Возрастная и педагогическая психология




Скачать 157.9 Kb.
НазваниеВозрастная и педагогическая психология
страница1/4
Дата публикации15.09.2013
Размер157.9 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2   3   4
19

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

В.А ЯСВИН


 

Исследования отношений развивающейся личности к миру природы представляются актуальными как для разработки психолого-педагогических основ экологического воспитания, так и для углубления представлений возрастной психологии о своеобразии психологических особенностей каждого возраста.

Психологами наиболее подробно изучены основные типы деятельностей, в которых осуществляется психическое развитие в онтогенезе: игра, учение и общественнополезная деятельность. В то же время для понимания развития психики как целостного процесса необходимо иметь представление о содержании и функциях других типов деятельности, выяснить, с какими сторонами действительности взаимодействует ребенок, какие психологические процессы и каким образом при этом протекают [11]. В этом плане экспериментальные данные о структурно-динамических особенностях личностного отношения к природе детей разного возраста представляют как практический, так и теоретический интерес.

Проблема отношения личности к природе была впервые поставлена в отечественной психологии А.Ф. Лазурским, которым в ряде работ рассматривалась совокупность субъективных отношений личности [5], [6]. Необходимость психологического анализа взаимодействий человека с природой в системных исследованиях механизмов функционирования ноосферы особо подчеркивалась и Б.Г. Ананьевым [1].

В настоящее время психологами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых рассматриваются определенные аспекты личностного отношения к природе. В частности, А.П. Сидельковским предложены критерии и методы изучения формирования отношения к природе [10]; Д.Ф. Петяевой исследовано развитие представлений о живой природе у дошкольников [9]; Г.В. Шейнис показано влияние развития отношений подростков с природой на их нравственное становление [12]; С.Д. Дерябо изучен характер восприятия школьниками природных объектов, доказана возможность их влияния на личность,

 

20

 

когда они воспринимаются как своего рода субъекты [3]. В наших исследованиях установлены как количественные, так и качественные структурные различия личностного отношения к природе у лиц с высоким и низким уровнем его интенсивности [13].

Б.Ф. Ломов отмечал, что «субъективные отношения личности» являются наиболее общим понятием, обозначающим такие характеристики личности, как ее ценностные ориентации, симпатии, интересы и ряд других, которые связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним. При этом «субъективное отношение личности» выступает в качестве родового для таких понятий, как «установка», «личностный смысл» и «аттитюд» [7].

Отношение к природе (как и другие отношения личности) может быть охарактеризовано через показатели его параметров (или измерений), разработанных в психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева [8]. Б.Ф. Ломовым в качестве базовых выделялись такие параметры, как модальность, интенсивность, широта и устойчивость, а доминантность, активность, когерентность, эмоциональность, обобщенность, принципиальность сознательность рассматриваются как производные параметры отношения [7].

 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возрастная и педагогическая психология iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

Возрастная и педагогическая психология iconРыцарь науки /Козленя-Каминская Е. И.//Возрастная и педагогическая...
Рыцарь науки /Козленя-Каминская Е. И.//Возрастная и педагогическая психология. Сб науч тр./ Науч ред. О. В. Белановская, В. И. Секун...

Возрастная и педагогическая психология iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...

Возрастная и педагогическая психология iconВозрастная и педагогическая психология
На основании экспериментального анализа учебных достижений наиболее успешных школьников выдвигается гипотеза об основной форме организации...

Возрастная и педагогическая психология iconПедагогическая психология
Татарникова Н. С. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие./ Татарникова Н. С. Н. Новгород: вгипу, 2011г. – 60 с

Возрастная и педагогическая психология icon1. возрастная психология как наука
Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени):...

Возрастная и педагогическая психология iconЛитература Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология....
Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2011

Возрастная и педагогическая психология iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

Возрастная и педагогическая психология iconПосредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет
Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;...

Возрастная и педагогическая психология iconЛитература к курсу «Психология педагогической и учебной деятельности»
Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах и опорных конспектах. М.: Айрис Пресс. 2006

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница