противоречий и установления более чётких связей между решениями градостроительной и иной документации различных видов и уровней.
К таким изменениям и дополнениям относятся следующие положения:


  1. Для обеспечения преемственности градостроительных решений и придания правового статуса документации по планировке территорий необходимо обеспечить установление разрешённого использования земельных участков, образованных в соответствии с проектом планировки территории, которым на таких земельных участках предусмотрено размещение или строительство объектов капитального строительства, в том числе линейных, считается разрешенное использование, соответствующее назначению этого объекта. Также необходимо предусмотреть обязательность внесения изменений в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) на основании утверждённых проектов планировки территорий элементов планировочной структуры, установленных генеральным планом. Таким образом, ПЗЗ будут постоянно совершенствоваться и уточняться, тем более, что градостроительным законодательством предусмотрена работа постоянно действующей комиссии по внесению изменений в ПЗЗ.




  1. Проблемным остаётся вопрос учёта ограничений при установлении разрешённого использования земельных участков. Норма законопроекта «Виды разрешенного использования земельных участков определяются с учетом ограничений использования земельных участков, установленных в охранных и защитных зонах» также невнятно прописана, как и в Федеральном законе от 20.03.2011 № 41-ФЗ по учёту зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) в документах территориального планирования. Правильнее установить требование, что до принятия ПЗЗ нужно обеспечить установление охранных и защитных зон. Такая норма будет способствовать последовательному «приведению» ПЗЗ к новым требованиям и положительно повлияет на наполнение государственного кадастра недвижимости (ГКН) сведениями об охранных и защитных зонах к 2016-му году, как это установлено в законопроекте.

Вызывает сомнение терминологическое преобразование ЗОУИТ в охранные и защитные зоны. Во-первых, из Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрадК РФ) не исключено понятие «зоны с особыми условиями использования территорий». Во-вторых, анализ законодательных и подзаконных актов позволяет заключить, что перечень зон с особыми условиями использования территорий включает в себя не только охранные и защитные, но и другие типы зон.

Для корректного использования вводимых понятий «охранная» и «защитная» зоны следует уточнить данные понятия и провести детальную классификацию всех существующих зон с особыми условиями использования территорий для присвоения им соответствующей категории охранной или защитной зоны.


  1. В настоящее время, когда документами территориального планирования определяются места размещения объектов федерального, регионального и местного значения, когда проектами планировки территорий устанавливаются зоны размещения этих объектов и в период, когда совершенно справедливо «Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» намечен переход на единый налог на недвижимость, такая норма, как «Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются регламентами использования территорий в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков» представляется половинчатым решением. Необходимо утвердить Постановлением Правительства единую систему требований к формированию баз пространственных данных для всех целей планирования и управления территориями и недвижимостью. Такую систему требований целесообразно принять в рамках создания инфраструктуры пространственных данных (ИПД) в Российской Федерации. Не следует повторять ошибок «Требований по цифровому описанию объектов федерального, регионального и местного значения», утверждённых Приказом Минрегиона РФ от 30.01.2012 № 19 в целях создания федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП).




  1. Из состава «видов разрешенного использования земельных участков, действие градостроительных и сельскохозяйственных регламентов на которые не распространяется или в отношении которых градостроительные и сельскохозяйственные регламенты не устанавливаются» необходимо исключить «вид деятельности, установленный органом местного самоуправления поселения, городского округа,   если земельный участок расположен в границах территории общего пользования».

Градостроительный регламент территорий общего пользования устанавливать необходимо! Это важнейшие территории, формирующие общественные пространства, улично-дорожную сеть. Именно, в отношении планирования развития общественных пространств самое большое значение имеют публичные слушания.

Территориальные зоны общего пользования необходимо формировать в границах красных линий и подразделять эти территории на земельные участки государственной или муниципальной собственности. Такие земельные участки целесообразно предоставлять в бессрочное пользование (в аренду) эксплуатирующим организациям для ведения хозяйственной деятельности. Такой подход обеспечит простой и понятный механизм получения разрешительных документов на строительство линейных объектов, объектов транспортного обеспечения и обслуживания, набережных укреплений и монументов и т.д.

Для этого ГрадК РФ необходимо предусмотреть возможность формирования границ земельных участков, не предназначенных для предоставления физическим и юридическим лицам, проектом межевания территории. Отсутствие такой нормы в настоящее время существенно ограничивает деятельность органов местного самоуправления по созданию, развитию и благоустройству территорий общего пользования.


  1. Определение территориальных зон, данное законопроектом как «Совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид разрешенного использования, составляют территориальную зону» необходимо пересмотреть.

Из определения следует, что территориальные зоны могут включать в себя лишь территории уже подразделённые на земельные участки. В то время, как территориальное зонирование должно обеспечивать главную задачу государственной политики использования земельного фонда посредством «создания условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений», названная норма станет непреодолимым препятствием для градостроительных преобразований на основании решений градостроительной документации, принимаемых в целях устойчивого развития территорий.

Территориальные зоны необходимо формировать на основе решений документов территориального планирования и документации по планировке территорий, устанавливая границы зон по красным линиям, установленным и планируемым границам земельных участков в соответствие с проектами межевания территорий.

Предлагаемая законопроектом норма о том, что «границы территориальных зон определяются в соответствии с границами функциональных зон, предусмотренными документом территориального планирования муниципального образования» может быть истолкована, как требование точно повторять границы функциональных зон, в то время когда более логично при территориальном зонировании детализировать функциональные зоны на основе проектов планировки территорий.

В представленной редакции законопроекта сохранена норма, предусматривающая, что «границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений». Наличие данного требования негативно влияет на процесс формирования земельных участков линейных объектов, так как в соответствии с требованиями ГрадК РФ земельный участок должен относиться к одной территориальной зоне (при наличии существующих земельных участков реализация данного требования просто не имеет смысла). Кроме того, установление границ территориальных зон по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, может стать непреодолимым препятствием для дальнейшего строительства (реконструкции) линейного объекта.


  1. Особого внимания законопроекта требует сохранённая в представленной редакции документа норма об обязательности принадлежности существующего земельного участка к одной территориальной зоне. Действие этой нормы необходимо ограничить, так как она является дополнительным препятствием реализации решений по развитию территорий. Исключения из общего правила должны составлять отдельные случаи, такие как: земельные участки под ветхими и аварийными жилыми домами; земельные участки производственного назначения, части которых предусмотрены генеральными планами и проектами планировки для иного функционального использования; земельные участки сельскохозяйственного назначения (из состава земель категории «земли сельскохозяйственного использования»), части которых градостроительной документацией определены для иного назначения и т.д.




  1. Территориальное зонирование, установленное на основании документов территориального планирования и проектов планировки должно обеспечивать механизм преобразования земельных участков, в том числе путём изъятия части земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в том случае, если разрешённое использование оставшейся его части возможно и согласовано с собственником земельного участка, подлежащего делению.




  1. Норму о том, что «границы территориальных зон не должны пересекать границ территорий лесного фонда, водного фонда или особо охраняемых природных территорий, границ муниципальных образований» следует дополнить недопустимостью пересечения границ населённых пунктов.




  1. Необходимость установления закрытого перечня видов территориальных зон вызывает сомнение. Установить единые виды разрешённого использования по отношению к виду зоны всё равно не удастся, так как, например понятие среднеэтажной застройки для крупного городского округа и сельского поселения отличается. А для управления важным является не наименование зоны, а её границы и перечень видов и параметров разрешённого использования.

Кроме того, как уже было сказано, необходимо дополнить обязательный перечень видов зон территориальными зонами общего пользования, к которым должны относиться территориальные зоны улично-дорожной сети.


  1. Норма о том, что «изменение границ производственных зон, в результате которого из таких зон исключаются земельные участки, которые загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель» также станет препятствием для реализации решений генеральных планов. Нужно установить требование в необходимых случаях по разработке проекта рекультивации земель в составе раздела проектной документации по охране окружающей среды для получения разрешения на строительство, а не при установлении территориальных зон. В противном случае применение предлагаемой нормы полностью остановит преобразование производственных территорий в центрах городов.




  1. Нормы об ограничениях в использовании земельных участков в связи с установлением охранных и защитных зон во многом полезны, так как существенно проясняют ситуацию в отношении механизмов установления ограничений. Вместе с тем необходимо обеспечить утверждение видов зон ограничений Постановлением Правительства в составе единой системы требований к формированию баз пространственных данных для всех целей планирования и управления территориями и недвижимостью в рамках создания ИПД в Российской Федерации.

Хорошо, что полномочия по установлению зон распределяются между уровнями власти, несущими ответственность за объекты федерального, регионального и местного значения. Но, было бы ещё лучше, если бы эта ответственность была привязана к подготовке материалов по обоснованию в составе градостроительных документов. Это обеспечило бы значительную экономию бюджетных средств на самостоятельную подготовку карты (плана) объекта землеустройства, содержащей координатное описание границ зон и иные параметры охранной или защитной зоны.

Установление границ охранных и защитных зон объектов, не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения, в соответствии с законопроектом осуществляется органами местного самоуправления. Для реализации данного полномочия необходимо определить поощрительные и дисциплинарные меры (экономические, административные и др.) воздействия на собственников соответствующих объектов. При их отсутствии процесс установления охранных и защитных зон объектов, не относящихся к объектам федерального, регионального, местного значения, может затянуться на неопределенный срок


  1. Внесение изменений в ГрадК РФ необходимо продумать более тщательно. Установление термина «населенный пункт   элемент планировочной структуры поселения, городского округа, определяющий территорию с высокой плотностью застройки, а также предназначенную преимущественно для проживания граждан» крайне недостаточно.

Нужно дать определение элементам планировочной структуры, в том числе улично-дорожной сети (УДС). Неправильно, что такие определения планируется в настоящее время принять законопроектом о создании единой адресной системы в РФ.


  1. Изменение содержания ПЗЗ также вряд ли оправдано. В проекте определено, что «^ Правила землепользования и застройки включают в себя карту территориального зонирования и регламенты использования территорий». На наш взгляд нужно допускать возможность включения в состав ПЗЗ и общей части, так как в малых поселениях всеми вопросами управления территориями и недвижимостью занимается одни и те же 2-5 человек, и им удобно иметь все правила и порядки в одном документе. Для крупных городов с внесением изменений в правовой акт действительно возникают сложности, хотя минимальный состав текстовой части было бы правильней оставить. Пример извлечения из состава документов территориального планирования «целей и задач» не лучший для его дальнейшего распространения.




  1. Норму о том, что «границы территориальных зон не должны пересекать границы земельных участков, за исключением границ земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов» необходимо дополнить другими исключениями – когда генеральным паном или документацией по планировке территорий предусмотрено изменение функционального использования части земельного участка. В этом случае должен быть установлен срок приведения границ земельных участков в соответствие с границами территориальных зон.

Такой подход обеспечит реализацию действующей нормы о том, что ПЗЗ должны соответствовать генеральному плану. В настоящее время эта норма в случаях изменения функционального назначения частей земельных участков (в основном это участки сельскохозяйственного и производственного назначения) не может быть реализована.


  1. Представляется избыточной норма о том, что «Проект правил землепользования и застройки подлежит обязательному согласованию с уполномоченными в установленной сфере федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если проектом правил землепользования и застройки предусмотрено изменение предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках и (или) видов разрешенного использования земельных участков на которых расположены объекты федерального значения либо если на таких земельных участках документами территориального планирования предусмотрено размещение объектов федерального значения и т.д.». Если решение принято на уровне документации по территориальному планированию и уточнено на уровне проекта планировки, то дополнительных согласований не нужно.




  1. Норма законопроекта о том, что «к решению об установлении охранной (защитной) зоны прилагается карта (план) объекта землеустройства на которой определены границы данной зоны» не учитывает, что с момента вступления в силу Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2012 № П/54 предоставление карт (планов) объекта землеустройства на бумажных носителях не осуществляется, предоставление сведений осуществляется в электронной форме в виде XML-документа.




  1. Согласно законопроекту «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, включенных в границы охранной или защитной зоны, должны быть уведомлены об ограничениях в использовании земельных участков в течение пятнадцати дней с момента внесения в ГКН сведений об установлении охранной или защитной зоны в порядке, установленном Правительством РФ».

Установление 15-дневного срока ничем не обосновано, не установлены правовые последствия неуведомления лица в установленный срок, а также не определен статус охранной (защитной) зоны с момента внесения сведений о ней в ГКН до уведомления собственника, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка.


  1. В сельскохозяйственном регламенте отсутствуют параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства. При этом в территориальную зону сельскохозяйственного назначения могут включаться земельные участки, предназначенные для зданий и сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что требует включения соответствующих параметров в структуру сельскохозяйственного регламента.




  1. Непонятно исключение из ч. 2 ст. 14 ЗК РФ нормы «об установлении Правительством РФ порядка установления охранных зон в отношении земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению (загрязненных земель, переводимых в земли запаса для консервации, или загрязненных земель, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности)».

Порядок установления данного вида охранных зон в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».

Согласно законопроекту расширение перечня установленных видов охранных зон возможно только в случаях, установленных федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 не может являться таким основанием.

Статья 94 ЗК РФ в редакции законопроекта устанавливает виды охранных и защитных зон, но данный вид охранной зоны им не предусмотрен, что может негативно повлиять на условия жизнедеятельности граждан, проживающих на такой территории, ограничения ее использования до приведения ее в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.


  1. Законопроектом установлено, что «собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту».

Законопроектом следует предусмотреть внесение изменений в ст. 8.8 КоАП РФ «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» в части установления ответственности за несоблюдение указанных требований.


  1. Законопроектом используются различные формулировки «земли с особыми условиями использования», «особо охраняемые земли», сохранено понятие «зоны с особыми условиями использования территорий».

Анализ законопроекта не позволяет выявить соотношение указанных категорий, их одновременное использование создает препятствия для толкования и однообразного применения норм законопроекта.


  1. Законопроектом вносятся изменения в ст. 70.1 ЗК РФ, расширяющие основания резервирования земельных участков.

При этом действующей редакцией ч. 2 ст. 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны (…), а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Практически все виды объектов, для которых в соответствии с законопроектом предлагается осуществлять резервирование могут быть отнесены к объектам федерального, регионального или местного значения.

Из положений ч.ч. 12, 13 ст. 11 Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ следует, что резервирование должно осуществляться на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории (исключение – утвержденные в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения).

Учитывая вышеизложенное, более рациональным было бы не расширять перечень, а в качестве основания для резервирования указать наличие документов территориального планирования, предусматривающих размещение соответствующих объектов, либо установленных документацией по планировке территории зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.


  1. Согласно законопроекту «условно разрешенный вид использования   основной вид разрешенного использования, разрешение на который предоставляется правообладателю земельного участка при соблюдении требований к размеру земельного участка, параметрам его застройки и благоустройства, определенных при принятии регламента использования территорий, в порядке, установленном ГрадК РФ».

Представленное определение не в полной мере отражает специфику условно-разрешенного вида разрешенного использования и требует доработки.

Кроме того, ГрадК РФ в редакции законопроекта не предусматривает определение порядка требований к размеру земельного участка, параметрам его застройки и благоустройства, при принятии регламента использования территорий, что может стать препятствием для установления условно-разрешенных видов разрешенного использования.


  1. Согласно ч. 13 ст. 77 ЗК РФ в редакции законопроекта вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка признается вид деятельности, который:

1) необходим для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его основным или условно разрешенным видом использования;

2) осуществляется совместно с основным или условно разрешенным видом использования.

Вспомогательный вид разрешенного использования согласно законопроекту не устанавливается и осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Сведения о вспомогательном разрешенном использовании не отражаются в ГКН.

Данная формулировка не позволяет достоверно определить какой вид разрешенного использования может быть отнесен к вспомогательному.

Для единообразного применения и отсутствия злоупотреблений со стороны собственников земельного участка, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельного участка необходимо уточнить критерии отнесения к вспомогательному виду или установить виды вспомогательного использования в классификаторе видов разрешенного использования, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно ч. 17 ст. 55 ГрадК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В случае если авторы законопроекта к вспомогательным видам разрешенного использования относят строения и сооружения вспомогательного использования необходимо включить соответствующее указание в ст. 77 ЗК РФ и ст. 55 ГрадК РФ.


  1. Законопроект предусматривает вид территориальной зоны   зона обеспечения обороны и безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 90 ЗК РФ в редакции законопроекта земельные участки, включенные в зоны обеспечения обороны и безопасности, могут использоваться для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, в том числе для:

1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);

2) разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательные полигоны, места уничтожения и утилизации оружия и боеприпасов, захоронения отходов);

3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие);

4) обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через государственную границу РФ и других объектов, обеспечивающих деятельность по защите и охране государственной границы РФ;

5) размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях;

6) использования лесов организациями, осуществляющими функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, информационной безопасности. При этом использование и охрана данных лесов осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения в военной области

1) о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

2) о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

Согласно Указу Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» дислокация объекта   совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в ее недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности.

Координатного описание зон обеспечения обороны и безопасности может рассматриваться как дислокация соответствующих объектов.

Правила землепользования и застройки, которые могут содержать сведения о зонах обеспечения обороны и безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 32 ГрадК РФ подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

Представляется, что порядок публикации правил землепользования и застройки, установленный в ГрадК РФ, должен предусматривать мероприятия по ограничению доступа к секретной информации в составе правил землепользования и застройки.


  1. Согласно ч. 8 ст. 77 ЗК РФ в редакции законопроекта в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, любой вид разрешенного использования из установленных для данного земельного участка выбирается арендатором, землепользователем или землевладельцем такого земельного участка самостоятельно.

Согласно действующей редакции ч. 4 ст. 37 ГрадК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На практике данная норма создает множество проблем, так как правообладатели не обязаны уведомлять органы местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования, а органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять контроль за использованием земельных участков не по целевому назначению.

Данные обстоятельства усложняют расчет платежей за землю, нередко приводят к неправильному установлению размера арендной платы.

Представляется целесообразным возложить на арендатора, землепользователя или землевладельца земельного участка обязанность извещения органов местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования.


  1. Согласно ч. 2 ст.94 ЗК РФ в редакции законопроекта к защитным зонам относятся следующие виды зон:

1) санитарно-защитная зона промышленных объектов;

2) санитарно-защитная зона объектов водного транспорта;

3) иные предусмотренные федеральными законами защитные зоны.

Классификация санитарно-защитных зон промышленных и иных объектов осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с указанным постановлением устанавливаются санитарно-защитные зоны промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Таким образом, перечень санитарно-защитных зон намного шире представленного в законопроекте.

Поскольку перечень санитарно-защитных зон установлен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, а не федеральным законом, иные виды санитарно-защитных зон остаются за пределами правового регулирования.

Для определения полного перечня охранных и защитных зон, необходимо предусмотреть утверждение видов соответствующих зон Постановлением Правительства в составе единой системы требований к формированию баз пространственных данных для всех целей планирования и управления территориями и недвижимостью в рамках создания ИПД в РФ.


  1. Законопроект предусматривает замену понятия «целевое назначение» земельного участка на «вид разрешенного использования». При этом в некоторых случаях безосновательно сохраняется понятие «целевое назначение». Например, ст. 284 ГК РФ.




  1. Непонятен перенос положений, регулирующих разрешенное использование ЗУ и виды территориальных зон (область градостроительного проектирования), из ГрадК РФ в ЗК РФ (область земельных отношений), поскольку как разрешенное использование, так и территориальные зоны содержатся в ПЗЗ – одном из видов градостроительной документации.




  1. Согласно п. 6 ст. 77 ЗК РФ в редакции законопроекта основной или условно разрешенный вид использования земельного участка является установленным или измененным со дня внесения соответствующих сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости. При этом виды разрешенного использования ЗУ и ОКС указываются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью ПЗЗ, – муниципального правового акта. В свою очередь, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, соответственно, виды разрешенного использования должны считаться установленными с момента вступления в силу ПЗЗ.




  1. п. 2 ст. 78 ЗК РФ в редакции законопроекта разрешенное использование, установленное в соответствии с подпунктами 5-8 пункта 1 статьи 78, является преобладающим над видами разрешенного использования, установленными иным образом. При этом по смыслу п. 1 ст. 78 возможность определения видов иным способом отсутствует.




  1. В ст. 79 ЗК РФ в редакции законопроекта предлагается использовать формулировку «документ о зонировании». Представляется возможным предположить, что речь идет о ПЗЗ. Тем не менее, указанная редакция может ввести в заблуждение правоприменителя, что еще раз доказывает нецелесообразность исключения положений о территориальных зонах из ГрадК РФ и переноса их в ЗК РФ.




  1. В ст. 92 предлагаемой редакции используется понятие «продуктивные сельскохозяйственные земли», однако, определение их в законопроекте и федеральном законодательстве отсутствует.


Вывод. При доработке законопроекта по названным позициям документ может быть рекомендован к принятию и его утверждение окажет положительное влияние на совершенствование системы регулирования градостроительных и земельно-имущественных отношений в Российской Федерации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconНекоммерческого партнерства «содействие развитию конкуренции»
К проекту федерального закона «о внесении изменений в федеральный закон «о защите конкуренции» и некоторые другие законодательные...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconЗаключение Комитета Государственной Думы по экономической политике,...
Унального комплекса" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconФедеральный закон
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconПроекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные...
Проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения прав...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconОбщество с ограниченной ответственностью
Причина внесения изменений: п. 6 ст. 19, п. 4 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. №214-фз «Об участии...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменения в статью 23 Федерального закона
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconПозиция Института экономики города по проекту федерального закона...
Института экономики города по проекту федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconПроект Федерального закона Российской Федерации "О техническом осмотре...
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconПояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении...
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования» (далее...

А. Н. Береговских Экспертное заключение к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены  iconАвтомобильных дорог федерального значения
В соответствии со статьями 17 и 18 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница