Живите с благодарностью!




Скачать 43.11 Kb.
НазваниеЖивите с благодарностью!
Дата публикации24.07.2013
Размер43.11 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
6 января 2005 года

Реувен Пятигорский

 

ЖИВИТЕ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ!

 

"Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность".

Иосиф Бродский.

"Я входил вместо дикого зверя в клетку..."

 

Сегодня у нас скучная тема – нравоучение. Я серьезно.

Давно просили меня некоторые читатели: "Ну что за рубрика? Читать нечего, одни истории, анекдоты и пересказы Торы. А где серьезный разговор о том, как хорошо быть праведником и плохо быть злодеем? Где?!"

Вот я и решил разнообразить коллекцию наших статей разговором на тему, как приятно и интересно быть праведником. Вернее, взялся осветить только одну сторону праведности, а именно – как развить в себе чувство благодарности. В вас это чувство развито?

Сразу в двух недельных разделах книги Шмот рассказывается про "египетские казни" – удары, которые получили египтяне от Всевышнего за то, что не отпускали евреев. Казни осуществлялись по одной схеме: Моше приходил к фараону и просил отпустить евреев – фараон ему отказывал. Тогда Моше предупреждал, что произойдет такое-то и такое-то бедствие – правитель на угрозу не реагировал. Моше простирал над Египтом посох или руку – и бедствие наступало, после чего фараон слезно просил казнь прекратить. Затем весь цикл повторялся заново.

Посмотрим на этот цикл. В нем больше информации, чем в учебнике подготовки к психотесту; поверьте мне – я читал и то, и другое.

Всего ударов было десять. Но лишь про первые три говорится, что "в них участвовал" Аарон, брат Моше.

Читаем: "Сказал Всевышний Моше: скажи Аарону: возьми свой посох и простри руку на воду египтян". Это первая казнь.

Про вторую и третью написано почти теми же словами: "Скажи Аарону: простри свой посох и ударь по праху земли".

Спрашивается, почему по воде и праху земли нужно было ударить Аарону, а не Моше?

Ответ находим в мидраше (записях Устной Торы):

Сказал Всевышний пророку Моше: разве справедливо, если удар по воде и земле будет нанесен твоей рукой? Ведь вода спасла тебя, когда ты, будучи младенцем, плыл по Нилу в тростниковой корзинке, а земля укрыла труп египтянина, которого ты убил, когда увидел, что тот избивает еврея. (Про оба случая прочитайте самостоятельно, это, во-первых, нетрудно, во-вторых, стоит того. Вторая глава книги Шмот, стихи 3 и 12.)

В другом мидраше говорится, что Моше сам попросил, чтобы не он ударил по воде, а Аарон. Прочтем весь диалог: "Откуда египтяне берут воду для питья?" – спросил Всевышний. Ответил Моше: "Из Нила". Сказал ему: "Преврати ее в кровь". Сказал: "Разве может человек, попив из колодца, бросить в него камень?"

Известный учитель нашей эпохи рав Элияу Деслер пишет, что отсюда мы учим, как важно для человека быть благодарным за добро всем, кто это добро для него совершил. Всем, даже неживой природе!

Правило очень простое: нельзя относиться с пренебрежением ни к чему, чем мы пользовались, – ни к отслужившей мебели или одежде, ни к куску хлеба, что остался после обеда. Например, по отношению к еде существует такой закон, приводим его в прямом переводе: "Нельзя пройти над едой". (Для педантов укажем источник: " Шульхан-Арух", раздел "Орах Хаим" 180:4.)

Комментарий Раши (из трактата "Эрувин"): "Нельзя, обнаружив еду, которая валяется на дороге, пройти мимо и не убрать ее". А тем более нельзя бросать ее самому.

Но вот какой вопрос возникает: разве хлеб или колодец чувствуют наше к ним отношение? О какой благодарности (или пренебрежении) к предметам неживой природы вообще идет речь?

Прежде чем попытаться найти ответ, обратимся еще раз к тексту Торы. В нем рассказывается о первых трех египетских казнях – кровью, жабами и насекомыми. Вроде бы, все выглядит наоборот: воду и землю надо было ударить! Посудите сами, логика предельно проста. Что делают Моше и Аарон? Они совершают чудо: бьют по воде и по земле, природа воды и земли меняется – вода превращается в кровь, прах земли – в кусающих насекомых. Достигается цель Всевышнего: египтяне видят, что на стороне евреев стоит Творец мира. И в этом чуде участвуют вода и земля, которым надо бы радоваться своему участию (если б они могли, конечно). Тогда почему Моше противится их ударить?

Дело в том, что Тора преподает нам урок. (Это и есть самое скучное для тех, кто хочет из всего, даже из рассказов Торы, извлечь развлечение. Но мы их предупредили, верно?)

Оказывается, на качества человека влияет не только его разум, но и чувства. (Да-да, те самые, которыми мы "потребляем" заодно и развлечения с удовольствиями.) Путем размышлений человек чувственный (а это сильнее, чем человек разумный) может прийти к осознанию необходимости улучшить те или иные качества души. Умный человек может стать лучше, приветливей, терпимей и т.д.

В то же время трудно не согласиться с тем, что мир ощущений влияет на качества души намного сильнее, чем способность к размышлениям. Все мы ведем себя так, как чувствуем. Поэтому, если кто-то не испытывает никакого чувства благодарности по отношению к неживой природе, которую использует, или, более того, относится к ней с пренебрежением, то в первую очередь он вредит собственной душе, развращая ее и ослабляя.

Высоконравственный человек пытается не получить, но дать. Если же он получает, то испытывает при этом чувство благодарности к тому, от кого получает, и к тому, чем пользуется.

Вывод: ущерб в чувствах, которые мы испытываем по отношению к окружающему миру, приводит к урону в наших душевных качествах; в первую очередь разговор идет о чувстве благодарности.

Теперь самое время вернуться к нашему разделу Торы. Разум способен понять, что удар по воде Нила необходим с точки зрения общего плана мироздания: он, разум, смотрит в будущее. Но чувства живут настоящим, и природа человека противится такому отношению к воде: вчера она спасла тебя от гибели, а сегодня ты ее бьешь?

Если бы Моше согласился ударить по Нилу, он проявил бы душевную черствость. Тогда как мы смогли бы учиться на его поступках? Этого нельзя было допустить, и Моше отказался.

Мудрецы сказали: "Кто не испытывает чувства благодарности к другим людям, рано или поздно начинает так же относиться и ко Всевышнему".

Добавил раби Нахум Зеев из города Келем, Литва: "Оба этих чувства (отношение к Творцу и отношение к Его творению) имеют один корень. Поэтому, если у кого-то способность благодарить других стала ущербной, то он усомнится и в способности Всевышнего творить добро. А значит – не дай Бог! – усомнится и в существовании Самого Творца".

А значит, продолжим мы логическую цепочку, тот, кто проявляет неблагодарность к окружающим людям и природе, тем самым отвергает Всевышнего. Следовательно, он идолопоклонник (знакомы с таким словом?). С точки зрения евреев, поклонение идолам – самое страшное преступление. Вот почему евреи – в своем идеале – всегда отличались развитым чувством благодарности.

Привести пример? Пожалуйста: благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Живите с благодарностью! iconПосвящается Хюлье Нутку
Перевод: Елена Оганова (ova8@yandex ru), сентябрь 2007 г с благодарностью за помощь Светлане Воробьевой

Живите с благодарностью! iconУроки креативного мышления
С великой благодарностью всем, поддержавшим меня моим дорогим друзьям и Учителям, вчитавшимся в первые версии данной рукописи и привнесшим...

Живите с благодарностью! iconБлагодарности
Работая над этой книгой, я с большой теплотой и благодарностью вспоминаю людей, помогавших мне доказать возможность связи с Окружающими...

Живите с благодарностью! iconЖажда целостности. Наркомания и духовный путь. От
Моему мужу Стэну, с глубокой любовью и благодарностью за любовь, постоянную поддержку, ласковое поощрение и неистощимое терпение....

Живите с благодарностью! icon«Лезвиежизн и» г. Одесса 2 0 0 1 г. Некоторая предварительная информация,...
Этот труд занимает особое место и призван сыграть определённую роль в процессах миропонимания и мировосприятия человеком сегодняшнего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница