Типы почв России




Скачать 92.87 Kb.
НазваниеТипы почв России
Дата публикации21.04.2013
Размер92.87 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с. Карагач

Прохладненского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики.

Типы почв России.
(методическая разработка урока географии в 8-м классе).

Подготовила учитель географии

Шалова Мартина Анатольевна

2010г.

Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:

• сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения почв и роли мелиорации;

• развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное; потребность в творческой деятельности, самоактуализации через различные виды работы; развивать аналитическое мышление, речь, любознательность;

• вызвать интерес к уроку через придания ему проблемно-творческого характера, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

• развивать ценностное отношение учащихся к окружающей природе.
Оборудование:

• географические атласы России и КБР,

• разноуровневые карточки-задания,

• тесты, рисунки учеников “Человек из почвы”,

• портрет В. В. Докучаева и его высказывание, вертикальные разрезы основных видов почв, почвенная карта России, коллекция почв, учебник “География: природа России 8кл. ” Э. М. Раковская.
^ Методические приемы: географический диктант, тестирование, разноуровневые карточки, устный опрос, работа с картами атласа и учебником, просмотр рисунков “Человек из почвы”, самостоятельная работа, составление кластера.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя и ученика-помощника.
^ ХОД УРОКА
1. Организационный момент.

- Проверка готовности класса к уроку.
2. Реализация домашнего задания.

Методические приемы – географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, тестирование, просмотр рисунков “человек из почвы”.
Вопросы географического диктанта:
1. Самые богатые перегноем почвы (черноземы)

2. Какие почвы занимают более половины площадей страны? (подзолистые и дерново-подзолистые)

3. Что является характерной закономерностью смены почв в горах? (высотная поясность)

4. Какие почвы образуются при близком залегании пресных грунтовых вод? ( торфяно-болотные)

5. Лучшие почвы нашей страны ( чернозёмы).

Вид контроля: географический диктант – взаимоконтроль.

Во время устного опроса учеников идет индивидуальная работа учащихся по разноуровневым карточкам (вид контроля: контроль ученика - помощника ). (Приложение№1)

Вопросы устного опроса:

- Какие из основных закономерностей наблюдаются в размещении почв на равнинах и в горах?

- Назовите главные типы почв России. Дайте краткую характеристику каждому из типов.

/После характеристики каждого из типов почв учитель задает вопрос ученикам: «Кто выполнил домашнее творческое задание «Человек из почвы» и хотел бы защитить свою работу?»)

(Ученики показывают свои работы и защищают их).
^ 3. Объявление темы, постановка задач урока.
4. Актуализация опорных знаний.
Методический прием - фронтальный опрос, работа с географическим атласом КБР.

- Как почвы используются человеком?

- Используя почвенную карту КБР, определите, какие почвы преобладают в Прохладненском районе?
^ 5. Изучение нового материала.

Методический приём - рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, составление кластера.
1. Почвенные и земельные ресурсы.

“Земля - один из главных ресурсов природы, источник жизни. Недаром говорят: “Труд – отец богатства, а земля - мать его”.

Почва покрывает поверхность суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь употребляются как синонимы. Нередко отождествляют земельные и почвенные ресурсы. Но это не всегда одно и то же.

Земельные ресурсы – физическая поверхность Земли, которая может использоваться для размещения отдельных объектов и различных отраслей хозяйства. И для большинства отраслей не имеет значения, какие почвы развиты на этих землях.

Лишь для двух направлений использования земель – для сельского и лесного хозяйства – важно качество земель, их плодородие, т. е. основную роль играют почвенные ресурсы. В этих отраслях земля становится средством производства.

Рассказ учителя сопровождается рассмотрением рис. 65 учебника “Основные направления использования земельных ресурсов

Вопросы к ученикам:

- В европейской или азиатской части России больше земельных ресурсов?

- Какая из них более богата почвенными ресурсами для развития земледелия?

(ученики рассматривают картосхему учебника и почвенную карту России, делают вывод, отвечают на вопросы)

Учитель:

Земельный фонд России составляет - 1708 млн. га, из них

- площадь сельхозугодий – 222 млн. га -13 % земельного фонда, в том числе:

- пашни – 132 млн. га -около 8 %, леса – 768 млн. га - 45 %.

Учитель обращается к рис. 65 учебника:

- В какой части страны расположена большая часть с/х земель?

Ученик отвечает:

«Большая часть сельскохозяйственных земель расположена в южной половине страны».

Учитель:

Основная земледельческая зона нашей страны - зона смешанных лесов, лесостепи и степи.

Под пашню используются наиболее плодородные почвы – черноземы, серые лесные и темно-каштановые.

Дерново-подзолистые почвы хотя и менее плодородны, характеризуются устойчивым увлажнением. Это повышает их ценность.

Подзолистые и каштановые почвы менее пригодны для земледелия. На этих почвах преобладают сенокосы и пастбища.

Учитель снова обращает внимание учеников на рис. 65 и задает вопрос:

- На каких почвах размещены оленьи пастбища? Пастбища овец и верблюдов?

Ученики отвечают:

- Оленьи пастбища – на тундровых глеевых;

- Пастбища овец и верблюдов - на светло-каштановых, бурых и серо-бурых почвах полупустынь и пустынь.
2. От чего нужно охранять почву.
По данному вопросу идет самостоятельная работа учеников с учебником.

Учитель:

«Ребята, используя текст учебника, сделайте вывод : от чего нужно охранять почву».

Ученики, читая текст учебника приходят к выводу, что почву нужно охранять от эрозии, которая бывает двух видов :

- водная;

- ветровая.

Учитель:

«Давайте продолжим заполнение кластера, составление которого мы начали на первом уроке».

Ученики дополняют кластер по теме “Почвы” (Приложение №2)

Учитель:

Используя карты атласа КБР, определите, какой вид эрозии почвы преобладает в Прохладненском районе?

Рассказ по данному вопросу сопровождается рисунками на доске.

Учитель задает ученикам проблемный вопрос:

- Какой вид вспашки холма вы бы выбрали? И почему? (Активизация мыслительной деятельности, каждый может высказать свое мнение)

Учитель:

«В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение, изменение состава и свойства почвы, снижается её плодородие

Восстановить плодородие эродированных земель бывает очень трудно».
3. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы.
По данному вопросу идет опережающее обучение, т. к. учитель знакомит и раскрывает понятия видов мелиорации почв, изучение которых предусмотрено программой 9-го класса.

«Ребята, на первом занятии при изучении темы «Почвы и почвенные ресурсы» был поставлен вопрос: «Как повысить плодородие почвы?», теперь мы с вами, изучив этот самый важный раздел по теме «Почвенные ресурсы России», сможем ответить на него. Роль мелиорации в повышении плодородия почвы вы продолжите изучать в 9 классе при изучении темы «Агропромышленный комплекс», поэтому я предоставляю вам право выбора вида работы при изучение данного вопроса.

Я остановилась на следующих видах работы:

1. самостоятельная работа;

2. составление кластера;

3. объяснение учителя.
В случае выбора учениками первого вида работы, они самостоятельно изучают данный вопрос и выполняют краткий конспект, используя опорные слова .

Те учащиеся, которые выбрали второй вид работы, дополняют кластер. (Приложение 2).

В случае выбора учениками третьего вида работы, учитель начинает объяснение

Учитель:

“Важная роль в повышении плодородия почв принадлежит мелиорации земель.

Мелиорация с/х земель – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

Различают виды мелиорации земель:

- Водная: орошение засушливых, осушение переувлажненных земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.

- Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и др.

- Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос.

- Рекультивация - восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека(очистка от камней, пней, выравнивание поверхности и т. п. )

- Химическая - внесение в почву различных удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.

Учитель обращает внимание учеников на рисунок 59 учебника “Мелиорация земель”, рисунок 63 и задает вопросы:

Учитель:

- Используя рис. 63 и рис. 59 учебника определите, где сосредоточены основные площади орошаемых земель? Почему?

- Где находятся основные районы осушения земель? Почему?”

Ученики сопоставляют два рисунка, делают выводы, дают ответы.

Выслушиваются все ответы, после чего учитель дает правильные .

Учитель:

-Итак, вернемся к нашему вопросу: Как можно повысить плодородие почвы?

Ученики дают ответы, учитель выслушивает их, дополняет.

Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.

Учитель:

-Ребята, а теперь те ученики, которые не завершили составление кластера, продолжат эту работу, а тот, кто полностью составил кластер, будет работать у доски” (идет работа по составлению кластера).
^ 6. Подведение итогов урока.

- выставление оценок с комментарием.

- учитель благодарит учеников за урок и замечает, что их творческие работы пригодятся ему для последующих уроков.

^ 7. Закрепление изученного материала.
Методический прием – сочинение эссе.

Темы сочинений:

«Какой я представляю почву будущего».

«Как избавить почвы от разрушения».

«Обращение к Правительству о сохранении почвенных ресурсов».

Учитель выборочно зачитывает сочинения учащихся.

^ 8. Домашнее задание.
(разноуровневое)

1. Повторить § 22 -23,учить § 24 .

2. Повторить § 22 -23, учить § 24,ответить на вопросы № 2, 3, 7 стр. 147 (устно).

3. Повторить § 22-23,учить § 24,ответить на вопросы № 1,4, 5,6 стр. 147(устно), зарисовать рис. 66.

Подготовить к следующему уроку сообщения по темам: «Современное состояние почв в России», «Мероприятия по охране почв».

Приложение №1

Тест №1

1. Самые богатые перегноем почвы:

а/подзолистые;

б/черноземы;

в/солончаки;

г/каштановые.

2. Характерной закономерностью смены почв в горах является:

а/высотная поясность;

б/широтная зональность.

3. Какие почвы занимают более половины площади страны?

а/черноземы;

б/серо – бурые;

в/подзолистые и дерново – подзолистые;

г/тундровые глеевые.
Ответ: 1 –б; 2 –а;3 –в.
Тест №2

1.В какой природной зоне формируются подзолистые почвы?

а/тундре;

б/степной;

в/тайге;

г/пустыне.

2.В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса?

а/лесотундре;

б/лесостепи;

в/полупустыне.

3.Важнейшей причиной зональности почв является:

а/изменение климата;

б/изменение растительного мира;

в/изменение рельефа.
Ответ: 1 –в; 2 –б; 3 –а.
Карточка № 1

Используя рисунок № 63 учебника, определите природную зону, тип почвы и коэффициент увлажнения:

осадки -550 мм;

испаряемость – 750 мм.
/Ответ: природная зона – степь;

почвы – черноземы;

К увл.= 0,73
Карточка № 2

Кто такой ? Что такое ?

Гумус –

Докучаев -

Ответ: гумус –самый верхний и плодородный слой почвы;

Докучаев – ученый, основоположник науки «Почвоведение».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типы почв России iconТипы данных
Примитивные типы данных Паскаля: типы с плавающей запятой (real), целые (integer), char, boolean и перечисления (конструктор нового...

Типы почв России iconО федеральной целевой программе
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения...

Типы почв России iconАнализ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников моу «Каслинская...
Все типы заданий были составлены по основным содержательным линиям предмета: История России с древнейших времен по XVI век, история...

Типы почв России iconВопрос Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение формируется веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мз нужно выделить различные этапы, т е., характеризуя...

Типы почв России iconПрограмма вступительного экзамена
Хозяйственно-экономическая система и ее элементы. Субъекты системы. Типы экономических систем (традиционная, рыночная, командно-административная,...

Типы почв России iconКнига Л. Шестова о Киркегоре
...

Типы почв России iconПерегон машин из Белорусии
Перевозимые из Белоруссии в Москву машины будут марки- мерседес, Ауди, бмв, Фольксваген. В россии в среднем на типы этих марок идет...

Типы почв России iconНиколай Александрович Бердяев о "вечно бабьем" в русской душе
...

Типы почв России iconБереж Дж. М. Сексуальные типы: поиск идеального любовника
Сексуальные типы: поиск идеального любовника / Се­рия «Скромно о нескромном». — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 416 с

Типы почв России icon1. Денежная система: понятие, типы
Денежная система: понятие, типы. Денежная система — это форма организации денежного обра­щения в стране, закрепленная национальным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница