Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода




Скачать 61.82 Kb.
НазваниеАктуальные проблемы реализации компетентностного подхода
Дата публикации18.04.2013
Размер61.82 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Н.В.Тетерина,

заведующая МДОУ

«Центр развития ребенка –

Ножовский детский сад»

Выступление на научно-практической конференции

«Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода

в физическом и валеологическом воспитании детей

в детском саду и начальной школе»
Новые подходы в обеспечении взаимодействия детского сада и семьи
Одна из важнейших проблем современного дошкольного образования – реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка. В контексте решения данной проблемы наиболее уместным представляется ориентировать детский сад на самого близкого ребёнку человека – родителя.

Многочисленные исследования доказывают слова Л.С.Выготского: «Существует и развивается не ребёнок, а система «взрослый – ребёнок», из которой последний постепенно выделился как самостоятельная единица».

Проанализировав существующее содержание, формы организации и содержание взаимодействия детского сада и семьи, мы пришли к выводу, что они являются достаточно неэффективными, потому что ориентированы на родителя-потребителя, привыкшего мало требовать от себя, переложившего свои священные обязанности на общественное воспитание и требующего от ДОУ высоких результатов «воспитанности» (в широком смысле этого слова) своего ребёнка. Современное образование не может быть потребительским. Главная его ценность – возможность творчества и созидания. А созидать человек может только при том условии, что он включён в это процесс. Изгнав родителя из детского сада (признаём, что это чрезвычайно удобно и нам самим, т.к. защищает от постороннего, часто пристрастного, взгляда), мы тем самым лишили его уникальной возможности познать своего ребёнка в условиях оторванности от семьи, помочь малышу постигать мир вне стен его родного дома.

Мы полагаем, что традиционные формы и содержание работы с родителями недостаточно эффективны уже потому, что они несут универсальную (обобщённую) информацию о дошкольнике вообще. Родителю мало знать об особенностях развития и воспитания ребёнка определённого возраста, гораздо более важным является познание, прежде всего, своего ребёнка.

Современная отечественная педагогика, соизмеряясь с растущими проблемами и потребностями общества, открывает перспективы глобального изучения ряда новых проблем, которые неизбежно ведут к пересмотру содержания работы с родителями. Но самая главная проблема в пересмотре отношений детского сада и семьи. Они должны строиться на основе сотрудничества, т.е. детские сады должны стать учреждениями открытого типа. Тогда и родители будут участниками воспитательно-образовательного процесса.

О необходимости взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей говорят и учёные, и педагоги, и родители; это подтверждено в нормативных документах.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье.

Итак, главное в работе с семьёй – это сотрудничество и взаимодействие.

Мы выделили наиболее общие недостатки воспитателей при работе с семьёй, мешающие сотрудничеству:

  • формальное отношение педагогов к работе с родителями вследствие недооценки воспитательной работы семьи;

  • ориентация на родителей вообще, без учёта различий в возрасте, образовании, культурном уровне, взглядах на воспитание детей и т.д. с этим связано неумение ставить конкретные задачи и выбирать адекватные методы;

  • отсутствие у дошкольных работников коммуникативных навыков, необходимых для установления с родителями положительного взаимодействия.

А чем же может сотрудничество педагогов и родителей – родителям?

  • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

  • относиться к ребёнку как к равному;

  • понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

  • знать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их;

  • проявлять личную заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке;

  • установить хорошие доверительные отношения с ребёнком.


Итак, работа с семьёй – важнейшая и сложная сторона деятельности воспитателей и всех работников ДОУ.

По силе, глубине своих специфических воздействий на ребёнка, семья – важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.

Но для воспитания полноценной личности ребёнку необходимо детское сообщество. Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен. Это равнозначные взаимодополнительные объединения, необходимые для правильного личностного и социального развития ребёнка. И, конечно, каждое образовательное учреждение стремится работать в тесном контакте с родителями. Наш детский сад этому не исключение.

Перед тем, как принять ребёнка в детский сад, происходит первое знакомство с родителями – посещение семьи воспитателем. Цель – ближе познакомиться с родителями, лучше узнать семью, увидев её в обычной домашней обстановке и, наконец, проверить свои предположения и наблюдения относительно психологического климата, в котором живёт ребёнок.

В своей работе мы используем педагогические беседы с родителями. Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьёй, его систематического общения с отцом и матерью ребёнка, с другими членами семьи.

^ Тематические консультации – это одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает с одной стороны ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждать родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты его характера.

В детском саду проводятся ^ Дни открытых дверей. Цель зависит от назначения того или иного мероприятия, от этого зависит содержание и форма.

Центральным моментом дня открытых дверей, имеющего целью дать родителям определённые знания и умения на примере проведения тех или иных режимных моментов, является интерпретация увиденного ими. В этой форме обучающее начало как бы скрыто за видимостью обычного знакомства с жизнью детей.

Регулярно проводятся родительские собрания как групповые, так и общие всего ДОУ.

В группах есть папки-передвижки, педагогические библиотечки, оформляются тематические выставки, цель которых – донести до родителей содержание и значимость того или иного вопроса воспитания. Они имеют теоретический, иллюстрационный материал.

В ДОУ проводятся выставки, конкурсы, семинары-практикумы, деловые игры. Существует множество нетрадиционных форм работы с родителями. Мы используем такие формы, как творческие гостиные, тренинги, походы, кружковая работа и др.

Хочется отметить наиболее яркие мероприятия, которые проводились вместе с родителями у нас в ДОУ:

  • общее родительское собрание «Путь к здоровью, силе, бодрости». Собрание проводилось в форме круглого стола с приглашением педиатра, стоматолога, был интересный КВН. Родители участвовали в рекламных паузах совместно с воспитателями.

  • Собрание «Воспитание у детей любви к родной природе» прошло в форме игры «Счастливый случай».

  • «У детского сада и семьи единые цели». На этом собрании выступили родители, они поделились опытом по воспитанию своих детей.

Я хочу сказать, что такие собрания, проведённые в нетрадиционной форме, больше сближают родителей и коллектив детского сада.

Также оформляются выставки поделок, которые изготавливаются совместно детьми и родителями, например «Умелые руки не знают скуки» - выставки поделок из бумаги и др. материалов.

В детском саду был проведён тематический вечер «О нас для вас», «Это доброе слово бабушка».

И, конечно, не без участия родителей, проводятся такие шоу-программы, как «Мисс Дюймовочка», «Маленький принц», «Зов джунглей» и др.

Много интересных спортивных мероприятий проводится в детском саду совместно с родителями. Всё это, конечно, даёт положительный результат в работе с семьёй.

Проблема сотрудничества между ДОУ и семьёй является общегосударственной задачей и сегодня имеет особую актуальность. Отечественная дошкольная педагогика обладает богатым арсеналом форм и методов работы с родителями, обеспечивающих наряду с усвоением информационного содержания и способов воспитания ребёнка, установление положительного эмоционального контакта, предопределяющего эффективность совместных работ.

Но имеющиеся формы и методы работы с родителями, могут быть использованы лишь в том случае, если будет ориентация педагогов не на родителей вообще, а на каждую отдельную семью на основании знаний, специфики взаимоотношений, состава семьи, её типа и т.д. Кроме того, необходима активизация коммуникативных умений педагогов с целью создания доверительного, психологически комфортного общения с родителями.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconРеализация компетентностного подхода в исследовательской и проектной деятельности
Теризуется переходом на новые государственные образовательные стандарты. Фгос направлен на решение проблем компетентностного подхода,...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconК вопросу о реализации компетентностного подхода в процессе обучения математике
России, но и для всего мирового сообще­ства. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconКонференция состоится 10 и 11 апреля 2013
Зовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование», профили: Математика, Информатика, Физика и реализации...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconКоммуникативная компетентность как объект тестового контроля
Проблема создания языковых и речевых тестов в рамках компетентностного подхода еще далека от своего решения. Анализ этой проблемы...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Разработка модели профильного обучения и предпрофильной подготовки, внедрение компетентностного подхода в образование

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconСамостоятельная работа Форма контроля
«Актуальные проблемы преподавания комплексного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» в условиях реализации...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconПравила оформления работ, подаваемых в сборник по итогам конференции...
Совет студенческого научного общества сообщает, что во второй половине текущего года планируется издание сборника статей победителей...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconПравила оформления работ, подаваемых в сборник по итогам конференции...
Совет студенческого научного общества сообщает, что во второй половине текущего года планируется издание сборника статей победителей...

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconСоздание условий для формирования конкурентоспособной личности, с...
Формирование компетентностного подхода в приобретении общеучебных навыков обучающихся

Актуальные проблемы реализации компетентностного подхода iconКомпетентностного подхода в последнее время занимает все больше страниц...
Социальное образование: региональный аспект. Сборник статей   / Под ред. Андреевой О. И. Азов: ООО «АзовПечать», 2007. – 60 с. (Проблемы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница