Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?




Скачать 129.88 Kb.
НазваниеРодителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?
Дата публикации21.05.2013
Размер129.88 Kb.
ТипВопрос
vbibl.ru > География > Вопрос
Развиваем наши пальчики

( практикум для родителей)

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы — развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект у первоклассников развит хорошо. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Развитый мозг и неразвитая рука — вполне закономерное, пи современном образе жизни, явлении. Но это не должно ввергать родителей в панику слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выполняется 2-3 раза в день. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически — в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу — помогают детям уверенно держать карандаш и ручку.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Воспитатель: Бирюкова Л.А.

^ Перспективный план по работе с родителями

на адаптационный период


Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«Познай себя как родителей»

«Здоровый ребенок»

«Общение родителей и детей»

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Профилактика простудных заболеваний

Игры и развлечения

Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду

Система оздоровления

Домашние игры — детские травмы

Значение режима дня для воспитания

Закаливание в семье

Как организовать игровой уголок дома

Гигиенические требования к одежде ребенка

Нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; чесночный настой; заваривание чая из лечебных трав

Какие игрушки покупать малышу

Анкетирование


Питание — залог здоровья

Организация прогулок с детьми

Тест «Я и мой ребенок»

Любовь к книге

Детская библиотека в семье



Цель моей деятельности согласуется с целями деятельности нашего образовательного учреждения не только по Уставу, но задачам, над которыми работает наш педагогический коллектив.

Все это время моя деятельность направлена на создание целостной личности каждого ребенка. Развивая ребенка как личность, включаю его в разные виды деятельности. Для определения уровня развития личности пользуюсь психологическими тестами, наблюдениями за детьми, работой с родителями, на их основе провожу анализ личностного роста каждого ребенка, развития группы в целом.

Планирую и организую, жизнедеятельность детей и осуществляю их интересы, потребности, возможности, руководствуясь «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой; программой «Детство» В.И. Логиновой; «Экология в детском саду» С.Н. Николаевой; здоровьесберегающие технологии Базарного, Стрельниковой; «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой.

Использую методику по формированию здорового образа жизни Тепляковой Л.А., Шишовой С.В. «Учимся быть здоровыми»; В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе»; Т.М. Бондаренко «Конспекты занятий во II младшей группе».

Активное участие принимаю в проектировании годового плана работы детского сада и в его реализации. Воспитательную работу в группе веду по следующим направлениям:

  • развитие познавательных интересов, расширение кругозора;

  • физическое развитие, охрана здоровья;

  • трудовое воспитание;

  • изобразительное искусство и художественная деятельность;

  • математическое развитие.

Основная цель — создать каждому воспитаннику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В группе каждый ребенок имеет возможность заниматься любым делом. Игровое пространство наполнила разнообразными игрушками, предметами — заместителями, развивающими настольно — печатными играми. Детям я предоставила возможность постоянно преобразовывать предметно — игровую среду. Игровое оборудование располагаю так, чтобы играющие дети не мешали друг другу. Все пространство нашей группы поделила на определенные зоны: учебная, игровая, спортивная, изобразительная, театрализованная, опытно — экспериментальная, мастерская. В группе оборудовала центры экспериментирования, для проведения экспериментальных опытов, экспериментов с песком, водой и так далее.

Каждому ребенку своей группы позволяю найти занятие по душе, предоставляю детям свободу и самостоятельность. Дети могут активно пользоваться материалом, который применяем на занятиях.

В распоряжение детей я отдаю все пространство, в том числе спальню, раздевальную комнату. Там ребенок уединяется и может заняться своим любимым делом.

Уделяю внимание художественно — эстетическому развитию детей, приобщению их к миру прекрасного. Считаю, что это направление в работе с детьми должно использоваться в интегрированной форме, как в процессе самостоятельной деятельности детей, игры, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты.

В своей работе я использую нетрадиционные технологии рисования: пальцем, рисование ладошкой, оттиск поролоном и другое. А так же конструирование из бросового и природного материала (шишки, желуди, веточки, ракушки, вата и так далее).

Применяю в работе «Зернотерапию», что тренирует мелкие мышцы рук. Развитие умственных способностей напрямую зависит от развития мелкой моторики рук, я решила больше внимания уделять именно развитию и тренировки мелкой моторики. Сначала провела разъяснительную работу с родителями о значении данной проблемы. Родители заинтересовались этой проблемой и помогли мне изготовить пособия «Цветные пробки», «Рыболов», «Сухой бассейн», «Лесенка — чудесенка». Мы приобрели достаточное количество мелкого конструктора, мозаики, шнуровки, мелких и мягких игрушек с массажными шариками.

Создавая здоровый образ жизни для ребенка в детском саду, стараюсь соблюдать все гигиенические нормы: в подборе мебели, оборудования, светового режима в помещении, систематическое проветривание. Особое внимание уделяю психологическому самочувствию ребенка. Поощряю положительные эмоции, выражать каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям. Если ребенок не идет в детский сад, скучает, плачет, не проявляет активности, я стараюсь найти правильный подход к малышу, увеличиваю дозу ласки, заботы и внимания, чтобы ребенок стал веселым, жизнерадостным.

Разработала перспективный план для работы с родителями на адаптационный период (Приложение 1).

С целью обогащения художественными впечатлениями организую экскурсии, беседы с детьми, читаю им сказки, рассказываю стихотворения, потешки, песенки, вместе рассматриваем картинки, иллюстрации в книгах. В группе оформила уголок книги. Провожу викторины, авторские вечера. Прочитав книгу, я не оставляю ее без внимания: дети рисуют иллюстрации к ней, придумывают другой конец к старой сказке, обсуждаем содержания.

Каждую свободную минуту я беру в руки книгу и начинаю читать вслух. Постепенно дети привыкли к этому. У них возникает потребность к чтению, они чаще стали приносить книги из дома и просили их прочитать.

Приходя утром в детский сад, большинство детей рассказывали о том, что им читали дома.

Вовлекая каждого ребенка в различные виды детской деятельности, я, тем самым формирую у них основы самосознания, самоконтроля, самореализации, самораскрытия и социальной мотивации поведения, учу детей строить взаимопонимания со сверстниками, взрослыми на гуманистической основе. Создаю ситуации побуждающие детей применять свои знания и умения, ставлю перед ними все долее сложные задачи, чем развиваю волю, поддерживаю желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Применяя в своей практике опорные схемы, таблицы, я, тем самым учу детей ставить цель, обдумывать путь к ее достижению, осуществлять свой замысел, оценивать полученный результат, то есть развиваю логику.

Существенную роль для развития личности дошкольника играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Поисково-познавательная деятельность дошкольников организую по трем взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно — климатических зонах, многообразие живых организмов и другое);

  • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет и другое);

  • человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов).

В процессе экспериментирования, занимательных опытов дети стремятся к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявляют творчество. Я поддерживаю у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

В группе создала все необходимые условия для игровой деятельности: тщательно отобрала игровой материал, соответствующий возрасту данной группы, разнообразный по тематическому содержанию. В процессе самостоятельных игр слежу за взаимоотношениями детей, учитывая их индивидуальные особенности и компетентность в общении со сверстниками. Разъясняю, как надо договориться, учитывая желания друг друга, предлагаю свои варианты, не допускаю грубости, справедливо распределять задания между собой, выслушивать мнение товарищей. Стремлюсь, чтобы дети научились ценить дружбу, товарищество, признавать себя правым и несправедливым. Для формирования дружеских взаимоотношений у детей организую не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на тему дружба и товарищество.

Дети любят играть, умеют самостоятельно выбирать тему, подбирать партнеров, применять свой опыт, знания, умения.

В увлекательной наглядно — практической форме (игры, аттракционы, спортивно — праздничные развлечения) я приобщаю к нормам здорового образа жизни, обогащаю представления детей о здоровье, об организации и способах закаливания. Результатом практического развития и достижений детей являются спортивные развлечения и праздники, где дети стараются показать все свои физические качества.

В группе созданы условия по сохранению и укрепления здоровья детей, а так же повышению их работоспособности, спортивный уголок с необходимой для игр и упражнений атрибутикой. Я строго слежу за здоровьем детей, соблюдением режима, регулирую физическую и двигательную активность, применяю здоровье сберегающие технологии, способствующие предотвращению переутомления, гиподинамии и учитываю при этом индивидуальные особенности детей. Я использую подвижные и спортивные игры в соответствии с возрастом, динамические паузы, релаксацию, сказкотерапию, различные виды гимнастик: пальчиковую, дыхательную, зрительную, бодрящую (после дневного сна и другое).

При проведении занятий я использую не традиционную компоновку столов и организацию детей, это позволяет мне проводить занятия в режиме динамических пауз. Перед началом занятия и в его процессе предлагаю детям задания, игровые ситуации на коррекцию и развитие логического мышления, памяти, зрительного восприятия. Я не сообщаю детям тему занятия, они находят ее сами с помощью различных приемов (загадки, игровая мотивация, сказочный персонаж и другое). В ходе занятия выслушиваю каждого ребенка и только потом высказываю свое мнение. Всегда стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы это нравилось, тогда и достигаю желаемого результата.

Математический уголок группы представлен разнообразным дидактическим и раздаточным материалом, дидактическими играми по всем разделам программы, занимательным материалом, дополнительным материалом для организации индивидуальной работы с детьми.

Для выявления уровня развития детей провожу диагностирование (Приложение 2). Анализ обследования дает возможность конкретизировать план воспитательно-образовательной работы, осуществлять индивидуальный подход и подбор новых технологий, способствующих дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей. Результаты диагностики довожу до сведения родителей, готовлю для них рекомендации, все это способствует развитию диалога с родителями, выстраиваю доверительные отношения — а это всегда идет на пользу детям.

Проводя занятия по конструированию, я заметила, что детям нравятся игрушки — самоделки. Зная пользу от процесса их изготовления, я решила организовать кружок «Лесовичок», разработала тематический план (Приложение 3). Проводила его в свободное время (1-я неделя - утром, 3-я неделя - вечером). Результатом кружковой работы стало то, что дети к концу года стали более усидчивы, самостоятельны, повысился познавательный интерес, и что самое главное: развита мелкая моторика рук - а это прекрасное условие для успешного обучения в школе.

Решение задач всестороннего воспитания дошкольников возможно лишь при наличии в системе воспитания детей единства педагогических требований, предъявляемых общественным воспитанием и семьей.

Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями можно добиться результатов воспитания и обучения детей. Родителей моих воспитанников считаю единомышленниками и помощниками в сложных профессиональных вопросах воспитания и обучения. С целью выявления достижения полного взаимопонимания в вопросах воспитания провела анкетирование (Приложение 4), анкетирование с целью выявления творческих способностей (Приложение 5). Сотрудничество с родителями «на равных». Я предоставляю родителям возможность активно участвовать в принятии решений, касающихся вопросов воспитания и обучения детей. Они свободно посещают группу, наблюдают за поведением и занятиями своих детей, имеют возможность высказывать свои соображения, пожелания, советы, в группе оформлен стенд «Вопрос, совет, предложение». Провела с родителями анкетирование на тему: «Каким формам взаимодействия ДОУ с семьей Вы отдаете предпочтение?» (Приложение 6); анкетирование на тему: «О здоровье детей» (Приложение 7). В работе с родителями я практикую различные индивидуальные формы общения, так как они способствуют установлению партнерских доверительных отношений через наглядные информационные стенды. Я регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в деле воспитания.

Главные цели, которые я выделяю в работе с родителями:

  • выстраивание доверительных отношений;

  • совместно с родителями оперативно и действенно решать возникающие проблемы.

С целью получить действенные результаты в работе с семьей, планирую ее так, чтобы каждое мероприятие было направлено на достижение определенной цели. С целью выявления степени участия их в воспитательном процессе провела тестирование (Приложение 8). Такие мероприятия, как «Устами младенца», «Счастливый случай», «Вечер вопросов и ответов», «Устный журнал», «Беседа за круглым столом» - позволяют выявить педагогические знания родителей, их кругозор. Такие встречи помогают сблизиться родителям, вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.

Свою деятельность я строю так, чтобы удовлетворить вопросы родителей, знакомя их с жизнью детского сада. Часто выступаю на родительских собраниях. Уже традицией детского сада стали спортивные праздники с участием родителей и их детей.

Для того чтобы помочь родителям овладеть практическими умениями и навыками организовала семинары — практикумы: «Дидактические игры»; «Книжки — малышки»; «Елочные игрушки». Интересно проходят дни открытых дверей, где родители знакомятся с организацией жизни детей в детском саду, с задачами которые решаю воспитатели, видят, чем заняты дети в течение дня, какие требования, режимные моменты, увидели индивидуальную работу с детьми, занятия, прогулку, вечер — развлечения.

Я организовала изготовление елочных игрушек руками родителей и детей. Совместная работа с детьми помогает ближе узнать своего ребенка, его возможности, способности, интересы.

Путем анонимного ответа родителей в конце года на вопрос «Удовлетворены ли Вы воспитательно-образовательным процессом в группе?» выявлено мнение родителей (Приложение 9).

Мой опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями обобщен на муниципальном уровне. Имею II квалификационную категорию (Приложение 10). Проводила открытое мероприятие для воспитателей (Приложение 11), заведующих (Приложение 12). Методические разработки размещены на сайте детского сада.

Свой профессиональный уровень повышаю путем самостоятельной работы с методическими изданиями: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Логопед», Обруч», «Воспитатель в ДОУ», Дошкольная педагогика», «Здоровье школьника». Свое профессиональное мастерство я совершенствую путем посещения и проведения открытых мероприятий, через опыт коллег. Свои методические рекомендации размещаю на сайте детского сада.

Регулярно посещаю курса по повышению квалификации (Приложение 13).

В 2011 году был организован конкурс «Лучшая развивающая среда - моя группа» получила диплом II степени (Приложение 14).

В 2012 году смотр — конкурс «Лучший участок детского сада» - Диплом I степени (Приложение 15).

Дети под моим руководством стали финалистами в муниципальном этапе конкурса «Искорки Тамбовщины»: «Скульптор» - II место; «Юный чтец» - I место.

В 2012 году была награждена грамотой администрацией района (Приложение 16).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного...
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconЭто действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное...
Отвержение ребенка, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, негативное оценивание, акцентирование внимания исключительно на отрицательных...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconВ оровство в дошкольном возрасте
Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconПсихологическая готовность ребенка к обучению в школе
Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconПамятка об ответственности родителей
К тому же семья для ребенка это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconО законодательном обеспечении деятельности Уполномоченного по правам...
В международной практике сложился дополнительный независимый механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconОрганизация и планирование работы на прогулках в зимний период
В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья,...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconОтчет по результатам обследования учащихся лицея №202 г. Новосибирска...
Факторами психосоциального благополучия ребенка являются внутренние (психическое и физическое здоровье ребенка) и внешние условия,...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconСенсорное развитие раннего возраста
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение...

Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? iconКонцепция развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Право каждого ребенка на полноценное развитие, так и на оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и интеллектуальными...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница