Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение




Скачать 474.65 Kb.
НазваниеКонцепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение
страница1/3
Дата публикации15.03.2013
Размер474.65 Kb.
ТипРеферат
vbibl.ru > География > Реферат
  1   2   3
КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ СЭР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.

Новая схема управления Региона в условиях инновационного
социально-ориентированного развития.
Введение
Основное содержание «Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации», подготовленной МЭРТ РФ в марте текущего года и содержание выступления Президента РФ Путина В.В. на расширенном заседании Государственного совета в начале февраля текущего года, известное под названием «О стратегии развития России до 2020 года», а также результаты анализа ситуации во Владимирской области и за ее пределами, полученные Институтом социально-экономического развития ЦФО, свидетельствуют о том, что ядром стратегии развития Владимирской области должно стать развитие человеческого потенциала.

Человеческий потенциал определяет два других стратегически значимых направления развития – инновационность и конкурентоспособность, поскольку люди – это главный ресурс, который перерабатывает (трансформирует) все остальные виды ресурсов: информационные, материальные, финансовые, энергетические. Именно человеческий потенциал определяет эффективность использования такого специфического ресурса как время.

Учитывая изложенное, направления развития Владимирской области стратегически выглядят так, как это представлено на рисунке 1, из которого следует, что инновационность требует внесения институциональных изменений, а для роста конкурентоспособности, с одной стороны, необходима модернизация существующей экономики области, а с другой стороны, необходима ее трансформация за счет создания сети региональных кластеров.

Модернизация экономики связана с поддержкой высокотехнологичных предприятий области, ростом энергоэффективности и развитием коммуникаций всех видов, а также ростом эффективности использования лесных ресурсов области. Формирование кластеров1 как в сельском хозяйстве, так и в других традиционных отраслях, позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Инновационная компонента развития области включает не только комплекс соответствующих законов, но новые отношения между основными группами интересов: властью, бизнесом и сообществом. Инновационность должна пронизывать как хозяйственную, так и общественную жизнь в области. Роль локомотива в инновационной сфере отводится малому бизнесу, для развития которого необходимо формировать адекватную инновационную инфраструктуру.

Отмеченные компоненты развития требуют повышения эффективности государственного и муниципального управления. Первым шагом в этом направлении будет формирование стратегии развития Владимирской области.

^ Концептуальные положения стратегического развития Владимирской области
1. Единственной реальной альтернативой развития территории является стратегия инновационного развития, причем темпы инновационного развития должны быть значительно выше за счет кардинального повышения производительности труда (четырехкратный рост за 12 лет).

2. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. При этом должны быть решены ключевые проблемы: создание равных возможностей для людей; формирование мотивации к инновационному поведению; радикальное повышение конкурентоспособности продукции и эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.

3. Формирование региональной инновационной системы, опирающейся на государственные и частные институты. Стержнем региональной инновационной системы должен стать научно-образовательный кластер, который объединяет остальные кластеры области, образуя социально-экономическую основу развития.

4. Инструменты самоорганизации общества (некоммерческие организации, выдающиеся деятели искусства, науки и т.п.) должны воспитывать в обществе культуру самоуправления (традиции, привычки, ритуалы и т.д.).

5. Развитие конкурентоспособных преимуществ находится как в зоне энергоэффективности (по причине отсутствия в нужном количестве собственных энергогенерирующих производственных мощностей), глубокой переработки древесины и вовлечения в хозяйственный оборот водных ресурсов, а также формирования кластеров, позволяющих получить дополнительные преимущества в традиционных для области отраслях.

6. Формирование институциональной среды развития области как в части новых законодательных актов и правил взаимодействия, так и в части новых институтов на рынке земли и финансовом рынке, бюджетных отношений и форм государственного регулирования.

^ Система положений в рамках первого принципа

1. Единственной реальной альтернативой развития территории является стратегия инновационного развития, причем темпы инновационного развития должны быть значительно выше за счет кардинального повышения производительности труда (четырехкратный рост за 12 лет).
Если говорить о стратегии инновационного развития области, то следует иметь в виду, что, во-первых, должна быть разработана эта самая инновационная стратегия развития Владимирской области, а во-вторых, должна быть выстроена система стратегий большинства хозяйствующих субъектов области так, чтобы эти стратегии не противоречили региональной стратегии, а обеспечивали ее реализацию. Но поскольку внешняя среда (ситуация в стране), да и внутренняя среда в самой области динамично меняется необходима время от времени корректировка указанной стратегии области и стратегий хозяйствующих субъектов. И разработку, и корректировку кто-то должен выполнять системно. Из всего сказанного вытекает потребность в неком инновационном центре.

Стратегия инновационного развития должна предусматривать изменение деятельности социально-экономических систем области, поскольку в их основе должны лежать ориентации не столько на текущую эффективность, сколько на периодическое внесение изменений. Такая деятельность возможна в том случае, когда инновационные решения вырабатываются или аккумулируются, как правило, в инновационном центре, а затем транслируются в хозяйствующие субъекты. Таким центром может стать научно-образовательный кластер области.

Намеченный многократный рост производительности труда требует создание областной системы непрерывного образования работников всех отраслей, всех форм собственности и всех специальностей и профессий. И здесь в первую очередь инновационным должно стать сама система образования в области. Мобильность и творчество в деятельности отмеченной системы возможны в случае создания саморегулируемых организаций (СРО) учебных заведений (например, СРО учителей, СРО преподавателей вузов и т.п.), но приоритет следует отдать формированию образовательного кластера2 или нескольких кластеров.

Образовательный кластер

Инновационные решения всегда встречают сопротивление в своей реализации, поскольку затрагивают интересы людей, работающих в тех организациях, которые внедряют инновации. Без предварительной подготовки работников организации к внесению изменений (разъяснения, повышение квалификации, стимулирование и т.п.) инновации не идут. Поэтому нужна система консалтинговых и инжиниринговых фирм, обеспечивающих процесс инновационных изменений.

Сами инновационные решения требуют, с одной стороны, экспертных знаний, которыми обладают работники той отрасли, в которой работает конкретная организация, а с другой стороны, нужны консультационные услуги «со стороны», обеспечивающие процесс, который не характерен для большинства работников организации, занятых текущими делами – процесс выработки творческих, креативных, инновационных решений. Специфику таких технологий знают опять же консультанты, специализирующиеся на организации творческого процесса выработки инновационных решений.

Таким образом, необходимо формировать систему консультационных фирм, обслуживающих инновационные процессы в регионе. А для обеспечения качества таких консультационных услуг необходимо поддерживать формирование СРО консалтинговых фирм.

^ Система положений в рамках второго принципа

2. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. При этом должны быть решены ключевые проблемы: создание равных возможностей для людей; формирование мотивации к инновационному поведению; радикальное повышение конкурентоспособности продукции и эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда.
Создание равных возможностей для людей будет реализовано за счет выравнивания развития территории путем развития малых городов, поселков (их около 90), сел и деревень (их около 2000). В поселках в приоритетном порядке будут формироваться филиалы крупных и средних предприятий, а также предприятия малого бизнеса, включенные в областные кластеры. Развитие и выравнивание возможностей будет осуществляться и за счет обустройства капиллярной транспортной инфраструктуры области. Доступность образования – как за счет дистанционных форм обучения, так и учебных кредитов, софинансирования бюджетами всех уровней и работодателями. Доступность медицинских услуг – как за счет оснащения специализированных центров на уровне области, так и путем укрепления поселковых медицинских пунктов. Доступность общей базы данных по рынку труда Владимирской области за счет компьютеризации и создания мест общего пользования при поселковых администрациях. Равные возможности в части улучшения жилищных условий будут реализовываться как за счет развития системы ипотечного кредитования в области, так и путем предоставления социального жилья для малоимущих граждан области.

Формирование мотивации к инновационному поведению будет осуществляться на пропаганде примеров успешных предпринимателей малого бизнеса (презентации, интервью, наглядная агитация), создание областного бизнес-инкубатора при технопарке, входящем в научно-образовательный кластер области, созданного на базе Владимирского государственного университета. Разработать инвестиционные проекты, направленные на привлечение предоставление возможности гражданам области инвестировать свои сбережений (только в Сбербанке хранятся вклады населения области на сумму более 15 млрд. руб.) в инновационные технологии предприятий области. Для формирования инновационной культуры внутри промышленного, сельскохозяйственного и прочих кластеров области будут организованы при ТПП ВО выставки, конференции и рекомендации от научно-образовательного кластера. Инновационное поведение населения в социальной жизни области будет мотивироваться в предоставлении возможности участия в саморегулируемых организациях, участия в подготовке инициатив для внесения в законодательные и исполнительные органы власти всех уровней, расположенных на территории области.

Радикальное повышение конкурентоспособности продукции и эффективности экономики будет обеспечено как за счет повышения квалификации работников реального сектора экономики области, так и за счет создание в рамках технопарка сектора венчурных фирм, ориентированных на создание принципиально новых видов продукции для освоения в регионе. Рост экономической эффективности и повышение конкурентоспособности производимой продукции кластерами области будут обеспечены путем подключения научно-образовательного кластера к диагностике проблем иных кластеров области для последующей подготовке инновационных решений и оказании помощи в реализации инноваций.
Инвестиции в человеческий капитал должны быть осуществлены в рамках демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Цель демографической политики будет проявляться в снижении темпов естественной убыли населения, стабилизации численности населения и создании условий для ее роста, а также повышении качества жизни и увеличении продолжительности жизни до 75 лет.

Политика в области здравоохранения будет ориентирована на повышение качества и доступности медицинской помощи и улучшение на этой основе показателей здоровья населения, снижение смертности.

Развитие образования будет проявляться в повышении доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями Владимирской области.

Политика в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций – формирование и реализация национальной идентичности, развитие культурного потенциала области, обеспечивающего повышение конкурентоспособности, развитие творчества, инноваций и социального благополучия, формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию регионального сообщества.

Региональная политика в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе будет состоять в обеспечении условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитии эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.

Жилищная политика области будет направлена на обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан России, а также соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Будет обеспечена поддержка социально уязвимых категорий населения и повышение эффективности и восприимчивости к инновациям сектора социальных услуг. Будет сформирована система социальных институтов, отвечающих потребностям населения области.

Будут формироваться дополнительные стимулы для участия в добровольных пенсионных системах и работавших без назначения пенсии после достижения пенсионного возраста, а также стимулы софинансирования добровольных пенсионных накоплений населения работодателями.

Экологическая политика будет направлена на значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств в регионе.
^ Система положений в рамках третьего принципа

3. Формирование региональной инновационной системы, опирающейся на государственные и частные институты. Стержнем региональной инновационной системы должен стать научно-образовательный кластер, который объединяет остальные кластеры области, образуя социально-экономическую основу развития.
Региональная инновационная система будет представлять собой сеть кластеров связанных между собой отношениями кооперации и объединенные одним центральным кластером – научно-образовательным кластером Владимирской области.

Образовательный кластер, построенный на базе классического университета (г. Владимир), вошедшего в число 40 инновационных вузов страны, и включающего всю цепочку образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до программ МВА), технопарк и научно-образовательные центры (НОЦ), расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий региона, а также вновь созданный Научно-исследовательский институт регионального развития.

НОЦ следует ориентировать на оказание предприятиям комплексных услуг: консультационных, образовательных, исследовательских. В итоге будет сформирована региональная производственно-научно-учебная сеть. Юридические лица, входящие в сеть будут усиливать потенциал друг друга. НОЦ должны представлять собой не только учебные помещения, пригодные для интерактивных форм обучения, но и Интернет-классы для общения в чат, консультаций с тьюторами и самообучения в удаленном доступе по информационным ресурсам электронной библиотеки университета. НОЦ может обслуживать интересы не только предприятий, на базе которых они расположены, но и частных предпринимателей, предприятий малого бизнеса и органы местного самоуправления на территории.

В составе кластера будет предусмотрен технопарк.

Технопарк, являясь единой организацией, включает в себя различные специфические функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка (консалтинговое агентство, инвестиционная компания, страховая компания, кадровое агентство, агентство по оценке и аудиту, рекламное агентство, агентство по IT-технологиям, инжиниринговая фирма, институт повышения квалификации и т.д.) и юридические лица (научно-исследовательские институты и лаборатории) составят ядро технопарка. Предполагается создать консорциум по формированию технопарка на землях университета: предприятия вносят прямые инвестиции, университет входит правом пользования земельным участком.

Предполагается также сформировать на базе технопарка инновационную площадку в рамках законодательства Владимирской области. Существующий «Инновационнно-технологический центр», созданный при участии администрации области, сохранив свой статус, вольется в технопарк и получит свое новое развитие.

По мере раскрутки технопарка консорциум ликвидируется, а бразды правления будут переданы управляющей компании, где университет будет занимать доминирующее положение.

На базе факультетов самого университета создать институты, которым передать часть полномочий по оперативному управлению кафедрами и обслуживающими подразделениями. Внутри институтов создать систему бизнес-единиц (кафедр, научных лабораторий, подразделений, которые, если не зарабатывают деньги, то экономят затраты в рамках выделенного бюджета). Институты, в том числе, должны решать общеуниверситетские задачи (например, Юридический институт должен вести юридическое сопровождение вопросов реализации стратегии развития университета). Институты образуют вертикаль власти, а горизонтальные связи, возникающие в процессе реализации стратегических программ и стратегических проектов, будут соответствовать матричной структуре. В результате внутренняя сетевая структура повысит эффективность управления такой сложной системой как университет.

Как самостоятельные игроки региональной инновационной системы будут выступать ТПП ВО, отраслевые НИИ и КБ, а также инновационные подразделения самих региональных кластеров.

В этом случае государственные ресурсы, направляемые на науку, будут использоваться максимально эффективно и сосредотачиваться на прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.

Кроме того, появится возможность активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. Возрастет эффективность системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, а условия для занятия малым бизнесом станут более комфортными особенно на старте.
^ Система положений в рамках четвертого принципа

4. Инструменты самоорганизации населения (некоммерческие организации, выдающиеся деятели искусства, науки и т.п.) должны воспитывать в обществе культуру самоуправления (традиции, привычки, ритуалы и т.д.).
По большому счету, самоорганизация населения может выступать как самостоятельное конкурентное преимущество области, поскольку юридические лица в форме некоммерческих организаций будут принимать на себя часть функций управления развитием области как в части укрепления самой конкурентоспособности, так и в части выработки инновационных решений.

Предпочтения в этом вопросе будут на стороне не только партий, но и саморегулируемых организаций профессиональных участников (СРО3), которые смогут взять на себя часть контролирующих функций государства

Например, саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг учредается для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

СРО в туристском бизнесе обеспечивают взаимодействие систем саморегулирования и технического регулирования в целях снижения давления чиновников на бизнес. А по оценкам МЭРТ, саморегулирование в строительстве будет более эффективным, чем лицензирование.

СРО в строительном бизнесе решает вопросы соблюдения стандартов подготовки и аттестации персонала.

Членство в СРО становится необходимым условием профессиональной деятельности. Так, с 1 января 2008 года, оценщики, не включенные в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков осуществлять оценочную деятельность уже не имеют права.
Общественная палата как представительство основных сил области и ее человеческого капитала: партии, профсоюзы, СРО, АНО, Союзы, Фонды, Ассоциации, религиозных конфессий, а также отдельно взятых таких известных людей как писатели, музыканты, герои боевых действий и мирных достижений. Инновационность в деятельности общественной палаты сродни законодательной инициативы, а сам факт наличия такой палаты прибавит конкурентных преимуществ области.

^ Система положений в рамках пятого принципа

5. Развитие конкурентоспособных преимуществ находится как в зоне энергоэффективности (по причине отсутствия в нужном количестве собственных энергогенерирующих производственных мощностей), глубокой переработки древесины и вовлечения в хозяйственный оборот водных ресурсов, а также формирования кластеров, позволяющих получить дополнительные преимущества в традиционных для области отраслях.
Принято считать, что к высокотехнологичным предприятиям относятся предприятия оборонного значения (КБ «Арматура», г.Ковров, ГНИЛЦ, г.Радужный, Точмаш, г.Владимир и т.д.) и предприятия, построенные за счет иностранных инвестиций в последние годы. В первом случае имеем хоть и дорогую, но зато очень качественную продукцию, а во втором – продукцию качественную и приемлемую по цене, но главное конкурентоспособную и изготовленную при высокой производительности труда.

Концептуально важно, чтобы предприятия, выпускающие высокотехнологическую продукцию, доминировали в структуре экономики Владимирской области. Отчасти этот вопрос решается созданием отраслевых кластеров и научно-образовательного кластера, отчасти вхождением государственные приоритетные программы и формирование инновационной инфраструктуры в области.

Создание конкурентоспособной транспортной системы области заключается как в строительстве новых альтернативных (платных) дорог, так и формирование капиллярной сети дорог, обеспечивающих доступ к новым коттеджным поселкам и старым селам и деревням, что является одним из главных условий развития территории области. Включение транспортной системы в логистические кластеры области и укрепление транспортной инфраструктуры позволит повысить ее конкурентоспособность и даст толчок инновационному развитию всей области.

Программа энергоэффективности особенно актуальна для области, учитывая не только ограничение по выделенной энергомощности, но и учитывая необходимость снижать себестоимость выпускаемой продукции, участвуя в ценовой конкуренции на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационность этой программы должна проникнуть в каждый дом как в виде счетчиков энергоресурсов и воды, так и энергоэффективного бытового оборудования.

Программа глубокой переработки древесины будет включать не только саму переработку, но и инновационное лесопользование и восстановление лесов.

Программа вовлечения в хозяйственный оборот водных ресурсов будет представлять собой не только обеспечение населения питьевой водой высокого качества из местных источников, но и вовлечением населения в создание акционерного общества своими сбережениями. Наличие источников питьевой воды высокого качества и соседство московского мегаполиса позволяет рассчитывать на конкурентоспособность владимирской ключевой воды. Возможны и инновационные решения по упаковке и структурированию самой воды. Такая программа может объединить жителей Владимирской области и укрепит ее репутацию.

Комплексное развитие сельских территорий и сельского хозяйства предусматривает не только создание кластеров (хлебного, молочного, мясного, овощного, ягодного, грибного и т.д.), но и подключение инновационных решений в сельском хозяйстве, обустройстве села и его коммуникаций с внешним миром.

Создание отраслевых и межотраслевых кластеров, а также формирование ассоциации кластеров – ассоциации работодателей.

В агропромышленный кластер могут войти не только предприятия по растениеводству и животноводству (последним и сильна область), но и предприятия по переработке продукции животноводства и торговли, а также НИСХИ (г. Суздаль), ВНИИЗЖ (пос. Юрьевец), ВНИИВВиМ (пос. Вольгинский) проектные институты, промышленные предприятия, выпускающие продукцию для животноводства и т.д. Самостоятельный кластер могут составить сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские (фермерские) сельские хозяйства, выращивающие овощи, ягоды и фрукты для московского мегаполиса. В основе такого кластера должны лежать современные интенсивные промышленные технологии (на манер голландских) по всему циклу: семена, посадка, выращивание, уборка, обработка, упаковка и доставка потребителю.

Энергетический кластер нужен не только для проведения единой политики энергосбережения, но и для слаженной работы энергетической системы региона. Запасы торфа (самые богатые среди всех регионов России) позволяют возобновить промышленную добычу и переработку торфа для использования в качестве топлива в установках с использованием новых технологий сжигания. Хотя, торф может использоваться еще и в парфюмерной, и химической промышленности, и сельском хозяйстве. В свое время именно для этого и был создан (и действует в настоящее время) ВНИИПОУ (пос. Вяткино). Рапс как сельскохозяйственная культура, позволяет получать масло, которое наряду с парфюмерной промышленностью в последнее время используется как топливо для дизельных двигателей и электростанций. Жмых рапса используется на корм скоту. Сельские и поселковые котельные и миниэлектростанции могут работать на торфе и масле рапса, поэтому нужны КБ по проектированию соответствующего оборудования и предприятия по его производству, монтажу, пусконаладочным работам и ремонту.

Транспортный кластер может включать не только автомобильный и железнодорожный, но и речной (г. Муром на Оке) и воздушный (существующий и проектируемый вновь аэропорт). Кластер будет включать не только сами транспортные, но и обслуживающие предприятия, таможенные и логистические терминалы, гостиницы, заправки, торговые организации и т.д.

Туристский кластер традиционен и включает в себя предприятия и учреждения культуры и туризма, а также предприятия художественных промыслов (вышивка, ювелирные изделия, лаковая миниатюра, ковка холодного оружия, картины художников и т.д.), предприятия транспорта и питания, учреждения культуры и производителей экологически чистой продукции, эксклюзивных услуг и уникальных товаров. Здесь возможно формирование двух территориальных кластеров: большого «Золотого кольца России», уходящего за пределы области, и малого «Золотого кольца» - внутри области (Владимир, Юьев-Польский, Суздаль, Гороховец, Муром, Гусь-Хрустальный, Владимир). В этот огромный кластер входят и охотничьи хозяйства, и базы рыболовов-любителей, и секции дельтапланеризма, и клубы воздухоплавателей, и просто гостевые дома на одну семью для желающих приобщиться к экотуризму и русскому быту и т.п.

Стекольный кластер, несмотря на то, что большинство стекольных предприятий существует не одну сотню лет, до сих пор не сформирован: не создан консорциум по обогащению кварцевых песков Великодворского ГОКа, нет совместных оптовых предприятий по закупке соды, огнеупоров и прочих материалов, нет общей системы повышения квалификации и обмена опытом. В тоже время, есть НИИ стекла (г. Гусь-Хрустальный) и есть завод по производству прессформ, необходимых всем 23 стекольным заводам области (п. Уршель). Есть и ассоциация стекольщиков, но кластер еще предстоит сформировать, что повысит эффективность его участников.

Деревообрабатывающий кластер может включать не только 40 лесозаготовительных, деревообрабатывающих и мебельных предприятий области, но и предприятия химической промышленности, металлообработки, стекольной отрасли и т.д.

Строительный кластер сформирован еще в советские времена и, не смотря на разгосударствление, еще сохранился в таком составе: 33 предприятия по производству стеновых материалов; 20 предприятий по производству изделий сборного железобетона; 10 предприятий по производству нерудных материалов (кирпичных заводов). К этому составу следует добавить три проектных института, коммунальные предприятия и различные предприятия по отделке помещений: электриков, сантехников, газовщиков, плиточников и т.д. В целом, мощность строительных организаций, их материальная база позволяла строителям области в советском прошлом вводить до 1 млн. кв. метров жилья в год, что значительно меньше, чем теперь.

Лекарственный кластер только формируется и включает фабрики Биопрома на территории области, и вновь вводимые предприятия компаний «Лекко» и «Биоффарм». К ним следует добавить два научно-исследовательских института (ВНИВВиМ и ВНИИЗЖ), а также уже сформированную сеть оптовой и розничной торговли. Здесь же могут найти работу предприятия химической и стекольной промышленности, предприятия транспорта и логистики.

Просматриваются контуры и автомобильного кластера. Два завода выпускают осветительную арматура. Один – автомобильные приборы и механизмы для автомобиля. Владимирский моторно-тракторный завод и Ставровский завод автотракторного оборудования. Однако, видимо, без мощного иностранного инвестора такой кластер сформировать будет практически невозможно.

Машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия могут также сформировать свой кластер, но здесь нужна уникальная разработка конечного продукта или крупный проект, которые смогли бы сплотить вокруг себя большое количество машиностроительных предприятий области. То же можно сказать и о предприятиях пищевой промышленности: их много, они разные и их объединяет только логистика и торговля.
^ Система положений в рамках шестого принципа

6. Формирование институциональной среды развития области как в части новых законодательных актов и правил взаимодействия, так и в части новых институтов на рынке земли и финансовом рынке, бюджетных отношений и форм государственного регулирования.
Принятие комплекса инновационных законов Владимирской области будет ориентировано на развитие чловеческого капитала, стимулирование развития инновационной инфраструктуры и стимулирования инновационной активности населения и бизнеса, а также в поле зрения будут нормативные документы формирующие конкурентную среду и поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые будут внедрять конкурентоспособные технологии и продукты. Кроме того, заботой органов власти будут правила, определяющие развитие цивилизованного рынка земли и недвижимости на территории области.

Развитие механизмов взаимодействия власти, бизнеса и сообщества будет проистекать как в направлении взаимных консультаций по стратегически значимым вопросам развития области, так и придания правовой основы в формировании и деятельности общественной палаты и ассоциации работодателей. Вовлечение широких слове населения в процесс развития области не только позволит полнее использовать человеческий капитал в его интеллектуальном проявлении, но и будет стимулировать инновационное поведение населения, сопричастного к развитию области.

Развитие конкурентной среды будет достигаться и за счет снижения барьеров вхождения в активную предпринимательскую деятельность (упрощением бюрократических процедур открытия бизнеса), и за счет предоставления инновационным идеям малого бизнеса в бизнес-инкубаторе научно-образовательного кластера, и за счет создания системы льгот и преференций появлению все новых и новых организаций, конкурирующих между собой. Кроме того, должна быть продожена работа по обеспечению прозрачности конкурсов и грантов, финансируемых из областного бюджета.

Развитие рынка земли и недвижимости будет осуществляться в первую очередь путем формирования институциональных основ рынка земли. Так, например, необходимо формировать базы данных о потенциальных инвесторах, в т.ч. и о недобросовестных, предоставлять земли для переселенцев в зонах с низким спросом на землю, обеспечивать обустройство свободных земель области для последующей продажи на инвестиционных конкурсах, осуществлять зонирование и определение правил застройки территории области, формировать целевые земельные фонды и создавать геоинформационную систему Владимирской области на базе ГИС. Кроме того, рынок земли и недвижимости должен быть обеспечен соответствующей инфраструктурой, консультационными и оценочными услугами, координируемыми СРО.

Создание инновационной инфраструктуры будет осуществлять на базе научно-образовательного кластера, включающего технопарк, венчурные структуры и широкий спектр консалтинговых услуг. Деятельность кластера будет дополняться и поддерживаться ТПП ВО, Инновационно-технологическим центром, существующими НИИ и КБ, а также инвестиционными и венчурными фондами и саморегулируемыми организациями профессиональных участников рыночных отношений.

Приоритеты бюджетной политики, развитие финансовых рынков и банковского сектора на уровне владимирского региона ориентированы на экономический рост, позволяющего обеспечить решение социальных задач развития человеческого капитала области, на которые в структуре бюджета будет выделяться все большая доля средств. Необходимость сокращения разрыва между доходами работающего населения и пенсионеров в условиях ухудшения демографической ситуации потребуют привлечения дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат.

Модернизация экономики области потребуют дополнительных инвестиций из областного бюджета, в том числе, в рамках механизмов частно-государственного партнерства. Кроме того, необходимо расширение возможностей использования рынков акций и облигаций для привлечения финансирования молодыми компаниями и вовлечение в инвестиционный оборот сбережений жителей области, повышая при этом и прозрачность финансовых институтов, и финансовую грамотность населения, и доступность (в том числе и в режиме удаленного доступа) финансовых услуг, а также обеспечивая страхование рисков.

Объектом пристального внимания должно стать стимулирование развития накопительных пенсионных систем, как обязательных, так и добровольных, и расширение допустимого инструментария для инвестирования пенсионных накоплений и страхования рисков.

Содействие развитию человеческого капитала будет осуществляться и за счет повышения доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, создания возможностей для повышения качества жизни с использованием потребительского кредитования и использование образовательных кредитов, а также повышения уровня защищенности качества жизни и личного благосостояния граждан посредством страхования жизни и имущества и формирования личных пенсионных накоплений.

Повышение эффективности государственного управления будет достигаться за счет сокращения издержек на указанное управление и повышение его результативности. Сокращение издержек возможно не только за счет сокращения численности работающих в органах власти (и соответствующего перераспределения полномочий), но и за счет снижения трансакционных издержек, которые в настоящее время стали национальным бедствием. К таким издержкам относятся не только затяжки во времени с принятием инновационных решений и влияние ставшей системой такого явления как коррупция, но и сбои в многозвенной системе управления там, где можно осуществить процедуры самоуправления либо на уровне населения непосредственно, либо за счет саморегулируемых организаций, либо в рамках формируемой сети кластеров. Повышение результативности будет обусловлено как за счет реализации закона синергии в областных кластерах и свободной конкуренции за рациональное использование бюджетных средств, так и за счет результативности деятельности каждого жителя области в его самореализации.

Самым важным в этом процессе стратегических перемен является изменение сознания жителей области, бизнессообщества и самих работников органов власти. Для того, чтобы это происходило необходимо вовлекать в процесс анализа ситуации, разработки и детализации стратегии развития области не только власть, но и некоммерческие организации, ассоциации бизнесменов и отдельных авторитетных и активных жителей области.

В целом структура управления развитием Владимирской области может выглядеть так, как это представлено на рисунке (см. рис. 2), конкретизация которого в части элементов сообщества и бизнеса позволит перейти от концептуального представления к схеме управления областью.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconКонцепция IV международного инновационного форума «Интерра-2012» Инновации для жизни
Новосибирской области Международного инновационного форума «Интерра» на протяжении трех лет обеспечило позиционирование региона как...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconПлан законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» в Законодательном...
«О внесении изменений в закон Владимирской области «О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимися в государственной...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconИз Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. Цель Программы
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconПостановление
Фз "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 7 статьи 56...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconКонцепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма
В состав проектируемого региона входит Ленинский административный район и Керченский горсовет ар крым

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconПравительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р стратегия
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее Стратегия) определяет основные направления, механизмы и инструменты...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconСтратегия социально-экономического развития Краснокамского муниципального...
Стратегия подготовлена в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программы комплексного социально-экономического...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconСтратегия социально-экономического развития чайковского муниципального района
Стратегия разработана на основании решения Земского собрания от 11. 05. 2011 года №15 «Об утверждении Порядка разработки, принятия...

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение icon«Разработка региональной модели инновационного развития»
Цель семинара – разработать региональную модель инновационного развития на примере Новосибирской области

Концепция и стратегия сэр владимирской области. Новая схема управления Региона в условиях инновационного социально-ориентированного развития. Введение iconИнвестиционная стратегия калужской области до 2020 года
Учитывая возрастающие требования к среде проживания и к корпоративной культуре, качественных изменений социально-экономического развития...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница