Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма




Скачать 167.1 Kb.
НазваниеКонцепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма
страница1/2
Дата публикации15.03.2013
Размер167.1 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2
Концепция

комплексного территориального социально-экономического развития

Восточного Крыма
В состав проектируемого региона входит Ленинский административный район и Керченский горсовет АР Крым.

В целом, проектируемый регион по характеру и тенденциям социально-экономического развития относится к депрессивным территориям (не смотря на наличие здесь промышленного центра - г. Керчи, занимающего незначительную долю площади, но концентрирующего достаточно мощный промышленно-производственный потенциал и экономическую активность).

Проектируемый регион занимает важное место в системе геостратегических коммуникаций, располагаясь на пересечении узла транспортных коммуникаций «Запад- Восток» и «Север – Юг». Регион характеризуется высоким уровнем военного присутствия - более 15 000 га территории занято действующими военными полигонами сил российского и украинского Черноморского флота.

Согласно рейтингу ООН Керчь входит в число 10 наиболее древних городов мира. Всемирно известны склеп Деметры (I в. н. э.), Царский курган (IV в. до н.э.), городища Мирмекий (V в. до н.э.), Нимфей (IV в. до н.э.), Пантикапей (VI в. до н.э.), церковь Иоанна Предтечи, которой более тысячелетия, крепость Ени-Кале (1703- 1710 г.г.).

Основными видами потенциалов территориального развития для сельских территорий Восточного Крыма являются не актуализированные в настоящий момент, рекреационный и историко-культурный, а также транспортно-коммуникационный, минерально-сырьевой и агропроизводственный потенциалы.

В связи с этим, основными направлениями стратегического развития сельских территорий Восточного Крыма являются:

  • развитие рекреационного комплекса (с упором на приморские зоны Ленинского района, в настоящее время слабо используемые и практически градостроительно не освоенные, усиление «лечебно-реабилитационной» составляющей рекреации – на базе имеющихся в регионе природных лечебных ресурсов);

  • развитие транспортно-коммуникационного комплекса (включая создание транспортного перехода в Керченском проливе, создание крымского участка международного транспортного коридора Е95 – что соответствует задачам п.п. 4.4. раздела 5 «Стратегии экономического и социального развития АР Крым на 2011 – 2020 г.г.»);

  • развитие минерально-сырьевого комплекса (с учетом разработки месторождений строительного сырья в Ленинском районе и разработки энергетических ресурсов в морских прибрежных водах);

  • развитие агропромышленного производства (виноградарство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство и овощеводство).

Основу потенциала территории Керченского городского совета создают географическое положение, порты, транспортные сети, высококвалифицированные кадры, производственные возможности (связанные с развитием морехозяйственного комплекса, транспортного машиностроения, промышленности стройматериалов, перерабатывающей и пищевой промышленности), культурно-историческое наследие.

Исторически локализованный между Востоком и Западом, на пересечении морских и сухопутных торговых путей из Чёрного моря в Азовское и из Азии в Европу, на границе Украины и России, город развивается как транспортный узел. Наличие разведанных запасов поверхностно залегающих рудных и нерудных полезных ископаемых, рыбные ресурсы двух морей стимулировали развитие промышленности. Сохранение высокого образовательно-квалификационного уровня значительной части населения, наличие неиспользуемого в полной мере потенциала рекреационной сферы делают перспективным развитие города как торгово-транспортного, промышленного центра Восточного Крыма, зоны развития туризма.

На протяжении четырех лет, начиная с 2001 г., одним из основных факторов инвестиционной привлекательности г. Керчи являлся статус территории приоритетного развития. В городе Керчь реализовывалось 12 инвестиционных проектов стоимостью 22,7 млн. долл. США. 25.03.2005 г. был утвержден Закон Украины № 2505 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2005 год», которым приостановлено действие льгот на ТПР. До настоящего времени специальный режим инвестиционной деятельности на ТПР не восстановлен. Наиболее активными инвесторами, вложившими свои капиталы в развитие экономики региона, являются предприниматели Кипра, Великобритании, Эстонии, Российской Федерации.

Стратегическое видение развития города Керчь:

Город 26 веков, находящийся на стыке морей и эпох, культурный и экономический мост между Европой и Азией, международный транспортно - логистический, промышленный и туристический центр.

Миссия города Керчь - Обеспечение высокого качества жизни населения на основе:

  • развития города как международного торгово-транспортного и логистического узла;

  • развития промышленного производства;

  • восстановления морехозяйственного комплекса

  • активизации развития рекреации и туризма путем расширения сферы использования историко-культурного наследия, природно-климатических, рекреационных, людских и экономических ресурсов.


Приоритеты развития морехозяйственного комплекса восточно-крымского региона:

1. Обеспечение расширения сырьевой базы рыбодобывающей промышленности и ее воспроизводства: осуществление комплексного мониторинга запасов рыбы и морепродуктов в Азово-Черноморском бассейне; налаживание системы воспроизводства запасов рыбы в Керченском проливе и в близлежащих акваториях; расширение строительства новых водоемов для прудового рыборазведения; расширение зоны поиска рыбных запасов.

2. Совершенствование материально-технической базы рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности: качественное обновление рыболовецкого флота; реконструкция и техническое перевооружение рыбоперерабатывающих предприятий; модернизация береговых сооружений и создание условий приема и хранения рыбы.

3. Эффективное организационное обеспечение рыбопромышленного комплекса: поиск форм и методов организации и управления рыбопромышелнным комплексом региона; создание условий для воспроизводства кадрового потенциала отрасли; комплексное изучение конъюнктуры рынка рыбной продукции; разработка маркетинговой стратегии по продвижению товаров керченских производителей; улучшение ассортимента и качества рыбной продукции; разработка пакетов инвестиционных предложений.

4. Совершенствование материально-технической базы судостроения и судоремонта: завершение комплексной модернизации судостроительных и судоремонтных предприятий; налаживание связей по производству и поставкам комплектующих; наращивание производственного потенциала судостроения полного цикла.

5. Эффективное научно-техническое и организационное обеспечение развития судостроения и судоремонта: налаживание тесных контактов производителей с местными научно-исследовательскими и учебными заведениями; разработка пакетов инвестиционных предложений; осуществление комплекса маркетинговых мероприятий; создание в регионе системы подготовки и переподготовки кадров для морепромышленного комплекса; создание ассоциации с участием судостроительных и судоремонтных компаний.
Учитывая пространственную неравномерность уровня развития внутри проектируемого региона (не только диспропорции по линии г. Керчь – сельские территории, но и между сельскими территориями: по мере удаления от Керчи и магистральной автотрассы уровень развития падает) при разработке программы стратегического развития необходимо выделение первоочередных точек роста, дающих высокую капитализацию за короткое время и интенсифицирующих развитие смежных хозяйственных отраслей.

В качестве таких точек экономического развития могут выступать:

1. Опукский регион (располагающийся в окрестностях одноименного природного заповедника и с. Марьевка) имеющий достаточно существенный рекреационный потенциал (с соответствующими пляжными зонами), большие массивы не распаеванных земель (земли запаса), практически не освоенный в градостроительном отношении.

Это обстоятельство позволяет говорить о реализации проекта крупного рекреационного комплекса (включая не только отели и гостиницы высокого уровня звездности, но и соответствующую сферу обслуживания туристов с элементами игрового и развлекательного бизнеса).

Организационно-правовой формой реализации проекта может служить свободная экономическая зона рекреационно-туристического типа, что позволит создать условия для ведения соответствующего бизнеса и вхождения на данную территорию крупных инвесторов.

2. Щелкинский узел (промышленный парк в комплексе с развитием рекреации);

3. Керченский узел (развитие промышленного производства, морехозяйственного комплекса, стройиндустрии);

4. Чокракская курортная зона (в форме создания зоны специального режима территориального развития – курорта местного значения);

5. Керченская рекреационная зона (Коса Тузла, пос. Эльтиген, пос. Подмаячное, в форме создания зоны специального режима территориального развития – курорта местного значения);

6. Рекреационные зоны юго-западного побережья Керченского полуострова (в случае ликвидации существующих военных полигонов).
Для начала проработки системного проекта по развитию Восточного Крыма необходимо:

Собрать детальные исходные данные о современном состоянии проектируемых территорий;

Оценить возможные риски и ограничения, а также видовые и интегральный потенциалы развития;

Разработать концепцию стратегического развития территории (включая схему планировочно-градостроительного освоения функционального зонирования территории по характеру перспективного развития);

Определить внутрирайонные первоочередные проекты развития (точки роста);

Сформировать перечень локальных инвестиционных проектов развития территории Восточного Крыма;

Разработать перспективные бизнес-планы реализации локальных проектов территориального развития (с соответствующими мероприятиями по их продвижению на рынок инвестиций).

Важное значение для успеха проекта имеет активизация государственно-частного партнерства, обеспечивающего вовлечение как внешних, так и внутренних инвесторов в процесс реализации проектов развития (при соответствующих усилиях со стороны государственных структур в создании организационно-правовых условий и правил игры, обеспечении разработки за счет бюджетных средств проектной документации, создание соответствующей инженерной и транспортной инфраструктуры).

В этом плане, несомненный инвестиционный интерес представляют проекты развития и создания инфраструктурных объектов, реализуемые с приоритетом государственного финансирования (прежде всего, в сфере обращения с ТБО: строительство мусороперерабатывающего комбината, с соответствующей организационной структурой по сбору отходов, строительство водоводов, КОС и т.д.).

^ Приложение 1: Оценка современного состояния и ресурсного потенциала проектируемого региона
Ленинский район

Характеризуется средними (среди других сельскохозяйственных регионов Крыма) показателями природно-ресурсного, трудового и экономического потенциала. Низким уровнем отличается развитие социальной инфраструктуры, градостроительное и транспортное развитие, а также производственный потенциал района.

Перспективное развитие района связано с активным производственным освоением юга Керченского полуострова: использованием как сухопутных залежей минерального сырья, так и с активным освоением нефтегазоносных районов шельфа Черного моря. Одновременно открываются значительные перспективы для использования курортно-рекреационных ресурсов как Приазовской, так и Причерноморской частей района.

В соответствии с прогнозом численность населения Ленинского района в 2016 году снизится до 60,4 тыс. чел. (в настоящее время 63,5 тыс чел.), общее количество трудовых ресурсов составит 28,7 тыс. чел.

^ Перспективная сельскохозяйственная специализация района: виноградарство, молочно-мясное скотоводство, птицеводство и овощеводство.

Керченский горсовет

Имеет высокие (среди горсоветов Крыма) показатели производственного и трудового потенциала, развития транспортной сети и градостроительного развития. Низкими являются показатели транспортно-географического потенциала, социального и экологического развития. Основным направлением развития города является значительное улучшение социальных и экологических показателей путем перепрофилирования хозяйственного комплекса со снижением выбросов металлургии, металлообработки и других отраслей промышленности, дальнейшее использование приморского положения города и развитие рекреационной сферы.

В соответствии с прогнозом численность населения г. Керчи в 2016 году снизится до 139,6 тыс. чел. (в настоящее время 146,9 тыс чел.), общее количество трудовых ресурсов составит 66,6 тыс. чел.

^ Характеристика уровня развития и потенциала административных регионов Автономной Республики Крым

Уровень

соц-эконом. и градостроительного развития *

Интегральный потенциал, включая:

удобство положения, уровень развития транспортной сети, трудовой потенциал, обеспеченность природными ресурсами (минеральными, водными, земельными, лесными, фаунистическими, природно-рекреационными)

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

г.г. Ялта, Алушта

Феодосия

г. Судак

--

Средний

Симферопольский

(г. Симферополь и

Симферопольский район)
г. Евпатория

Сакский р-н

г. Керчь, Красногвардейский,

Джанкойский,

Красноперекопский,

Кировский,

Советский,

Черноморский р-ны


Первомайский,

Раздольненский р-ны

Низкий

Бахчисарайский

р-н


Ленинский р-н

Белогорский

Нижнегорский
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПрограмма комплексного социально-экономического развития мо го «Сыктывкар»
Подходы к разработке Программы комплексного социально-экономического развития мо го «Сыктывкар» на 2011-2015 годы (далее – пксэр)...

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПрограмма комплексного социально-экономического развития мо го «Сыктывкар»
Подходы к разработке «Программы комплексного социально-экономического развития мо го «Сыктывкар» на 2011-2015 гг.» (далее – пксэр)...

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПрограммы комплексного социально-экономического развития муниципального...
В целях выработки единого подхода к разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований...

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПлан мероприятий по реализации программы комплексного социально-экономического...
План мероприятий по реализации программы комплексного социально-экономического развития

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПлан мероприятий по реализации программы комплексного социально-экономического...
План мероприятий по реализации программы комплексного социально-экономического развития

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconСтратегия социально-экономического развития Краснокамского муниципального...
Стратегия подготовлена в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программы комплексного социально-экономического...

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconДолжностной регламент
Пермского края консультанта отдела анализа социально-экономического развития и программ социально-экономического развития муниципальных...

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПрограмма социально-экономического Развития Басковского сельсовета На 2013 год
«Концепцией стабилизации и устойчивого социально-экономического развития Басковского сельсовета на период до 2013 года», Программой...

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconСведения о планах и программах комплексного социально-экономического...
Сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования 7

Концепция комплексного территориального социально-экономического развития Восточного Крыма iconПрограмма комплексного социально-экономического развития петропавловского...
Программа комплексного социально-экономического развития петропавловского муниципального района воронежской области на 2013 – 2017...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница