Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение»




Скачать 226.44 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение»
страница1/2
Дата публикации23.08.2013
Размер226.44 Kb.
ТипИнструкция
vbibl.ru > География > Инструкция
  1   2



Индивидуальные задания к зачету

для самостоятельной работы-практикума
Зачет по курсу «Логика» состоит из двух частей:

  1. собеседование с каждым студентом по теоретическому материалу во время проведения семинарского занятия в режиме видеоконференции;

  2. решение индивидуального практического задания по логике.


Каждый студент выбирает вариант индивидуального задания по номеру своей зачетной книжки: номер задания соответствует двум последним цифрам в номере зачетки.

Важно!!! Выполненное задание оформляется как самостоятельная работа-практикум. В отличие от «Контрольной работы по логике» на титульном листе указывается «Самостоятельная работа-практикум по логике» и высылается в ЦДО.

Если зачет по контрольной работе является допуском к зачету, то выполнение самостоятельной работы-практикума входит составной частью в процедуру самого зачета.
^ Инструкция по выполнению индивидуального задания
Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение».

Студенту необходимо сначала оценить, к какому типу относится данное умозаключение: к простому категорическому силлогизму, чисто условному или условно-разделительному умозаключению и т.д. Для этого следует внимательно прочитать раздел учебника, посвященный умозаключениям.

Если ваше умозаключение является простым категорическим силлогизмом, то можете следовать приведенным ниже рекомендациям.
^ Простой категорический силлогизм (ПКС) состоит из двух посылок и заключения. И посылки, и заключение — простые категорические суждения типа А, Е, I, О.

Состав ПКС: три термина: S - меньший термин, P – больший термин, M — средний термин. Пример: Посылки1. Все люди смертны 2. Сократ — человек / Сократ смертен = заключение.

Алгоритм определения терминов:

Шаг 1. Начинаем с заключения: Сократ = S (субъект), быть смертным= P (предикат).

Шаг 2. Делаем подстановку терминов S и P в обеих посылках.

Шаг 3. Оставшийся термин М упоминается дважды: «люди» (т.е. человечество)) в первой посылке и «человек» во второй посылке. ВНИМАНИЕ: Посылка, в которую входит термин P, считается большой посылкой, она является первой, а та, в которую входит термин S, называется малой посылкой, она всегда стоит второй в ПКС. Часто в наших рассуждениях мы свободно меняем посылки местами. Для определения фигуры силлогизма нужно поставить большую посылку первой, а меньшую — второй.

Шаг 4. По расположению терминов определяем, к какой из четырех фигур силлогизма он относится:



^ Шаг 5 :

Определяем, к какому типу суждений относятся обе посылки и заключение (А, Е, I, О).

Шаг 6: Смотрим, относится ли наш силлогизм к правильным модусам всех 4-х фигур силлогизма, если нет, то пишем: это неправильный модус такой-то фигуры. Если же находим соответствующий правильный модус, то указываем его и фигуру.

Фигура 1 Фигура 2 Фигура 3 Фигура 4

Модусы:

AAA EAE AAI AAI

EAE AEE IAI AEE

AII EIO AII IAI

EIO AOO EAO EAO

OAO EIO

EIO

Модусы имеют названия, сложившиеся исторически:
Barbara, Celarent, Darii, Ferioque - 1 фигура

Cesare, Camestres, Festino, Baroko, - 2 фигура

Darapti, Disamis, Datisi, Felapton, Bоkardo, Ferison — 3 фигура Bramantip, Camenes, Dimaris, Fesapo, Fresison. - 4 фигура
Гласные буквы в названии каждого из модусов обозначают суждения типа A, E, I, O, составляющие последовательно первую и вторую посылку и заключение.

В правильных модусах выполняются все основные правила категорического силлогизма. К ним относятся: 1. правила терминов, 2. правила посылок, 3. Правила фигур.

Правила для терминов: 1. В ПКС должно быть только три термина. 2. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. 3. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении.

Правила для посылок: 1. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением. 2. Если одна из посылок отрицательнопе суждение, то и заключение должно быть отрицательным суждением. 3. Хотя бы одна из посылоку должна быть общим суждением. 4. Если одна из посылок частное суждение, то и заключение должно быть частным суждением.

Правила фигур:

для 1 фигуры: 1. Большая посылка — общее суждение (А или Е) 2.Меньшая посылка — утвердительное суждение.

Для 2 фигуры: 1. Большая посылка — общее суждение ( А или Е),

2. Одна из посылок — отрицательное суждение

для 3 фигуры: 1. Меньшая посылка — утвердительное суждение,

2. Заключение — частное суждение

4-я фигура не является типичной для мышления, ее заключение не имеет познавательной ценности. В связи с этим для нее правила не были сформулированы.
^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Вариант 1.
1.Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Все научные сведения полезны

Химические сведения научны

Некоторые химические сведения полезны
2.Выразите в виде формул структуру сложных суждений, используя логические термины:

а)Если данный четырехугольник - ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.

б)Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.
Вариант 2.
1.Ограничьте понятия : а) книга, б) железо, в)город.
2.Рассмотрите приводимый ниж силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Все негры имеют курчавые волосы

^ Этот человек имеет курчавые волосы

Следовательно?

Вариант 3

1. Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Некоторые металлы жидкие

^ Ртуть жидкая

Ртуть – металл
2. Оценить правильность следующего деления:

а)Источники бывают холодные, горячие, соляные, сернистые.

б)Пословицы делятся на древние, новые, аллегорические, нравоучительные, бытовые, исторические.


Вариант 4.
1.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

Б) Невежество есть слепой руководитель.

В) Барометр есть инструмент, предсказывающий погоду.
2. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Ни один невменяемый не наказуем

Некоторые преступники невменяемые

Некоторые преступники не наказуемы

Вариант 5.
1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Ни один справедливый человек не завистлив

Всякий честолюбивый завистлив

Ни один честолюбивый человек не есть справедлив
2. Укажите тип отношений между понятиями в следующих примерах, выразив объем понятий кругами:

а) сосед - друг - знакомый - родственник.

б) трудный, нетрудный ,

в) халатность, черта характера.

г) наказание- лишение свободы,- ссылка,

д) наказание - лишение свободы, ссылка, высылка.

Вариант 6.
1.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

  1. а) Человек - смеющееся животное

  2. б) Революции - локомотивы истории

  3. в) Идеалист - человек с идеалистическими убеждениями

г)Кит - рыба, превосходящая остальных своими размерами
2. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Преступники действуют из злого намерения

Этот человек не действовал из злого намерения

Этот человек - не преступник

Вариант 7.
1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Ни один благополучный человек не суеверен

Некоторые хорошо образованные люди суеверны

Некоторые хорошо образованные люди неблагоразумны
2.Проверьте правильность данных определений, укажите, где какие логические ошибки допущены:

а) Загрязнение окружающей среды есть беспорядоченное использование природных ресурсов;

б) Природа есть окружающая среда обитания человека


Вариант 8
1. Сделайте вывод из посылок простого категорического силлогизма. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Все спортсмены тренируются

Некоторые люд и - спортсмены

Следовательно?
2. Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: а) верность, б) правое полушарие, в) русалка.

Вариант 9.
1.Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Все истинно моральные действия совершаются из правильных мотивов

Некоторые действия, благодетельные для других, не совершаются из таких мотивов

Некоторые благодетельные для других действия не суть истинно моральные
2. Проверьте, правильно ли обобщены понятия в следующих примерах:

а) гордость - черта характера;

б) планета - Юпитер;

в) Бранск - город в России;

г) книга - учебник;

д)тарелка - посуда.


Вариант 10.
1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Ни один глухонемой не может говорить

Глухонемые суть душевно нормальные люди

Некоторые душевно нормальные люди не могут говорить
2.Определите вид суждения по количеству и качеству, написав формулу суждения и обозначив каждое суждение одним из символов A, E, I, O :

а)Все птицы имеют крылья.

б)Некоторые растения являются водорослями

в)Ни один рассказ этого автора не переведен на иностранные языки

г) Реки - естественные пути сообщения

д)Большинство из нас не совмещают работу с учебой.

Вариант 11
1.Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Определите модус и фигуру силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:

Ни одно неорганическое тело не растет

^ Кристаллы суть тела неорганические

Следовательно?

2.Проверьте правильность ограничения следующих понятий. Если ограничение проведено неверно, поясните, в чем заключается ошибка и проведите ограничение правильно:

а) год - квартал - месяц - сутки.

б) форма мышления - понятие - положительное понятие

в) час - предрассветный час.

Вариант 12
1.Рассмотрите приводимый ниже силлогизм. Если в нем нет заключения, то выведите его;. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка:
Некоторые негры суть христиане

^ Некоторые христиане добры

Следовательно?
2. Оценить правильность следующего деления понятий:

а)Почва бывает плодородная и неплодородная.

б)Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь
Вариант 13
1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Некоторые романы поучительны

^ Все романы суть вымышленные рассказы

Некоторые вымышленные рассказы поучительны.
2. положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: а) совещание,

б) истинность,

в) невежество.

Вариант 14
1. Определить фигуру и модус силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то укажите, в чем ошибка
Ни одна наступательная война не может быть оправдана

^ Некоторые наступательные войны были успешны

Некоторые успешные войны не могут быть оправданы
2.Дайте логическую характеристику понятий, т.е. укажите, является ли каждое из них положительным или отрицательным, конкретным или абстрактным, соотносительным или безотносительным, собирательным или несобирательным, общим, единичным или пустым: . а)добродетель,

б) собрание верующих,

в) гора Эверест.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» icon«Понятие, суждение, умозаключение» Авторизованный реферат по курсу «Логика»
Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в до н э. Ее основателем является древнегреческий философ...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconИнструкция для выполнения письменного контрольного задания вам необходимо...
Решать каждую задачу необходимо, строго придерживаясь последовательности предложенных заданий, т к каждое следующее задание является...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconМетодические указания по выполнению практического задания. Данное...
Для правильного выбора тактики решения практического задания предлагается следующий алгоритм, порядка выполнения контрольной работы,...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconУрок № (лекция беседа) тема: Понятие суждения, умозаключения
Цели: Познакомить учащихся с основными понятиями алгебры логики (логика, суждение, умозаключение); логические константы, переменные...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по французскому...
Единый государственный экзамен 2005 г. Французский язык, 11 класс. (2005 / 27)

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconЗадания муниципального этапа XX всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2011-2012 уч год
Задание Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 2-4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ,...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconИнструкция по выполнению контрольной работы в соответствии с Письмом...
«Положения по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов – заочников Бизнес-колледжа нгуэу» контрольная...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconЗадания муниципального этапа XXVIII всероссийской олимпиады школьников...
Задание Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ,...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconЗадания муниципального этапа XXIX всероссийской олимпиады школьников...
Задание Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 2-6 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ,...

Инструкция по выполнению индивидуального задания Каждое задание состоит из двух вопросов. Одно из них относится к темам «Понятие» или «Суждение», а второе представляет задачу по теме «Умозаключение» iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Заданий (А1-А14). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. При выполнении задания обведите номер...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница