Стенограмма проповеди




Скачать 123.42 Kb.
НазваниеСтенограмма проповеди
Дата публикации16.07.2013
Размер123.42 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > География > Документы
07 апреля 2005 года.

СТЕНОГРАММА ПРОПОВЕДИ

В этот день мы призваны стать богами (Слово на Благовещение).
Лк.1, 24-38

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!
«Днесь спасения нашего главизна…» – такими словами Святая Церковь сегодня, в великий и светлый Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, обращается к нам, напоминая нам о великом значении этого праздника.
Что же произошло более 2000 лет назад в маленьком городе Назарет такого, что мы светло и радостно празднуем это событие и устраиваем праздничное Богослужение по этому поводу и даже ослабляется строгость Великого поста разрешением рыбы и вина в этот день? Что же за это событие радостное такое случилося в то далёкое от нас время? Можно говорить о том, что произошло практически самое главное событие для нашего спасения. Поэтому неслучайно такими словами «Днесь спасения нашего главизна», т.е. самое главное. «Главизна» – глава. И эти слова означают, что произошло самое главное событие.
Веками пророки вещали о Пришествии в мир Сына Божия. И вот в этот день святого Благовещения и совершилось начало прихода в мир Сына Божия, произошло зачатие Господа нашего Иисуса Христа, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Сына Божия от Духа Святаго во чреве Пресвятой Девы Марии, особым образом Уготовленной для этого великого дела Божьего и великого Таинства.
Человечество со своей стороны дало Пресвятую Деву, ибо Господь ожидал такую рабу Свою, такую смиренную, кроткую, чистую, которая бы могла вместить в себя Живого Бога и родить нам Живого Бога как Человека.
И вот это соединение Бога и Человека, соединение Божественной природы с человеческой природой и произошло в этот день. И зачался, а потом родился Спаситель, Сын Божий. Ибо если бы не было зачатия, то не было б и Его Рождества и последующей жизни, и смерти на Кресте, и Славного Воскресения. Поэтому начало всего в зачатии. Зачатие от Духа Святаго произошло в этот день Благовещения, когда Архангел Гавриил пришёл и приветствовал Пресвятую Деву, и сказал Ей, что Она избрана для этого великого дела и что Она зачнёт от Духа Святаго, родит Сына и Его должно назвать именем Иисус, т.е. Спаситель мира, ибо Он спасёт людей от их грехов. Так Бог избрал. И это великая Тайна, непостижимая для нашего ума: как Вечный, Всесовершенный, Недоступный ни для кого Бог стал Человеком и как Бог Дух Святый мог это осуществить. Т.е. как, каким образом Он сошёл на Деву так, что в Ней зачался Младенец и не просто человеческий младенец, а Богочеловек. Т.е. в Этом Младенце была и полнота Божества, и полнота человеческой природы.

И это остаётся для нас Тайной, превышающей всякое понимание, ибо Бог для нас недоступен в понимании. Мы никогда до конца Его не познаем и не поймём – настолько Он Велик и безконечно совершен и безконечно славен, что мы можем только отчасти что-то от Него же познавать и от Него же разуметь, но понять как может безконечный соединиться с конечным мы не можем.

Мы верою свидетельствуем этот факт и принимаем его верою, исповедуем, и используем в своём спасении, благоговеем, но никак не можем понять как Бог, в Котором нет ничего материального, плотского, стал Плотью, стал Человеком со всей природой человеческой, кроме греха.
Грех проходил через семя, начиная от падшего Адама и последующих всех по мужской линии людей. Поэтому семя было исключено. Т.е. никак не через мужское семя нельзя было зачать безгрешного человека, потому что через семя передавалось грехопадение, природа, обречённая на болезнь и смерть, из-за грехов.

Поэтому Господь избрал совершенно удивительный, необыкновенный, чудесный, уникальный способ – это непосредственно Дух Святый сходит на Деву, и Она, оставаясь Девой, зачинает Сына, Который для нас воспринимается как Человек. Потому что Он родился, мы Его видим, можем прикоснуться, слышать Его речь, взирать на Него и видеть, что Он такой человек как вот нам привычно видеть.

Но это был не просто человек, а Богочеловек, т.е. это Ипостась Сына Божия каким-то непостижимым образом для нас, таинственным, приняла человеческую природу.

И что же здесь произошло, кроме дела домостроительства, которое положило начало нашего спасения главизну?

Мы помним беседу Евы со змеем, за которым скрывался падший херувим сатана, что сатана подбивал первых людей к согрешению, к нарушению одной единственной заповеди, и взамен он выставил какую-то приманку. Потому что вот мы даже в своей жизни видим, что редко бывает так, что просто приходит к нам какой-то помысел, искушение или через человека или непосредственно от демона и просто «иди согреши, чтоб согрешить», «вот просто пойди и сделай так, потому что вот так» – так не поступает. Обычно это как бы искушение на грех прикрыто какой-то приманкой, т.е. пойди сделай этот грех, потому что ты вследствие этого будешь иметь нечто для тебя желанное, благое, полезное, удобное и т.д. Т.е. идёт приманка каким-то обнадёживающим таким вот словом, что будет нечто хорошее, такое, что ты ещё вообще никогда не испытывала или не испытывал – так обращается лукавый к душе человека.

И вот Еве именно так было обещано, что с клеветой на Бога, что «знает Бог, что когда вы вкусите от этого дерева запрещённого, то станете сами как боги и не будете иметь нужду». Т.е. приманкой в данном случае послужило обещание, что люди через вкушение этого запрещённого Богом плода, станут богами. Т.е. это было не нечто маловажное обещание. Было обещано очень большое, неисполнимое по тем условиям, но, тем не менее, – и по природе это вообще никогда не может быть, богом можно стать только по благодати и законно, когда Бог это благоволит. А сатана потому и искушал, что: «всё, будете сами богами и не надо будет вам отчитываться и единственную заповедь о запрещении исполнять. Не нужно будет, нужды не будет, вы сами будете богами и будете сами назначать».
И вот всё это кончилось очень печально, мы знаем – люди были, первые, изгнаны из Рая. Они душевно умерли сразу там после согрешения и к покаянию не обратились, а усугубили самооправданием своё положение, были изгнаны из Рая, сброшены на землю, и в поте лица вынуждены добывать хлеб, женщины в муках рождать и жить вот в таких скорбных и многоскорбных условиях. Болезни, скорби, междоусобицы, грабежи, убийства и всё, что мы наблюдаем в этой жизни, заблуждения, прелести, ереси, связь с сатаной, с бесами, вот идолопоклонство, язычество и всякий-всякий мрак, и тьма, и зло в людях постоянно на земле пребывает, и так или иначе склоняет на грехи, и люди живут в постоянном страхе за свою жизнь, и, в конце концов, всё равно рано или поздно умирают и подавляющее большинство наследует вечные мучения, которые созданы для бесов, не для людей. Потому что люди могли бы избежать этих мучений, если бы слушались Бога.

Вот такую участь наследовали люди после грехопадения.
И Господь не хотел оставить их в этом бедственном, в отчаянном положении и предусмотрел и сотворил план по Своему Божественному Промыслу спасения людей и именно от греха. Потому что основа погибели людей есть грех. Через грех – доступ бесам, власть над ними и соответственно мучения, как последствия вот этого качества греховного, жизни и состояния греховного людей.
И вот Господь, придя непостижимым образом в день Благовещения, зачавшись во утробе Девы Марии, Он делает то, на что искусились люди и что лукаво обещал им сатана.

Он со Своей стороны уже, с Божественной, принимает человеческую природу, человеческую плоть, и делает в Лице Иисуса Христа человека богом. «Будете як бози». Тут даже не как Бог, а просто Бог. Бог и Человек в одном Лице. И сделано это именно, чтобы вернуть людей в Рай, чтобы исцелить их от этой лютой болезни. Но, тем не менее, мы видим удивительный результат. То, что люди поверили сатане и нарушили заповедь, можно было получить совершенно другим образом без греха, без нарушения воли Божией.

А Господь со Своей стороны это сотворил. И это очень важный момент этого Праздника. Произошло удивительное, невиданное и неслыханное ни для Ангелов, ни тем более для людей событие, когда Бог Совершенный стал Совершенным безгрешным Человеком, но кроме греха. Во всём остальном Он принял совершенную человеческую природу.

Поэтому мы получили доступ к Нему через человеческую природу как к своему Собрату, старшему, совершенному, чистому, но всё-таки Он стал Человеком. А нам с человеком общаться удобнее. А через Человека Иисуса Христа мы выходим на Ипостась Сына Божия, потому что, обращаясь к Человеку Иисусу, мы этим самым обращаемся и к Сыну Божию.

И вот Иисусова молитва, дарованная нам БОГОМ! - не много молитв Бог нам даровал, - «Отче наш…» и Иисусова молитва. «Отче наш…» к Отцу обращена, Иисусова молитва – непосредственно к Сыну Божию. И нет другого имени, о котором подобает нам спастися – написано в Писании Нового Завета, в книге Деяний – кроме Имени Иисуса (Деян.4:12).

Почему? Потому что и эта Иисусова молитва соединяет как раз для нас это: «^ Господи, Иисусе Христе, т.е. Господи! Совершенный Человек Иисус Христос! Сыне Божий…или Сыне и Слове Божий, помилуй мя грешнаго или грешную».

Т.е. в этой молитве мы и как раз полноту этого Богочеловека призываем. Но начинаем мы с человеческого Его имени и заходим как бы через Человека, обращаясь как бы к Человеку, нас слышащему, мы тут же одновременно обращаемся и к Богу – «Господи, Иисусе Христе, т.е. Человек, но в то же время Сыне и Слове Божий – и поэтому можешь помиловать – помилуй мя!».
Просто человек не может нас спасти и помиловать. Сын Божий, Которому Бог Отец доверил всё, – может. И вот это дивное соединение! Это – знак Благовещения сокрыт в Иисусовой молитве. Тайна Благовещения сокрыта в Иисусовой молитве! как и все другие праздники Двунадесятые, если внимательно разобраться, они сокрыты в этой Иисусовой молитве. Потому что всё, что связано с жизнью Иисуса Христа, всё – в Его имени. Потому что именно с этим именем Он был: в Вифлееме родился, и обрезывался, и посвящался Богу, в двенадцатилетнем возрасте в храме Иерусалимском удивил всех старцев и книжников, и затем вышел на Проповедь, крестился и творил дивные чудеса, был арестован, мучим, поруган, оклеветан, в конце концов распят на Кресте, принял смерть на Кресте и Воскрес силой Божества Своего и вознёсся во славе на небо, и теперь ждём Его Второго Славного Пришествия.

Все события, которые происходили с Ним и которые произойдут согласно Откровению и пророческим местам Священного Писания, они заключены в этом имени: Иисус Христос Сын Божий. Т.е. это новое творение Божие, когда нетварный Бог каким-то образом стал ещё и тварным Человеком, оставаясь нетварным Богом. И не пытайтеся своим умом что-то здесь как-то приникать или проницать, – безполезно. Это приведёт только к погибельным последствиям. Мы принимаем верой как есть и рассматриваем только вот сам факт этого дивного события с разных сторон, потому что нам это полезно. Потому что, чем больше мы будем разуметь об этом Таинстве, не проникая в то, что нельзя проникнуть, тем больше мы будем славить Бога, Который сделал то, что человек только думал по клевете иметь. Он это сделал. И не только в Лице Иисуса Христа. И именно Иисус Христос именуется Новым Адамом и именуется Первенцем. Он первый Воскрес из мертвых и воскресил первого человека, ибо Бог не умирает и Бога воскрешать не надо, Воскрес именно Иисус Христос Человек, Сын человеческий, и это было начало Воскресения, того Всеобщего воскресения.

Затем последовала Пресвятая Дева, Матерь Божия, Которой чрево стало пространнее небес, Она вместила Живого Бога, то, конечно же, Господь не мог удержать Её в тлении. Он воскресил тот Сосуд, с которым был связан самым теснейшим образом, как зачавшийся младенец с матерью. Девять месяцев Она вынашивала Его по законам природы человеческой и родила блаженно безгрешного Человека, Который оставался всё время быть Богом до зачатия, после Рождества Он оставался Второй Ипостасью Сыном Божиим, а с Ним всегда нераздельно пребывала вся полнота Троицы.
Таким образом, Сын Божий, приобщил нас к полноте Божества, человечество, таким образом теснейшим, что Сам стал Человеком и Свою Мать освятил Своим местоприсутствием в Её чреве.
Таким образом, Она была так высоко почтена, и конечно же, было бы несправедливо и недостойно любви Божией, Который заповедал чтить отца и мать, что Он не почтил Свою Мать и оставил Её до Славного Своего Пришествия быть тленной телу и только душою находящейся в Раю.

Мы знаем, Святая Церковь исповедует учение о Воскресении Матери Божией.
И третьим таким человеком является возлюбленный ученик Его – Иоанн Богослов, который был неслучайно избран и назван возлюбленным, которому Господь доверял все тайны и единственного из всех учеников положил Себе на грудь, этим свидетельствуя, что у Него нет никаких тайн от того, кого Он положил головой своей на Свою Божественную грудь – самое тесное такое вот соединение духовное через какой-то внешний знак вот положения Себе на грудь.

Поэтому он не зря называется «наперсник Христов». Ни один человек не может повторить, что он наперсник Христов, ибо никто на персях у Господа больше не возлежал. Но Сам Господь возлежал на пречистых персях Пресвятой Девы. Поэтому Он является Наперсником Матери Божией. Потому что был Младенцем и по природе должен был лежать на груди.

А Иоанн Богослов был усыновлён Господом с Креста Матери Божией и Она названа его Матерью, а он…и так получилось, что Имевшая Наперсником Христа, усыновила самого наперсника Христова. И получилось дивное духовное сородство.
И именно этих три человека, т.е. Иисус Христос по человечеству, Матерь Божия как Чистая Дева и человек совершенный, и Иоанн Богослов, как высший в рожденных женами, который единственно кто Предтечу превзошёл, они составили вот эту часть человечества, которая уже не умрёт. Т.е. они воскресли по качеству Всеобщего воскресения. И это было возможно только благодаря вот дню Благовещения, когда человеческая природа соединилась чудом Божиим с Божественной природой.
И в этом сокрыто и дальнейшее становление богами для каждого из нас. Т.е. теперь мы можем благодатью Божией стать богами по благодати. Каждый из нас! только если он произволяет. Потому что за Богом не станет. Он для того и пришёл, чтобы сделать нас богами. Он как бы говорит: «Хотели быть богами? Но вы пошли не тем путём. Вы послушались дьявола, и он вас совратил – смотрите! – в тупик, в погибельную кончину, которая во ад вас выводит по смерти. Поэтому Я исправляю положение. Хотели быть богами? Я вас сделаю богами, но законно пред Богом, по-настоящему, Моей благодатью, Моими искупительными заслугами, Моим вочеловечением вы можете стать богами, если приобщитесь к Моим заслугам, к Моим искупительным заслугам, если вы со своей стороны правильными действиями за послушание и исполнение Моих заповедей войдёте в это состояние, получите исцеление от грехов, от страстей, победите бесов и освободитесь от них, примиритесь со Мною, то вы можете стать богами по благодати».
До этого никто не мыслил вообще о таком великом Таинстве как человек может стать богом. Бог стал Человеком – это Тайна велика и непостижима. Но не менее постижима и велика тайна, что человек, ограниченное существо, становится богом по благодати, оставаясь человеком по природе. По природе он не может быть Богом, но по благодати – может, и к этому призваны христиане.
Поэтому это такая для нас цель великая, это такая для нас перспектива, что мы никак не можем даже постигнуть величие того, что нам предложено. А мы всё сводим к каким-то маленьким действиям, к каким-то ритуалам, к каким-то обрядам, что надо прийти и что-то сделать, что-то, лишь бы Бог, там, нам гром и молнию не пустил. А Богу ж ничего не жалко! Он сделал уже! Иисус Христос Своим собственным бытием как Богочеловек свидетельствует, что всё сделано! «Если Я – Бог стал Человеком – говорит Он нам, – то значит вы должны стать богами. Для этого Я страдал и это плод Моих страданий, плод Моей смерти, плод Моих поучений и всего домостроительства, что Я сделал! Я призываю вас к Божественной жизни! Вы хотели быть богами? Будьте ими! Поэтому заповеди Мои ведут к этому постепенно по мере их исполнения. Они животворны, они вас оживляют, оживляют, исцеляют, помогают вам воскреснуть от греховной тленной жизни и затем прийти к этому качеству – вы станете богами». А это недомыслимо. Ибо Бог – это не звание, что просто по названию вас в книжку запишут: «вы боги, и будете ходить: ох, ты, смотри, написано: я-бог».

Нет! Это не для страсти, тщеславия там или какого-то, там не будет, в Царстве Небесном, страстей и грехов. Это – реальность, это – качество возможностей облагодатственной природы человека. И если бы Бог Иисус Христос не воплотился и не стал Человеком Иисусом Христом, то мы б не могли и поверить в это никак! «Ну как человеческая природа может стать богом, – не может этого быть, просто не может быть».

И поэтому как бы для нашего осознания дано вот это чудо – Бог стал Человеком – Тайна сия велика – пишет Апостол Павел.
Так вот когда Бог стал Человеком? Именно в день Благовещения! И поэтому всем матерям или кто готовится стать матерью, или кто к этому событию каким-то образом причастен: врачи, родственники и т.д., – это Божественное указание – что человек зачинается в момент зачатия, он совершенным человеком становится, не по какому-то месяцу беременности и, уж, тем более, не по рождению, его рождает, он уже человек, и нет никакого там периода, что он был зверьком каким-то, каким-то нечеловеческого вида животным, – такого нету, это всё мифология и басни демонические.

Господь не мог быть животным. От Духа Святаго зачался сразу изначально в момент осенения Совершенный Человек Иисус Христос. И Он уже дальше развивался по человеческой природе. Поэтому все девять месяцев Он был один и Тот же Иисус Христос. И Человек, развивающийся по законам природы человеческой и Бог Совершенный каждое мгновение соприсутствовал этому развивающемуся человеческому зародышу, ставшему Младенцем, и возраставшемуся до возраста совершенного Иисуса Христа.
Поэтому это подтверждает нам от Божественного Откровения, что убийство во чреве на любом дне и часе, даже мгновении после зачатия является детоубийством и никакого оправдания нету! И это показал нам Своим зачатием и пребыванием девять месяцев во чреве Матери Девы и Рождеством Иисус Христос.

Спорить с этим для людей верующих никак нельзя. Всё! И нам уже неинтересны все мнения учёных, там, врачей и т.д. Вот образец! Вынашивала девять месяцев, значит, Он всегда был Иисусом Христом, ибо от Духа Святаго сразу зачался. И это первое, что мы можем себе ещё восполнить помимо великой Божественной стороны этого дела – это наша человеческая и греховная часть. Мы видим, что и здесь нам Господь помогает утвердиться в борьбе с грехом и не оправдывать страшный грех детоубийства, ибо это действительно ребёнок во чреве с момента зачатия.
Поэтому будем благодарить Бога за это вразумление и за все Его дивные вразумления, связанные с Его зачатием и Благовещением вот в этот великий для нас, светлый и главный день нашего спасения.
Потому что эта тайна, оставаясь тайной, для нас всё равно с какой-то стороны рассматривается, понимается, зрится и растёт благодарение и удивление, восхищение вот этим дивным Божиим Промыслом, Его творчеством в деле нашего спасения. И мы безмерно должны быть благодарны за саму возможность нам стать богами по благодати.
Поэтому не будем размениваться в этой кратковременной жизни на вот эти обольстительные игрушки греховного удовлетворения какого-то или, если уверовали, то на какие-то мелкие вот такие отдельные действия в вере. Не для этого всё Бог создавал, не для этого Церковь Он создавал на земле, а для того, чтобы люди становились богами, сначала выходили из греха, перестали быть бесами по духу, а затем не только вошли в естество Адама, а превзошли и достигли меру возраста Иисуса Христа в духовном росте своём, т.е. стали…А Иисус Христос – Бог. Поэтому, достигая меру совершенства Иисуса Христа, человек становится богом по благодати, он уподобляется Христу именно в этом. Только с разных сторон происходило это действие. У Иисуса Христа – Бог стал Человеком, а мы, дорастая до Него, человек становится богом по благодати.
И да будет сие и с каждым из нас, кто вознамерился спастися, нашим смирением, послушанием Богу, и милостью и помощью Господа и Пресвятой Владычицы, Госпожи Богородицы. Аминь!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Адогматизм, психологизм и имябогоборчество – страшные духовные болезни последнего времени

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Неделя четвертая Великого поста день памяти преподобного и богоносного отца нашего

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Прощение и дар духовного рассуждения важнейшее основание для обретения некогда потерянного рая

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 6-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем Воскресение Христово и память Святых Отцов шести Вселенских Соборов

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Уроки покаяния: практическое руководство новоначальным об очищении ума (слово в день памяти преп. Марии Египетской)

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Продолжаем празднование Светлого Христова Воскресения! И сегодня, неделя 2-я по Пасхе, именуется неделей Фоминой или Антипасхой

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня мы светло празднуем неделю пятую Великого поста. И эта неделя посвящена памяти преподобной Марии Египетской

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Сегодня, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, мы светло празднуем Воскресение Христово и эта неделя совпала с неделей перед Рождеством...

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Но, держа в руках вербы, мы понимаем, что мы этим символизируем те самые пальмовые листья, которые в этом великом историческом событии...

Стенограмма проповеди iconСтенограмма проповеди
Вот и дожили мы милостью Божией до недели Сыропустной, ибо сегодня заговенье на Великий Пост. И с завтрашнего дня начало Великого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница