Скачать 499.71 Kb.
|
ПРОЕКТ «Оценка необходимости внедрения селективного сбора твердых бытовых отходов с последующей переработкой на территории Пермского края» Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. Состояние системы обращения с отходами потребления на территории Пермском крае …………………………………………………………………....4 2. Современные технологии переработки вторсырья…………………………..9 2.1 Переработка вторичного стекла…………………………………………….9 2.1.1 Технологии переработки стеклобоя в гранулы……………………….11 2.2 Переработка вторичных пластмасс………………………………………..12 2.2.1 Технологии переработки пластиков…………………………………...13 2.2.2Технология резинонаполненных пластмасс (РНП) и производства изделий на их основе………………………………………………………….…17 2.2.3 Технология переработки отходов деревообработки и отходов пластмасс…………………………………………………………………………19 2.3 Переработка макулатуры…………………………………………………..22 2.3.1 Технология переработки макулатуры…………………………………23 2.3.2 Производство туалетной бумаги из макулатуры……………………...27 2.3.3 Переработка макулатуры в пульпу…………………………………….28 2.3.4 Переработка макулатуры в картонную упаковку……………………..30 2.4 Переработка черного и цветного металлолома…………………………..33 Выводы…………………………………………………………………………...35 Список литературы………………………………………………………………36 ВВЕДЕНИЕ Целью проекта является анализ различных систем раздельного сбора ТБО и современных технологий переработки вторичного сырья и разработка оптимальной технологии селективного сбора в Пермском крае. Задачи:
потребления, объемы и состав образующихся отходов на территории города Перми.
Ожидаемые результаты:
По данным Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, на территории региона находится 15 объектов размещения твердых бытовых отходов (ТБО), эксплуатируемых лицензированными организациями. Однако со всем объемом ТБО эти организации не справляются. Ежегодный объем отходов потребления в Прикамье составляет 1,15 миллиона тонн. Из них 705 тысяч тонн размещается на специализированных объектах, а остальные 445 тысяч тонн – «в окружающей среде». Иными словами, почти 40% отходов размещаются не санкционировано. По данным исследования, каждый год отрасль обращения с отходами недополучает около 400 миллионов рублей. Ежегодный прирост образования ТБО в среднем составляет 11,5 %. [1] В настоящее время в крае не внедрена система селективного сбора ТБО. Количество используемых или обезвреживаемых ТБО остается непозволительно низким и не превышает 4% (от общего объема ТБО). При этом основная доля перерабатываемого вторичного сырья приходится на черные и цветные металлы (90%), на бумагу и картон (8%) и 2% на остальные фракции. Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края проводится опрос, целью которого является выяснение отношения граждан к сортировке бытовых отходов. Из 378 опрошенных: 70,9% – готовы сортировать бытовые отходы, 4,5% – не видят необходимости, 22,2% – считают, что в наших условиях это не возможно и лишь 2,4% ответили, что не знают. [9] Содержащиеся в отходах вторичные ресурсы безвозвратно теряются, нанося ущерб окружающей среде. На территории Пермского края практически не развит рынок вторичного сырья и материалов, в результате чего использование ценных компонентов отходов в хозяйственной деятельности сводится к минимуму. Значительная часть объектов размещения бытовых отходов была создана без проектов, в ряде случаев объекты не соответствуют требованиям природоохранного законодательства как в части их расположения, так и их обустройства. До 98% объектов захоронения отходов не имеют проектной документации, почти все они не отвечают современным экологическим требованиям. Именно ТБО создают наибольшие социально-экологические и санитарно-гигиенические риски, связанные с содержанием территории населенных мест, с комплексом проблем ЖКХ, невозможностью административным путем остановить их образование. Усредненный морфологический состав ТБО для города Перми представлен на рисунке 1. Данный состав ТБО является характерным для многих крупных городов России с возросшим уровнем потребления, то есть для тех, где объем отходов составляет серьезную проблему (рост объемов образования отходов происходит, прежде всего, за счет упаковочных материалов и бумаги). ![]() Рис. 1. Морфологический состав ТБО Исходя из приведенного состава ТБО видно, что выделение из общего потока отходов таких компонентов как: макулатура, стекло, полимеры и пищевые отходы - позволит снизить объем захоронения на 65% (770 тыс. тонн твердых бытовых отходов). Это позволит снизить затраты на захоронение и при этом увеличит ресурсный потенциал края за счет возврата вторичного сырья. Таким образом, необходимо организовать систему сбора отходов, отвечающую следующим требованиям: максимальное извлечение вторичного ресурса, с сохранением высокого уровня чистоты сырья, минимизация неблагоприятного воздействия на здоровье человека и снижение количества отходов, размещаемых в окружающей среде. Существуют различные варианты схем раздельного сбора отходов от населения, которые можно разбить на две основные группы: одна группа решений подразумевает участие населения, другая пытается обойтись без его помощи. На рисунке 2 представлены варианты схем раздельного сбора ТБО. ![]() Рис. 2. Схемы раздельного сбора ТБО Важнейшим фактором в системе обращения с отходами является внедрение раздельного сбора ТБО. На рис.3 представлена схема мусоропотока, позволяющая проанализировать положительные и отрицательные стороны различных систем раздельного сбора. Схема, построенная для города Перми по усредненному морфологическому составу ТБО, и отображает идеальные мусоропотоки (т.е. без учета потерь на каждом этапе сбора). ![]() На основе анализа, определена наиболее предпочтительная система сбора отходов – раздельный сбор в три контейнера [10]. Преимущества данной системы:
примерно на 70%, как и при дуальной системе сбора. Недостатки:
Для оптимизации схемы, необходимо использовать емкости большого объема специальной конструкции для сбора отходов (что исключит возможность их хищения) и транспортные средства упрощенной конструкции (самосвальный открытый кузов большого объема и кран-гидроманипулятор). Также можно проанализировать схему сортировки предварительно не отсортированных смешанных отходов, собранных по традиционной схеме. Преимущества для административных структур очевидны: необходимо построить новый полигон и незначительно изменить привычную схему сбора. Подобного рода эксперименты проводились во Франции, а также и в других странах. По истечении нескольких лет выяснилось, что сортировка предварительно не отсортированных отходов приносит довольно неутешительные результаты. Вот почему в настоящее время Европа отказалась от такого решения. В связи с этим, очевидно, что мусоросортировочные предприятия целесообразно использовать как звено цепи, включающей раздельный сбор отходов. Таким образом, решение проблемы возможно путем создания жесткой системы контроля и учета за движением отходов от источника образования до объекта утилизации, в сочетании с мероприятиями по повышению экологической культуры и сознательности граждан Пермского края. Как показывает опыт многих стран, раздельный сбор – это единственное решение, обеспечивающее долгосрочные преимущества и обладающее минимальным количеством недостатков. Раздельный сбор отходов потребления решает целый комплекс задач:
Внедрение раздельного сбора на территории Пермского края возможно по следующим сценариям:
Раздельный сбор смеси сухого утильного сырья Согласно данной технологии в домовладениях на площадках по сбору ТБО, в дополнение к общему контейнеру устанавливается один специализированный контейнер для раздельного сбора утильных фракций коммунальных отходов (отходов бумаги и картона, пластмасс, стекла, металла, текстиля). Специализированные контейнеры объемом 1,1 м3 оборудованы загрузочными отверстиями и крышками, предотвращающими складирование в контейнеры обычных отходов и намокание вторичных ресурсов в контейнерах. Прочие отходы в смешанном виде складируются в стандартный контейнер 0,75 м3 и затем вывозятся на полигон захоронения отходов или на завод по механобиологическому компостированию (МПБО). Опасные отходы собираются в специальную емкость (пакет, бак, контейнер) и вывозятся на последующую утилизацию и обезвреживание. Отходы из контейнеров для раздельного сбора ТБО поступают для дополнительной сортировки на мусоросортировочные комплексы, где производится их досортировка по фракциям и сортам, пакетирование и отгрузка потребителю. ^ По данной технологии, все коммунальные отходы сортируются жителями по двум позициям, и раскладываются в контейнеры. 1. все «сухие» отходы (отходы пластмасс, стекла, бумаги, металлов, текстиля, резины, кожи и т.д.); 2. все виды «влажных» биоразлагаемых отходов, пригодных для компостирования, в т.ч. садовые, пищевые отходы, бумажная упаковка с пищевыми загрязнителями и др.; ^ Наиболее распространенную программу, предназначенную для первого этапа, называют «системой четырех потоков». Из этих четырех потоков три приходятся на ТБО: органические отходы, сухие перерабатываемые отходы, остаточные ТБО. Четвертый представляет собой крупногабаритные отходы. Наиболее высокий приоритет отдается органическим отходам. В Европе на них приходится до 50% от общего количества ТБО, а в Соединенном Королевстве — до 40% отходов, поступающих на площадки для КГМ. Высокий уровень переадресации органических отходов не только приведет к снижению токсичности мусорных свалок, но и будет способствовать достижению муниципалитетами своих 50%-ных контрольных показателей. Второй поток — это сухие перерабатываемые ТБО. Сбор таких ТБО должен способствовать достижению доли ТБО от общей массы в течение трех лет до 17-25%. Приоритетным материалом является макулатура — газеты, журналы и прочая бумажная «смесь», за которой следуют ткани, консервные банки и, наконец, стекло. Третий поток — это остаточные ТБО. Объем этих отходов должен резко уменьшиться, сбор же отходов необходимо совмещать со сбором органических и сухих перерабатываемых ТБО. Необходимы специальные меры для удаления из потока остаточных ТБО опасных отходов. Некоторые такие отходы собираются в мешки, как при сборе сухих перерабатываемых отходов (например, батарейки и старые медикаменты). Все большее число муниципалитетов выделяет на своих площадках для КГМ специальные участки под полный ассортимент опасных отходов, которые перерабатываются или размещаются в соответствии с ситуацией. Система трех потоков для сбора ТБО — основная муниципальная программа интенсивной заготовки вторсырья. В случае действий в духе «интеллектуальной» переработки это вовсе не означает обязательного существования именно трех раздельных процессов сбора. В некоторых случаях возможен сбор двух потоков в разные отсеки одного транспортного средства. В других случаях организуется четыре или пять направлений сбора: для пищевых отходов, садовых отходов, макулатуры и текстиля, емкостей из-под продуктов и напитков и остальных отходов. Главное — чтобы потоки не смешивались во избежание загрязнения. Что касается четвертого потока (крупногабаритные отходы), то в Европе, Северной Америке и Австралии эта проблема решается в основном с помощью устройства небольшого числа площадок для их сбора (часто такие площадки размещаются на мусорных свалках). В дополнение к таким площадкам обеспечивается сбор с разъездом по домам — к тем, кто не имеет автомобиля или живет в сельской местности. В этом случае процесс сбора вторсырья осуществляется практически напрямую. Жители и торговцы получают инструкции о разделении своих отходов и размещении их в соответствующих контейнерах. В результате удается быстро добиться показателя переадресации в 60-70% при условии, что схема площадок реорганизуется и к работе привлекается достаточное количество «зеленых воротничков». Связанная с этой системой проблема заключается в том, что она, хотя и обходится местным властям дешево, создает дополнительную транспортную нагрузку. Любая схема внедрения раздельного сбора подразумевает участие населения. Для повышения эффективности процесса сортировки отходов необходимо стимулирование населения. |
![]() | В соответствии с Уставом Пермского края и Законом Пермского края от 07. 09. 2007 n 107-пк "О системе исполнительных органов государственной... | ![]() | В целях унификации и стандартизации рабочих мест для повышения эффективности работы персонала и ускорения внедрения единых информационных... |
![]() | Изложить Закон Пермского края от 29 июня 2010 года №636-пк «О реализации отдельных полномочий Пермского края в области охоты и сохранении... | ![]() | Тбо, улучшения ситуации в области обращения с отходами производства и потребления по территории мо гп г. Соль-Илецк на 2010-2016... |
![]() | Земельный участок под строительство мусоросортировочного комплекса в районе захоронения твердых бытовых и промышленных отходов в... | ![]() | Направляю информацию о проверке Контрольно-счетной палатой Пермского края деятельности Региональной энергетической комиссии Пермского... |
![]() | Направляю на рассмотрение в порядке законодательной инициативы проект закона Пермского края «О внесении изменений в отдельные законы... | ![]() | Направляю на рассмотрение в порядке законодательной инициативы проект закона Пермского края о внесении изменений в Закон Пермского... |
![]() | В целях внедрения интегрированной системы электронного документооборота, архива и управления потоками работ в Администрации губернатора... | ![]() | Об установлении расходных обязательств Пермского края по предоставлению иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований... |