Скачать 192.25 Kb.
|
«Системное проектирование организационных структур и автоматизированных информационных технологий (АИТ) управления объектом исследования»Цель работы Получить и закрепить знания по основам системного подхода. Овладеть главным инструментом системного анализа: алгоритмом системного проектирования организационных структур управления сложными социальными, экономическими, производственными, финансовыми системами. Применить опыт системной деятельности при структуризации объекта исследования с целью выявления задач информатизации нормативного множества автоматизированных информационных технологий (АИТ) управления объектом исследования. Средства выполнения и форма отчетности Для выполнения работы требуются знания по содержательным моделям описания сложных систем, организационным структурам системы управления [10, 11, 12, 5, гл.1,2], моделям исследования систем управления и синтеза АИТ управления [5, гл.4.2]. Результаты выполнения работы в виде файла (отчет, оформленный в соответствии с требованиями данных методических указаний) необходимо прислать по электронной почте или на дискете. Постановка задачи Окружающие нас производственные, социальные, организационные и природные объекты обладают множеством различных свойств: они достаточно сложны, распределены в пространстве, динамичны во времени, поведение их описывается как детерминированными, так и стохастическими законами. В управлении такими системами задействовано большое количество людей, громадные природные, материальные и энергетические ресурсы. В этой связи подход к объектам управления, как к сложным системам, выражает одну из главных особенностей современного этапа развития общества Умение распознать систему, декомпозировать ее на элементарные составляющие, определить законы управления каждой подсистемой и вновь синтезировать систему требует разработки и применения ряда формальных моделей, процедур, алгоритмов. Рассмотрим основные понятия и элементы системного проектирования объектов исследования [10, 5, гл.2,4]: ^ Исходным моментом в определении системы является ее сопоставление со средой, т.е. среда — это все то, что не входит в систему, а система — это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс взаимодействия среды и системы. Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является одной из первоочередных задач системного анализа. От правильности определения границ зависят не только выполняемые функции, эффективность и качество системы, но и нередко сама ее жизнедеятельность. Взаимодействие между системой и средой построено по следующей схеме: среда поставляет системе ресурсы, устанавливает цели, ограничения, а получает из системы и потребляет ее конечные продукты. Характерно, что КП системы принципиально не могут быть созданы в среде (в противном случае нет необходимости выделять систему из среды). Возникшая либо назревающая степень неудовлетворения элементов внешней среды конечными продуктами системы, либо низкая эффективность взаимодействия элементов внешней среды с системой порождают новое понятие системного подхода — «проблемная ситуация». В этом случае, очевидно, что перечень проблемных ситуаций можно определить, исходя из анализа взаимосвязей элементов множеств: ![]() ![]() ![]() ![]() При проведении данного этапа системных исследований, прежде всего, необходимо четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место. В [12] этот вид деятельности рекомендуется рассматривать в виде последовательности этапов:
Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления и установления возможных прецедентов или аналогий. В этом случае принято говорить о стандартных и нестандартных проблемных ситуациях. Установление причин (как в системе, так и во внешней среде) возникновения проблемы позволяет глубже понять закономерности функционирования объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, приведшие к проблемной ситуации. При анализе проблемной ситуации необходимо установить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами. При этом необходимо провести разделение этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные. Анализ взаимосвязей проблем создает возможности четкого и глубокого выявления причинно-следственных зависимостей и способствует выработке комплексного решения, что, в свою очередь, позволяет выдавать рекомендации по изменению не только исследуемой системы, но и внешней среды. ^ Определение цели системы является одним из ответственных этапов системного подхода. Главная трудность формирования целей связана с тем, что цели являются как бы антиподом проблем. Формулируя проблемы, мы говорим в явном виде, что нам не нравится. Говоря о целях, мы пытаемся сформулировать, что мы хотим. При определении цели не следует формулировать ее в терминах средств достижения цели. Предположим, вы хотите улучшить информационное обслуживание своей фирмы — формулировка цели в виде «приобретение необходимого количества ПЭВМ» является лишь одним из возможных действий в этом направлении. Рассматривая возможные пространства целеполагания, выделим следующие классы целей, свойственные любой организационной системе:
Окончательная формулировка целей системы должна сопровождаться выбранной системой показателей эффективности достижения целей и принятой системой ограничений. Цели системы выражают субъективную точку зрения на то, для чего создается система, какой результат будет получен в процессе ее функционирования (развития). Критерий же эффективности — это оценка качества функционирования системы, измерение степени достижения целей. В общем случае любой показатель эффективности зависит от параметров системы и внешней среды. При этом выбранный показатель эффективности существенно влияет в дальнейшем как на реализуемые системой функции, так и на выбор структуры системы. Проследим это на примере выбора показателей эффективности некоторого производственного процесса, обеспечивающего выпуск некоторого множества конечных продуктов. Примем первоначально в качестве показателя эффективности производительность (количество КП в единицу времени). В этом случае при выделении функций и проектировании структуры системы будем акцентировать внимание на модернизации производства, не учитывая такие параметры, как экономия ресурсов, себестоимость и т.д. И наоборот, приняв в качестве показателя эффективности величину себестоимости, мы включаем механизм экономии и оставляем без внимания факторы производительности оборудования, качества продукции и т.д. Таким образом, очевидно, что характер критерия эффективности определяет и основные направления анализа и синтеза исследуемой системы, и неверный его выбор приводит систему к кризису. Для согласования различных тенденций в функционировании системы при наличии альтернатив используют либо сложные показатели эффективности, состоящие из различных критериев, либо показатели эффективности, содержащие ограничительные условия, например: минимизации производственных потерь и себестоимости; минимизации себестоимости при ограничениях на производительность и качество. Наряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или иного варианта решения оказывает система выделенных в задаче ограничений. Ограничения — это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений. При этом качественные ограничения формулируются, как правило, в терминах: «не разрешается», «не допускается». Количественные — «не более», «не менее», «в интервале от до …». Ограничения, как правило, дополняют (конкретизируют) сформулированные ранее цели и в отдельных случаях могут сделать цели нереализуемыми. ^ Наличие проблемной ситуации и сформулированной цели системы, как прообраза ее будущего состояния, требует реализации определенных действий по достижению заданных целевых результатов. В этом случае определим функцию системы как способ (совокупность действий) достижения системой поставленных целей. В действующих системах множество функций задается, как правило, в уставе организации, в должностных инструкциях. Для определения множества функций вновь проектируемых систем либо определения множества альтернатив решения конкретных проблемных ситуаций могут быть использованы содержательные методы («дерева целей», последовательного синтеза АИТ, структурно-функционального и пространственного анализа). ^ При создании системы важно выявление таких элементов системы и отношений между ними, которые обеспечили бы ее целенаправленное функционирование. Упорядоченное множество отношений между частями, существенное по отношению к цели и необходимое для реализации функции, образует структуру системы. Понятие структуры происходит от латинского слова structure, означающего строение, расположение, порядок, а наиболее точное определение структуры выглядит следующим образом: «под структурой понимается совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними». При этом понятие «связи» может характеризовать одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Кроме того, при проведении анализа используются два определяющих понятия структуры: материальная и формальная. В общем случае под формальной структурой понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения системой поставленных целей. Из определения следует, что формальная структура описывает нечто общее, присущее системам одного типа. В свою очередь, материальная структура является носителем конкретных типов и параметров элементов системы и их взаимосвязей. Применительно к процессам обучения при описании материальной структуры в качестве объекта деятельности рассматриваются обучаемые; в качестве субъекта деятельности — учитель; средства деятельности представлены учебниками, лабораторными установками, ПЭВМ; отношения же между элементами определяются принятой технологией обучения. ^ Системные исследования организации позволяют создать идеально-нормативную систему, которая может служить эталоном реальных систем, функционирующих в условиях ограничений, накладываемых внешней средой. При несоответствии существующей структуры системы нормативному набору функций, приводящему к достижению целей, и невозможности ее реорганизации за счет внутренних ресурсов системы, должны рассматриваться варианты целенаправленного воздействия на систему элементов внешней среды. В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются:
Очевидно, и те и другие воздействия могут оказывать влияние, как на структуру, так и на функции системы. Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо множества функций по их реализации. Однако этап постановки «оптимальных целей» не должен считаться потерей времени, так как стратегия «это лучшее, что можно сделать» в этом случае подменяется стратегией «это лучшее, что может быть сделано». В случае если внешних ресурсов достаточно, можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей. Пример. В качестве ресурсов внешней среды при реализации функции «подготовка специалистов, соответствующих требованиям конкретного предприятия» можно рассматривать следующие компоненты:
|
![]() | Ис в экономике. Тема Методика создания автоматизированных систем (аис) и технологий (аит) | ![]() | Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих... |
![]() | Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих... | ![]() | Ис в экономике. Тема Информационное обеспечение автоматизированных информационных систем и технологий |
![]() | Формы организационных структур | ![]() | Феодосии (далее «мгис феодосия») представляет из себя комплекс методологических, организационных, программных, технических, информационных... |
![]() | Подобные структуры управления, преобладающие на многих российских предприятиях построены в соответствии с принципами управления,... | ![]() | Цель дисциплины «Проектирование информационных систем» состоит в том, чтобы дать студентам знания, умения и навыки, формирующие компетентностный... |
![]() | Понятие информационных систем (ИС), информационных технологий (ИТ); их место в управлении экономическими объектами | ![]() | Цель дисциплины «Проектирование информационных систем» состоит в том, чтобы дать студентам знания, умения и навыки, формирующие компетентностный... |