Основные свойства сетевой организации




Скачать 105.77 Kb.
НазваниеОсновные свойства сетевой организации
Дата публикации18.09.2013
Размер105.77 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
Организация сетевого взаимодействия.

Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.

Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений. Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.

Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

^ Основные свойства сетевой организации:

1. Форма. Горизонтальное взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа объектов.

В основе формирования сетевой организации муниципальной методической службы может быть использован вариант матричной структуры.

Матричная структура предполагает одновременное выполнение участниками сетевой организации нескольких проектов и потому включающей одновременно несколько проектных руководителей при наличии руководителя постоянного субъекта сетевой организации. Все проектные группы действуют в рамках общей среды и единого информационного поля. В результате происходит «наложение» специально созданных временных целевых групп на постоянные субъекты сетевой организации, начинает выстраиваться взаимодействие.

Основополагающим принципом матричной структуры является не совершенствование деятельности отдельных постоянных субъектов сетевой организации, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.

Достоинствами матричной структуры являются:

- интеграция различных видов деятельности сетевой организации в рамках реализуемых проектов;

- получение высококачественных результатов по большому количеству проектов;

- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его промежуточные результаты;

- достижение большей гибкости и скоординированности работы, быстрое реагирование матричной структуры на изменение внешней среды;

- преодоление внутриорганизационных барьеров, не мешая при этом развитию специализации каждого постоянного субъекта сетевой организации.

Главным принципом формирования матричной структуры является развитая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых образуются за счет взаимодействия руководителей проектов с руководителями постоянных субъектов сетевой организации.

Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации.

Лидер в сетевой организации — любой человек или группа, являющаяся носителем интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время. Другим необходимым условием лидерства является готовность субъекта сетевой организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей). Система лидерства в сетевой организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов.

2. Процессы. Ориентированность на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, консенсусные процедуры.

3. Управление. Использование «слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних ресурсов).

Общими положениями управления в сетевой организации, основанной на горизонтальных связях, являются:

- децентрализация. В сетевой организации не один центр, а несколько равноправных центров, отличающихся лишь разным наличием ресурсов и механизмов реализации решений;

- «организация без границ», т.к. не имеет структурных подразделений внутри себя, представляет единую команду; преодоление рамок узких специальностей и профессиональных ролей; возможность совмещения работ в разных организациях или разных частях одной организации, частичное снятие также границ между формальными деловыми и неформальными человеческими отношениями;

- менеджмент «без контроля»: менеджер «координирует, не командуя», выстраивает эффективные контакты с теми людьми и организациями, которые не может контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять.

^ 4. Внутренняя сущность. Владение потоками информации: широкая специализация, информация – основной актив, децентрализация информационных потоков.

Новый тип отношений и организации деятельности в современных условиях - сетевая организация труда - порождает новые явления, которые пронизывают различные стороны взаимоотношений в сегодняшнем мировом сообществе, и в целом становится совершенно очевидно, что эта деформация - явление мирового масштаба.

Сетевая организация обеспечивает полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей; согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия; реализует дифференцированный подход к работе с педагогическими и руководящими кадрами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями. И в этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как механизм объединяющей, интеграционной политики.

^ Цели новой модели:

- создать единое информационно-образовательное пространство;

- сформировать субъектную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории;

- использовать потенциал образовательных учреждений и педагогов, получивших признание в рамках открытых педагогических мероприятий и конкурсов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, для оказания адресной методической поддержки педагогическим и управленческим кадрам;

- сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время) и качественным.

Новизна модели сетевой организации методической службы состоит, во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, а во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями услуг.

Под сетевой деятельностью мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д.

^ Ожидаемый результат организации сетевого педагогического взаимодействия:

- обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами;

-активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе работы опорного учреждения;

- повышение эффективности использования методических ресурсов;

- расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров;

- повышение качества работы образовательных учреждений.

Повышение квалификации и профессиональной компетенции педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия.

В современных условиях модернизации российского образования, которая характеризуется, с одной стороны, существенным обновлением содержания и методик обучения, а с другой - стандартизацией образования, невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального методического учреждения в условиях ограниченности его ресурсов – недостаточное финансирование, небольшое количество штатных единиц. Традиционное содержание методической работы на муниципальном уровне: организация педагогических чтений, научно-практических конференций, «круглых столов» по темам, над которыми работают педагоги; представление на открытых семинарах инновационного опыта работы образовательных учреждений на настоящем этапе развития образования не может считаться достаточным для удовлетворения все возрастающих потребностей педагогической общественности. В то же время участие педагогов в реализации приоритетных задач развития образования, таких как инновационная деятельность образовательного учреждения, информатизация и профилизация образования, неизменно ведет к повышению профессиональной компетентности педагога.

Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию. В соответствии с этим многие ученые уделяют внимание изучению проблемы самоактуализации педагога в условиях современной образовательной парадигмы.

Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

^ Механизмом повышения профессионального уровня педагога сегодня становится модель сетевого взаимодействия. Принцип сочетания индивидуального и коллективного, как показывает практика, позволяет обеспечить непрерывность профессионального образования педагога и как следствие повысить качество образовательной услуги муниципалитета. В свою очередь создание системы опорных школ, ресурсных центров - лидеров муниципального образования в решении приоритетных задач развития образования - позволяет одновременно разрабатывать несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование муниципалитета на определенном этапе развития.

На базе опорного ОУ складывается рабочая группа из педагогов различных образовательных учреждений города. Участвуя в работе сетевой организации, педагоги разрабатывают методическую тему, заявленную опорным ОУ, и создают конкретный продукт, тем самым создаются условия для повышения квалификации педагогов, для формирования их исследовательской культуры.

Так в МБОУ г. Астрахани «Гимназия №1» посредством сетевого взаимодействия разрабатываются следующие темы.

  1. ^ Развитие профессионального уровня педагога через внедрение учебных пособий нового типа. Успешность и эффективность использования учебных пособий нового типа в преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае, когда учитель мотивирован на их использование, имеет широкий кругозор, владеет программными средствами как общего, так и учебного назначения; может определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета. В рамках работы по данной теме предполагается создать два типа мастерских: консультативного и обобщающе-модельного характера. В консультативных мастерских потенциальные авторы методических разработок получат ответы на возникающие вопросы технологического и методического характера, а остальные участники выскажут свои идеи и предложения, окажут помощь авторам. Здесь же участники могут найти коллег для совместной реализации идей. Обобщающе-модельные мастерские проводятся по мере накопления методических разработок. В этих мастерских все желающие могут принять участие в создании «Коллекции вариантов использования учебных пособий нового типа», составленных на основе авторских материалов. На этом этапе все участники группы создают общую базу данных и занимаются аналитической работой.

  2. ^ Повышение квалификации педагогов в рамках построения модели профильной школы. Как показывают исследования, большинство учителей, участвующие в апробации профильного обучения, не имеют четких представлений о требованиях к педагогу профильной школы, но все сходятся в одном, что учитель должен быть готов к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. Поэтому одним из главных условий продуктивности профильного обучения является повышение профессиональной компетентности учителей.

В настоящее время существует проблема отсутствия опыта у учителей в проведении курсов по выбору и элективных курсов. Учителя испытывают затруднения в выборе новых форм проведения занятий, использования деятельностного подхода на уроках. Кроме того, трудности вызывает и составление, модифицирование программы элективных курсов и курсов по выбору. Данная проблема весьма актуальна, т.к. задача профильного обучения состоит в том, чтобы наиболее полно помочь обучающимся в определении с выбором и формированием компетентностей, которые будут им необходимы в жизни.

Основными формами работы по данной теме станут семинары (обучающие, практические), представление и презентация опыта работы, знакомство с нормативными документами, консультирование участников, создание сборников и презентаций.

  1. ^ Повышение профессионального уровня педагога через развитие его ИКТ-компетентности. В рамках работы по данной теме педагоги имеют возможность повысить свой профессиональный уровень по таким вопросам: как отслеживать эффективность использования новых информационных технологий; как влияет применение ИКТ-технологий на изменение качества образования; как проводить мониторинг использования новых технологий учителем; как определить уровень собственной ИКТ-компетентности. Повышение профессионального уровня учителя идет через работу в проектах, которые также реализуются посредством модели сетевого взаимодействия.

Результатами роста профессионального уровня учителей станут такие мероприятия, как конкурс – ярмарка «Неделя авторских игр и пособий», субботняя открытая школа, творческий отчёт опорного ОУ, выездной педсовет, теле-, видеоконференции, городской обучающий семинар «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения общественным дисциплинам и в воспитательной работе».

Для эффективной работы по повышению уровня профессионализма педагогов целесообразно использовать сайт «Открытый класс» с целью создания сетевого сообщества учителей общественных дисциплин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные свойства сетевой организации iconПроект матричной модели сетевой организации методической службы горного улуса
При этом оптимальным было признано построение деятельности методической службы «на принципах сетевой организации и мар­кетинга»

Основные свойства сетевой организации iconИнформация о смежной сетевой организации Филиал «Волгоградский» ОАО «Северсталь-метиз»
Оао «Северсталь-метиз» в качестве территориальной сетевой организации (тсо) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства...

Основные свойства сетевой организации iconТема урока Количество часов
Определение жизни. Основные свойства живых организмов. Уровни организации жизни

Основные свойства сетевой организации iconХромосомный комплекс Половые хромосомы человека Свойства человеческого...
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....

Основные свойства сетевой организации iconОсновные свойства событий – алгебра буля

Основные свойства сетевой организации iconЗоны деятельности сетевой организации: ООО «холодильник №4»
Левобережный район г. Воронежа в пределах границ балансовой принадлежности электросетевого хозяйства

Основные свойства сетевой организации iconПодписки
Основные свойства неорганических, органических и элементоорганических соединений — 8 580

Основные свойства сетевой организации icon2. Взгляды М. Планка, Луи де Бройля, Э. Шредингера, В. Гейзенберга,...
Свойства объектов этого мира совершенно не похожи на свойства привычного макромира. Свойства микрочастиц невозможно описать с позиций...

Основные свойства сетевой организации icon1. История функционального программирования. Основные свойства функциональных...
...

Основные свойства сетевой организации iconВопросы по дискретной математике
Множества. Основные операции над множествами и их свойства. Диаграммы Венна. Декартово произведение множеств

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница