«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования»




Скачать 192.25 Kb.
Название«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования»
страница1/3
Дата публикации14.04.2013
Размер192.25 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2   3

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (АИТ) управления объектом исследования»



Цель работы
Получить и закрепить знания по основам системного подхода.

Овладеть главным инструментом системного анализа: алгоритмом системного проектирования организационных структур управления сложными социальными, экономическими, производственными, финансовыми системами.

Применить опыт системной деятельности при структуризации объекта исследования с целью выявления задач информатизации   нормативного множества автоматизированных информационных технологий (АИТ) управления объектом исследования.
Средства выполнения и форма отчетности
Для выполнения работы требуются знания по содержательным моделям описания сложных систем, организационным структурам системы управления [10, 11, 12, 5, гл.1,2], моделям исследования систем управления и синтеза АИТ управления [5, гл.4.2].

Результаты выполнения работы в виде файла (отчет, оформленный в соответствии с требованиями данных методических указаний) необходимо прислать по электронной почте или на дискете.
Постановка задачи
Окружающие нас производственные, социальные, организационные и природные объекты обладают множеством различных свойств: они достаточно сложны, распределены в пространстве, динамичны во времени, поведение их описывается как детерминированными, так и стохастическими законами.

В управлении такими системами задействовано большое количество людей, громадные природные, материальные и энергетические ресурсы. В этой связи подход к объектам управления, как к сложным системам, выражает одну из главных особенностей современного этапа развития общества

Умение распознать систему, декомпозировать ее на элементарные составляющие, определить законы управления каждой подсистемой и вновь синтезировать систему требует разработки и применения ряда формальных моделей, процедур, алгоритмов. Рассмотрим основные понятия и элементы системного проектирования объектов исследования [10, 5, гл.2,4]:

^ 1. Проблемная ситуация.

Исходным моментом в определении системы является ее сопоставление со средой, т.е. среда — это все то, что не входит в систему, а система — это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс взаимодействия среды и системы.

Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является одной из первоочередных задач системного анализа. От правильности определения границ зависят не только выполняемые функции, эффективность и качество системы, но и нередко сама ее жизнедеятельность.

Взаимодействие между системой и средой построено по следующей схеме: среда поставляет системе ресурсы, устанавливает цели, ограничения, а получает из системы и потребляет ее конечные продукты. Характерно, что КП системы принципиально не могут быть созданы в среде (в противном случае нет необходимости выделять систему из среды).

Возникшая либо назревающая степень неудовлетворения элементов внешней среды конечными продуктами системы, либо низкая эффективность взаимодействия элементов внешней среды с системой порождают новое понятие системного подхода «проблемная ситуация».

В этом случае, очевидно, что перечень проблемных ситуаций можно определить, исходя из анализа взаимосвязей элементов множеств:



  множество конечных продуктов (выход системы);

  множество ресурсов (вход системы);

  множество целей и ограничений (вход системы).

При проведении данного этапа системных исследований, прежде всего, необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место. В [12] этот вид деятельности рекомендуется рассматривать в виде последовательности этапов:

  • установления наличия проблемы, т.е. уяснения, существует ли в действительности проблема либо является надуманной;

  • определения новизны проблемной ситуации;

  • установления причин возникновения проблемной ситуации;

  • определения степени взаимосвязи проблемных ситуаций;

  • определения полноты и достоверности информации о проблемной ситуации;

  • определения возможности разрешения проблемы.

Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления и установления возможных прецедентов или аналогий. В этом случае принято говорить о стандартных и нестандартных проблемных ситуациях.

Установление причин (как в системе, так и во внешней среде) возникновения проблемы позволяет глубже понять закономерности функционирования объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, приведшие к проблемной ситуации.

При анализе проблемной ситуации необходимо установить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами. При этом необходимо провести разделение этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные. Анализ взаимосвязей проблем создает возможности четкого и глубокого выявления причинно-следственных зависимостей и способствует выработке комплексного решения, что, в свою очередь, позволяет выдавать рекомендации по изменению не только исследуемой системы, но и внешней среды.
^ 2. Цели системы.

Определение цели системы является одним из ответственных этапов системного подхода. Главная трудность формирования целей связана с тем, что цели являются как бы антиподом проблем. Формулируя проблемы, мы говорим в явном виде, что нам не нравится. Говоря о целях, мы пытаемся сформулировать, что мы хотим. При определении цели не следует формулировать ее в терминах средств достижения цели. Предположим, вы хотите улучшить информационное обслуживание своей фирмы — формулировка цели в виде «приобретение необходимого количества ПЭВМ» является лишь одним из возможных действий в этом направлении.

Рассматривая возможные пространства целеполагания, выделим следующие классы целей, свойственные любой организационной системе:

  • цели, которые ставят перед системой вышестоящие организации;

  • цели, которые ставят перед системой элементы внешней среды;

  • собственные цели системы;

  • цели, которые ставят перед системой подведомственные организации

Окончательная формулировка целей системы должна сопровождаться выбранной системой показателей эффективности достижения целей и принятой системой ограничений.

Цели системы выражают субъективную точку зрения на то, для чего создается система, какой результат будет получен в процессе ее функционирования (развития). Критерий же эффективности — это оценка качества функционирования системы, измерение степени достижения целей.

В общем случае любой показатель эффективности зависит от параметров системы и внешней среды. При этом выбранный показатель эффективности существенно влияет в дальнейшем как на реализуемые системой функции, так и на выбор структуры системы. Проследим это на примере выбора показателей эффективности некоторого производственного процесса, обеспечивающего выпуск некоторого множества конечных продуктов.

Примем первоначально в качестве показателя эффективности производительность (количество КП в единицу времени). В этом случае при выделении функций и проектировании структуры системы будем акцентировать внимание на модернизации производства, не учитывая такие параметры, как экономия ресурсов, себестоимость и т.д. И наоборот, приняв в качестве показателя эффективности величину себестоимости, мы включаем механизм экономии и оставляем без внимания факторы производительности оборудования, качества продукции и т.д. Таким образом, очевидно, что характер критерия эффективности определяет и основные направления анализа и синтеза исследуемой системы, и неверный его выбор приводит систему к кризису.

Для согласования различных тенденций в функционировании системы при наличии альтернатив используют либо сложные показатели эффективности, состоящие из различных критериев, либо показатели эффективности, содержащие ограничительные условия, например: минимизации производственных потерь и себестоимости; минимизации себестоимости при ограничениях на производительность и качество.

Наряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или иного варианта решения оказывает система выделенных в задаче ограничений. Ограничения — это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений. При этом качественные ограничения формулируются, как правило, в терминах: «не разрешается», «не допускается». Количественные — «не более», «не менее», «в интервале от   до …». Ограничения, как правило, дополняют (конкретизируют) сформулированные ранее цели и в отдельных случаях могут сделать цели нереализуемыми.
^ 3. Функции системы.

Наличие проблемной ситуации и сформулированной цели системы, как прообраза ее будущего состояния, требует реализации определенных действий по достижению заданных целевых результатов. В этом случае определим функцию системы как способ (совокупность действий) достижения системой поставленных целей.

В действующих системах множество функций задается, как правило, в уставе организации, в должностных инструкциях. Для определения множества функций вновь проектируемых систем либо определения множества альтернатив решения конкретных проблемных ситуаций могут быть использованы содержательные методы («дерева целей», последовательного синтеза АИТ, структурно-функционального и пространственного анализа).
^ 4. Структура системы.

При создании системы важно выявление таких элементов системы и отношений между ними, которые обеспечили бы ее целенаправленное функционирование. Упорядоченное множество отношений между частями, существенное по отношению к цели и необходимое для реализации функции, образует структуру системы.

Понятие структуры происходит от латинского слова structure, означающего строение, расположение, порядок, а наиболее точное определение структуры выглядит следующим образом: «под структурой понимается совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними». При этом понятие «связи» может характеризовать одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Кроме того, при проведении анализа используются два определяющих понятия структуры: материальная и формальная.

В общем случае под формальной структурой понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения системой поставленных целей. Из определения следует, что формальная структура описывает нечто общее, присущее системам одного типа. В свою очередь, материальная структура является носителем конкретных типов и параметров элементов системы и их взаимосвязей.

Применительно к процессам обучения при описании материальной структуры в качестве объекта деятельности рассматриваются обучаемые; в качестве субъекта деятельности — учитель; средства деятельности представлены учебниками, лабораторными установками, ПЭВМ; отношения же между элементами определяются принятой технологией обучения.
^ 5. Внешние условия системы.

Системные исследования организации позволяют создать идеально-нормативную систему, которая может служить эталоном реальных систем, функционирующих в условиях ограничений, накладываемых внешней средой. При несоответствии существующей структуры системы нормативному набору функций, приводящему к достижению целей, и невозможности ее реорганизации за счет внутренних ресурсов системы, должны рассматриваться варианты целенаправленного воздействия на систему элементов внешней среды. В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются:

  • внешние ресурсы (финансовые, материальные, трудовые, информационные);

  • ограничения (законодательные акты, нормативно-правовые документы и т.д.), задаваемые, как правило, в виде некоторых информационных ресурсов.

Очевидно, и те и другие воздействия могут оказывать влияние, как на структуру, так и на функции системы.

Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо множества функций по их реализации. Однако этап постановки «оптимальных целей» не должен считаться потерей времени, так как стратегия «это лучшее, что можно сделать» в этом случае подменяется стратегией «это лучшее, что может быть сделано».

В случае если внешних ресурсов достаточно, можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей.

Пример. В качестве ресурсов внешней среды при реализации функции «подготовка специалистов, соответствующих требованиям конкретного предприятия» можно рассматривать следующие компоненты:

  • финансовые ресурсы, поступающие от предприятия в виде денежной компенсации за дополнительную подготовку;

  • материальные ресурсы, представленные в виде оригинального оборудования, приборов и устройств, которыми студент должен научиться пользоваться;

  • постановления Министерства образования Российской Федерации, регламентирующие права и обязанности вуза, предприятия и студента.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconТема Методика создания автоматизированных систем (аис) и технологий (аит)
Ис в экономике. Тема Методика создания автоматизированных систем (аис) и технологий (аит)

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconКонтрольная работа по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Построение организационных структур»
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих...

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconКонтрольная работа по дисциплине «Менеджмент» на тему: «Построение организационных структур»
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих...

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconИнформационное обеспечение автоматизированных информационных систем и технологий
Ис в экономике. Тема Информационное обеспечение автоматизированных информационных систем и технологий

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» icon1. Понятие и принципы построения организационных структур
Формы организационных структур

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconКонцепция Городской межведомственной геоинформационной системы г. Феодосии (мгис феодосия)
Феодосии (далее «мгис феодосия») представляет из себя комплекс методологических, организационных, программных, технических, информационных...

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconРеферат на тему «Иерархия организационных структур управления компании»
Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления,...

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconРабочая программа сд. Ф. 01 Проектирование информационных систем...
Цель дисциплины «Проектирование информационных систем» состоит в том, чтобы дать студентам знания, умения и навыки, формирующие компетентностный...

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconВопросы по курсу «Информационные технологии управления»
Понятие информационных систем (ИС), информационных технологий (ИТ); их место в управлении экономическими объектами

«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (аит) управления объектом исследования» iconРабочая программа Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Проектирование...
Цель дисциплины «Проектирование информационных систем» состоит в том, чтобы дать студентам знания, умения и навыки, формирующие компетентностный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница