Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников




Скачать 288.99 Kb.
НазваниеПсиходидактические методы формирования экологического сознания младших школьников
страница1/2
Дата публикации01.08.2013
Размер288.99 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
  1   2
Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников
Лебедева Виктория Петровна,

кандидат педагогических наук,

ведущий научный сотрудник ИНИМ РАО,

cepd@yandex.ru
Аннотация

В статье представлены методы, формирующие экологическое сознание младших школьников при организации образовательного процесса на творческом, эвристическом, исследовательском уровнях.

Ключевые слова: методы эвристического наблюдения, эмпатии, метод проектов, экологической идентификации, экологической рефлексии, экологической заботы, художественной репрезентации.
Abstract

The article presents methods which is forming the ecological consciousness of younger students in the organization of educational process on a creative, heuristic, research levels.

Key words: methods of heuristic observation, empathy, the project method, the identification of ecological, environmental reflections, and environmental concerns, artistic representation.
Работая над технологией развивающего образования, мы занимаемся проблемами развития детского мышления. Мы ратуем за творческое (продуктивное), преобразующее мышление, ориентирующее человека на созидание с раннего детства. При этом мы должны заботиться о развитии этических, нравственных, гражданских, экологических и др. общекультурных ценностей, без которых весь процесс познания превращается в акт накопления информационного багажа, а ребенок – в бездуховную «ходячую энциклопедию».

Рассмотрим только одно направление: влияние эстетических знаний и, соответственно, эстетического развития на этические нормы личности младшего школьника.

«Большой энциклопедический словарь» (Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко) дает определение понятию «эстетическое развитие» – «как развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные».

Эстетика (от греческого слова aisthetikos – чувствующий, чувственный) – рассматривается как наука, изучающая сферу эстетического, как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Область художественной деятельности людей.

Этика (от греческого слова ethika – обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. В новой философии рассматривается как наука, изучающая общечеловеческий характер нравственных требований и норм личности.

В младшем школьном возрасте эстетическое развитие держится на интересе и одобрении ребенка, на положительных эмоциях, вызванных тем или иным наблюдаемым событием или действием, в котором он принимает непосредственное участие. Поэтому мы выбираем непосредственное участие младшего школьника в активном познании живой природы. И стремимся сделать так, чтобы познание живой природы сопровождалось доступной эстетически сообразной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, пением, драматизацией, танцем и т.д. Формирование способности к эстетическому восприятию действительности не просто сложный и многогранный процесс, но прежде всего для младшего школьника он зависит от восприятия действительности взрослым-воспитателем, от создания им условий и возможностей для ребенка увидеть и понять огромный прекрасный мир природы.

Формировать потребности ребенка в общении с природой, эстетическое видение природных явлений и объектов и формировать на этой основе нормы этического поведения, этического сознания и этической поступочной деятельности – это не просто сложный, трудоемкий педагогический процесс, это сущность высокой педагогической культуры. При этом понятие «формировать» может быть использовано только условно.

В. Сухомлинский искал ответ на вопрос, как учителю стать духовным наставником ребенка, как взаимно проникнуть в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга без чего «немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь педагогической культуры». В его образных выражениях мы находим вопрос: что ценнее?- «мир, зажатый в черной классной доске» или «мир, плывущий за стеклами школьных окон». Он завидовал воспитателю, который ведет своих воспитанников в лес, на речку, в поле. Он наблюдал, как ребята с нетерпением ждали тех дней, когда они «отправятся на экскурсию, будут варить в поле кашу и ловить рыбу, ночевать под открытым небом и всматриваться в мерцание звезд». В.Сухомлинский на первое место среди всех педагогических качеств, ставил «умение проникнуть в духовный мир ребенка»1.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак тоже призывал возвыситься к духовному миру ребенка и понимал это «как тончайшее чувствование детского познания мира - познания умом и сердцем».

Затронув проблемы этического развития, мы невольно проникаем в область воспитания личности. Понимая, что теория воспитания и практика воспитания переживают кризис, связанный с изменением целей, ценностей и методов воспитания, мы не будем перечислять по-новому звучащие традиционные понятия, связанные с воспитанием. Не берем на себя смелость оценивать разрабатываемые концепции воспитания и теории личностно-ориентированного воспитания (Л.И. Новикова, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, О.С. Газман, И.П. Иванов).

Но четко определяем наши цели нового подхода к воспитанию: высокая нравственность, ответственность, социальная значимость, личностная ценность, толерантность.

Исходя из этих целей, мы предлагаем сохранить все то, что считаем позитивным в ранее накопленном школьном опыте по организации системы воспитания: возрастной подход, гражданская социализация, детский демократизм и коллективизм, противодействие безнадзорности, педагогической запущенности и семейной безответственности.

Ориентируясь на понятие воспитание, как составную часть комплексного процесса образования, и не умаляя значимости остальных составных частей триединого процесса образования (обучения и социализации), мы рассматриваем его как педагогическую деятельность целенаправленную, формирующую сознание и поведение ребенка в необходимом для современного общества направлении, ориентируясь на гуманизм и общечеловеческие ценности. В нашем конкретном вопросе – в направлении необходимости соблюдения этических норм каждым воспитанником. При этом мы вполне осознаем, что воспитание - это целостный процесс, обеспечивающий целостное развитие человека. Мы согласны с представлением о том, что в области обучения возможно не доучить, не доосвоить, выучить монолог Чацкого или закон Гей-Люссака не сейчас, а позже, но нельзя быть сегодня «не довоспитанным», «не достаточно честным», «на половину культурным» и т.д. Поэтому процесс воспитания по всем действующим законам этого процесса необходимо вести с раннего детства и вести комплексно. Но обсуждаем в статье только одно его направление – этическое становление личности средствами эстетического восприятия окружающей ребенка природы.

Когда учитель читает своим детям стихи В. Берестова:

А дальше, ребята, урок листопада.

Поэтому в класс возвращаться не надо.

Звонок зазвенит – одевайтесь скорей

И ждите меня возле школьных дверей.

И у всех ребят загораются глаза от радости общения с прекрасным. А сердце переполняется восторгом от предстоящих эстетических наслаждений. И любовь переполняет душу ребенка, оставляя в ней обретенный личный опыт общения с изумительными творениями природы.

«Глядите! На елочках темных в подлеске

Кленовые звезды горят, как подвески.

Нагнитесь за самым красивым листом

В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,

Как ветер листвою ее засыпает».

Научить видеть это, любоваться этим, ценить каждый слетевший с дерева листок с малиновыми прожилками, стоит большого педагогического труда. Учитель должен освоить все элементы, правила, законы личностно-ориентированного воспитания. Он должен владеть уже сложившимся личностным опытом каждого ученика, выявить своеобразие личностной ориентации его, на этой основе разработать и провести, построить, спроектировать ту деятельность, которая будет принята детьми как личностно-значимая, личностно-понятная и личностно-ценностная. И это будет первая задача учителя. Наиглавнейшая, технологически трудная и ответственная. Без решения этой задачи приступать к последующим бессмысленно. Так как «неприятие воспитанником личности воспитателя (или предлагаемого им дела) ведет к неприятию предлагаемой им нравственной нормы»2.

^ Вторая, не менее ответственная задача - организация творческого процесса детей. Данная задача умелым решением обеспечивает самоизменение участников процесса, закрепление, развитие той или иной этической нормы. Развитие волевых качеств, терпимости к трудностям, даже такие высокие этические нормы как толерантность, принятие суровости окружающего мира можно вызвать наблюдаемыми явлениями в природе, средствами художественного описания природных явлений.

Например, поэзией А. Фета:

«Учусь у них – у дуба, у березы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!»

Если сопроводить стихи продуманной, педагогически целесообразной и, конечно, принятой детьми, а в лучшем случае, инициированной детьми творческой деятельностью, то желаемый результат педагогического воздействия будет обеспечен.

^ Третья задача по цели воспитания нравственных норм – создание совместно с воспитателем опыта личностного духовного мира, основанного на этических ценностях. При этом нельзя забывать, что личность – продукт ее собственного труда и собственных исканий. А школа, учитель создают условия этого поиска, создают возможности для творческой деятельности по личностному становлению.

Все задачи, конечно, сложны, все ответственны и необходимы при создании новой личностно-ориентированной системы воспитания.

Как видим, этот подход не носит мероприятийный характер. Хотя именно на них, к сожалению, продолжает жить сегодня массовая школа, изменив лишь содержание школьных мероприятий: «Новогодние елки» на «Рождественские встречи», «Первомайские праздники» на «Встречу весны и масленицу» и т.д. Учитель-воспитатель из роли массовика-затейника подобных мероприятий должен выйти и принять роль психолога-наставника; педагога-организатора и участника детской эстетически наполненной, этически грамотной, нравственно выдержанной жизнедеятельности.

При этом в период отсутствия детских ученических организаций усиливается роль классного объединения. Структурная единица школы - класс, как образовательная микросреда, должен обеспечить формирование опыта «демократического» детского объединения, опыта коллективной детской социально-значимой и личностно-ценностной деятельности.

Материал для организации совместной деятельности младших школьников представлен в Практикуме «Природа в окружающем мире»3.

Кроме важнейшей цели формирования экологического сознания школьников, Практикум ставит не менее важную задачу формирования этических норм поведения средствами эстетического восприятия окружающей природы.

Поэтому каждая экскурсия в природу начинается с изучения ландшафта, с поиска прекрасного вокруг, с оказания посильной экологической помощи природе и т.д.

Рассмотрим примеры общения с природой учащихся начальной школы.

Практические и лабораторные работы проводятся методами продуктивного обучения, позволяющими познавать закономерности окружающего мира природы, создавать при этом образовательную продукцию, организовывать образовательный процесс на творческом, эвристическом, исследовательском, экспериментальном уровнях, что обеспечивает развивающий характер образования и содействует формированию экологического сознания и нравственно-этической поступочной деятельности школьников.

К широко используемым методам проведения учебных экскурсий, практических и лабораторных работ в начальной школе можно отнести методы, формирующие экологическое сознание, способствующие экологической поступочной деятельности в бережном отношении к природе, вызывающие любовь к ней, желание любоваться и наслаждаться ее красотами; знать на доступном уровне законы развития природы, чувствовать себя малой, но неотъемлемой частью огромного, целостного мира Природы. Среди широкого разнообразия психодидактических методов выделим следующие, 1-ые – направленные на формирование представлений о природе, 2-ые – направленные на формирование субъективного отношения к при роде; 3-и – направленные на формирование способов и форм взаимодействия с природой.

К первой группе отнесем:

1. Метод эвристического наблюдения, применяющийся на подготовительном этапе в изучении теоретических знаний. Наблюдение используется как источник знаний ученика, информация добывается из реальной жизни, из природного материала. Ученик получает собственный результат, включающий: информационный результат наблюдений, собственный способ наблюдений, комплекс личных действий и ощущений, сопровождающих наблюдение. Учитель учит методике наблюдений, обобщений, умению делать выводы. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Успех метода наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи, допускается дробление задачи на более мелкие, доступные для восприятия и понимания младшего школьника. Для успешного наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к предстоящим наблюдениям, знакомство с теоретическим материалом, относящимся к объектам предстоящего наблюдения, используется уже имеющийся опыт и знания школьников и широко привлекаются произведения классического мирового искусства (произведения писателей, художников, композиторов). Желательно уроки подготовки проводить с привлечением учителей музыки и изобразительного искусства, т.е. делать их комплексными. Очень важна при использовании данного метода рефлексия ученика, необходима самостоятельная формулировка целей и задач предстоящего наблюдения, их анализ (Зачем мы это явление изучаем? Что мы должны получить?) и словесное оформление результатов, содержащее отношение школьника к полученным выводам, оценка их объективности и личного отношения к изучаемому объекту Природы.

2. Метод эмпатии позволяет развить чувственную сферу ребенка. Метод эмпатии менее распространен в практике начального обучения. В переводе с греческого «эмпатия» – сопереживание. Воспитание данного качества сопровождается развитием нравственных эмоций: сочувствия, симпатий, эмоциональной отзывчивости, сорадования. Формирование эмоций у школьника – важнейшее условие развития его как личности. Эмоциональная отзывчивость воспитывается чаще в отношениях к человеку. Но объектом в чувствовании должна стать и Природа, обитатели леса и сада, реки и озера должны вызывать у школьника эмоциональный отклик. При общении с природой источники радостных ощущений безграничны, но мы не всегда обращаем на них внимание и не используем их благотворного влияния. Необходимо учить школьников получать эстетическое наслаждение от восприятия прекрасных феноменов природы, поэтому и при определении целей изучения того или иного явления природы и при подведении результатов общения с природой включаются вопросы, касающиеся личных впечатлений, ощущений, сопереживаний. Использование метода эмпатии позволяет создать жизнерадостное настроение от восприятия красочных пейзажей, запаха цветов, шелеста листвы. Исследователи-лесоводы установили, что незнание основных законов психологического восприятия окружающего мира мешает подчас в полной мере ощутить радостные чувства от общения с природой, обеспечить эмоциональный отдых, создать соответствующее настроение. Такому восприятию нужно учить младших школьников, используя их возрастную восприимчивость и любознательность. Для восприятия не безразлична даже сама форма деревьев в лесу, преобладающий цвет ландшафта, направление и сила ветра. И учитель может использовать возможности окружающей природы для развития нравственных эмоций. Метод эмпатии обучает умению вживаться в объект исследования. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их "очеловечивания".

3. Метод экологической эмпатии позволяет ребенку перенести собственное состояние на объект природы. Этот метод предполагает вопросы к живым объектам природы: «Что он (она) сейчас чувствует?» и «О чем он (она) задумался?», «Ему (ей) почему-то грустно?», «О чем он (она) журчит, шепчет?» и т.д. Данный метод формирует отношения учеников к объектам природы.

Вживание в сущность дерева, камня, облака и т.д. сопровождается диалогом "объект-ученик". Образовательный продукт учения – это мысли, чувства, ощущения ученика, рождающиеся в ходе диалога с объектом изучения.

4. Метод исследования или метод проектов предполагает самостоятельную работу ученика по предложенному учителем алгоритму.

Метод предполагает поиск ответов на поставленные учителем вопросы или проблемы. Учащиеся учатся, опираясь на логику и интуицию, искать ответ на поставленный вопрос. При использовании метода прогнозирования ученик фиксирует свои предположения в форме рисунка, краткой записи после проведенного исследования, сравнивает полученный результат с прогнозируемым, например, учитель предлагает нарисовать росток семени гороха через 3 дня после посадки его во влажную почву, через 10 дней и т.д. Прогноз сравнивают с реальным ростком, делают выводы.

Объекты исследований выбираются в соответствии с тематикой изучаемого теоретического знания.

5. Метод эксперимента используется учителем при наличии имеющегося оборудования и при строгом соблюдении техники эксперимента. Учитель готовит технологические карты. Экспериментальным путем можно в лабораторных условиях определить возраст рыбы, как морские организмы прикрепляются к камням, чем "нюхает" червяк, почему черви выползают из земли при дожде, как растение ищет свет, испаряет влагу, как дышит лист растения и т.д.

6. Метод экологической идентификации позволяет ребенку погрузится в ситуацию обстоятельства, в которых находится объект природы, мысленно моделируется состояние объекта. Тем самым создает представления у ученика о природном объекте углубляется и формируется соответствующее отношение к нему.

7. Метод экологической рефлексии сопровождается самоанализом своих действий и поступков, направленных на мир природы. Этот метод имеет значение для отработки взаимодействия с природным объектом.

Можно привести ряд примеров поступочной рефлексии: Миша не вывел в положенное время погулять щенка. Ася не покормила рыбок в аквариуме. Коля забыл полить комнатные цветы. И т.д.

Вопрос старшего: «Что они о тебе подумали?», «А ты мог бы как они прожить, ожидая помощи?» «Что бы ты чувствовал?»

Использование данного метода успешно формирует и субъективное отношение к природе и отрабатывает взаимодействия с миром Природы.

8. Метод экологической заботы заключается в актуализации экологической активности школьников, направленной на оказание помощи природным объектам, препятствие в создании для них трудных ситуаций, взять под свое попечение муравейник, белый ландыш, занесенный в красную книгу, птиц, оставшихся зимовать в данный краях. Использование данного метода требует экологической компетентности от учителя и учащихся.

9. Метод художественной репрезентации природных объектов, как наиболее значимый в рассматриваемой нами теме, позволяет формировать образ природного объекта средствами искусства. Используя данный метод, учитель формирует экологические представления не только на основе информации научного характера, но и широкого использования произведений литературы, изобразительного искусства и музыки. Для творческой работы учителя и учащихся в Практикуме дана специальная подборка дидактических материалов по временам года.

Стихи, отрывки из классических произведений, из творчества писателей-натуралистов, лесные пейзажи художников, музыкальные пьесы – все это многообразие эстетических впечатлений усиливает и углубляет чувственную сферу ребенка.

Представленные в Практикуме наборы мини-текстов, стихов из классической литературы, произведения устного народного творчества, народной педагогики используются школьниками в самостоятельных работах в урочной и внеурочной деятельности.

Предлагаемые миниатюры их классической литературы могут быть использованы и при проведении классных праздников, на уроках подготовки к общению с живой природой, на уроках повторения и обобщения по темам учебных программ «Окружающего мира». Представленные в Практикуме миниатюры, как подлинные произведения искусства, созданы на языке души. Важно как учитель, либо родитель, читает текст, какие образные впечатления он вызывает у школьников, какие чувства пробуждает в душе ученика. Текст, предлагаемый для громкого чтения, может сопровождаться звучанием музыки, соответствующей тематике текста, иллюстрациями произведений живописи, усиливающими эмоциональное воздействие текста на ученика.

В материалах, представленных в календарном порядке, приведены поэтические произведения, позволяющие развивать воображение обучающихся. Хорошо известна необычайная, пожизненная яркость детских впечатлений, созданных картинами живой природы, либо фантазией детского сознания. Оптимизация эмоционально-интеллектуального развития одна из важнейших задач учителя. Решая ее успешно, учитель ведет ученика по дорожке от эстетического восприятия природы к этике поступочной деятельности при общении с ней. Система в развитии творческой активности младших школьников непременно позитивно отразится на развитии разносторонних творческих способностей обучающихся связанных с творческим мышлением. С этой целью рекомендуется проведение таких форм работы, как путешествие в страну «Вообразилию», пятиминутки фантазии, уроки творчества, уроки смекалки, уроки выдумки, либо «волшебства». На материале личных впечатлений при общении с живой природой, на материале поэтического восприятия живой природы классиками литературного, музыкального и художественного творчества можно проводить интересные интегративные уроки творчества, интенсивно развивающие эмоциональную и интеллектуальную сферы сознания школьников.

Широко используются в работе над развитием эмоциональной и нравственной сфер личности младших школьников сокровища духовной культуры народа. Произведения устного народного творчества несут в себе народную мудрость, проверенную вековым опытом. Это пословицы и поговорки, загадки, приметы, традиции и обычаи, родившиеся при взаимодействии человека с Природой. Знакомство с материалами народной педагогики может происходить в беседах учителя при подготовке к походам в природу, на природе, в конкурсах и играх на школьных праздниках или на уроках, целенаправленно посвящены изучению устного народного творчества. Пословицы и поговорки - наиболее распространенный памятник устного народного творчества. Они кратки, образны, уникальны тем, что созданы умом миллионов и проверены многими поколениями. К.Д. Ушинский считал, что «пословицы и поговорки - это речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа»4. Во многих пословицах и поговорках ярко выражена нравственно-поучительная любовь к Природе, ее красоте и значимости для человека.

Широко используются для развития детского мышления загадки о живой и неживой природе. Они развивают любознательность, логическое и наглядно-образное мышление. Учителя умело используют эту форму фольклора для заполнения разгрузочных пауз на различных уроках, они незаменимы и на уроках «Окружающего мира», как особая форма глубокого познания природы.

Народные традиции, обычаи, поверья, приметы – целый пласт веками накопленных достояний культуры народа. Их утрата приводит к ослаблению связи человека с природой, связи между поколениями и не может не сказаться на их становлении. Поэтому широкое использование учителем этого бесценного достояния усилит нравственно-духовное воспитание младших школьников, углубит их знания о природе, ее важнейших закономерностях. Во многих приметах и притчах приведены причинно-следственные связи явлений природы. В традициях и обычаях заложены мудрые эффективные способы формирования ответственного отношения к Природе, к здоровью младших школьников.

Широкое и умелое использование в практике работы учителя кладовой народной мудрости воспитывает детей в духе любви к родному краю, бережному отношению к природным ресурсам, к своему здоровью, способствует их нравственному становлению.

10. Метод тренинга применяется в старших классах начальной школы. Используется тренинг как игра, формирующая отношение к живой природе, окружающему миру, который нуждается в бережном отношении каждого, живущего на земле человека. Тренинговые методы позволяют проанализировать взаимоотношения каждого ученика с окружающей средой. Учащиеся проходят тестирования, анализируют результаты, делают выводы. Учитель выступает в роли ведущего тренинг по предлагаемой в Практикуме программе, либо по авторской программе, составленной учителем или родителями класса, целенаправленной на формирование тех или иных нравственных позиций учащихся. Например, направленных на воспитание любви к животным игра–тренинг "Зоопарк"; по воспитанию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных – игры-тренинги "Красная книга", "Экологическая карта города, села, местности", "Закон об охране природы" и т.д.

Игры-тренинги носят познавательную экологическую направленность, начинаются с анкеты-опросника т.е. теста и его самоанализа. В анкете содержатся любые вопросы, позволяющие определить отношение каждого играющего к Природе, ее объектам. Вопросы могут быть заготовлены учителем или родителями, исходя из наблюдений за детьми в их общении с Природой. Вопросы целенаправленно стимулируют позитивное отношение к животным, растениям и др. объектам окружающей природы, направлены на исправление уже замеченных взрослыми отклонений в норме поведения ученика в живой природе, либо на формирование нравственных позиций во взаимоотношениях и познаниях природы. Ответы на вопросы должны содержать краткую наиболее удобную для анализа форму: "Да" либо "Нет" Для удобства подсчета каждый ответ "Да" – оценивается одним баллом. После заполнения бланка анкеты предлагается провести самоанализ результатов. Для этого учитель сообщает ключи к ответам. Ключи подбираются учителем, исходя из количества вопросов, фиксирующих позитивное отношение к природе.

Тренинговый этюд заканчивается практической работой в природе по плану учителя. Работа носит игровой, соревновательный характер. Это может быть поиск растений из "Красной книги", составление карты красивых мест в окружающем ландшафте, с их зарисовкой, фотографированием, очистки от мусора красивой лесной поляны и т. д. В ходе соревнования-игры определяется победитель. По итогам игры-тренинга проводится беседа учителя, позволяющая каждому участнику игры высказывать свое отношение к ней с оценкой личного участия и личных самоощущений. Подобных тренинговых этюдов учитель подбирает и проводит в течении учебного года несколько, они могут носить тематический характер, связанный с изучаемой темой, или могут быть экологической или этической направленности.

Приведем ряд примеров, разработанных в Практикуме. Урок «В царстве зимней красоты» может быть проведен по выбору учащихся как коллективное написание экологической сказки «Быстроногий олень», «В лесу родилась елочка», «Зайка беленький» и т.д. Предела фантазии нет.

Может быть целью урока составление коллективного альбома «Сказки зимнего леса», «Зима в поэзии, музыке, изобразительном искусстве» или «Зимний лес в фольклоре», «Загадки и пословицы о зиме», «Наши творческие работы о красавице зиме». А может состояться выход в природу с целью найти красоту в зимнем пейзаже и запечатлеть ее на грифельных досках мелками, а можно сделать наброски-эскизы, чтобы позже на уроке провести конкурс уже состоявшихся настоящих рисунков с кратким обоснованием «законов» зимней красоты.

Для проведения этой работы учителю и учащимся представляются дидактические материалы.

Выбираете зимние зарисовки – читайте мини-этюд Н. Сладкова.

Январь

«Январь - месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья, что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на елки и сосны - странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие...

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки - белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Аленушку, и с мохнатых хвойных ресниц ее закапали слезы...

А вот зверек - оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны - и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь - рассыплется в прах.

Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.

Полон лес диковинных птиц, и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!»

^ Николай Сладков

А что увидели дети? Так ли лес красив? «Плачет» ли у них «Аленушка»? Огромная ли «белая шапка» на «лесном человечке»?

Коллективное обсуждение увиденного будит детскую фантазию, и учитель в беседе не забывает напомнить о том, как «спит» природа зимой по каким понятным детям законам жизнь продолжается.

Если класс выбрал составление сказки, например «Быстроногий олень», учитель использует стихи И. Бунина.

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб –

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг – прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

И. Бунин

В коллективной сказке дети описывают дальнейшую судьбу красавца-оленя. Сопровождают коллективную фантазию рисунками.

Если класс выбрал работу с произведениями народного творчества, то учитель не может превратить ее в формальный набор текстов пословиц, поговорок, примет и загадок о зиме, хотя все они в достаточном количестве представлены в Практикуме. Необходимо поработать над тем, что уже имеется в копилке небогатого жизненного опыта детей. Какое подтверждение народному творчеству можно найти в их «копилках», какие загадки и приметы они могут составить сами. Практикум предлагает и другие практические работы по зимней тематике, Среди них: игра-драматизация «Сказка зимнего леса», коллективное составление мозаичного панно на данную тему, составление макетов зимних домиков лесных обитателей и другие практические работы на природном материале, умело собранном на зимних экскурсиях.

Подобные практические работы предлагаются и в другие периоды года. Предлагается весной послушать и записать на магнитофон язык лесных обитателей, узнать, о чем поют птицы весной, научиться различать язык птичьей радости и тревоги. Предлагается составить каталог профессий лесных обитателей, узнать, кто из них «лесные мастера», кто «садовники», кто «санитары и врачеватели леса».

Интересна работа над:

  • альбомом «Лесные обитатели – герои народных сказок»;

  • составлением памяток «Лесные ориентиры», где изучаются правила безопасности, предосторожности, необходимые при общении с природой;

  • составлением заповедей защитников леса, водоема, парка, школьного сада, газона;

  • изучением целебных ароматов леса;

  • изучением музыки природы, «звуков осени», «звуков весны» и узнать, «молчит ли природа зимой?» и т.д.

И на все эти разнообразные по содержанию работы учитель и дети найдут дидактические материалы в Практикуме. Конечно, поиск можно расширить, можно выйти на творческий уровень и оформлять свое отношение к рассматриваемым природным явлениям своими сочинениями, рисунками, стихами, пословицами и загадками. Но образцы народной мудрости и творчество великих поэтов будет служить мерилом красоты, очарования и достоверности. Приняв ее, ребенок примет и красоту отношений к природе, к окружающим его людям, к себе.

Рассмотрим одну из экскурсий для 4-го класса (По предлагаемому сценарию экскурсию можно провести в любой параллели начальной школы) «Природа и эстетические радости человека».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconКонкурс работу «Влияние взаимоотношений в семье на формирование самооценки младших школьников»
Область исследования: показатели семейного взаимодействия адаптация, сплоченность и самооценка у младших школьников

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconОпыта
«Развивающий урок как условие формирования у младших школьников потребности к самопознанию и самореализации»

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников icon1. Теоретические основы проблемы коллективной творческой деятельности...
Экспериментальное изучение эффективности коллективного творческого дела как формы воспитания младших школьников 33

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников icon"Интернет? И да и Нет"
Систематизировать знание младших школьников об Интернете; познакомить с правилами поведения в Интернете с целью обеспечения информационной...

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconРабочая программа по курсу «Технология» составлена на основе Федеральных...
Е. А. Лутцевой «Технология» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших...

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconПлан. Самооценка у дошкольников. Представление о себе основа самооценки...
Этот оценочный компонент я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания, так же как связанный с самооценкой уровень...

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconРабочая программа по русскому языку составлена на основе Федеральных...
Л. Е. Журовой «Обучение грамоте» и С. В. Иванова «Русский язык» (образовательная программа «Начальная школа XXI века», рук. Н. Ф....

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconСлайд Организация исследовательской деятельности младших школьников
Творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно...

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconОрганизационно-содержательные условия формирования этнического самосознания старших школьников
Теоретические основы формирования этнического самосознания старших школьников

Психодидактические методы формирования экологического сознания младших школьников iconОтчёт по прогимназии «Ласточка». Гражданско патриотическое воспитание...
Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит патриотических чувств и в целом формирование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница