Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г




Скачать 150.59 Kb.
НазваниеОтчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г
Дата публикации25.09.2013
Размер150.59 Kb.
ТипОтчет
vbibl.ru > География > Отчет
Каспийская Экологическая Программа: Развитие

Этот документ представляет базовую информацию членам Руководящего комитета о развитии Каспийской Экологической программы (КЭП) с начала ее образования с тем, чтобы дать возможность ее членам принять решение относительно дальнейшего развития КЭП. В документе указано, что основными достижениями КЭП можно считать a) создание эффективной структуры регионального сотрудничества и координации в области охраны окружающей среды; b) разработку ряда утвержденных региональных и национальных стратегий и планов действий, являющихся результатом упорного регионального диалога и исследований, которые частично реализуются в настоящее время, и c) ряд проектных идей, часть из которых получила финансирование. В документе рекомендуется, чтобы участники Конференции сторон Тегеранской Конвенции приняли во внимание структуру КЭП, стратегии и планы действий, а также идеи инвестирования с тем, чтобы добиться полной и эффективной реализации Конвенции.

a: Создание Каспийской Экологической Программы

  1. Каспийская Экологическая Программа (КЭП) официально начала свою работу в мае 1998 г. по завершению Встречи Временного Руководящего комитета в Рамсаре (ВРК). Встреча РК в Рамсаре завершила ряд инициатив, встреч, коммюнике и деклараций, начиная с 1991 г. Все они имели общий принцип: стремление стран региона сотрудничать в области охраны окружающей среды Каспийского моря.




  1. Инициативы, предшествующие началу работы КЭП, включали:

  • Проект Конвенции по охране и использованию биоресурсов Каспийского моря;

  • Бакинская резолюция, июнь 1991 г.;

  • Тегеранское коммюнике, октябрь 1992 г.;

  • Астраханское коммюнике, октябрь 1993 г.;

  • Декларация о сотрудничестве в области охраны окружающей среды Каспия, Алматы, май 1994 г.;

  • Протокол совещания по программе охраны окружающей среды в Каспийском регионе, Алматы, 1994 г.;

  • Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по ТДА, Алматы, 1997 г.;

  • Встреча региональных и международных партнеров по принятию концептуального документа КЭП, Стамбул, 1997 г.;

  • Национальные отчеты о состоянии Каспия, 1998 г.;

  • Отчет о совещании экспертов по ТДА (включая общую структуру ТДА), Тегеран, апрель 1998 г.; и

  • Решения первого заседания временного Руководящего Комитета КЭП,Рамсар, 1998 г.

  1. Международное сообщество отреагировало на стремление стран к сотрудничеству, и в апреле 1995 г. в регион была послана делегация представителей ПРООН, Всемирного Банка и ЮНЕП. В этом же году регион посетили представители ЕС/Тасис.




  1. Отчет комиссии, разработанный при содействии прикаспийских государств, отмечал необходимость укрепления институциональной, нормативно-правовой баз, как на национальном, так и на международном уровнях, и предлагал разработку рамочной конвенции по защите и устойчивому использованию ресурсов Каспийского моря или рамочного договора о сотрудничестве вместе с соответствующими протоколами/соглашениями.




  1. Отчет комиссии также предлагал создание Каспийской экологической программы в качестве всеобъемлющей долгосрочной стратегии по защите и управлению окружающей средой Каспийского моря. В отчете Каспийская Экологическая Программа (КЭП) представлялась рядом реализуемых параллельно проектов. Для программы представлялось несколько задач и целей, а также ряд мероприятий необходимых для достижения поставленных целей.




  1. Вслед за рекомендациями комиссии и в ходе двусторонних консультаций с Правительствами государств региона и ряда проведенных совещаний экспертов, ЮНЕП начала процесс разработки законодательной базы и институциональных механизмов сотрудничества в области охраны окружающей среды Каспийского моря. Этот процесс начался с проведения Первого заседания экспертов по сотрудничеству в области охраны окружающей среды в Каспийском регионе, которое состоялось в Женеве 12-14 декабря 1995 г., в результате которого в ноябре 2003 г. была разработана и подписана Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская Конвенция). Тегеранская Конвенция вступила в силу 12 августа 2006 г.




  1. В ходе совместной миссии 1995 г., три международные организации и Правительства прикаспийских государств договорились о том, что создание и укрепление организационной инфраструктуры КЭП лежит на ПРООН, в то время, как ЮНЕП будет заниматься мониторингом и разработкой рамочной конвенции по защите морской среды Каспия. Ролью Всемирного Банка являлось определение портфеля инвестиций. Позднее ЕС/Тасис присоединился к инициативе, оказывая техническую поддержку, определяя инвестиции и участвуя в других мероприятиях.




  1. Вслед за совместной миссией 1995 г. ГЭФ предоставил финансирование для начала фазы-Б Фонда разработки проекта (ФРП-Б) Каспийской Экологической программы в октябре 1997 г. с тем, чтобы создать эффективную базу координации программы на региональном и национальном уровнях, а также на уровне донорной организации; определить элементы Трансграничного Диагностического анализа (ТДА) Каспийского региона; а также подготовить проектное предложение ГЭФ для дальнейшей разработки и реализации ТДА и Стратегического Плана действий по Каспийскому морю (СПД).




  1. Всемирный Банк оказал поддержку развитию КЭП через два трастовых фонда и гранты Японского Фонда разработки политики и развития человеческих ресурсов (PHRD), полученные и использованные за период 1995-1998 гг. с целью подготовки и переработки концептуального документа КЭП путем проведения ряда консультаций с представителями стран региона и международными партнерами.




  1. ЕС/Тасис также выделил средства на охрану окружающей среды Каспия. В конце 1996 г. компания «Lahmeyer International» стала главным консультантом КЭП. В начале 1998 г. компания Lahmeyer провела ряд поездок по четырем Каспийским странам СНГ с тем, чтобы оценить институциональную базу работы Каспийской Экологической Программы.




  1. Процессы, финансируемые ЕС/Тасис и ГЭФ проводились в тесном сотрудничестве путем обмена информацией и организацией совместных встреч. В апреле/мае 1998 г. в Иране были проведены две встречи: встреча экспертов ТДА в Тегеране и первая встреча Временного Руководящего Комитета (РК) в Рамсаре, при участии представителей прикаспийских государств и международных партнеров, таких как ЕС/Тасис, ЮНЕП, ПРООН, Всемирный Банк и ЮНОПС.




  1. Встреча временного РК в Рамсаре стала решающим моментом в истории КЭП, так как странам региона удалось достичь соглашения по общим задачам и целям Программы, ее организационной структуре и ключевым элементам ее положений. На Встрече еще раз отмечалась готовность международных партнеров сотрудничать со странами региона в рамках ряда проектов, финансируемых ГЭФ и реализуемых ЮНЕП, ПРООН и Всемирным Банком, а также - финансируемых ЕС/Тасис и реализуемых компанией Lahmeyer. РК утвердили проектную концепцию КЭП: таким образом, появилась Каспийская Экологическая Программа.


b: Организационная Структура

  1. Изначально принятая организационная структура КЭП включала Руководящий комитет (РК), Координационное бюро Программы (КБП), Координатора Программы, пять Национальных координаторов (НК) – по одному в каждой стране, ассистентами которых являлся Межсекториальный координационный комитет и десять Каспийских региональных тематических центров (КРТЦ).




  • Руководящий Комитет являлся главным органом КЭП, определяющим политику и стратегию. Задача РК заключалась в наблюдении за подготовкой рабочих планов и их мониторинге, а также в наблюдении за полной реализацией проектов. В РК входили Национальные координаторы, представители международных партнеров, а также наблюдатели, представители НПО, сотрудничающих организаций ООН и представители частного сектора.




  • КБП координировало и управляло деятельностью КЭП. Оно осуществляло каждодневную координацию региональными компонентами КЭП и реализацией СПД, а также функционировало в качестве Секретариата для Руководящего Комитета. К тому же, КБП размещало персонал, состоящий из экспертов. Согласно решениям Встречи в Рамсаре, в первые три/четыре года КБП было расположено в Баку, Азербайджан, а затем переехало в Тегеран.




  • Координатор Программы был назначен ответственным за полную координацию всех аспектов КЭП, и за реализацию СПД в частности. Он/она поддерживал прямую связь с НК и представителями международных партнеров, а также других доноров с тем, чтобы координировать годичный план реализации программы. Он/она был ответственен за объединение всех финансовых отчетов ГЭФ. Он/она вел активную работу в продвижении лКЭП и мобилизации ресурсов других доноров и частного сектора для оказания поддержки в реализации СПД. В начале первой фазы деятельности КЭП роль Координатора Программы исполнял главный консультант Тасис, а затем – проекта ГЭФ.




  • Национальный Координатор являлся первым контактным лицом в каждой Прибрежной Стране КЭП. НК должен был быть либо Министром, либо представителем им назначенным, который должен присутствовать на всех Встречах Руководящего Комитета. НК занимал действующую должность в национальном Правительстве, обеспечивал на национальном уровне полное межсекториальное участие в КЭП, включая министерства, Академию Наук, НПО, частный сектор и другие заинтересованные стороны.




  • Национальным Координаторам оказывали поддержку Межсекториальные координационные комитеты, задачей которых являлось осуществление межминистерской и межсекториальной координации внутри страны.




  • КРТЦ созывали рабочие группы КЭП для достижения целей и задач, определенных рабочими планами. Каждый КРТЦ ответственен за координацию соответствующего направления в пяти Прикаспийских странах.




  • Международные партнеры приняли руководства представленные в концептуальном документе 1997 г. В результате, международные партнеры предприняли попытку разработки своих проектов в тесном сотрудничестве с, и по возможности, параллельно друг с другом с тем, чтобы отвечать общим и определенным задачам проекта во избежание дублирования действий и для максимального достижения целей.



  1. Первоначальная структура была модифицирована в ходе первой фазы с 1998 по 2002 гг. с тем, чтобы увеличить эффективность работы КЭП. Изменения включали:




  • Вслед за Встречей Руководящего комитета, состоявшейся в 2002 г. в Ашгабате, прикаспийские государства договорились избрать и покрывать расходы Координатора Программы.




  • Десять КРТЦ были расформированы в пять Региональных консультативных групп (РКГ) по таким направлениям, как рыбное хозяйство, биоразнообразие и виды-вселенцы, развитие прибрежной зоны, реагирование на чрезвычайные ситуации и загрязнение. Было решено, что КБП будет действовать в качестве Временного секретариата РКГ. РКГ были назначены на роль консультативных органов, занимающихся тематическим мониторингом.




  • ^ Прикаспийские государства не пришли к единому мнению относительно размещения РКГ. Не было достигнуто соглашения и по поводу создания РКГ заинтересованных сторон.




  • МКК вначале были заменены членами административно-консультативной группы (MAGICA), а затем координаторами реализации Стратегического плана действий (КР-СПД). Задача КР-СПД заключается в проведении эффективного мониторинга и координации реализации основных стратегий и планов действий КЭП, включая Стратегический план действий Каспийского моря (СПД) и Национальные Каспийские планы действий (НКПД).




  • НК и КР-СПД должны были поддерживаться Национальными Координационными бюро, которые должны были создаваться и/или усовершенствоваться в каждой стране в соответствии с нуждами и потенциалом страны.




  • Отмечая необходимость в поддержке деятельности Координатора Программы, по крайней мере, в первые годы, руководитель проекта, финансируемого ГЭФ, вел тесные переговоры с Координатором и в сущности продолжал совместную деятельность, связанную с вопросами координации.




  • Отмечая необходимость взаимодействовать с, и вовлекать основные заинтересованные стороны в деятельность КЭП, проект, финансируемый ГЭФ, нанял советников по участию общественности (СУО) в каждой прикаспийской стране, задачей которых стало проведение мероприятий, связанных с осведомлением общественности о проблемах окружающей среды, включая мониторинг реализации грантов.




  1. Ниже представлена временная организационная структура КЭП:




  1. Отражая сущность Программы, временная организационная структура позволила включение новых проектов в рамки КЭП, имеющих статус полноправных или связанных проектов.




  1. КБП КЭП начало свою работу в 1998 г. в Баку, и переместилось в Тегеран в 2003 г. Оба помещения были предоставлены Правительствами Азербайджана и Ирана соответственно. КРТЦ также были размещены в помещениях, предоставленных Правительствами стран региона.



c: Достижения

  1. Создание КЭП и ее организационной структуры дало соответствующий механизм для международного сотрудничества и партнерства с Каспийскими прибрежными государствами. С начала основания КЭП было привлечено около 30 млн. долларов международной технической помощи, главным образом со стороны ЕС/Тасис и ГЭФ. К тому же, КЭП дала возможность представителям нефтегазовой промышленности более эффективно заниматься природоохранной деятельностью на Каспии.




  1. КЭП стала средством координации технической помощи, предоставляемой национальными донорами и партнерами. Не всегда добиваясь блестящих результатов, тем не менее КЭП значительно содействовала координации международной помощи в рамках общих целей, задач и деятельности.




  1. Отличительной чертой деятельности КЭП стало ведение конструктивного диалога между организациями ЕС и ГЭФ. Примером может послужить и сотрудничество между ЮНЕП, ПРООН и Всемирным банком в рамках КЭП.




  1. Формирование КЭП помогло национальным природоохранным организациям выдвигать Каспий и проблемы окружающей среды в государственных программах. Не смотря на то, что национальные природоохранные организации нуждаются в финансовых и человеческих ресурсах для решения экологических проблем, ясно, что эти организации смогли привлечь к себе внимание мирового сообщества и инвестиции для решения экологических проблем Каспийского моря.




  1. КЭП помогла национальным организациям продолжать вести диалог по охране окружающей среды вне зависимости от политических разногласий и подчас конфликтов, возникающих вокруг Каспия. Это значительное достижение, принимая во внимание разногласия относительно использования ресурсов моря.




  1. Одним из значительных достижений КЭП можно считать созданный механизм, который дает возможность прибрежным государствам вести диалог между собой и с международными партнерами для определения общих экологических целей, а также для ведения совместного поиска путей и средств эффективного достижения поставленных целей. Важно отметить, что КЭП начала работу в период возникновения четырех «новых» государств на севере Каспия, в то время как Иран находился в переходном периоде после произошедшей тут революции.




  1. Тегеранская Конвенция стала основным результатом проводимого регионом диалога. Не смотря на то, что процесс разработки Конвенции руководствовался желанием региона создать правовую базу для ведения сотрудничества в области охраны окружающей среды, КЭП оказывала огромную поддержку, предоставив механизм для ведения регионального диалога.




  1. ЮНЕП/РОЕ, являясь международным партнером КЭП, эффективно управляла процессом разработки Конвенции и в последствие продолжила оказание поддержки регионального сотрудничества для разработки четырех приоритетных протоколов связанных с наземными источниками загрязнения; ОВОС в трансграничном контексте; защитой биоразнообразия и инцидентами, связанными с нефтяными разливами.




  1. КЭП позволила региональным специалистам-экологам общаться друг с другом и со своими международными коллегами для большего понимания экологических условий Каспийского моря. В рамках КЭП проведены десятки исследований Каспийского моря, выявлены основные причины проблем и определены меры воздействия на основные стрессы и проблемы окружающей среды Каспия. Большинство из этих исследований проводилось самими региональными специалистами или при их содействии.




  1. КЭП стала окном, позволяющим международному сообществу глубже понять и осознать проблемы Каспийского моря. Интернет-страница КЭП постоянно посещается различными заинтересованными сторонами. Персонал КЭП и консультанты являлись представителями Каспия на множестве международных встреч.




  1. Основными документами, разработанными в рамках КЭП можно считать:




  • Трансграничный диагностический анализ (ТДА), разработанный в 2001 г., и обновляемый в настоящее время. ТДА отражает техническую оценку приоритетных экологических проблем, их основные причины и предлагаемые меры воздействия.




  • Пять Национальных Каспийских планов действий (НКПД), по одному в каждой стране. НКПД разработаны группами национальных экспертов и утверждены на высшем уровне в 2002 г. В настоящее время НКПД находятся на стадии реализации и пересмотра.




  • Стратегический план действий по Каспийскому морю (СПД), основанный на ТДА и НКПД, а также на других основных региональных и национальных исследованиях и планах, утвержден РК в качестве рамочного документа, предназначенного для выполнения странами региона на добровольной основе. В настоящее время СПД обновляется и будет представлен членам Руководящего Комитета в Москве в декабре 2006 г.




  • ^ Проект плана управления рыбными ресурсами.




  • Утвержденная на региональном уровне Программа мониторинга загрязнения, начатая в 2006 г. и основанная на общих методиках, согласованных параметрах и отобранных станциях.




  • Утвержденная на региональном уровне Программа мониторинга окружающей среды, начатая в 2006 г. и направленная на проведение оценки биоразнообразия в долгосрочном плане. Программа дополняется информационной системой по биоразнообразию.




  • ^ Анализ заинтересованных сторон, обновленный в 2004 г., и Стратегия участия общественности, утвержденная РК в качестве «руководящего» документа.




  • Проект регионального плана действий по СОЗ/СТВ, готовый для представления Руководящему комитету.




  • Экотоксикологическое исследование, аэрофотосъемка тюленей в 2005/2006 гг., а также проект Плана действий по охране Каспийского тюленя, готовый для представления Руководящему комитету.




  • Сбор и анализ исходных данных и рекомендации по контролю передвижения видов-вселенцев в балластных водах; проект плана борьбы с ML и выпуском Beroe; обзор национальных законодательств по видам-вселенцам.




  1. Программа Малых совместных грантов (ПМСГ I), созданная и реализованная Всемирным Банком с 1998 по 2003 гг., а затем - ПРООН (ПМСГ II), стала успешной инициативой, проводимой в рамках КЭП. ПМСГ была направлена на небольшие проекты, связанные с экологическими проблемами, освещенными в ТДА и СПД. Общей сложностью было реализовано или реализуется в настоящее время 28 проектов ПМСГ, общей суммой 1,4 млн. долларов, выделенной ГЭФ, и, по крайней мере, с одинаковой суммой, выделенной самими грантополучателями. Спрос на ПМСГ был всегда выше имеющихся в наличие средств.




  1. Финансируемая ЕС/Тасис Программа малых грантов (ПМГ), общим бюджетом 1 млн. долларов, была направлена на содействие устойчивому развитию населения прибрежных территорий. Эта программа также имела успех и пользовалась большим спросом.




  1. Проекты ПМСГ II и ПМС, пилотный проект по адаптивному управлению колебаниями уровня воды в лагуне Анзали, с возможностью его повторения в Каспийском море и четыре пилотных проекта по сокращению СОЗ, реализуемые в прикаспийских странах, указывают на то, что во второй фазе КЭП была больше занята реализацией мероприятий, нежели проведением исследований, так, как этого требовали страны региона.




  1. В ходе первой фазы деятельности КЭП Всемирный Банк разработал Портфель приоритетных инвестиций (ППИ). ППИ определил и оценил экологические проекты и предложения, связанные с Каспийским морем. ППИ был разработан в тесном сотрудничестве с национальными природоохранными, экономическими, финансовыми и другими организациями. В 2004 году Банком был организован Инвестиционный форум в Баку для встречи потенциальных инвесторов и лиц, выдвигающих свои предложения. Некоторые из проектов получили финансирование.



d) Выводы и рекомендации
Выводы:

  • Предприняты значительные усилия для достижения регионального сотрудничества в области охраны окружающей среды Каспийского региона. Результатом этих усилий послужило создание КЭП, как межгосударственной программы, имеющей четко обозначенные цели и задачи, а также хорошо сформированную организационную структуру.




  • Не смотря на то, что у КЭП нет определенного устава, принятого странами региона, ее наличие излагается в первичном концептуальном документе, разработанном на основе ряда документов, включая документ по Временной организационной структуре КЭП и Правила процедуры.




  • КЭП успешно содействовала ведению конструктивного диалога по окружающей среде, в результате которого была сформирована официальная правовая база по экологическому сотрудничеству в виде Тегеранской Конвенции и соответствующих протоколов.




  • В рамках КЭП успешно разработан ряд региональных и национальных природоохранных стратегий, программ и планов действий. КЭП смогла предоставить небольшое финансирование и обеспечить реализацию некоторых программ/планов благодаря помощи международных доноров, но большинство стратегий должно осуществляться самими странами.




  • КЭП разработала множество идей, которые частично финансировались и могут быть реализованы в будущем.



Рекомендации:

  • Достижения КЭП, включая ее организационную структуру; стратегические документы и инвестиционные идеи должны быть доступны для Конференции сторон Тегеранской Конвенции, ее создающемуся секретариату и соответствующим органам. Структура КЭП, включая КБП, РКГ и НК может занять свое место в структуре Конвенции. Стратегии и планы, разработанные в рамках КЭП, могут стать полезными для разработки Плана действий Конвенции и других документов. Инвестиционные идеи, разработанные КЭП также могут быть рассмотрены в контексте мобилизации ресурсов.



Хамид Гаффарзаде; 5 ноября 2006 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconИтоговый отчет о проделанной работе отчет принял
Настоящий отчет содержит описание оказанных услуг по сопровождению и обслуживанию приглашенных участников и экспертов Международного...

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconИнтервью с Наташей Наташа: Мы должны представиться: мы приехали из...
Снято на видеопленку в 1997 году на турбазе в горах Алтая, на встрече разных духовных течений

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г icon24 года (9 июня 1987) г. Алматы
Ип "Переводческая компания "Зерек" (Алматы, zerek kz) — Консалтинг/аудит/сертификация

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconГосударственное учреждение «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных...
Басенова 153/8, fgu объявляет о проведении открытого конкурса по государственным закупкам на разработку проектно-сметной документации...

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconИп "Алматы Клининг"
...

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconПриказ от 26 ноября 1997 г. N 345 о совершенствовании мероприятий...
Федеральной целевой программы "Безопасное материнство", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 10....

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconЭкспертиза экспертов
Широкое вовлечение экспертов и представителей общественности в систему принятия решений само нуждается в общественном обсуждении...

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconВнимание! Информационный тур!
Компания «on travel» приглашает сотрудников туристских компании в информационный тур в Грецию (Алматы-Ираклион-Алматы ) с 29. 05-...

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconХэйлибэри Алматы Игры cobis нидерланды 2013 Информационный пакет для родителей Содержание
Мы должны прилететь в Алматы в 00 утра среды, 5-го июня. Пожалуйста, во время ожидайте Вашего ребенка в зале прилета международных...

Отчет о совместной встрече работников программы и экспертов по тда, Алматы, 1997 г iconАналитический отчет (итоговый) о реализации программы Союзного государства
Наименование программы, государственные заказчики, головные исполнители, сроки и этапы реализации программы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница